Борис Пастернак /1890-1960/ вехи жизни |
Л.О. Пастернак Боря пишет .1898.
23 ноября 1894 - Борису 4 года
...межевая веха между беспамятностью младенчества и моим дальнейшим
детством..
В ту зиму мать начала учить Борю грамоте. Уехавший в Петербург Леонид Осипович получил от него письмо, вероятно, печатными буквами.
"Впервые читал "письмо сына" - этого описать невозможно!!!" - писал он 7 февраля 1896 года.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
начала самостоятельности и демократизма
Очень поучительно !!!
Еще раньше неуклонно были преподаны начала обиходной самостоятельности и демократизма: оправлять постель и убирать за собою со скрупулезной аккуратностью, несмотря на то, что в доме жили няня и прислуга, совмещавшая функции кухарки и горничной. Это было привито так рано, что стало необходимым и радостным, наряду с ежедневным, с ног до головы, мытьем комнатной, как тогда говорили, водой.
Отцовы бумаги и книги мать убирала сама. Борис рано начал помогать ей, просматривая вещь за вещью и спрашивая, что куда класть и ставить. Это было предметом детской гордости.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
1897 год
Нарисовав достаточное количество "картин", мы составляли каталог и развешивали картины по стенам нашей детской. Затем на "вернисаж"... приглашались все обитатели квартиры и гости, случайно присутствовавшие в данный момент...
Родители к игре не прикасались. Их даже изгоняли из детской, чтобы они "не мешали"
Выпускная фотография Б Пастернака 1908 год
1902 год
Увлечение живописью и ботаникой
8 марта 1902 года родилась младшая сестра Лида (Лидия - Елизавета).
Леониду Пастернаку исполнилось сорок лет. Сохранилась Борина нарисованная к этому дню картинка. Портрет отца в овале явно похож, не приукрашен, только глаза по недостатку опыта не вышли и слегка косят. Аксессуары - палитра, венок, каллиграфическая надпись: "Дорогому папе от Бори 22 марта 1902 г.". Обращает на себя обрамление портрета: лист кукурузы и лист не то петрушки, не то пастернака.
Он тогда увлекался ботаникой. Позднее он характеризовал свое увлечение пробуждением в подростке чувства прекрасного. Ботаника одушевила для него "дремучее царство растений", которое, уходя корнями в землю, покрывает ее цветным ковром и вершинами опрокидывается в бездонное небо, все видящее и ко всему причастное. Этот мир то неподвижен, то изменяется неуследимо быстро и дает неисчерпаемую пищу для ассоциаций и аналогий.
1903 год
Падение с лошади
Рождение вкуса творчества
"7 августа 1903. Оболенское.
Дорогой друг! Опять у нас неприятность, но слава Богу пока! Борюша вчера слетел с лошади и переломила ему лошадь бедро; к счастью, тут же был Гольдингер (хирург он) и бережно его уложили и перенесли. Немедленно вызвали хирурга хорошего (ассистента быв. Боброва) и наложили ему гипсовую повязку и т.д. Слава Богу. Это случилось, когда я писал этюд с баб верхом и, на несчастье, он сел на лошадь не оседланную, а та, на грех, с горы стала шибко нести его, он потерял равновесие - вообразите, мы видели все это, как он под нее, и табун пронесся над ним, - о Господи, Господи!..
Сейчас сутки, как повязка сделана. Врачи успокаивают, что все прекрасно и только придется полежать в постели 6 недель, - писал Леонид Осипович Эттингеру, - но не думайте, что мы потерялись или пали духом - дивлюсь, наоборот, и себе и моей настрадавшейся за последнее время жене"
!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Через десять лет, в годовщину вечера, когда он чуть не погиб, Пастернак написал прозаический набросок, посвященный своим занятиям музыкой и прощанию с ней:
"Вот как сейчас лежит он в своей незатвердевшей гипсовой повязке, и через его бред проносятся трехдольные, синкопированные ритмы галопа и падения. Отныне ритм будет событием для него, и обратно - события станут ритмами; мелодия же, тональность и гармония - обстановкою и веществом события.
Еще накануне, помнится, я не представлял себе вкуса творчества. Существовали только произведения, как внушенные состояния, которые оставалось только испытать на себе. И первое пробуждение в ортопедических путах принесло с собою новое: способность распоряжаться непрошеным, начинать собою то, что до сих пор приходило без начала и при первом обнаружении стояло уже тут, как природа".
В этом наброске 1913 года вынужденная беспомощность и неподвижность подростка, прикованного к постели трехпудовой глыбой гипса на ноге, связывается с пробуждением "вкуса творчества", единственно возможной деятельности в этом положении. Чудесное спасение стало новым рождением, недавнее ослушание отцу оборачивалось послушанием, вмененным чужой волей.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Ботинок с утолщенной подошвой можно заметить на фотографиях 1916 года. В юности он ходил прихрамывая. В зрелые годы привык не хромать, подгибая левую здоровую ногу вровень с правой и обходиться обычной, покупной обувью.
Вспоминая о нем, многие, как о характерном, говорят о его легкой, свободной походке:
"И невозможно пройти по дороге на станцию, чтобы не вспомнить, какой своей мелкой, стремительной, легкой побежкой несется мимо того кладбища, на котором он теперь похоронен, и молодо вскакивает в отходящий вагон", - писал Корней Чуковский
!!!!!!!!!!!!!!!!!!
1908
Московский университет
Весна школьных выпускных экзаменов всегда остается в памяти временем большого лирического содержания, символом вдохновенной утренней свежести, близости нового и неведомого. Такой была и весна 1908 года в жизни тогдашних восьмиклассников. Экзамены были сданы блестяще, и 6 июня "сыну академика живописи Борису Леонидовичу Пастернаку" был выписан "Аттестат зрелости за N 383 в том, что он при отличном поведении кончил полный восьмиклассный курс классической гимназии с отличными отметками по одиннадцати предметам и награждается золотой медалью".
16 июня он подал прошение ректору Московского университета о принятии в число студентов первого курса по юридическому факультету, куда и был зачислен первого августа.
Л О Пастернак Набросок 1914 год
"глупые ночные бабочки в мохнатых штанах...
!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Консерватория
Из предметов консерваторского курса Пастернаку в 1909-1910 году оставалось пройти только оркестровку. В краткой автобиографической заметке, написанной весной 1922 года, Пастернак перечислил предметы, которыми он занимался под руководством Глиэра: это фуга, формы, контрапункт и прочие. Его друзьями и сверстниками, с которыми он должен был одновременно сдавать выпускные экзамены в консерватории, были Исай Добровейн и Самуил Фейнберг, ставшие впоследствии знаменитыми музыкантами. На "правах музыканта", изображавшего импровизациями на рояле каждого входящего, Пастернак был принят в ту осень в "Сердарду", - так назывался кружок молодых людей, собиравшихся на Разгуляе у поэта и художника Юлиана Анисимова.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!
диплом кандидата философии N 20974 и литературный дебют Пастернака
За дипломом кандидата философии N 20974 (как это называлось по традиции), который был ему оформлен через год, 11 июля 1914, Пастернак в канцелярию не пришел, и документ остался в архиве университета.
Альманах "Лирика" был отпечатан в типографии В. И. Воронова на Моховой в последних числах апреля 1913 года. Стихотворения каждого участника представлены отдельно. На странице 39, предваряющей его раздел, Пастернак написал Дурылину: "Дорогой Сережа, вы увлекли меня за собою в Лирику, и со всей радостью этого бега, от всего сердца Борис Пастернак".
Литературный дебют Пастернака, который он неоднократно называл поздним, составили стихотворения "Я в мысль глухую о себе...", "Февраль. Достать чернил...", "Сегодня мы исполним..." и "Как бронзовой золой жаровень...", "Сумерки... словно оруженосцы роз...".
Характеризуя эти стихотворения, Локс писал: "То был подлинно свой голос, еще не в полной силе, но уже в основной тональности".
1922 год
Отказ от музыкальной стези
Л О Пастернак Борис Пастернак 1924 год
Второе рождение
В письме родителям 24 августа 1928 года он писал: "В автобиографической вещи, которую я начал зимой и которую вы когда-нибудь прочтете (ее продолженье - очередная работа, которая ждет меня по возвращении в Москву), да, так в автобиографической этой вещи я описал мое расставание с музыкой в тех именно словах, которые подошли бы и к моему нынешнему состоянию. Кто этой сложности, где-то завершающейся горькой гармонией всепримирения, не испытал, тот живя прозевал свою собственную одухотворенность".
Так подготавливалось "Второе рождение".
1932 год
Трагичность искусства
Искусство, как всякая плодотворная деятельность, осознанно трагично потому, что смертный человек в своей работе сталкивается с задачами, которые можно выполнить лишь в свете бессмертия.
В романе "Доктор Живаго" об этом говорится:
"...искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь. Большое, истинное искусство то, которое называется Откровением Иоанна, и то, которое его дописывает"
1943 год
1948 год
1957 год
Текст читать полностью
Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография
Серия сообщений "Мужской портрет":
Часть 1 - ХУДОЖНИК ЗА РАБОТОЙ В АВТОПОРТРЕТАХ
Часть 2 - Мужские портреты в творчестве Тициана
...
Часть 98 - Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийский
Часть 99 - День святителя Николая Чудотворца
Часть 100 - Александр Годунов
Серия сообщений "Поэзия":
Часть 1 - Эдуард Асадов.Стихи и поэмы
Часть 2 - Борис Пастернак /1890-1960/ вехи жизни
Серия сообщений "Пастернак Б.Л.":
Часть 1 - Пастернак Б.Л. Осень.
Часть 2 - Пастернак Б.Л. Быть знаменитым некрасиво.
...
Часть 10 - Борис Пастернак - "КРугом семенящейся ватой"
Часть 11 - Переписка Рильке Р.М., Цветаевой М.И., Пастернак Б.Л.
Часть 12 - Борис Пастернак /1890-1960/ вехи жизни
Часть 13 - Стихия Пастернака
Часть 14 - Нас всех друг другу посылает Бог... .
...
Часть 26 - Б. Пастернак
Часть 27 - "Вальс со слезой" от Пастернака
Часть 28 - Борис Пастернак. Нобелевская премия
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |