Прага - the city of dream |
Приглашаю вас на прогулку по старинным местам этого города.
Старое Место-район,с которого начиналась вся Прага.Очень много легенд связаны с ним)
Поиски исторических корней Праги следует начинать именно здесь, в волшебном Старе Место, сердце города.
Отсюда, от Староместской площади, следует отправиться в небольшое путешествие по живописному кварталу, старые улочки которого откроют волнующие страницы местной истории. Вокруг этой площади на рубеже Х-Х1 вв. обосновалась первая колония купцов, придавшая кварталу характерный торговый облик, не изменявшийся в течение веков. В правление Собсслава I (1125-1140) здесь находился главный пражский рынок. С того времени Старый Город превратился в важнейший городской квартал, и поэтому здесь обосновались купцы из разных уголков Европы и возникли многочисленные общественные и частные здания. При Вацлаве 1 (1230-1253) Старе Место получило статус города, но лишь веком спустя, в 1338 г.. здесь была учреждена собственная ратуша, разместившаяся на Староместской площади — так этот район выдвинулся на первый план политической жизни Праги.
На юго-восточном углу площади стоит внушительный Тынский храм, второй по значению в городе после собора Св. Вита. Его возведение началось в 1365 г. на месте, где с 1270 г. стояла готическая церковь, а закончилось лишь во второй половине XV в. С момента открытия храма, поставленного перед "Тыном" ("Унгелътом"), где с XI в. Жили иностранные купцы, он превратился в эпицентр распространения реформаторских идей Яна Гуса и оставался главным гуситским храмом почти три столетия. Таким образом эта церковь приобрела и политическое значение — именно в ней Йиржи Подебранский, отлученный от Церкви чашник, приказал отслужить торжественную литургию, войдя со своими войсками в Прагу в 1448 г. (в 1458-1471 гг. Йиржи правил Чехией как король).
Официально храм стал называться церковью Девы Марии Тынской (здесь, кстати, похоронен знаменитый датский астроном Тихо Браге). Перед храмом стоит ряд красивых зданий различных эпох: дом Тына (XV в.), дом Белого Единорога (XVIII в.), средневековый дом Каменного колокола с прелестным готическим фасадом. За ними — грациозный особняк Гольца Кинского в стиле рококо, построенный во второй половине XVIII в. Особенно интересен его изящный фасад с элегантной лепниной и аллегорическими статуями четырех стихий.
Перед особняком Кинского в начале XX в. водружен внушительный бронзовый памятник Ягу Гусу, изваянный скульптором Ладиславом Шалоуном и открытый 6 июля 1915 г., в день 500-летия гибели знаменитого реформатора, сожженного в Констанце за "ересь" и ставшего олицетворением чешского патриотизма.
Здания на северо-восточной стороне площади появились на рубеже веков на месте хаотичной застройки еврейского квартала, частично разобранной в процессе урбанистических преобразований Праги. Квартал находился в глубине этой части площади и насчитывал сотни жилых домов. Среди вновь появившихся построек наибольший интерес представляет нынешняя резиденция Министерства экономики, появившаяся в самом конце XIX в. и запоминающаяся восхитительным фасадом в стиле "модерн". Справа от него — бывший Паулинский монастырь (XVII в.), слева — любопытный дом в необарочном стиле (начало XX в).
На северо-западном углу площади высится грандиозная церковь Св. Николая (Микулаша), один из самых древних и исторически важных храмов города. Он возник в XIII в., когда в этих местах обосновалась колония немецких торговцев, решивших построить собственный храм и посвятить его Св. Николаю Чудотворцу, небесному покровителю купцов. Первоначальная готическая конструкция не раз трансформировалась, а в 1732-1737 гг. она была полностью переделана в барочном стиле зодчим Килианом Игнацом Динценгофером.
Западная сторона площади почти всегда занята сувенирными лавками, здесь же стоят кареты и повозки для туристов. В ее южном углу — башня муниципалитета, Староместской ратуши. Старинная ратуша со знаменитыми астрономическими часами — осмотреть их стремятся все посетители Праги — состоит из зданий, построенных в различные эпохи и в различных стилях. Кроме уже упомянутой башни, это дом "У минуты", известный красивым фасадом, декорированным мифологическими сюжетами в технике сграффито (XVII в.), а также тем обстоятельством, что здесь жила семья Кафки.
Когда в 1338 г. Ян Люксембургский дал Праге право учредить собственный муниципалитет, город выбрал для его резиденции уже существовавший особняк Вольфина Каменского (Вольфинов дом), стоящий на углу площади. Спустя 30 лет этот дом расширили, и здесь появилась ратушная башня (через ее готический портал можно пройти внутрь башни к обзорной площадке). В 1381 г. Петер Парлерж пристроил на углу часовню с пятью изящными витражами и с богатым внутренним убранством. В нижней части башни в 1410 г. были установлены знаменитые астрономические часы...
К советникам Старого города (Старого Места) пришел в то время неизвестный человек с большим количеством чертежей и эскизов. Никто не знал, как он попал в Прагу, но он, без сомнения, был чехом, потому что говорил, как магистр, звали его Гануш, и представился он как знаток разных часовых механизмов, которые изучал много лет в Европе. Без долгих вступлений он предложил украсить староместскую ратушу такими курантами, каких еще никто не видел на свете.
Советники сначала выразили недоверие, но мастер Гануш разложил чертежи и так долго объяснял им устройство предлагаемого часового механизма, что наконец убедил. Советники заключили с ним договор, и он приступил к работе.
Новость о его механизме быстро разлетелась по Праге, и в день запуска курантов на площади перед ратушей собралось много народу. И было на что посмотреть: в установленный час раздался звук колокола, над курантами открылись два окошка, и перед изумленными зрителями прошли двенадцать апостолов со своим пастырем, смерть дергала колокольчик, старик поворачивал голову, будто ему еще не хотелось уходить с этого света, скупой покачивал мешком, а Турок хмурился с высоты на любопытсвующих. Большой циферблат сиял золотыми кругами и линиями, а люди в священном изумлении смотрели на эти удивительные знаки, линии, числа, на круглый циферблат и изображения двенадцати небесных знаков и многие другие вещи
Мастер Гануш объяснял и показывал, для чего знаки и циферблаты: объяснял движение Луны, Земли, Солнца, где последняя четверть, а где первая, что показывает круглый календарь с 365 зубцами, с двенадцатью обычными месяцами и золотыми цифрами. Долго еще все стояли и смотрели, а когда приближался час, сбегались к курантам пражане и люди из деревень. Особенно поражались пражские часовщики.
Из персонажей курантов на ратуше больше всего рассказов о скелете. Наверно, потому что он вызывал страх, люди приписывали ему и пророческие способности. Рассказывали, что если с ним что-то случится на продолжительный период, чешскому народу угрожают тяжелые времена; скелет кивком головы дает знак. Его предсказание может уничтожить только мальчик, родившийся в новогоднюю ночь: как только куранты после долгого простоя снова начнут работать и в полночный час скелет даст знак кивком головы, мальчик должен выбежать от Тынского храма и прибежать к ратуше через всю площадь так быстро, чтобы успеть к курантам до последнего их удара. Если ему это удастся, то предсказание скелета будет уничтожено, и несчастье для всей страны будет предотвращено.
Однако, скелет на курантах не предвещал только тяжелые времена, были и случаи, когда он давал надежду. Над курантами есть два окошка, за которыми когда-то находилась тюремная камера. Однажды там оказался рыцарь, который был в конфликтных отношениях с Прагой, его пражане захватили, осудили к обезглавлеванию, посадили в камеру, где он ожидал прихода палача. Рыцарь уже потерял последнюю надежду и удрученно смотрел из окошка на площадь. Только начали бить часы, смерть шевелила косой и открывала рот, скупой покачивал мешком, а петух кукарекал.
И случилось, что в открытый рот скелета влетел воробей, челюсти закрылись, и воробей оказался в заточении на целый час, пока куранты снова не начали отбивать час. Как только скелет после 60 минут открыл рот, воробей вылетел и исчез за трубами на крышах. Заключенный рыцарь за всем этим наблюдал, и когда увидел воробья снова на свободе, у него появилась надежда, которая вскоре исполнилась: в тот же день старый спор был решен, и пражане проявили к своему заключенному милосердие.
И теперь, как и много веков назад каждый час (с 8 до 21) сложный механизм запускает в движение фигуру Смерти (справа от циферблата). Когда она переворачивает песочные часы, символ краткости жизни, и тянет канат, открываются два маленьких окошка над часами, откуда выходит процессия двенадцати Апостолов, которых ведет Св. Петр. Процессия удаляется, окошки закрываются и пение петуха заканчивает представление. Кроме Смерти, в астрономических часах установлены еще три фигуры: "Турок", "Суета" (купец с денежным мешком) и "Похоть" (красотка с зеркалом). Под циферблатом — календарь со знаками зодиака и с изображениями сцен труда (XIX в.).
Рядом с башней с течением времени выросли другие части ансамбля, среди которых — Крыжев дом с прелестной решеткой, украшенной гербом города, девизом "Praga kaput regni" ("Прага глава королевства") и изысканным окном зала Совета (XVI в.); дом Микеша и средневековый дом Петуха ("У Кохута").
После осмотра площади, минуя Тынский храм, можно пройти к красивой церкви Св. Иакова (Якуба), основанной в XIV в. Сейчас она являет собой барочный стиль, так как в 1689 г., после разрушительного пожара, прошла капитальная перестройка церкви. Интерьер, декорированный лепниной, скульптурой и живописью, хранит главную достопримечательность резную гробницу графа Братислава Митровичского, исполненную в 1714-1716 гг.
Одну из самых красивых росписей костёла Св. Иакова (Якуба) написал сам Вацлав Вавринец Райнер, талант которого известен по всей Чехии. На месте живописи Райнера было другое произведение, написанное во время страшной чумы в Праге. Художник тогда приступил к работе потому, что не мог смотреть на боль и мучения, которые за пределами храма встречал на каждом шагу. Каждый день с рассвета он закрывался в костеле и писал до сумерек, которые уже не позволяли продолжать работу. Везде в Старом Месте люди умирали, как мухи, а художник думал только о своем образе: не ел, не пил, от него остались кожа да кости. Тощий, с длинными волосами и усами, стоял он у своей картины и писал так, будто ему была дорога каждая секунда. Чума уже погубила всю его семью, и только сам художник оставался каким-то чудом жив. Но чудо продолжалось только пока он был занят работой. Когда наконец, закончив картину и отложив кисти и краски, он вышел на зараженные улицы, то, говорят, через два дня он умер, как и остальные люди.
* * *
В монастырской хронике есть запись, что когда декоративная отделка храма была почти закончена, к миноритам пришел незнакомый человек и вызвался оформить свод росписью. Сразу бросалось в глаза, что незнакомец проделал долгий путь: одежда его была пыльная и грязная, усталость впечаталась в его лицо глубокими морщинами. Минориты не решались доверить такую важную работу неизвестному человеку, но он разложил перед ними эскизы и рисунки такой небывалой красоты, что у них перехватило дух. Когда же он перечислил, у каких мастеров обучался за границей, руководители ордена посовещались и доверили ему эту работу.
Художник исполнил обещанное: написал на своде и в нишах картины невероятной чистоты и красоты. Художник отказался от оплаты и объяснил, что когда-то был в монастыре св. Якуба монахом, но не жил достойной монаха жизнью и в конце концов сбежал. Странствовал по разным странам, по-всякому добывал себе пропитание. Наконец попал в Италию и увидел там в храмах, костелах такие красивые росписи, что начал и сам учиться живописи. Долго разбирался с законами и правилами новой профессии, когда попал к великим мастерам, и там научился всему, что требовалось.
Он избежал бедности, мог жить вполне неплохо, потому что заказов стало много. Но годы шли, художник старел и с каждым годом тоска по дому возростала, пока не стала нестерпимой. И тогда художник возвратился, чтобы передать все, чему научился, туда, где его мастерство и должно быть - дому.
Неподалеку от церкви Св. Иакова — Пороховые ворота, строительство которых, в честь Владислава II Ягеллонского, началось в 1475 г., а закончилось только во второй половине XIX в
Рядом с ними находится самая известная постройка Праги в стиле "модерн" Обецный (ратушный) дом, возведенный в 1905-1911 гг. Антонином Балсанеком на месте старого королевского дворца, разобранного в начале XX в. Этот дом отличается огромной мозаикой на фасаде, выложенной Карелом Спираллом. Убранством интерьеров занимался другой архитектор, Освальд Поливка, пригласивший к сотрудничеству лучших пражских художников той поры, в том числе, естественно, Альфонса Муху. Муха расписал, среди прочего, плафон в зале мэра, ставший одним из самых красивых залов здания. Достоин особого внимания и зал Смётаны — знаменитая филармоническая аудитория Праги, расположенная на первом этаже и декорированная статуями, покрытый изящным стеклянным куполом.
За Пороховыми воротами начинается старинная Целетная улица, которая вместе с Карловой улицей, соединяющей Старый Город с Карловым мостом, образовывала так называемую Королевскую дорогу — путь чешских государей к собору Св. Вита на коронационные торжества. Теперь на этой улице — множество магазинов, размещенных на первых этажах старинных домов, представляющих различные архитектурные стили — готический, ренессансный, барочный
Если Вам понравилась прогулка по этому удивительному городу-могу продолжить рассказ о нём в следующем посте)
Рубрики: | Путешествие |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |