-Рубрики

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Rebinka

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.06.2010
Записей: 2294
Комментариев: 565
Написано: 6070


Борис Пастернак /1890-1960/ вехи жизни

Четверг, 30 Июня 2011 г. 00:30 + в цитатник
Цитата сообщения Студия_ТНС Борис Пастернак /1890-1960/ вехи жизни

 

Борис Леонидович Пастернак 
(29 января [10 февраля] 1890, Москва, Российская империя — 30 мая 1960, Переделкино, Московская область, СССР) — русский, советский поэт, писатель, один из крупнейших русских поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958)
 
Мы приходим из детства и все привычки закладываются в детстве. Вот как пишет об этом сын Бориса Пастернака - Евгений в своих воспоминаниях об отце основанных на дневниках, воспоминаних друзей, и отрывках из произведений самого Бориса Леонидовича.

ЗАКРЫТЬ ОКНО

Л.О. Пастернак  Боря пишет .1898.

23 ноября 1894 - Борису 4 года

...межевая веха между беспамятностью младенчества и моим дальнейшим
 детством..
"23 ноября... Левочка, Таня и Маша уехали к Пастернаку слушать музыку. Играет его жена с Гржимали и Брандуковым", - записано в дневнике Софьи Андреевны Толстой.
Рояль стоял в большой проходной комнате. Трио Чайковского играли на этот раз в память Ге и Рубинштейна. Няня, скрипя половицами, вышла из детской и по диагонали комнаты прошла в кухню. Потом, в перерыве между частями трио, стал слышен отчаянный плач. Мать встала и кинулась в детскую. Плач прекратился, Борю вынесли к гостям, чтобы он увидел, что происходит, и успокоился.
"Отчего же я плакал так и так памятно мне мое страдание? К звуку фортепиано в доме я привык, на нем артистически играла моя мать. Голос рояля казался мне неотъемлемой принадлежностью самой музыки. Тембры струнных, особенно в камерном соединении, были мне непривычны и встревожили, как действительные, в форточку снаружи донесшиеся зовы на помощь и вести о несчастьи", - вспоминал он в "Людях и положениях". И далее:
"Эта ночь межевою вехой пролегла между беспамятностью младенчества и моим дальнейшим детством. С нее пришла в действие моя память и заработало сознание, отныне без больших перерывов и провалов, как у взрослого".
 
1896 год
Учение грамоте

 

В ту зиму мать начала учить Борю грамоте. Уехавший в Петербург Леонид Осипович получил от него письмо,       вероятно, печатными буквами.

"Впервые читал "письмо сына" - этого описать невозможно!!!" - писал он 7 февраля 1896 года.

 

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

начала  самостоятельности и демократизма

 Очень поучительно !!!

 

Еще раньше неуклонно были преподаны начала обиходной самостоятельности и демократизма: оправлять постель и убирать за собою со скрупулезной аккуратностью, несмотря на то, что в доме жили няня и прислуга, совмещавшая функции кухарки и горничной. Это было привито так рано, что стало необходимым и радостным, наряду с ежедневным, с ног до головы, мытьем комнатной, как тогда говорили, водой.

Отцовы бумаги и книги мать убирала сама. Борис рано начал помогать ей, просматривая вещь за вещью и спрашивая, что куда класть и ставить. Это было предметом детской гордости.

 

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

1897 год

 Передвижные выставки в залах училища и детская игра в художников
 
 Весной на Пасху таким событием были Передвижные выставки в залах училища.
Боря и Шура смотрели, как на весеннем солнце у стен сарая распаковывают ящики и мимо окна детской по очереди проносят картины в тяжелых золотых рамах. Отсюда в ближайшие годы возникла у них игра в выставки картин.
"Коноводом и "теоретиком", - вспоминал брат, - конечно, был Борис. Но понимание и гутирование смысла игры у нас обоих было одинаковым. Мы оба, каждый на свой риск и страх рисовали предварительно разные картинки карандашом или цветными карандашами (даже акварелью). Не сговариваясь заранее ни о сюжетах, ни о манере исполнения, мы добивались наибольшего разнообразия. Мы крайне серьезно относились ко всей процедуре.
Темы и мотивы были навязаны репертуаром передвижничества, совсем не из юмористических соображений, хотя в воздухе нашей квартиры и пахло достаточно явно идеями новаторства, но просто по той причине, что мы такие мотивы и темы видели и знали по выставкам.
 
Вот на один из таких наших рисунков я и наткнулся среди бумаг отца, относящихся к 96-98 годам прошлого века. На вырванной из тетради страничке, цветными карандашами, я изобразил тарелку с арбузными корками; "картина" была подписана "Мясоедов"... а названа "Как вкусны были арбузы". На обороте был проставлен номер. Все - как полагается, и именно так, как мы часто видели. На обороте, кроме того, уже рукой отца записано: "Рисунок Шуры, 1897".

Нарисовав достаточное количество "картин", мы составляли каталог и развешивали картины по стенам нашей детской. Затем на "вернисаж"... приглашались все обитатели квартиры и гости, случайно присутствовавшие в данный момент...

Родители к игре не прикасались. Их даже изгоняли из детской, чтобы они "не мешали"

 
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

ЗАКРЫТЬ ОКНО

Выпускная фотография Б Пастернака 1908 год

1902 год

Увлечение живописью и ботаникой

8 марта 1902 года родилась младшая сестра Лида (Лидия - Елизавета).

Леониду Пастернаку исполнилось сорок лет. Сохранилась Борина нарисованная к этому дню картинка. Портрет отца в овале явно похож, не приукрашен, только глаза по недостатку опыта не вышли и слегка косят. Аксессуары - палитра, венок, каллиграфическая надпись: "Дорогому папе от Бори 22 марта 1902 г.". Обращает на себя обрамление портрета: лист кукурузы и лист не то петрушки, не то пастернака.

 

Он тогда увлекался ботаникой. Позднее он характеризовал свое увлечение пробуждением в подростке чувства прекрасного. Ботаника одушевила для него "дремучее царство растений", которое, уходя корнями в землю, покрывает ее цветным ковром и вершинами опрокидывается в бездонное небо, все видящее и ко всему причастное. Этот мир то неподвижен, то изменяется неуследимо быстро и дает неисчерпаемую пищу для ассоциаций и аналогий.

 

1903 год

Падение с лошади

 Рождение вкуса творчества

 

 "7 августа 1903. Оболенское.

Дорогой друг! Опять у нас неприятность, но слава Богу пока! Борюша вчера слетел с лошади и переломила ему лошадь бедро; к счастью, тут же был Гольдингер (хирург он) и бережно его уложили и перенесли. Немедленно вызвали хирурга хорошего (ассистента быв. Боброва) и наложили ему гипсовую повязку и т.д. Слава Богу. Это случилось, когда я писал этюд с баб верхом и, на несчастье, он сел на лошадь не оседланную, а та, на грех, с горы стала шибко нести его, он потерял равновесие - вообразите, мы видели все это, как он под нее, и табун пронесся над ним, - о Господи, Господи!..

Сейчас сутки, как повязка сделана. Врачи успокаивают, что все прекрасно и только придется полежать в постели 6 недель, - писал Леонид Осипович Эттингеру, - но не думайте, что мы потерялись или пали духом - дивлюсь, наоборот, и себе и моей настрадавшейся за последнее время жене"

 

!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

 

Через десять лет, в годовщину вечера, когда он чуть не погиб, Пастернак написал прозаический набросок, посвященный своим занятиям музыкой и прощанию с ней:

"Вот как сейчас лежит он в своей незатвердевшей гипсовой повязке, и через его бред проносятся трехдольные, синкопированные ритмы галопа и падения. Отныне ритм будет событием для него, и обратно - события станут ритмами; мелодия же, тональность и гармония - обстановкою и веществом события.

 

Еще накануне, помнится, я не представлял себе вкуса творчества. Существовали только произведения, как внушенные состояния, которые оставалось только испытать на себе. И первое пробуждение в ортопедических путах принесло с собою новое: способность распоряжаться непрошеным, начинать собою то, что до сих пор приходило без начала и при первом обнаружении стояло уже тут, как природа".

 

В этом наброске 1913 года вынужденная беспомощность и неподвижность подростка, прикованного к постели трехпудовой глыбой гипса на ноге, связывается с пробуждением "вкуса творчества", единственно возможной деятельности в этом положении. Чудесное спасение стало новым рождением, недавнее ослушание отцу оборачивалось послушанием, вмененным чужой волей.

 

!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

 

Ботинок с утолщенной подошвой можно заметить на фотографиях 1916 года. В юности он ходил прихрамывая. В зрелые годы привык не хромать, подгибая левую здоровую ногу вровень с правой и обходиться обычной, покупной обувью.

Вспоминая о нем, многие, как о характерном, говорят о его легкой, свободной походке:

"И невозможно пройти по дороге на станцию, чтобы не вспомнить, какой своей мелкой, стремительной, легкой побежкой несется мимо того кладбища, на котором он теперь похоронен, и молодо вскакивает в отходящий вагон", - писал Корней Чуковский

 

!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

1908

Московский университет

 

Весна школьных выпускных экзаменов всегда остается в памяти временем большого лирического содержания, символом вдохновенной утренней свежести, близости нового и неведомого. Такой была и весна 1908 года в жизни тогдашних восьмиклассников. Экзамены были сданы блестяще, и 6 июня "сыну академика живописи Борису Леонидовичу Пастернаку" был выписан "Аттестат зрелости за N 383 в том, что он при отличном поведении кончил полный восьмиклассный курс классической гимназии с отличными отметками по одиннадцати предметам и награждается золотой медалью".

16 июня он подал прошение ректору Московского университета о принятии в число студентов первого курса по юридическому факультету, куда и был зачислен первого августа.

ЗАКРЫТЬ ОКНО

Л О Пастернак Набросок 1914 год

 "глупые ночные бабочки в мохнатых штанах... 

Детские и взрослые простудные болезни к концу зимы учащались, и, лишь только в училище кончались экзамены по живописи, в мае Пастернаки уезжали на юг. Поезд, Одесса, выезд на приморскую дачу были чем-то обязательным и легким. Борис несколько дичился южной экспансивности многочисленных родственников. Его двоюродная сестра Ольга Фрейденберг вспоминала:
"Летом я всегда у дяди Ленчика на даче. Море. В комнатах пахнет чужим. По вечерам абажур. Тысячи мошек кружатся вокруг света. Кушают чужое, не так, как у нас: гречневую кашу, например. Боря очень нежный, но я его не люблю. Тетя всегда шепчется с дядей и мамой, и есть слух, что мне придется выйти за него замуж. Это меня возмущает. Я не хочу за него, я хочу за чужого! Но Боря любит и прощает. Я гуляю с меньшим кузеном, Шуркой, и тот, затащив меня в кусты, колотит, а выручает всегда Боря; однако я предпочитаю Шурку.
Мы играем в саду. Запах гелиотропа и лилий, пахучий, на всю жизнь безвозвратный. Там кусты, и в них копошимся мы, дети; это лианы, это дремучие леса, это стены зарослей и листвы... Как непроходимы чащи кустов! Сколько близости с травой и цветами!
Там - первый театр. Я сочиняю патетические трагедии, а Шурка, ленивый и апатичный, нами избиваем. Мы играем, и Боря и я - одно. Мы безусловно понимаем друг друга".
 
Летом 1930 года Борис Пастернак, глядя, как "глупые ночные бабочки в мохнатых штанах... безбожно вьются вокруг лампы, с разлета кидаются в чернильницу или садятся на перо и на ручку, - писал Ольге Фрейденберг. - Свежая ночь после душного дня, далеко стороной где-то проходящая гроза, керосиновая лампа на большой (и действительно посреди этого черного воздуха кругом кажущейся неизмеримой террасе, главное же эти мошки и мотыльки, - сколько это все должно было бы напомнить! Но революция или возраст, - а прошлое работает слабо, субъективный лабиринт не отклоняет простых и прямых ощущений, и мне жалко только их, а не себя, как это бывало раньше. Жалко того, что раскаленное стекло не охлаждает их пыла, а не того, что все это однажды было на Большом Фонтане, и море было впереди, чуть вправо, где теперь, за рекой, обдаваемый зарницами лес"
 
!!!!!!!!!!!!!!!!!!
 
По возвращении в город Бориса Пастернака встречал "знакомый запах, связанный с прошлыми приездами и музыкой первых осенних свиданий с городом", отчего, как он писал, "хочется прильнуть к музыке и отпечататься лирическим шифром".

!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Консерватория

Из предметов консерваторского курса Пастернаку в 1909-1910 году оставалось пройти только оркестровку. В краткой автобиографической заметке, написанной весной 1922 года, Пастернак перечислил предметы, которыми он занимался под руководством Глиэра: это фуга, формы, контрапункт и прочие. Его друзьями и сверстниками, с которыми он должен был одновременно сдавать выпускные экзамены в консерватории, были Исай Добровейн и Самуил Фейнберг, ставшие впоследствии знаменитыми музыкантами. На "правах музыканта", изображавшего импровизациями на рояле каждого входящего, Пастернак был принят в ту осень в "Сердарду", - так назывался кружок молодых людей, собиравшихся на Разгуляе у поэта и художника Юлиана Анисимова.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!

диплом кандидата философии N 20974 и литературный дебют Пастернака

За дипломом кандидата философии N 20974 (как это называлось по традиции), который был ему оформлен через год, 11 июля 1914, Пастернак в канцелярию не пришел, и документ остался в архиве университета.

Альманах "Лирика" был отпечатан в типографии В. И. Воронова на Моховой в последних числах апреля 1913 года. Стихотворения каждого участника представлены отдельно. На странице 39, предваряющей его раздел, Пастернак написал Дурылину: "Дорогой Сережа, вы увлекли меня за собою в Лирику, и со всей радостью этого бега, от всего сердца Борис Пастернак".

Литературный дебют Пастернака, который он неоднократно называл поздним, составили стихотворения "Я в мысль глухую о себе...", "Февраль. Достать чернил...", "Сегодня мы исполним..." и "Как бронзовой золой жаровень...", "Сумерки... словно оруженосцы роз...".

Характеризуя эти стихотворения, Локс писал: "То был подлинно свой голос, еще не в полной силе, но уже в основной тональности".

ЗАКРЫТЬ ОКНО

1922 год

Отказ от музыкальной  стези

"Мама была великолепной пианисткой, - писал он 16 мая 1958 года сестре Жозефине, - именно воспоминание о ней, о ее игре, о ее обращении с музыкой, о месте, которое она ей так просто отводила в обиходе, дало мне в руки то большое мерило, которого не выдерживали потом все последующие мои наблюдения. Именно ее одаренностью мерил я свои права и данные и проваливался в собственных глазах и музыку оставил".
 
!!!!!!!!!!!!!!!!!!
 
А в 1925-1929 годах сам он охотно садился за рояль, лишь только я просил его рассказать о том, что он видел в этот день на улице или что мы вместе смотрели в зоопарке. Во время таких импровизаций, казалось, все можно передать с неслыханной в обиходе задушевностью. Но это был разговор с собой. Импровизацию не удавалось сделать сочинением, рассчитанным на повторное исполнение и общее понимание. "Я никогда не научусь писать музыку не для своих рук", - писал он.
 

ЗАКРЫТЬ ОКНО

Л О Пастернак  Борис Пастернак  1924 год

Второе рождение

В письме родителям 24 августа 1928 года он писал: "В автобиографической вещи, которую я начал зимой и которую вы когда-нибудь прочтете (ее продолженье - очередная работа, которая ждет меня по возвращении в Москву), да, так в автобиографической этой вещи я описал мое расставание с музыкой в тех именно словах, которые подошли бы и к моему нынешнему состоянию. Кто этой сложности, где-то завершающейся горькой гармонией всепримирения, не испытал, тот живя прозевал свою собственную одухотворенность".

Так подготавливалось "Второе рождение".

 

ЗАКРЫТЬ ОКНО

1932 год

Трагичность искусства

Искусство, как всякая плодотворная деятельность, осознанно трагично потому, что смертный человек в своей работе сталкивается с задачами, которые можно выполнить лишь в свете бессмертия.

В романе "Доктор Живаго" об этом говорится:

"...искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь. Большое, истинное искусство то, которое называется Откровением Иоанна, и то, которое его дописывает"

ЗАКРЫТЬ ОКНО

1943 год

 

ЗАКРЫТЬ ОКНО

1948 год

 

ЗАКРЫТЬ ОКНО

1957 год

ЗАКРЫТЬ ОКНО

 

Текст читать полностью 

Пастернак Е.Б.  Борис Пастернак. Биография

http://www.russofile.ru/articles/article_72.php

 

Серия сообщений "Мужской портрет":
Часть 1 - ХУДОЖНИК ЗА РАБОТОЙ В АВТОПОРТРЕТАХ
Часть 2 - Мужские портреты в творчестве Тициана
...
Часть 98 - Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийский
Часть 99 - День святителя Николая Чудотворца
Часть 100 - Александр Годунов

Серия сообщений "Поэзия":
Часть 1 - Эдуард Асадов.Стихи и поэмы
Часть 2 - Борис Пастернак /1890-1960/ вехи жизни

Серия сообщений "Пастернак Б.Л.":
Часть 1 - Пастернак Б.Л. Осень.
Часть 2 - Пастернак Б.Л. Быть знаменитым некрасиво.
...
Часть 10 - Борис Пастернак - "КРугом семенящейся ватой"
Часть 11 - Переписка Рильке Р.М., Цветаевой М.И., Пастернак Б.Л.
Часть 12 - Борис Пастернак /1890-1960/ вехи жизни
Часть 13 - Стихия Пастернака
Часть 14 - Нас всех друг другу посылает Бог... .
...
Часть 26 - Б. Пастернак
Часть 27 - "Вальс со слезой" от Пастернака
Часть 28 - Борис Пастернак. Нобелевская премия

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку