Реан А.А. Психология детства |
Психология детства. Учебник. Под ред. А.А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с. – (Серия «Мэтры психологии»).
Этот учебник дает полное представление о современных знаниях в области психологии детства от младенчества до 11 лет. Книга разделена на четыре части, каждая из которых описывает особенности психологии данного возрастного периода по следующим векторам: когнитивные особенности, аффективная сфера, мотивационная сфера, поведенческие особенности, особенности Я-концеиции.
Состав авторского коллектива этой книги – уникален. В работе над книгой принимали участие семь докторов и пять кандидатов психологических наук. Из них трое – академики и один – член-корреспондент Российской Академии образования (по отделению психологии). Данный труд представляет взгляды разных психологических школ страны. Для широкого круга специалистов в области гуманитарных наук, педагогов и родителей.
Скачать
Содержание
ЧАСТЬ I. ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ РАЗВИТИЯ
1. История исследований развития
Базовые определения развития
Созревание и рост
2. Формы и области (сферы) развития
3. Цели развития
4. Понятие факторов психического развития
Наследственность
Среда
Активность
5. Принципы психического развития
6. Закономерности психического развития
7. Теории психического развития
Биогенетический подход
Теории рекапитуляции
Психоаналитический подход к развитию ребенка
Социогепстический подход
Концепция Э. Эриксона
Когнитивные теории
Концепция Ж. Пиаже ,
Персоногенетичоский подход
Экологическая модель развития
8. Механизм психического развития ребенка
Социальная ситуация развития ребенка
Ведущая деяте пьность
Кризис развития
Психологическое новообразование
Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконипа
9. Диагностика возрастного развития
Показатели психического развития ребенка
10. Развитие личности
11. Принципы психологической педагогики
12. Возрастная периодизация
Сравнительный анализ периодизаций различных авторов
13. Особенности процесса развития детства
Литература
ЧАСТЬ II. МЛАДЕНЧЕСТВО ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 2 ЛЕТ
Глава 1. Когнитивные особенности
Развитие ощущений
Развитие кожной чувствительности
Развитие вкусовой чувствительности
Развитие обонятельной чувствительности
Развитие слуха
Развитие зрения
Развитие восприятия
Предметное восприятие
Развитие речи
Период подготовления словесной речи
Период первоначального овладения языком
Развитие мышления
Этапа развития мышления
Развитие памяти
Развитие внимания
Развитие непроизвольного внимания
Развитие произвольного внимания
Роль игры в развитии внимания
Глава 2. Аффективная сфера
Особенности эмоциональной сферы ребенка от 0 до 2 лет
Комплекс оживления
Влияние эмоций на физиологические процессы в организме ребенка
Развитие социальных эмоций
Общение со взрослыми
Развитие эмпатии
Отрицательные эмоции
Эмоции страха
Эмоциональные нарушения
Причины возникновения отклонений в эмоциональном развитии
ребенка
Глава 3, Мотивационная сфера
Потребности — первоисточник психической активности ребенка
Аффилиативная потребность
Условия развития мотива аффилиацДО
Потребность в безопасности, или базалыгае доверие к жизни
Потребность в новых впечатлениях
Условия развития потребности в новых впечатлениях
Мотив достижения
Глава 4. Оособенности Я-концепции
Развитие «телесного» Я-образа
Развитие Я-образа во взаимодействии с предметами
Развитие Я-концепции под влиянием социума
Образ Я и родители
Я и незнакомцы
Отражение «Я-фактора» в речи
Отношение младенца к себе
Формирование половой идентичности
Глава 5. Поведенческие особенности
Развитие телесного пространства и физической активности
Развитие схемы тела
Развитие взаимодействия с физической средой
Развитие социального поведения
Развитие социального поведения новорожденного ребенка
Развитие социального поведения ребенка после периода
новорожденности
Подражание — источник развития ребенка
Глава 6. Социализация в ранние периоды онтогенеза человека
История вопроса
Теория привязанности
Отечественные концепции социального развития
Подходы к изучению взаимодействия ребенка и взрослого на ранних
этапах развития в зарубежной психологии
Теории формирования социального знания
Итоги возраста
Литература
ЧАСТЫИ. РАННЕЕ ДЕТСТВО ОТ 2 ДО б ЛЕТ
Глава 1. Когнитивные особенности
Развитие ощущений и восприятия
Роль труда в развитии восприятия
Особенности детского восприятия
Развитие памяти
Амнезия детства
Переход от младенческой к взрослой форме организации памяти
Развитие речи
Период развития языка ребенка в процессе речевой практики
Развитие внутренней речи
Развитие мышления
Теория Гальперина: 5 этапов формирования умственных действий
Развитие представления и воображения
Развитие представления
Развитие воображения
Развитие внимания
Глава 2. Аффективная сфера
Особенности эмоциональной сферы
Развитие эмоций у ребенка 2-4 лет
Развитие чувства юмора
Моральные чувства
Развитие эмоций у ребенка 4-6 лет
Развитие эмпатии
Развитие понимания эмоций
Формирование высших чувств
Развитие социальных эмоций
Эмоциональные нарушения
Страхи,
Глава 3. Мотивационно-личностная сфера
Кризис трехлеток: потребность в признании, уважении
Потребность в общении
Общение со взрослыми
Общение с детьми
Мотивация достижения
Уровень притязаний
Влияние родителей на мотивацию достижения
Тендерные особенности мотивации достижения
Игра и развитие мотивационной сферы
Значение ролевой игры для развития мотивационной сферы
Развитие у ребенка интересов и любопытства
Глава 4. Особенности Я-концепции
Роль речи в формировании Я-концепции
Значение собственного имени в Я-концепции ребенка
Формирование половой идентичности Я-образа
Я-образ и самооценка в играх ребенка
Я-образ и опыт общения ребенка
Общение ребенка со взрослыми
Общение ребенка со сверстниками
Я-образ и социальные принципы
Глава 5. Поведенческие особенности
Развитие моторных умений и физической активности
Развитие «схемы тела»
Развитие социального поведения
Поведение детей в обществе сверстников
Развитие игровой деятельности
Состав группы
Статус
Развитие ребенка как субъекта деятельности
Развитие самоконтроля
Итоги возраста
Литература
ЧАСТЫУ. СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО ОТ6 ДО 11 ЛЕТ
Глава I. Когнитивные особенности
Специфика развития психических познавательных процессов
у ребенка в возрасте от 6 до 11 лет
Развитие мышления
Консервация
Классификация
Сериация
Транзитивность
Развитие логического мышления
Развитие речи
Развитие восприятия и представления
Развитие восприятия
Развитие представлений
Развитие внимания
Развитие памяти
Школа и развитие познавательных процессов
Готовность к школьному обучению
Глава 2. Аффективная сфера
Выражение эмоций и чувств
Эмоциональная готовность к школьному обучению
Развитие эмоций в процессе взаимоотношений
Взаимоотношения со сверстниками
Взаимоотношения со взрослыми
Социальные эмоции
Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте
10 Содержание
Глава 3. Мотивационная сфера
Мотивация общения
Мотивация общения со сверстниками
Мотивация просоциального поведения
Формирование долга как основного морального мотива
Эмпатия
Мотивация учебной деятельности
Познавательные мотивы
Социальные мотивы
Исследовательская активность в области запретного
Потребность в двигательной активности
Глава 4. Развитие Я-концепции
Я-реальное и Я-перспективное
Образ тела и Я-концепция
Развитие самооценки
Структура самооценки. Взаимодействие когнитивного
и эмоционального компонентов самооценки
Влияние школьного обучения на развитие самооценки ребенка
Самооценка ребенка и школьная успеваемость
Возможности коррекции самооценки
Нарушения в развитии
Пограничная личностная структура.
Особенности самосознания детей из групп социального риска
Глава 5. Поведенческие особенности
Развитие ребенка как субъекта деятельности
Ведущая деятельность
Развитие физической активности и моторных навыков
Развитие игровой деятельности ребенка
Развитие тонкой моторики
Развитие социального поведения
Поведение в школе
Поведение в семье
Поведение в кругу сверстников
Половые различия
Глава 6. Детская агрессия
Определения агрессии
Влияние семьи на развитие детской агрессии
Агрессия во взаимоотношениях сиблингов
Агрессивность и взаимоотношения со сверстниками
Тендерные различия
Истоки агрессивности
Смещенная агрессия
Итоги возраста
Литература
Вложение: 3763089_REAN_A.rar
Рубрики: | Книги по психологии Возрастная и педагогическая психология |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |