Арно Арутюнович Бабаджанян (21 января 1921, Ереван — 11 ноября 1983), советский композитор и пианист, народный артист Армянской ССР (1962), народный артист СССР (1971), лауреат Государственной премии СССР (1951, 1953).
Арно Бабаджанян родился 22 января 1921 года в Ереване. В семье будущего композитора не было профессиональных музыкантов, правда, отец — преподаватель математики, отлично играл на флейте.
Уже в 3-4 года Арно пытался сам играть на старой гармонике и годы спустя, любил рассказывать о своей первой встрече с настоящим композитором в детском саду: «Однажды к нам пришел посетитель. Этот человек попросил нас спеть, чтобы понять — у кого есть слух. Я тоже спел, при этом — хлопал под ритм. Этот человек послушал и сказал, что мне надо заняться музыкой. А позже я узнал, что этого человека звали Арам Ильич Хачатурян». Первое своё сочинение «Пионерский марш» будущий композитора написал в 9 лет.
В 1928 году Бабаджанян оказался в группе одарённых детей при Ереванской консерватории. В 1933 году на всереспубликанском конкурсе молодых музыкантов он получил первый приз, великолепно исполнив «Четвертый сонет» Бетховена и «Рондо капричиоззо» Мендельсона. В 1936 году начались уроки у Вардгеса Таляна (сына знаменитого армянского народного певца Шерама) и Сергея Бархударяна.
В 1938 году Арно Бабаджанян поступил сразу на последний курс музыкального училища им. Гнесиных, окончив его по классу фортепиано у Елены Гнесиной и классу композиции у Виссариона Шебалина. В 1947 году Арно Бабаджанян экстерном закончил композиторский факультет Ереванской консерватории, а в 1948 году — Московской консерватории по классу фортепьяно у К.Игумнова. Одновременно он совершенствовался по композиции у Г.Литинского.
С 1950 года А.Бабаджанян преподавал в Ереванской консерватории. Много внимания им было уделено и сочинению музыки в самых разных жанрах — «Героическая баллада» для фортепиано, концерты для скрипки и виолончели, фортепианное трио, квартет, посвященный памяти Дмитрия Шостаковича. Но, конечно, судьбоносным жанром для композитора стала песня: «Песня первой любви» и «Ереван» (из к/ф «Песня первой любви», 1951) быстро обрели популярность.
Композитор обрёл огромную популярность как песенник, успешно сотрудничал с поэтом Робертом Рождественским и певцами Муслимом Магомаевым и Иосифом Кобзоном (песни «Королева красоты», «Голубая тайга», «Улыбнись», «Будь со мной», «В нежданный час», «Встреча», «Воспоминание», «Позови меня», «Загадай желание», «Благодарю тебя», «Свадьба»). Феноменальный успех выпал и на долю песен, написанных в соавторстве с Евгением Евтушенко («Не спеши», «Чертово колесо», «Твои следы»), Андреем Вознесенским («Год любви», «Москва-река», «Верни мне музыку»), Леонидом Дербенёвым («Лучший город земли»). «Песня первой любви» и «Ереван» воспринимаются как гимн родному городу. Широчайшее признание имеет «Ноктюрн».
Многое сделано композитором и в области инструментального джаза, музыкально-театральных жанров. Им написаны мюзиклы «Дядя Багдасар», «Невеста с Севера», «В горах моё сердце». Репертуарными стали его отмеченная рельефной образностью, экспрессивная, ярко национальная «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром (1950), Фортепианное трио (1952), Соната для скрипки и фортепиано (1959), «Шесть музыкальных картин» (1965), в которых новаторски соединены фольклорные элементы с серийностью, а также другие пьесы для рояля.
«Поэма» была включена в программу Международного конкурса пианистов им. П. И. Чайковского в качестве обязательного произведения. Всемирную популярность приобрели его броские и виртуозные сочинения для двух роялей, созданные в соавторстве с А. Г. Арутюняном («Армянская рапсодия»; «Праздничная» — с ударными инструментами). Во многом развивал творческий опыт С. В. Рахманинова, А. И. Хачатуряна. В последний преиод жизни стремился к большему рационализму в творчестве.
Среди исполнителей его академической музыки: М. Л. Ростропович, Э. Г. Гилельс, Д. Ф. Ойстрах, Л. Н. Власенко, Ж. Тер-Меркерян, Давид Ханджян, Riga piano duo, Firenze piano duo. Нередко в качестве пианиста выступал на сценах различных городов с блистательным исполнением своих сочинений. Эти «прочтения» записаны на плёнки, изданы на аудиодисках.
Умер Арно Арутюнович 11 ноября 1983 года.
Похоронен в Ереване на кладбище «Тохмах Гёл» в Пантеоне гениев армянского духа. В центре столицы Армении 04.07.2003 года установлен выполненный в остросовременном стиле памятник А. Бабаджаняну работы скульптора Давида Беджаняна.
В честь Композитора открыт и действует «Фонд памяти Арно Бабаджаняна», руководят которым его сын композитор, певец и актёр Ара Бабаджанян (Президент фонда) и поэт, журналист, певец Владимир Попков (Генеральный продюсер).Этот Фонд поддерживает молодые таланты. Он организует не только вечера, но и ежегодные Фестивали музыки Арно Бабаджаняна. Открывая один из них, известный поэт Андрей Дементьев сказал: «Я много работал с Бабаджаняном, это был настолько влюбленный в жизнь человек, в нем было столько юмора, человечности, что и сама музыка рождалась из этой доброты. У него было интуитивное чувство прекрасного. Арно Бабаджанян на все времена остался композитором света и радости».