-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Rayusha

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 456


Кристоф Йоханнсен. "Сон, который учит; коллегиальное управление школой; что делает ребенка свободным"

Четверг, 20 Декабря 2012 г. 20:06 + в цитатник

В конце ноября в школе состоялась встреча родителей и учителей с опытным вальдорфским педагогом Кристофом Йоханнсеном. В данный момент он является одним из руководителей Международной Ассоциации вальдорфской педагогики в Восточной Европе. В течение пяти дней Кристоф гостил в Одессе. Он посмотрел, как  живет школа, посетил  уроки, пообщался с учителями, родителями и детьми.

«Я путешествую от Польши до Казахстана и от Эстонии до Азербайджана. Я знакомлюсь с коллегами, родителями, детьми. Ясно одно – работа между школой и домом должна быть интенсивнее. Нужны не только великолепные учителя, но и сильные родители. Иными словами, школа и семья должны воспитывать ребенка вместе.

Сейчас существует мода: сдать ребенка в школу и, после обеда, домой должен прийти уже воспитанный ребенок. Да, обучение происходит в школе. Но обучение происходит также в том месте, где ребенок спит. Во сне. Как ребенок спит – имеет большое значение. За сон ребенка несут ответственность не учителя, а родители. Ученые изучают, какие процессы происходят во сне. Если перед сном вы что-то рассказываете ребенку, читаете – ребенок легко засыпает. Примерно через 15 минут ребенок переходит из фазы поверхностного сна (фазы засыпания) в фазу глубокого сна. Фазы можно определить по движению глаз. Если активность глаз равна нулю, значит это глубокий сон. В это время человек отдыхает. Фаза глубокого сна сменяется фазой поверхностного сна. Картина смены фаз у ребенка, которому читали перед сном очень равномерная, спокойная. В это время ребенок имеет возможность пережить и переработать весь опыт, полученный за день.
Иногда взрослые люди при наличии проблемы говорят: «Нужно переспать с этой мыслью». Возможно, утром проблема уже не будет казаться такой серьезной. Успех в обучении может измеряться по сну. На уроке английского языка дети в среднем изучают 7 слов. В конце урока они могут повторить примерно 4 слова. Утром они повторяют 6 слов. Они чему-то научились во сне. Но это должен быть спокойный сон, сон без телевизора. Сейчас в большинстве квартир существует норма иметь по 2, а то и по 3 телевизора. Гуляя по Одессе, я зашел в кафе. Вокруг меня было, по меньшей мере, 10 телевизоров. И я должен был кушать при таком шуме. Я путешествую 120 дней в году. В гостинице я тоже включаю телевизор и смотрю то, что люди этой страны смотрят по телевизору. Но, дело не в этом. Что происходит, если дети 2 часа перед сном смотрят телевизор. Мы, взрослые, хотим покоя. Мы говорим ребенку: «Сиди, смотри телевизор, не мешай». В таком случае фаза засыпания ребенка становится очень беспокойной, время глубокого сна сокращается, продолжительность сна без сновидений становится короче. На следующий день не выспавшийся, не отдохнувший ребенок приходит в школу. Он не внимателен. В 6-7 классах дети проводят много время за компьютерами. Они играют. Я не против самой вещи, я против того, как она действует на ребенка. Если перед сном подросток играет 2-2,5 часа в компьютерную игру, кривая сна становится «нервозной». Очень часто его сон даже не достигает фазы глубокого сна. Наступает усталость, полное утомление. Родитель приходит в школу к учителю». Неожиданно с г-ном Кристофом происходит «перевоплощение»)): он превращается в грозного родителя уставшего подростка. С лица сходит улыбка, брови сдвигаются. Недовольным голосом он обращается к гипотетическому классному учителю)): «В чем дело, что происходит? Мой ребенок не учится. Вы должны больше стараться». Далее, Кристоф продолжает: «Вчера я сидел на уроке в 8 классе. Я предположил, что половина класса плохо спала. Глаза у некоторых ребят слипались. Аналогичное состояние бывает у меня, когда я лечу в самолете: во время полета дремлю и неожиданно пугаюсь, когда самолет уже приземлился. Также были напуганы два ученика тем, что урок закончился. В ходе урока они иногда пробуждались. Как может школа, исходя из таких предпосылок, работать? Предпосылки для учебы должны быть созданы дома. И чем старше дети становятся, тем серьезней над этим нужно задумываться, и тем это сложнее.
В первом классе я еще могу сказать: «Ты идешь в кровать, пока!» Но в 15 лет он вряд ли меня послушает!
Это означает, что хорошие привычки должны закладываться дома. Что происходит, если мы это не проработаем? Уставший, не отдохнувший ребенок скучает в школе. Если подросток скучает – это самое плохое, что может произойти. Обратите внимание на места, где собираются скучающие подростки. Мы можем наблюдать у них состояние повышенной агрессии и повышенный интерес к сексуальной жизни. Итак, что важно.
Мы сказали о важности сна. Далее, мы должны показывать всем своим видом, что мир прекрасен, что нас интересует этот мир. Мы не должны показывать, что нам скучно. (Далее Кристоф вновь изображает, но уже не родителя, а подростка, которому ничего не интересно. Точно так, как и его папе)))
«Нужно много юмора, чтобы это все выдержать. Когда я в учительской показываю фото своей семьи, учителя удивляются: «У вас 5 братьев и ни одной сестры?». Да, это так. Моей маме нужно было много юмора, чтобы нас вырастить. Школа беспомощна без родителей.
Вечером вы должны спрашивать ребенка: «Чему ты сегодня научился, что было сегодня?». Ребенок при этом ощущает: «Меня сопровождают в жизни». Бывает и так: «Папа, ты можешь вязать? Ты знаешь французский? Ты знаешь, что такое эвритмия? (специальный предмет в вальдорфской школе)». Это можно исправить только тем, если вы первыми будете спрашивать: «Что ты сегодня узнал?»)). Учитель также должен в конце дня спросить себя «Чему я сегодня научился?». А родитель может сказать: «Жаль, что я всего этого не знаю».

Далее Кристоф предложил родителям задать вопросы.
Вопрос. «Вопрос коллегиального управления. Каким образом в школе должны решаться хозяйственные вопросы. Например: два учителя и три родителя решают, каким цветом, какой краской покрасить стены в классе? При этом между ними могут возникнуть разногласия и трения разного рода»
К. Й. Это чудо, что школа в принципе при таком управлении еще существует. Но процессы трения завершаются двояко. Во-первых – расходуются силы трения, во-вторых – рождается тепло)). А в школе нужна атмосфера теплоты)». (Тут Кристоф вновь обращается к искусству перевоплощения. На этот раз он превращается в напыщенного директора гипотетической школы)) с вертикальной системой управления. Директор не будет дискутировать ни о каких красках, стенах и прочих «мелочах». Он или потребует выполнения своего указания, или поручит кому-то конкретному это сделать. Вальдорфские школы управляются преподавателями коллегиально, при участии родителей. По сути дела, школы находятся на самоуправлении).
К. Й. «Коллегиальная совместная работа – модель управления будущего. Если говорить об управлении, то мы не говорим об управлении сверху вниз. Мы говорим о горизонтальном управлении. Это означает, что все сотрудники равноправны. Два учителя и три родителя решают, какой цвет выбрать для стен. Им поручили это. Другие не должны их критиковать, даже если цвет им не нравится. Просто в следующий раз они имеют возможность взять на себя ответственность и переделать по-другому».
Вопрос: «И все-таки, как же решить вопрос между двумя учителями и тремя родителями? Голосовать?»
К. Й. «Голосование не выход. У вас произошли парламентские выборы. И что, большинство имеет больше прав, а меньшинство - меньше? Я – диктатор, но мне это не может помочь. В школе это не работает».
Вопрос: « Мой ребенок ходит в третий класс. Все его друзья посещают танцы, музыку, секции. Я волнуюсь – его никуда не тянет. Не будет ли потом поздно. Нужно ждать, когда что-то в нем проснется? Как поступать?»
К. Й. «Если ребенка никуда не тянет – это же хорошо?!))»
Мама: «Да, ему здесь в школе хорошо.»
К. Й. «Так что же вы хотите? Если через два года он скажет: «Я хочу чем-то заниматься», то надо дать ему эту возможность. Наши дети почти не имеют пространства, где они могли бы быть детьми. Дети слишком рано получают впечатления внешнего мира. Если ребенку здесь хорошо – сердечный привет школе! В Америке есть место – Силиконовая Долина, где живут и работают люди, которые думают только о компьютерах. Там расположена Вальдорфская школа. В ней нет никаких компьютеров. Шефы компьютерных предприятий отправляют детей учится в эту школу (защитить детей от компьютеров). (http://zwelik1.livejournal.com/11043.html). Компьютер имеет ценность, одновременно с этим и силу разрушения.»
Вопрос: «Самодостаточна ли вальдорфская школа?»
К. Й. «В 1-2 классах детям нужно сердечное тепло, в 3-4 тоже. Вальдорфская педагогика дает все знания, умения, навыки, какие даются в государственных школах и даже немного больше. Эвритмия – один из самых важных предметов в школе. Эвритмия влияет на способность ребенка к математике. Также она влияет на формирование социальной компетенции ребенка. Как научить ребенка думать? Как сделать мозг ловким? Один из путей – нужно сделать более ловкими руки. На рукоделии дети учатся думать. Где человек учится быть свободным? В детском саду, благодаря подражанию. В том, что я могу подражать взрослому. Когда я смею в детском саду играть, я образую в себе способность познавать этот мир. Если ребенок в саду изучает иностранные языки, он учится быть не свободным.
Когда ребенок учится ходить, он пробегает за день примерно 2 км 400 метров. Сколько раз он при этом падает? Более 100 раз. Вы видели маму, которая бы так говорила: «Ты глупый ребенок, ты опять упал!?». Нет. Ребенок падает и снова встает. В школе все иначе. «Какой ты глупый…» Это его, конечно, «мотивирует». А правильно: «Не получилось – ничего. Дальше, дальше. Это ты сделал хорошо, делай дальше». Это воспитывает свободу.
Вопрос: «Можно коротко рассказать о втором семилетии ребенка».
К. Й. «Для ребенка после 7 лет учитель - большой пример. Ученики учатся познавать мир через учителей. Взрослый человек говорит: «Это хорошо, это плохо». Ребенок научается тонко ощущать: что есть истина, а что нет. Дети знают об этом обычно очень точно. Это чувство закладывается с 7 до 14 лет. Ощущение справедливости. Этого нельзя достичь при изучении юриспруденции».
Вопрос: «Курсы садоводства. Значение общения ребенка с растениями, с природой».
К. Й. «Экологическая обстановка, защита природы. Мы говорим об этом очень умно. А ребенок это должен делать. Ребенок должен пережить это. Он должен брать землю в руки, ему нужно знать, сколько червей в компостной куче)). И это значит, что все экологические вопросы будут решены. В Польше мне показали учебник по ботанике. Изучение ботаники начинается с рассмотрения клетки. Растение - это собрание клеток?! Значит и мы – собрание клеток?! Я - точно нет! Может быть вы? Ребенку нужно воспринять: каков цветок, каков стебель. А после 15 лет уже можно исследовать растение на уровне клеток. Мир состоит не из клеток. Он состоит из людей, растений, животных. Из индивидуальностей».

На этой ноте встреча была закончена. Еще Кристоф добавил, что обязательно посетит Оперный театр, если еще раз приедет в Одессу)).

Рубрики:  вальдорфская педагогика
Метки:  

Процитировано 3 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку