Вальдорфская школа, первый класс. Заметка мамы. |
«В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не
превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности,
справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без
педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность.
Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки
дурных наклонностей, приобретенные, быть может, прежде,
понемногу изгладятся».
К. Д. Ушинский
Дошкольная подготовка
Мы не собирались отдавать Андрея в школу в 6 лет. Все сложилось само собой. Как-то прошлой зимой Андрей объявил, что в садике его назвали школьником. Побывав на занятии по подготовке к школе (детский сад и школа находятся в одном здании), Андрей причислил себя к будущим первоклассникам.
В детском саду подготовка к первому классу осуществляется косвенно. В этом ее основное отличие от классической подготовки ребенка к школе. Например, счет. В садике нет занятий по математике. Однако в течение дня дети постоянно сталкиваются с необходимостью что-то сосчитать. Например, в садике существует традиция приносить угощения. Ребенок раздает друзьям изюм или печенюшки, при этом он считает вслух. Таким образом, приобретается навык устного счета. С мерой длины дети также знакомятся не теоретически, а на практике. Вот один из примеров: цветочные клумбы перед окнами группы оформлены с помощью деревянных чурочек. Поэтому большая ветка, лежащая за забором, может послужить прекрасным материалам для обновления клумб. Во время прогулки воспитатель организовывает «поход» детей за веткой. Совместными усилиями ее доставляют во двор, затем двое ребят держат ветку, третий отмеряет нужную длину. Воспитатель распиливает ветку на чурочки, напевая при этом «тематическую») песенку. «В дошкольный период ребенок впитывает в себя то, что он видит в своем окружении и затем выражает это в виде свободной игры. Обучение строится на создании благоприятной среды, свободной подражательной и игровой активности ребенка» (Загвоздкин В. И., «Педагогико-антропологические и дидактические аспекты процесса обучения в вальдорфской школе»)
На занятиях рукоделием также используется принцип подражания. В отведенное для этого время воспитательница садится за работу. Например, она что-то шьет или вышивает. Дети, глядя на нее, тоже берутся за дело. Измерение нити, вдевание ее в иголку, создание «концепции») будущей работы, процесс шитья или вышивания, закрепление нити в конце работы - каждый из этапов этого процесса становится личным достижением ребенка. Шаг за шагом, по собственной воле и почти) самостоятельно, ребенок приобретает навыки, которых достаточно для выполнения дела от начала до конца. В данном случае это касается рукоделия. В целом, такой подход дает ребенку возможность научиться осуществлять определенные практические и творческие задачи «от и до». Три «локтя» – оптимальная длина нити для шитья. Об этом мы узнали от Андрея в «эпоху подушечек». Это был период, когда вся квартира заполнилась разнообразными подушечками с травами и ватой. Часть подушечек Андрей подарил, остальное попытался продать).
Знакомство детей с геометрическими фигурами происходит в пространстве, а не на бумаге. Поверхность детского стола имеет форму трапеции. Ближе к обеду ребята составляют столы в круг. После их вновь выстраивают в линию. Воспитатель обращает на это внимание детей.
Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является наличие «школьных» (шатающихся) зубов. В этот период в детском организме происходит определенная перестройка. Еще немного и ребенок будет вполне готов к учебным нагрузкам. Все дети, в том числе и самые маленькие, любят проверять свои зубы. Счастливые обладатели «школьных» зубов готовы выполнить особые поручения, требующие определенной ответственности. Например, выстроить столы к обеду или проследить за порядком в группе, если воспитателю нужно отлучиться. Светлана Андреевна Экс, воспитатель детского сада, считает, что дети сами созревают для школы, их не нужно искусственно торопить. Подготовка к школе должна сводиться к развитию у ребенка определенных навыков, таких как: наблюдательность, способность к концентрации внимания. Трехлетний малыш может сделать самостоятельно всего 2-3 звена бумажной гирлянды. Затем он легко отвлекается. Зато в 6 лет ребенок уже способен достаточно долго заниматься одним делом, поэтому всю свободную игру он может посвятить склеиванию длинной бумажной гирлянды.
Светлана Андреевна выделяет еще одну задачу садика. Это - забота о здоровье ребенка. «Научить ребенка можно всему, чему захочешь. Но будет ли ребенок здоровым? В 7 лет у детей наступает величайший кризис, при этом они готовы к школе. В данное время наблюдается такая тенденция, когда дети не сразу откликаются на зов. Два-три раза окликнешь - ребенок не слышит, к нему нужно подойти. Нас везде сопровождает шум. В каждой квартире есть, как минимум, один телевизор. В садике мы стараемся соблюдать принцип: «Меньше слов, больше дела»». Из опыта, Светлана Андреевна отмечает, что дети, чрезмерно загруженные умственной деятельностью и недостаточно физической, зачастую обладают слабым здоровьем. «В дошкольном возрасте происходит глубокая переорганизация структур тела и все позитивные, как и все негативные влияния, сохраняются в глубинных психосоматических структурах (во всех органах, прежде всего, нервной, двигательной системах)». (Загвоздкин В. И., «Педагогико-антропологические и дидактические аспекты процесса обучения в вальдорфской школе»)
Школа. Эпохальные «будни».
Вальдорфская педагогическая система использует эпохальный принцип обучения. Что это значит? В течение 3-4 недель на первом сдвоенном уроке (90 мин) преподается один предмет или одна предметная область. Например, в сентябре в первом классе эпохальным предметом была математика. В течение четырех недель на первом уроке дети занимались только математикой. Эпохальный урок состоит из трех частей. Первая, ритмическая часть, длится 15-20 минут. В это время дети через стихотворные формы и движение знакомятся с учебным материалом. За ритмической частью следует основная, информационная часть. В конце урока учитель рассказывает историю или сказку. Такая организация урока напрямую связана с естественными физиологическими и психическими процессами развития ребенка, устройством его памяти, внимания. Вот что
пишет о структуре урока основоположник научной педагогики К.Д. Ушинский: «Если в полтора или в два часа занятий дети у вас и почитают, и попишут, и порисуют, и пропоют две-три песенки и посчитают, и прослушают или расскажут какое-нибудь событие из библейской истории, то в конце месяца не только сумма приобретенного ими, но и то, что приобрели они в каждом отдельном знании и умении, будет больше того, что могли бы приобресть они, занимаясь все это время одним этим знанием или уменьем. … Ничто не противоречит так природе ребенка, как засадить его за одну азбуку… … Изустный рассказ учителя, выслушиваемый и потом передаваемый учащимися, есть необходимое дополнение первоначального обучения. Дети более любят слушать, нежели читать, уже и потому, что в первые два-три года самый процесс чтения еще утомляет их. Кроме того, необходимо приучить детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное. (К. Д. Ушинский, «Родное слово. Книга для учащихся).
История в конце урока может быть связана с проблемной ситуацией, если такая имеет место в классе. Например, кого-то обидели(. Прямую морализацию в младшей школе стараются не использовать. Это еще один интересный момент. «То же самое, что сказал я о преждевременном и насильственном вызывании чувства, относится и к морали. Если вы хотите сделать дитя негодяем, то приучите его с детства повторять всевозможные нравственные сентенции, и потом они не будут уже производить на него никакого влияния. Но это вовсе не значит, чтобы преподаватель отечественного языка, как и всякий другой воспитатель, не должен был заботиться о развитии нравственного чувства в детях. Все и в школе и в преподавании должно быть нравственно, так, чтобы само говорило за себя, не нуждаясь в сентенциях…На нравственное же чувство должно действовать непосредственно само литературное произведение, и это влияние литературных произведений на нравственность очень велико; то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении»
(К. Д. Ушинский. «О первоначальном преподавании русского языка»).
За основным эпохальным уроком следуют предметы, уже не столь сильно связанные с интеллектуальной нагрузкой - иностранные языки, живопись, рукоделие, физкультура, эвритмия.
В первом классе дети изучают те же предметы, что и в традиционной общеобразовательной школе: русский язык, математику, украинский, немецкий, английский языки, живопись, подвижные игры («собрат» физкультуры))), рукоделие («сородственник» труда). Кроме того, есть еще два предмета, присущие сугубо вальдорфской педагогике, – эвритмия и рисование форм.
Интегративные темы.
Принцип «эпохального» обучения тесно связан с таким понятием, как интегративные темы. У В.К.Загвоздкина я нашла хороший пример, определяющий это понятие. В данном случае он описывает тему «Хлеб». «В программе третьего класса вальдорфской школы включена тема «Хлеб». Такая тема уже сама не является изолированной, принадлежащей какой-либо одной предметной области в смысле «основ наук». Ее «проходят» следующим образом: дети сами, вместе с учителем, вспахивают поле, сеют пшеницу, ухаживают за посевом, собирают урожай, вручную обмолачивают колосья, мелют зерна в муку, выпекают хлеб и угощают родителей и друзей испеченным своими руками хлебом на празднике урожая осенью. На уроке в школе они узнают о разных видах злаков, об истории земледелия, знакомятся с поэтическими и прозаическими текстами, посвященными культуре земледелия. Всю эту работу дети оформляют в эпохальной тетради, куда записывают свои наблюдения и впечатления, иллюстрируя тексты рисунками и т.п.»
«Эпохальное» обучение предполагает целостный подход в изучении предметов и явлений. Периоды концентрации на определенных темах сменяются паузами, когда занятий по данному предмету не происходит, ученик как бы «забывает» предмет. Повторное возвращение к эпохе позволяет закрепить знания ученика на глубоком уровне. Этот подход применяется при изучении математики, физики, родного языка».
Горизонтальное планирование программы
Изучение предметов вышеизложенным способом требует особого подхода в планировании школьной программы. Наряду с вертикальным планированием учебной программы (оно используется в классической педагогической системе), в вальдорфской педагогической системе осуществляется также и горизонтальное планирование учебного процесса. Что это значит? При вертикальной структуре планирования каждый предмет планируется отдельно по ступеням обучения. Горизонтальное планирование позволяет изучать школьные предметы во взаимосвязи. Таким образом, преодолевается разрозненность между предметами. Горизонтальная структура учебного плана предполагает значительную степень автономии учителя. В зависимости от состояния класса учебный план может корректироваться. «Классный учитель, который ведет класс в классической вальдорфской школе с 1-го по 8-ой год обучения, преподавая все основные общеобразовательные предметы в координации с другими учителями и специалистами, работающими с тем же классом (учителя музыки, иностранных языков, эвритмии, врач, имея перед глазами горизонтальный учебный план, может увязывать все преподаваемые предметы между собой. Горизонтальный учебный план дает возможность классной коллегии организовать весь процесс обучения как единое целое, в котором один предмет дополняется другим, мотив одного вплетается в мотив другого. Весь учебный процесс становится пронизанным единым общим смыслом». (Загвоздкин В. И., «Педагогико-антропологические и дидактические аспекты процесса обучения в вальдорфской школе»).
Моя мама, Акуленко Лилия Ефимовна, в течение 40 лет была учителем начальных классов в детском санатории «Москва». Она не раз упоминала об определенных трудностях, связанных с жесткой структурой планирования школьной программы. Мама считала, что в работе учителя необходима определенная степень автономии. Дети усваивают информацию с разной скоростью, различными способами. в зависимости от своих индивидуальных способностей. Главной целью школьной программы являлась и является передача ребенку определенных знаний по каждому предмету, вне зависимости от возможностей и способностей ребенка. Сможет ли ребенок качественно усвоить весь материал, определенный школьной программой, или нет – этот вопрос не рассматривается. Однако, все дети разные. Один ребенок любит и может учиться, другому хорошо дается один или пара предметов, третьему трудно учиться, но зато он любит трудиться. «…Мы имеем цель процесса обучения – развитие способностей и навыков, но путь достижения этой цели так же важен, как и сама цель. Процесс, посредством которого мы достигаем цели, сам является целью. Необходимо, чтобы цель и путь были в равновесии, чтобы мы не концентрировались на одном в ущерб другому. Если мы сделаем это, то каждый ребенок сможет найти свой особый ритм, скорость и способ достижения цели». (Михаэла Глеклер, «Что нужно ребенку»).
Будучи учителем начальной школы, мама также вела кружки украинского языка, вязания и садоводства. Не у всех детей совпадают интересы, но у каждого ребенка есть то, к чему он более склонен. Мама вспоминала мальчика Степу, которому все предметы, без исключения, давались с большим трудом. Однако, если надо было поработать на участке перед классом или в розарии — здесь уж Степа мог трудиться без устали. Наверное, нужно признать, что все люди обладают разными умственными возможностями. Однако, наличие развитого ума еще не гарантирует человеку счастья. То, насколько полно человек может себя реализовать в этом мире, является одной из составляющих счастливой полноценной жизни. Родители могут мечтать, предполагать, желать чего-то определенного для своего ребенка. Однако, ребенок может сполна реализовать именно свои возможности и качества, проистекающие из его собственной природы. В противном случае «беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник, и дело не пойдет на лад.» (И. А. Крылов, «Щука и кот»). В этом случае страдает не только дело, но, в первую очередь, сам человек.
В Аюрведе, традиционной индийской медицинской системе, вопросу реализации предназначения человека уделяется особое внимание. «Каждый из нас обладает индивидуальностью, и другие точно так же индивидуальны…Каждый из нас обладает определенными качествами, которые можно описать словом «талант». У каждого есть свой талант, и реализация этого таланта является одной из главных задач нашей жизни и одной из главных целей Аюрведы...В разные периоды жизни у нас тоже разное предназначение. Оно может зависеть от нашего возраста. И мы должны понять, в чем заключается наше предназначение, чтобы его реализовать…» (М. А. Суботялов, «Изучаем Аюрведу легко и просто»).
Первый класс
Азбука
«Жила-была принцесса. Звали ее Адальмина. Это была очень счастливая девочка. У нее было все, о чем только можно мечтать - богатство, красота, таланты и ум. Случилось так, что со временем характер Адальмины стал портиться. С каждым днем она становилась все более заносчивой и вредной. В какой-то момент девушка потеряла все свои богатства, при этом она обрела нечто большее - доброе сердце...»
Сказка является одним из важных инструментов в работе с детьми этого возраста.
В течение всей эпохи русского языка изучение букв сопровождается историей, придуманной по мотивам сказки С. Топелиуса «Жемчужина Адальмины». В героях сказки, нарисованных на школьной доске, скрываются буквы. В образе принцессы Адальмины угадывается буква «А», королевич с мечом в руке напоминает букву «К», в злом змее можно узнать букву «З». Учительница первого класса, Ольга Александровна Филимонова, отмечает, что дети усваивают информацию разными способами. Буквы пишут, прослушивают, прохлопывают.
«Дети сохраняют в памяти:
10% того, что они читают,
20% того, что они слышат,
30% того, что они видят,
50% того, что они слышат и видят,
70% того, что они проговаривают,
90% того, что они проговаривают или делают.» («Аюрведа для детей», Кави Радж)
Потребность в игре еще сильна в этом возрасте, поэтому изучаемый материал закрепляется в игровой форме. К примеру, ребятам нравится игра, когда один человек выходит к доске, поворачивается к классу спиной, а учитель рисует букву у него на спинке. Ребенок должен угадать, что это за буква.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается))
Математика, равно как и азбука, входит в жизнь первоклашек вместе со сказочной историей о мальчике-арабчонке. Здесь также игра является неотъемлемой частью урока. Одна из любимых игр - «прохлопывание» цифр по кругу. Цифры также просчитываются) на уроках рукоделия (считаются петли при вязании), «пропрыгиваются») на скакалках во время подвижных игр. «...Чем разнообразнее будет ваш урок и чем разнообразнее деятельности, которых вы требуете от детей, тем более вы успеете сделать...На основании вышеизложенного физиологического и психического закона, современное первоначальное обучение открывается не одним, но несколькими предметами: наглядное обучение, письмо, рисование, детские работы, чтение, счет, библейские рассказы, пение и гимнастика сменяют друг друга и поддерживают в ребенке телесную и душевную бодрость и свойственную этому возрасту веселость» («Родное слово. Книга для учащихся», К. Д. Ушинский).
К теме «Состав числа» подошли глобально). На больших листах бумаги, почти в рост ребенка, были «выстроены» дома. Каждый этаж дома описывает один из способов образования числа 6. Сколько способов – столько этажей. Причем дети должны были самостоятельно «обнаружить» состав следующего этажа. Работа над строительством дома проходила по парам. И это не случайно. Одной из задач вальдорфской педагогики является развитие у ребенка «социальной компетенции». В это понятие входят способность к принятию ответственности, умение ненасильственно разрешать конфликты, способность к коллективным действиям. Ольга Александровна отмечает, что детям не всегда легко дается взаимодействовать друг с другом. Конфликт стараются решать путем обсуждения. Итак, четыре недели дети учатся не только математике, но и конструктивному взаимодействию друг с другом. Наконец, «объект сдан». Дома вывешиваются на стенах класса. В течение определенного времени дети, учителя и родители могут видеть результаты труда. И здесь уместно рассказать об оценивании знаний в вальдорфской педагогической системе. «Учебное достижение – более широкое понятие, чем результаты обучения. Достижения могут появиться и независимо от обученияя. и даже несмотря на обучение!... В связи с понятием «учебное достижение» возникает вопрос: как вообще сделать видимыми реальные достижения детей? Согласно феноменологическому принципу достижения вообще нужно не оценивать. Их нужно предъявлять, показывать. В вальдорфской системе обучения это… выставки, например, тетрадей, творческих работ, показы различного рода – на фестивалях и концертах, праздниках, родительских вечерах, защитах проектов и т.д. Феноменологический принцип и качественная характеристика работ учащихся является основой метода портфолио – собрания работ учащихся, в которых наглядно проявляются их реальные достижения. Метод портфолио сейчас широко распространяется в мировой педагогике. Защита портфолио или проекта по определенному предмету требует от ученика умения художественно оформить презентацию, уметь вступать в дискуссию по теме своего проекта и т.д. Иными словами, здесь, помимо знания, задействованы множество личностных качеств, которые ученик может проявить в процессе учебной работы, понимаемой как творческий процесс, включающий продукт, пригодный для предъявления (живописная работа, тетрадь по эпохе, спектакль, музыкальное выступление, изделие, механизм, модель и т.д.). Система же проверки и оценки знаний в смысле контроля усвоенных знаний не играет в структуре обучения вальдорфской школы основной роли, но играет лишь подчиненную роль.» (Загвоздкин В. И., «Педагогико-антропологические и дидактические аспекты процесса обучения в вальдорфской школе»).
«Хромая дисциплина»
На протяжении всего периода нашего знакомства с вальдорфской системой образования я столкнулась с некоторыми стереотипами. Могу судить о них, исходя лишь из собственного опыта.
«В вальдорфских школах страдает дисциплина».
Как-то раз я была свидетелем следующей ситуации. Каждое утром, перед уроками, дети из начальной школы и лечебных классов собираются в «аХтовом зале») для утренней песенки. В то утро звонок уже прозвенел, а учитель задерживался. Поначалу дети замешкались. Спустя минуту, класс, за исключением парочки заигравшихся друзей, превратился в саморегулирующуюся систему. Дети вышли в коридор, распределили между собой кто первый, кто второй и, взявшись за руки, потопали на второй этаж.
И еще одна история. Перед 23 февраля девочки первого класса решили поздравить мальчиков концерным выступлением. Они самостоятельно наметили программу выступления, взяли ключи от актового зала и репетировали там, ходили в костюмерную и подбирали реквизиты для концерта, а 23 февраля пригласили мальчиков и Ольгу Александровну в актовый зал и показали поздравительную программу!
Криков и шума в школе хватает, но на переменах, не на уроках. И это касается детей. Взрослых криков я не слышала, чему рада, так как случается, что сама допускаю такое безобразие((.
«Вальдорфская школа воспитывает «трудяг»»
Действительно, все сферы школьной жизни пронизаны разнообразной деятельностью.
Чем занимаются дети помимо учебы.
В классе: следят за порядком и чистотой на обувных полочках (если надо, чистят обувь); поддерживают порядок на вешалках с верхней одеждой; накрывают на стол перед завтраком и обедом для всего класса; поливают цветы; моют планшеты, приносят воду, стирают салфетки для живописи; убирают в партах по пятницам; следят за чистотой в классе в течение дня; помогают учителю по его просьбе.
В школе: работает кукольный театр «Фонарик», мастерская по работе с деревом, гончарная мастерская, художественная мастерская. кружок вальдорфской куклы «Ляля», кружок ракетомоделирования, школьный театр и хор, в котором играют и поют не только дети, но и преподаватели. Все направлено на то, чтобы не оставить места для скуки. «Если подросток скучает – это самое плохое, что может произойти. Обратите внимание на места, где собираются скучающие подростки. Мы можем наблюдать у них состояние повышенной агрессии и повышенный интерес к сексуальной жизни»(Кристоф Йоханнсен, www.liveinternet.ru/users/rayusha/post253225521/ ).
А вот, что пишет о скуке К. Д. Ушинский: «В школьной скуке скрывается источник множества детских проступков и даже пороков: лени, шалости, капризов, отвращения от учения, хитрости, лицемерия, обманов и тайных грехов. Уничтожьте школьную скуку - и вся эта смрадная туча, приводящая в отчаяние педагога и омрачающая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой”.
Поэтому каждый родитель сам может определиться: много деятельности - хорошо это или плохо…
Мы знакомимся со школой вместе с Андреем. Мы с ней, а она с нами. Школа похожа на один большой организм, который живет, старательно трудится, иногда волнуется, готовится к праздникам, решает насущные вопросы, что-то постоянно мастерит и что-то придумывает. Если попытаться охарактеризовать его, можно сказать о честности (не знаю почему, но таким он мне видится), о простоте, об ответственности, о некоторой романтичности. Он не гордый, но имеет достоинство; не нахальный, но и не из робких. Все делает старательно, а главное - с душой. Организм этот любит ТВОРИТЬ: все что-то вяжут, плетут, рисуют, лепят, шьют, мастерят. Организм музыкальный: он играет на скрипке, на флейте, на фортепиано, и даже иногда на там-тамах)). А еще он любит театр. Видя школу такой, нам хочется с ней дружить. И, надеемся, что это взаимно.
P.S. Статья о Рудольфе Штайнере - основателе вальдорфской педагогики: http://rl-online.ru/articles/2-01/86.html.
Рубрики: | вальдорфская педагогика |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |