Быть интеллигентом вовсе не значит обязательно быть идиотом...М. А. Булгаков.
"Тундырма" и другие рассказы Александра Стуликова |
Продолжим разговор о малой форме, выложенной на портале litnet. Будет он, разговор, довольно коротким, так как и материала немного. На данный момент у Александра Стуликова размещено три рассказа.
Изначально меня привлекло загадочное слово «тундырма», играющее роль заголовка. Для русскоязычного уха оно звучит довольно забавно. Оказывается, тундырма – по-татарски «мороженое», а действие рассказа происходит в городе Набережные Челны (Республика Татарстан). «Тундырма» играет роль магического артефакта, помогающего перемещаться в пространстве (любопытно, что в рассказе из предыдущего обзора средством для телепортации служили волшебные спички). Съел мороженку – и ты на другом конце города (перемещаться можно только в его пределах). Удобно и оригинально.
На примере рассказа «Тундырма» можно рассматривать вопрос о сложности балансирования на границе жанров. К мейнстриму это произведение отнести нельзя, так как есть фантастический элемент. Но и чистой фантастикой оно не является, так как элемент этот слишком слаб. Более всего «Тундырма» напоминает очерк о провинциальной жизни. местный колорит в рассказе очень силен.
На мой взгляд, итог смешения жанров получился не совсем удачным. После прочтения осталось впечатление, что текст или нужно сократить раза в два и подробнее развернуть тему с телепортацией, или оставить телепортацию в покое и сосредоточиться на описании города. В том виде, в котором есть, рассказ кажется каким-то путаным.
Другое произведение Александра Стуликова, «Хозяин Камы», понравилось мне гораздо больше. Лучшее в нем – это все тот же местный колорит, теплое описание хорошо знакомых автору мест. Фантастический элемент (хозяин Камы – Чудо-юдо Рыба-кит) вновь присутствует, но в данном случае он является сюжетообразующим и не отягощен лишними подробностями.
Действие третьего рассказа, «Озеро влюбленных», вновь происходит в Татарстане, а его главная героиня – это Эби (по-татарски бабушка). Мне вообще интересны тексты о пожилых людях и этот не стал исключением. Эби – это воплощенная мудрость. Она рассказывает навещающему ее врачу легенду об Озере влюбленных, некогда строительном карьере, якобы исчезли там местные Ромео и Джульетта. И она же предлагает и рациональную версию случившегося: скорее всего, влюбленные просто сбежали от родителей в Казань или другой большой город.
А когда доктор навещает ее в другой раз, Эби уже мертва, а на столе стоит тарелка с ее пирогами, еще горячими…
В целом рассказы Александра Стуликова производят очень приятное впечатление. Они пронизано теплом, уютом и любовью к родному Татарстану. Замечено некоторое количество пунктуационных ошибок, но это поправимо. Остается пожелать автору продолжать работу над своим творчеством, возможно, нас ждут новые интересные произведения.
(с) Наталья Царева
Читать рассказы автора:
Метки: litnet.com наталья царева александр стуликов современная проза неформат рецензии отзывы критика сетература |
Социальная фантастика Владимира Молотова |
Сегодня мы продолжим разговор о малой форме, представленной на портале litnet. Честно говоря, я сомневалась, следует ли браться за обзор произведений, опубликованных на бумаге (все рассказы, о которых пойдет речь, издавались в различных журналах), ведь строго говоря, они не являются сетературой. Но потом подумала: почему бы и нет? Публикация в Интернете дает тексту вторую жизнь, и иногда эта жизнь успешнее бумажной. И от моей рецензии хуже точно никому не будет.
Владимир Молотов пишет теплую, как принято сейчас выражаться, «ламповую» фантастику. Есть в ней что-то советское, что-то такое, что сейчас встречается очень редко. Это какая-то доброта, великодушие главного героя, светлое, оптимистичное мироощущение. Чувствуется, что автор любит своих героев и сопереживает им. Его рассказы пронизаны мягким юмором, тонкой иронией. Мне они чем-то напомнили произведения другого малоизвестного писателя-фантаста, Сергея Щепетова. Разумеется, речь идет не о заимствовании, а о типологическом сходстве. В его основе, мне кажется, близкие обстоятельства взросления и воспитания, пришедшиеся на советские годы.
Идея помощи людям, взаимовыручки занимает важное место в творчестве Владимира Молотова. Главный герой рассказа «Муж на час» ходит по квартирам одиноких женщин, выполняя разную техническую работу… а заодно раскладывая магические камешки, улучшающие здоровье, сон, настроение. Делает он это абсолютно бескорыстно, не рассчитывая ни на какую награду. Делает просто потому, что может делать. Но однажды он сталкивается с сильным противником – молодой ведьмой, задумавшей извести свою тетку… и принимает бой.
В связи с этим рассказом мне вспомнились строки из песни «Крематория»:
«Полно кругом роскошных дам,
Никто их не целует».
В самом деле, вокруг столько одиноких женщин, нуждающихся в помощи по дому и не только… Визит главного героя – лучшее, что с ними может случиться. Улучшится настроение и самооценка (спасибо волшебным камешкам!), глядишь, и в личной жизни все образуется.
В другом рассказе, «Спички», в руки главного героя попадает магический артефакт, с помощью которого можно перемещаться в пространстве. Чиркнул спичкой – и ты в другом городе. Постранствовав, герой остается с последней спичкой и встречает человека, у которого на другом конце страны умирает мать, а он не успевает до нее добраться. Вздохнув, он отдает свое сокровище.
В наш себялюбивый век такой поступок можно назвать нетипичным, верно? Но о таких героях хочется читать, с ними хочется дружить и общаться…
Рассказ «Послание потомкам» - самый хулиганский и самый смешной. Отгремела Третья мировая война. По деревням выживают уцелевшие. Кругом бродят банды, силой отбирающие что понравится. Ничто не ценится так, как оружие.
И вот кто-то из героев вспоминает о том, как в советские годы в селе была зарыта «капсула времени» - письмо из прошлого, а вместе с ним разные раритетные вещи, в том числе сохранившийся с войны пулемет и патроны к нему. Однако взять его будет можно лишь при условии наступления коммунизма. Необходимо ответить на ряд вопросов: сохранилась ли частная собственность, деньги, государство? А ничего этого в условиях анархии нет, и врать героям не приходится. Фактически они живут в условиях первобытного коммунизма. И пулемет достается им в целости и сохранности.
В последнем рассказе из представленных на сайте, «Убивалка», автор поднимает тему влияния гаджетов на нашу жизнь. Главный герой получает устройство, создающее иллюзию убийства надоедливых и раздражающих людей на улице и в общественном транспорте. Конечно, это иронический и даже немного эпатажный текст. Я не думаю, что автор призывает нас отказаться от жестоких компьютерных игр, кровавых боевиков и т. д. Рассказ не об этом. Речь здесь об усталости обычного горожанина, о том, как раздражает большое количество вынужденных контактов с людьми… и о том, как тонка черта, перейдя которую, можно сорваться и натворить уже непоправимых дел.
Владимир Молотов создает прекрасные, злободневные и смешные тексты. Познакомиться с ними будет интересно всем, кто любит фантастику, юмор и истории о хороших людях.
(с) Наталья Царева
Ссылка на рассказы автора:
Метки: litnet.com наталья царева владимир молотов рецензии отзывы критика сетература |
Жестокие рассказы Даниэль Брэйн |
Когда начинаешь изучать ситуацию с критикой на сайте, первое, что бросается в глаза – это неохваченность малой формы. Рассказы удостаиваются в лучшем случае коротких комментариев. Анализировать их всерьез не берется никто и почему так происходит, в общем-то, понятно. Связано это как с низкой популярностью малой формы в целом, так и с тем, что неясно, что можно сказать по поводу таких небольших произведений? Как говорится, автор, что хотел, то и сказал, и кому интересно, что именно он имел в виду, может пойти и ознакомиться непосредственно с текстом, на чтение которого уйдет десять-пятнадцать минут.
Попробуем переломить эту тенденцию или, вернее, чуть скорректировать ее. Сегодня мы поговорим о прозе Даниэль Брэйн на примере нескольких ее произведений, выполненных именно в малой форме.
Скажем сразу, творчество данного автора – не для слабонервных. Беременным, находящимся в депрессии и особо впечатлительным настойчиво рекомендуется пройти мимо. В данном случае я говорю без всякой иронии, есть в жизни состояния, когда не стоит добавлять негатива к уже имеющемуся.
В то же время, несмотря на то, что очень многие тексты можно назвать тяжелыми, они не являются чернухой, то есть тем, что вызывает чувство беспросветного отчаяния и, следовательно, отторжения. Автор поднимает серьезные, взрослые темы, и далеко не всегда его героев ждет хэппи-энд, однако хорошо видно, что это попытка разобраться в проблемах окружающей действительности, а не стремление нагнать тоску. Вероятно, это – сложность затронутых вопросов и отсутствие обязательного хэппи-энда – отпугнет читателей, ищущих «книжку от мозгов», но оно же и привлечет тех, кто не побоится погрузиться в эти самые проклятые вопросы…
К достоинствам творчества Даниэль Брэйн следует отнести глубокую проработанность темы. Видно, что автор немало времени посвятил, изучая матчасть по каким-то медицинским и другим сложным моментам, здесь не будет наивных ляпов, характерных для начинающих писателей. При этом Брэйн и не «грузит» читателей, не к месту вводя сложную терминологию или излишне подробные объяснения, достаточно того, что сам автор ориентируется в проблеме.
Оформлены тексты грамотно и стилистически гладко, поэтому и с этой стороны у рецензента не возникает претензий. Сюжет, как правило, динамичный, острый, не провисающий. Герои прописаны убедительно и объемно.
Но дабы не быть голословными, рассмотрим особенности творчества автора на примере конкретных произведений.
Наиболее значительным из тех, о которых пойдет речь, мне представляется рассказ «Неслучившаяся жизнь». Это очень сильное произведение, не способное никого оставить равнодушным. Речь здесь об обычной с виду паре, решившей стать родителями… и потерпевшими сокрушительное поражение на этом пути.
Герои рассказа – Марина и Иван – нормальные муж и жена, каких много. Они женаты уже несколько лет и прекрасно проводят время вместе, хотя горячей страсти между ними, конечно, нет. Иван зарабатывает и неплохо, Марина домохозяйничает и пытается «развиваться». Развиваться получается не особо и вот однажды Марина решает стать матерью. Это подано как еще один вариант «саморазвития», некое хобби (и будем справедливы, есть женщины, которые относятся к материнству именно так, во всяком случае поначалу и в первый раз). Ведь все неизведанное так таинственно и притягательно, в нем еще нет усталости и рутины. Важно то, что Марина не работает, ей нечем себя занять, в противном случае едва ли она стала бы покупать футболку с надписью «Baby inside» уже на втором месяце беременности. Могу предположить, что и книги о беременных на сайте читают в основном те, для кого это состояние пока остается чем-то загадочным, сомневаюсь, что у тех, кто пережил его, оно вызывает интерес.
Меня при чтении поразила меркантильность Ивана. Заметив, что в связи с улучшившимися отношениями с женой (во время беременности они много общаются, увлекаются травяными чаями, йогой и т. д.) он стал спокойнее и с ним охотнее заключают контракты клиенты, он подсчитывает, что договор на роды в негосударственном медицинском центре окупает себя. Однако я допускаю, что такие люди существуют, более того, их много. Действительно, есть те, в чей мозг как будто встроен калькулятор, люди, которые считают везде и всегда. Видимо, Иван из таких.
Благополучно прожив основной период беременности, супруги принимают решение рожать дома, с акушеркой. Здесь следует отметить, как замечательно, психологически точно прописан весь путь героев к этому решению. Инициатор его Марина и на то у нее есть свои, растущие из прошлого, причины. Более рациональный, как все мужчины, Иван идет у нее на поводу, сомневаясь до последней минуты. Тем не менее он не находит в себе сил или желания стукнуть кулаком по столу и отменить рискованное решение жены.
К родам Марины подготовлен надувной бассейн, цветы на кухне и только что не зажженные свечи… Кончается все плохо, из-за непредвиденного осложнения гибнут и мать, и ребенок.
Иван остается один.
«Ваша жизнь продолжается», - говорит ему доктор.
«Моя – да», - отвечает Иван.
После прочтения история долго не выходит из головы, оставляя много вопросов. Все прекрасно знают, как много недостатков у нашей медицины, в том числе государственной системы родовспоможения. Все знают о том, что женщины в роддомах сталкиваются с грубостью, хамством, даже матерщиной (несколько лет назад был скандал из-за подобного случая в моем родном городе и случился он сугубо потому, что роженица была журналисткой, в любом другом случае акушерке-матершиннице все сошло бы с рук). Все знают о том, что и в роддомах и женщины, и дети умирают… Выбирать ли это все или идти на риск в комфортных условиях родной квартиры и прелестью индивидуального подхода? Для многих вопрос остается открытым.
Рассказ строго рекомендуется к прочтению всем женщинам, планирующим стать матерью.
Другой реалистический рассказ Даниэль Брэйн, «Подготовьте мышь к эксперименту», посвящен описанию будней сотрудников ГИБДД, а значит автомобильным авариям. Впечатление от него не менее убийственное: много смертей, много крови, много шокирующих деталей. Выбитый глаз девушки, лежащий на дороге, роскошные волосы, смешавшиеся с кровью и мозгом – такое под силу перенести не каждому, поэтому читать или нет, решайте сами. Впрочем, о натуралистичности текста предупреждает и аннотация.
Порой в творчестве автора проскальзывают мистические мотивы. К примеру, в рассказе «Не смотри по сторонам» описана встреча молодых ребят с привидением повесившегося полицая. Написано довольно забавно, однако эта короткая зарисовка, на мой взгляд, не относится к числу лучших. Возможно, дело в том, что я вообще не очень люблю мистику и в целом негативно отношусь в использованию обсценной лексики в литературе, а ее в этом тексте много.
Другой рассказ, «Мне нужны братья Винчестеры», выглядит удивительно милым и добродушным на фоне уже рассмотренных. Главная героиня, Лиза, переезжает на новую квартиру, а там «кто-то есть». Ощущение чужого присутствия проходит только после того, как она берет к себе котят. Перед нами легкий и уютный текст, едва ли способный вызвать негативные переживания.
В этом небольшом обзоре рассказывается далеко не обо всех произведениях Даниэль Брэйн в малой форме. Это всего лишь несколько примеров, показавшихся мне достаточно интересными и достойными того, чтобы привлечь к ним внимание читателей. На мой взгляд, перед нами самобытный автор, создающие качественные и запоминающиеся тексты. Во всяком случае с некоторыми из них точно стоит познакомиться.
(с) Наталья Царева
Прочитать рассказы автора можно здесь:
https://litnet.com/ru/daniel-brein-u3076325/stories
Метки: litnet.com даниэль брэйн наталья царева отзывы рецензии критика сетература |
Ариша |
Метки: наталья царева рассказы взросление развод семья |
Зыбкий мир прозы Эмилии Галаган («Если бы можно в сердце поглубже…») |
О творчестве Эмилии Галаган писать трудно.
Но хочется.
Почему? Прежде всего потому, что хочется сказать спасибо автору всех этих прекрасных, воздушных, невесомых строк… И донести до других читателей: смотрите, смотрите, какой прекрасный писатель! Какие удивительные рассказы! Какая замечательная повесть!
Но отчего трудно говорить об этом авторе, тяжело анализировать его тексты?
Прежде всего потому, что некоторые из них (не все) имеют ослабленный сюжет. Это касается и повести «Если бы можно в сердце поглубже…»
Сюжет этой вещи хочется назвать лирическим сюжетом. Что, конечно, в литературоведческом смысле строго неверно, перед нами эпос, не лирика.
Но бывают же стихотворения в прозе…
«Если бы можно в сердце поглубже…» хочется назвать стихотворением в средней эпической форме. В форме повести.
Как следует из аннотации, рассказывается здесь о том, как автор работала в ларьке. Перед глазами читателя проходят покупатели – полные женщины, приобретающие журналы о похудании, дети, интересующиеся жвачкой и палочками со Спанч Бобом, городские психи, усталые работяги, спешащие утром на станцию… Мы видим владельца ларька Старого Хера, сетующего на то, что главная героиня повести недостаточно «шюстрая», видим ее друзей, поедающих соленую соломку и просроченные сникерсы. И не замечаем, как они становятся нам родными, ведь они – надо же! – те, те самые люди, которые ходят с нами по одним улицам, ездят по одним маршрутам в переполненном общественном транспорте.
Мне даже казалось, что я узнаю этот ларек, ведь я тоже ходила устраиваться туда на работу, кажется, это было лето после 9-го класса, но не сложилось, и, честно говоря, слава богу… А Верка, соседка главной героини, с которой она снимает комнату, она ведь чем-то напоминает мою подругу, с которой мы жили вместе в старших классах…
Читаешь, а в ушах звучат незабываемые треки Земфиры, покорившие мою страну в нулевых, и тебя словно отбрасывает в то уже довольно далекое, нищее и нервное время. И ты понимаешь: да это же обо мне, о нас, о людях моего поколения.
Так оно всегда и бывает с хорошей литературой.
Это очень зыбкая, острая, тонкая повесть. Повесть о морозах и болезни, о дружбе и расставании, о борьбе с собой, о предательстве, о принятии и понимании себя…
Здесь ничего не говорится о таких вещах прямо и не надо, ведь когда прямо, слишком в лоб, это всегда разрушает, делает текст невыносимым.
Все гораздо тоньше, но очень искренне и очень правдиво.
Ради двух вещей стоит читать эту повесть: первое, время, о котором идет речь, оно описано удивительно точно и верно, эффект погружения полный. И второе – внутренний мир главной героини, в которой многие узнают себя, обнаружат свои мысли, свои чувства. Свои надежды и свое отчаяние.
Нет, после прочтения не хочется повеситься, как от иных текстов. Скажем прямо, все кончается хорошо. Творение Эмилии Галаган – это не чернуха. Вообще. Но все же это довольно тяжелая вещь, и вероятно, она не подойдет тем, кто желает «просто отдохнуть».
Но бывают в жизни моменты, когда хочется чего-то свежего, искреннего, родного…
Простого и яростного, как мороз, пробирающий до костей главную героиню повести. Вот для таких моментов и подойдет «Если бы можно в сердце поглубже…»
И окунувшись в этот лирический текст, вы вряд ли сможете вынырнуть обратно. Бросить, не дочитав до конца. Не зря ведь названием стала строчка из песни.
Это и в самом деле похоже на песню. Одно большое лирическое произведение.
Стихотворение в прозе. Я же говорила.
(с) Наталья Царева
Прочитать можно здесь: https://litnet.com/ru/book/esli-by-mozhno-v-serdce-poglubzhe-b28707
Метки: litnet.com эмилия галаган наталья царева рецензии отзывы сетература |
Анонс. Дом из красного кирпича |
Я просто ехал из одного города в другой. Кто мог знать, что вместо этого я попаду в дом, откуда нет выхода? Среди его обитателей экстравагантная художница, пожилой профессор, парочка тинейджеров, девочка, которая подкладывает постояльцам гвозди в постель... и женщина, которую я полюблю. Я отдал бы все, чтобы забрать ее с собой, вот только выбраться отсюда невозможно. Мои соседи погибают один за другим, и, скорее всего, я буду следующим...
https://litnet.com/ru/book/dom-iz-krasnogo-kirpicha-b170480
Метки: litnet.com наталья царева дом из красного кирпича |
Объявление |
Если тут есть кто живой, сообщаю, что мои рассказы, романы и всякое другое разное теперь можно прочитать здесь:
https://litnet.com/ru/natalya-careva-u3386326/stories
Буду рада отзывам, конструктивной критике и просто визитам.))
Метки: сетевая литература наталья царева объявление litnet.com |
Хорошая книжка |
Хочу порекомендовать повесть малоизвестного, но очень талантливого автора Анастасии Михайловны Бурыкиной. Я наткнулась на нее случайно, когда искала книгу, которую мне в юности советовала прабабушка, но которую я не прочла (ею оказалась "Юность Тани" Каверина). Случайная находка моя оказалась столь хороша, что захотелось поделиться ею с другими читателями.
Действие происходит на Алтае в 30-е годы прошлого века. Повесть автобиографична и документальна. Читать ее надо взрослым - даже в 20 я бы, наверно, не поняла и не оценила... Изумительной психологической точности и глубины характеры, широкие картины нравов, честность и отсутствие поучительной интонации, которая так раздражает. Есть в повести диалектизмы, но они не мешают восприятию, все понятно из контекста.
Я думаю, поклонники русской классики оценят.
http://myaltai.ru/culture/detstvo-tani-1
Метки: автобиографическая литература сетевая литература русская литература рекомендую |
Тима ходит по дому с лупой и в шапке |
Метки: дети смешное |
... |
А мы поем. Я и Тима. Господи, как же это здорово. Это здорово, здорово, здорово. Счастье.
Учим песни из воскресной школы, народные, советские.
Наконец-то появился в этой семье кто-то, кто меня в этом смысле понимает.
Муж никогда не понимал.
- Зачем ты поешь?
- А что, плохо?
- Это странно.
В его представлении можно петь под гитару, в компании. Просто так, без аккомпанемента, в трезвом виде - нет.
Есть какая-то особая вселенская справедливость в том, что ребенок, который вымотал столько нервов, которого объективно было тяжелее любить, оказывает мне такую поддержку, так отдыхаешь душой с ним.
Тем более сейчас, когда другой ребенок так стремительно, на глазах отдаляется. "Я папин сын", "у меня папина кожа". "А Тима?" "Тима мамин".
Тима пока мамин. А может быть, и навсегда.
Во всяком случае у нас есть общее совместное занятие, которое нравится обоим. Трудно сказать пока, есть ли голос, но слух у него точно есть.
У меня потребность в пении огромная. Давно уже. Годы. Реализовать ее не было возможности где-то кроме дома. В смысле гитару я уже много лет в руках не держала, да и не хочу играть. Хочу именно петь. Даже думала попроситься в церковный хор. Останавливает то, что церковным пением я не владею от слова "совсем", да еще страшат обязательства. Это же надо несколько раз в неделю по полтора-два часа стоять - жесть. Я никогда не могла отстоять службу, не присев. Правда, когда ты занят, это все воспринимается по-другому. Я на практике страшно боялась, как смогу отстоять 40 минут, в результате о ногах во время урока даже не вспомнила. Не до того просто.
Метки: дети пение музыка |
Реплика по поводу воспоминаний об о. Николае Гурьянове |
Метки: о. николай гурьянов вера паломники |
... |
Метки: дети книги интернет о. николай гурьянов л. третьякова |
... |
Метки: дети сад театр |
... |
Сегодня мне привозили крестника (подруга на полдня ходит в больницу). Крестник на год младше моих. Так что впервые попробовала себя в роли многодетной матери.:)
Кстати, оказалось, что это совершенно нормально. Дети абсолютно спокойно играли, кушали, смотрели мультики. Делать можно было что угодно. Мои меня поразили - они уже явно понимают, что Левка младше и за ним надо следить. Когда он прыгал на кровати, Тимка сказал: "Лева, аккуратнее", - а когда он открыл кран на кухне и вода заполнила всю раковину, Володька прибежал ко мне со словами: "Мама, там Лева, Лева!!"
Я не узнавала своего обычно требовательного и капризного крестника. За четыре часа он даже не нахмурился. Зато когда пришла мама - началось. И это не так, и то не это. Поразительно, как дети чутки к окружению. С теткой он и не подумал так себя вести. А с мамой можно, мама любит.
Так же и мои. В саду сами одеваются, когда я прихожу - ни в какую.
Да и взрослые по сути ведут себя так же.
***
Звонили с работы, спрашивали, когда я выйду с больничного. Я сказала, что в понедельник. У учительницы, которая замещает меня как классного руководителя, даже голос изменился. Она явно рассчитывала, что я выйду раньше. Рассказала, что учитель рисования написала на них докладную. "Там ужас что творится". Верю.
На работу не хочется до отчаяния. Опять начала сниться.
Готова начать считать дни до конца занятий.
Метки: дети работа многодетство школа |
... |
Вчера ходили на крестный ход в "нашу" церковь. Там мы венчались, там детей крестили. Поэтому воспринимаешь это место давно как свое, родное.
Дети были первый раз. Почему-то я им немного завидую, у меня не было таких воспоминаний. А ведь это очень красивое и радостное зрелище - когда люди с пением и горящими свечами идут вокруг церкви, слаженно отвечают на возглас батюшки, поздравляют друг друга.
Вообще-то мы не собирались идти все вместе (последние годы муж ходил один), сагитировала наша подруга и свидетельница, Аня. Она тоже была с сыном, моим крестником, Левкой (2,5 года). А в церкви встретились с Сергеем, уже нашим крестным. Он тоже был с дочкой, Лизой (ровесница Левки). Такая хорошенькая девочка. И совершенно непонятно, на кого похожа. Может быть, потому что Сергей и Юля (жена) сами как брат с сестрой - русоволосые, голубоглазые, высокие...
Вот такой многодетной толпой мы там и тусили.
У Сергея, кстати, двое были еще дома:).
А потом ели дома яйца и кулич. Яйца последние годы крашу луком - самое лучшее народное средство.
Вот и началась Светлая неделя. Хорошо.
Наша церковь - Алексея, человека Божьего с Поля (построена в 1540 г.). Когда-то здесь был девичий монастырь, упраздненный в начале XVIII столетия.
В годы советской власти церковь была закрыта, вокруг нее собирались и выпивали работяги с окрестных заводов. Они называли это место "Кабачок "Мертвые души" (рядом с церковью заброшенное кладбище). Восстановлена в 90-е годы силами отца Владимира (Георгиева) и прихожан.
Метки: Пасха церковь дети друзья |
... |
Метки: работа школа больничный |
Мысли вслух |
Осознала сегодня, как сильно снова хочу ребенка. Старшие уже подросли и с ними стало полегче, самолеты строят, вопросы задают… Красота.
А я хочу еще одного малышаста – смешного, беспомощного. Носить на ручках, целовать, гулять с колясочкой. И иметь при этом время для старших – намного больше, чем оно есть сейчас, с этой сумасшедшей работой.
Да, по работе я не буду скучать, пусть временами у меня и получается, пусть иногда бывает интересно, она слишком выматывает, она забирает тебя целиком и оставляет только пустоту и горечь. И нервы, нервы, нервы.
А если бы мне прямо сейчас предложили работу поприличней, в университете? Нет. Даже там не хочу.
Кажется, никакого честолюбия у меня просто не осталось.
Верней, оно есть, просто нет потребности реализовывать профессионально прямо здесь и сейчас. Мне все равно надо заканчивать диссер, а работу я всегда найду. Мои знания всегда будут со мной, как сказали мне однажды, они никуда не денутся. Я не из тех, кто способен сидеть в одних кастрюлях, голова работает постоянно, все время что-то читаю, узнаю новое, в том числе и по профессии.
Есть и другие доводы: надо рожать сейчас, пока есть силы и здоровье…
Но на самом деле это рационализация уже, а главное – просто желание, не такое бешеное и мучительное, как было с первыми, легкое и светлое. Радостное. Третий ребенок для меня – как первая влюбленность почему-то. С первыми все по-другому было, потому что затянуто, я уже давно хотела, учеба мешала, отсутствие денег.
Сейчас все иначе.
Немного жаль, что не все поймут. Родственники не обрадуются, это точно. Но по большому счету меня не слишком волнует их мнение. Я давно уже большая девочка и все важные решения принимаю сама.
Надо просто немного подождать. До лета уже немного осталось, а там отпуск… И скорее всего, я уйду из школы.
Свобода.
Как в моей любимой песне. Сколько раз я пела ее, подбодряя себя в трудные времена:
«Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым,
Чтоб порой от жизни получать
Радости скупые телеграммы…»
Сейчас надо просто собраться и как-то вытянуть эти два месяца.
Да, надо собраться.
Метки: дети мечта школа работа третий |
.... |
Метки: диссер подросток школа ужас |
... |
Метки: семинары медицина работа |
... |
Метки: диссер вечный муж |
... |
Сегодня с удивлением узнала, что в декабре мне предстоит защищать две главы – третью и четвертую, а в апреле предстоит предзащита. При этом четвертую главу я только начала, а первую и не начинала. Остальное готово.
Тем не менее приложу все усилия, чтобы защититься в 2015. Не люблю недоконченные дела. Ощущение, что ты кому-то что-то должен, гнетет.
Проходим врачей к саду. Восемь врачей и анализы – девять кругов ада, как выразился муж. Вот буквально завтра иду к ЛОРу, одна. Помоги, Господи.
Тимке сняли миопию и поставили синдром гипервозбудимости. Рада. Синдром этот – только пара слов в карточке, то, что он псих, я и без того знала, а глаза – это важно и очень сложно исправить. У обоих астигматизм, очевидно, наследственный.
Часто говорит мне «Ты плохая, ты будешь плакать». Вовка тоже говорит так, но реже. Если пробуешь приласкать в такой момент, сердится, отталкивает: «Я не лапочка, я свинчик. Тима плохой».
С Вовкой по-прежнему никаких проблем. Солнечный ребенок. С ним совершенно просто.
С Тимой отношения близкие, но сложные. Хотя в последнее время стало немного получше, такое ощущение, что он только сейчас окончательно простил меня за отлучение. Да, если посмотреть назад, все мои проблемы с ним начались именно с этого.
Метки: дети диссер аспирантура поликлиника |
... |
Ходили сегодня в поликлинику на прививку. Дети показали все, на что они способны, словно задавшись целью доказать папе, что я не могу ходить с ними ко врачу одна. Разумеется, особенно отличился Тима, который то не хотел раздеваться, то одеваться, падал на пол и пытался ползать по больничному полу. Однако Володя тоже дал прикурить, он убегал на другой конец огромного коридора, нажимал ручки дверей в ненужные нам кабинеты и вообще веселился как мог. Вместе они носились там так, что мне стало реально стыдно, особенно когда я видела глаза родителей девочки нашего возраста, которая просто спокойно стояла рядом с мамой.
Какая-то тетка, заглянув в кабинет педиатра, где мы были на осмотре, откомментировала "Ничего себе, вы еще в памперсе, а сколько вам?" (Фигня, что на улице осень, холод, да и просто это не ее дело).
А утром кто-то из них сломал папины очки. Уже вторые.
Из позитива.
1. Вес у обоих средний (12 и 12,7), т. е. небольшой задержки, которая была у Вовки в год, нет. Я очень рада.
2. Сегодня первый день уложила на дневной сон со сказкой (о да!!!). Как я правильно предположила, раньше этому мешало то, что я выбирала книги с картинками (они их очень отвлекали). Если они начнут спать днем регулярно, укладываясь под чтение, это будет щастье, потому что помимо того, что это отдых мне, они сами без сна страшно устают к вечеру, особенно Тима.
Метки: дети |
... |
Метки: даун-хаус юность кино |
Про "Пикник" |
Все-таки Эдмунд Шклярский – настоящий волшебник.
Этот человек дарит сказку, настоящую сказку в нашей на самом деле суровой и совсем не сказочной жизни.
Конечно, у меня уже нет того впечатления, что от первого его концерта. Тогда это было полное потрясение, но и сейчас это огромное событие, настоящий праздник.
Удивительный он. Да, и меня возникла новая ассоциация – Шклярский похож на графа ди Мерканте. Или граф ди Мерканте на Шклярского.
Старинный камзол с большими «серебряными» пуговицами, тонкое аристократическое лицо и это ощущение холодной, спокойной силы, полной отстраненности от внешнего мира.
Маг, алхимик.
Я часто думаю: откуда он черпает вдохновение? Почти каждый год выходит по пластинке… Большая часть групп, образованных в 80-е, давным-давно развалилась. А «Пикник» живет и здравствует, и только набирает популярность. Такой работоспособности, такой творческой энергии можно только позавидовать.
В группе играет и взрослый сын Эдмунда Станислав Шклярский. Вчера я первый раз слышала, чтобы он пел на концерте. Внешне отец и сын очень похожи.
Да, прочитала только что, что в сентябре он создал свою собственную группу, «Инкогнито». Закономерно. Вчера об этом как раз думала – как это, играть в группе отца? Творчество – процесс индивидуальный, должно ведь хотеться самостоятельности, полного выражения своего Я…
На концерт пришло много людей, по-моему, больше, чем в прошлые разы. Это о многом говорит, учитывая стоимость билетов, особенно для нашего, очень депрессивного, региона.
Много людей в возрасте (как я вчера сказала: «дяди в очках, дяди с бородой, дяди в пиджаках»), но много и молодежи. И с детьми приходят. После концерта девочка вышла на сцену с цветами.
Называлась программа «Музыкальное кибернетическое шоу «Азбука Морзе»». И это действительно шоу, такого никто у нас из рок-музыкантов не делает. Всякие причудливые, удивительные инструменты, инопланетянин на ходулях, танцующий шаман, глаз, ходящий по сцене… А больше всего понравилось, как в конце мужчина в квазивоенной форме поставил на сцену флаг с иероглифом. Как бы знак освоения новой территории.
Это действительно свое государство, свое особое странное королевство - «Пикник». Здесь все иначе, здесь мракобесие и джаз, здесь свои законы и правила, отличные от человеческих. Как бы по ту сторону добра и зла, голый эстетизм, холодный и беспощадный.
Метки: пикник концерты |
Моя малышня |
Метки: дети семья |
Отдельно о восприятии грудного вскармливания в деревне |
Эта тема для меня актуальна, поскольку мы еще на ГВ и планируем завершаться в ближайшее время.
Меня поразило, что в первый раз я услышала от обычного, не читавшего ничего на эту тему человека, тот же совет, что дают профессиональные консультанты по ГВ.
Да, сама бабушка обоих своих детей кормила до двух лет и это в то время, когда все советские врачи рекомендовали кормить максимум до года! И притом, что на работу она выходила через два месяца после родов (когда кончался больничный), а с детьми сидела свекровь, баба Нюша (за это колхоз ей платил десять рублей). Кормила же она до двух лет, чтобы не беременеть (и не беременела).
Так вот, это единственный человек, который посоветовал мне отлучать («отсаживать») постепенно. «Враз не надо, а постепенно запускай. Сначала не давай днем. Не спят и ничего, пускай гуляют. Потом раз в сутки, потом через сутки… И так постепенно, постепенно молоко уйдет. А потом на три ночи уйди, чтобы они отвыкли просыпаться. Пускай с папкой ночуют».
Обычно все знакомые советовали мне просто «перевязаться» и все.
Да, еще она советовала пугать чем-нибудь колючим, когда полезет к груди. Потом вспомнила и про то, что можно намазать горчицей (вот эта идея у меня совсем одобрения не вызывает). Но сама она так не делала.
Точно так же она описывала, как перестают доить, «запускают» корову за два месяца до отела. И про то, что молозиво самое полезное молоко она, с семью классами образования, знала, и про то, что со временем оно не теряет своих полезных свойств («в молоко все витамины идут»). А когда я спросила, почему она кормила до двух, а не до трех, например, лет, очень удивилась: «Так устала же! Можно хоть до пяти кормить, только сама как щепка будешь».
Я связываю такие представления о ГВ с тем, что в деревне держали коров и других животных. Благодаря постоянным жизненным наблюдениям лактация воспринималась как естественный процесс, а не какой-то подвиг или чудо дивное.
Еще два момента. Один эзотерический. Не знаю, имеет ли он под собой какое-то разумное основание. Моя (пра)бабушка Нюша, по рассказам, многое понимала… хм… в различных «магических» практиках, не знаю как еще выразиться. И вот она советовала отлучать в конце сентября-октябре, но не «на голый лист, на голый лист нехорошо». Я слышала, что не советуют делать это летом, но почему нельзя зимой? Не знаю, есть ли тут рациональное зерно или это просто мифология.
Второй момент смешной, житейский. Когда «отсаживали» моего отца, он это тяжело переносил. Мыться в баню они ходили с бабушкой Нюшей, так вот он когда грудь ее увидит, сразу и присосется (получается, к бабушкиной груди!). А молока-то нет, возьмет и плюнет. А бабушка (его мама) старалась при нем просто не раздеваться.
Метки: гв деревня семья |
Как мы с детьми съездили на историческую родину |
Метки: деревня семья россия дети путешествия |
Мои симсики |
Мои дорогие друзья! Я решилась. Я решилась на очередное безумство.
Как многие из вас знают, я давний поклонник игр линейки The Sims. И еще (когда-то давно) я любила что-то пописывать для души.
И вот, после отчаянных, но недолгих колебаний я приняла решение завести т. н. "дневник сима" на самом крупном русскоязычном форуме поклонников игры, объединив тем самым оба своих увлечения. Не знаю, насколько меня хватит, но пока мне это интересно. Очень.
Многие спросят: зачем? Зачем??? Неужели у тебя так много свободного времени?
Нет. Времени у меня мало. Правда. А зачем... не знаю. ПРОСТО ВОЖЖА ПОД ХВОСТ ПОПАЛА.
ХОЧЕТСЯ.
Так что добро пожаловать в дневник моих симов!)
P. S. Попутно пришлось тряхнуть стариной и вспомнить, что такое Paint, а заодно и узнать, что есть Fraps, бесплатный хостинг и url-ссылки. Я в шоке от этого.
P. P. S. Обещаю драму и немного юмора.
http://thesims3.ru/forum/92-24277-1#3698548
Метки: sims 3 хочется графомания |
В "Молодом ученом" вышла моя статья |
"Образ падшей женщины в романе Достоевского "Бедные люди""
Метки: статья бедные люди достоевский |
Журнал "Молодой ученый" |
Нашла замечательный журнал, в котором могут опубликовать свои статьи молодые исследователи
Метки: наука |
Итоги. Обещанные |
Ну вот. Рабочие заметки, как и обещала.
Закончила на днях анализ "Хозяйки" и сегодня доделала "Ползункова" (вернее, допеределала его из прошлогодней статьи на нашу апрельскую международную конференцию). Нашла, кстати, позорную фактическую ошибку, неверно указанную дату публикацию "Бедных людей" - 1844 (время начала работы над романом) вместо 1846. Ужас. И не сказала про то, что ФМ участвовал в некрасовском альманахе "Первое апреля". Просто не знала. А это очень важно, так как весь рассказ "Ползунков" весь построен на игре вокруг этой даты. Теперь добавила.
Ну и что делать с такими ляпами? И это еще не самое страшное. Когда читала свою статью за 2011 г. о падших героинях Достоевского в кругу семьи, нашла еще и хуже: сказано, что Катерина сбежала с Алешей (а на самом деле с Муриным). И никто не поправил. Потому что никто не помнит, не знает, да и тяжело на слух воспринимается (статья тоже читалась как доклад на конфе). Расстроилась. И уже напечатано.
Надо сто раз вычитать, прежде чем давать на публикацию.
Ладно. Про "Хозяйку". Довольна. Мягко говоря. За два месяца (писать села со второй половины декабря 2012) сделано очень много. Даже не ожидала. Пока иду с опережением своего личного графика. Полностью проработаны "Бедные люди", "Роман в девяти письмах", "Петербургская летопись", "Хозяйка", "Ползунков". Всего 54 стр. 14 петитом.
По этим материалам сделала 2 статьи и трехстраничную публикацию - тезисы. Пока ничего не напечатано, но должно. Одна публикация будет ВАКовская.
Очень хорошо.
Остаются "Чужая жена и муж под кроватью", "Неточка Незванова" и "Маленький герой". Рассчитывала сделать до конца этого учебного полугодия, но возможно, успею за март? Тогда останется время на обзорные статьи и спокойную подготовку к майскому экзамену. И с ранним творчеством будет покончено.
А потом будет проще, потому что будут наработки диплома.
Можно попробовать. Сейчас в голове все совершенно ясно и цельно, четко, как на черно-белой фотографии, если отвлечься, это понимание может быть утрачено.
Метки: диссер |
Зачем я возвращаюсь в дневник и о чем тут буду писать. И для кого |
Хочется расставить акценты и обозначить некие ориентиры.
В 2006 г. я завела этот блог. Тогда я была студенткой первого курса филфака и в основном записи мои были про книжки, личную жизнь, учебу и творчество. Основу аудитории блога (никогда не бывшего особо популярным, но я к этому и не стремилась) составляли такие же студенты-гуманитарии из других городов. Многие из них были очень интересными людьми, общение с которыми дало мне очень много. С некоторыми общение даже вышло за пределы блога.
Более-менее регулярно дневник велся до 2011 г., когда родились мои двойняшки. Свободное время у меня исчезло, мир сузился до границ квартиры, где мы жили, и дневник я фактически на два года бросила.
Сейчас на дворе уже 2013. И я решила вернуться.
Многое в моей жизни со времени начала ведения дневника, мягко говоря, изменилось. Измениться должны и темы записей. Я закончила университет, поступила в аспирантуру. Личная жизнь (слава те Господи) устаканилась, итогом всех перипетий стало замужество. Читаю я сейчас (не по теме диссертации) удручающе мало. Свободное время есть, но его совсем немного. Творчество тоже стало как-то исключительно научным.
Соответственно, про личную жизнь, книжки и творчество - отпадает. Остается учеба. Ну и дети (это новое). Хотя про детей писать не очень люблю... Они такие живые и яркие, с трудом поддаются описанию.)
Вот про "учебу" - это актуально. И есть какая-то внутренняя потребность в систематизации сделанного, в рефлексии какой-то. В том, чтобы видеть, что делается, в какие сроки. Конечно, такая рефлексия вовсе не обязательно должна быть публичной, тем более что я сомневаюсь, что она будет кому-то особо интересна. Но так привычней, а если вдруг все же кому-то то, что я делаю, окажется интересно - это будет просто здорово. Я видела примеры таких рабочих дневников. И это не худший вариант, по-моему. Иногда бывает полезно думать вслух.
Да, вот еще вопрос. Для кого? За те два года, что меня не было, растерялась большая часть аудитории. В основном народ позаканчивал вузы, женился/вышел замуж. Ну что ж. Я уже писала, я никогда не стремилась к популярности.
Это просто записи в открытом доступе. Для меня - и для всех.
Метки: дневник |
Никитины - pro и contra |
Материалы по методике Никитиных, многодетной семье педагогов-энтузиастов, работавших в 60-70 гг. Если кто-то знаком с темой или интересуется методиками раннего развития, интересно было бы услышать ваше мнение
Материал из Википедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/Методика_Никитиных
Воспоминания одной из дочерей Никитиных
http://www.sibparus.ru/Planeta_s/6(14)-2004/14-3-2004..
Статья скорее хвалебная
http://www.rebenok.com/info/earlydevelopment/nikitin/..
Очень критическая статья
http://babystar007.narod.ru/nikitin.htm
Официальный сайт семьи Никитиных
Метки: никитины дети раннее развитие социализация |
Вот тема для дискуссии - можно ли быть мамой троих (и более) детей и доктором наук? |
Оказывается, такие случаи редки, но встречаются!
Филолог, лингвист и писательница Г. В. Быкова
http://my-madonna.ru/index.php?option=com_content&...view&id=2430&Itemid=14
Филолог, философ и писатель Юлия Кристева (с ума сойти, а ведь мы читали ее работы на спецкурсе у Матчени)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1...0%B0,_%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D1%8F
Доктор физико-математических наук и вице-президент республики Саха, мать четверых детей
http://womenofrussia.org/interview.aspx?Id=137
Доктор медицинских наук, мать семерых детей Урсула фон дер Ляйен, претендент на президентское кресло в Германии
http://naviny.by/rubrics/abroad/2010/06/02/ic_articles_118_168055/
Метки: наука дети карьера |
Про шубу |
Метки: семья работа |
Про аспирантуру |
Метки: аспирантура диссер |
С возвращеньицем! |
Метки: семья дети дневник |
*** |
Свидригайлов, случайный попутчик,
Всех, кто жжет пред собою мосты,
Не скажу, что ты лучший из лучших,
Но и худший из худших - не ты.
Ты, за все свои злые удачи
И за сделки с лукавой судьбой,
Не торгуясь, не требуя сдачи,
Расплатиться сумеешь собой....
(с) Вадим Шефнер
Метки: фм шефнер свидригайлов |
Актуально |
Метки: марк твен насущное |
Никогда не думала, |
Метки: фурсенко образование филфак ненависть |
Прониклась... |
Такой хороший текст, почти шестидесятнический, советский. Один из немногих, затронувших в последнее время.
Что-то трудно стало на меня произвести на меня впечатление - видимо, старею.
Давайте делать паузы в словах,
Произнося и умолкая снова,
Чтоб лучше отдавалось в головах
Значенье вышесказанного слова.
Давайте делать паузы в словах.
Давайте делать паузы в пути,
Смотреть вокруг внимательно и строго,
Чтобы случайно дважды не пройти
Одной и той неверною дорогой.
Давайте делать паузы в пути.
Давайте делать просто тишину,
Мы слишком любим собственные речи,
И из-за них не слышно никому
Своих друзей на самой близкой встрече,
Давайте делать просто тишину.
И мы увидим в этой тишине
Как далеко мы были друг от друга,
Как думали, что мчимся на коне,
А сами просто бегали по кругу.
А думали что мчимся на коне.
Как верили, что главное придет,
Себя считали кем-то из немногих
И ждали, что вот-вот произойдет
Счастливый поворот твоей дороги.
Судьбы твоей счастливый поворот.
Но век уже как-будто на исходе
И скоро без сомнения пройдет,
А с нами ничего не происходит,
И вряд ли что-нибудь произойдет.
И вряд ли что-нибудь произойдет.
(с) А. Макаревич
Метки: тексты тишина машина времени |