Нравится мне один дневник в Линете. Почти всегда первым делом заглядываю в него, когда сажусь за компьютер. Дневник для души. С недавних пор автора дневника стала донимать одна женщина - бывшая, а может и нет читательница. Подкалывает, критикует, злится... За хозяйку дневника тут же вступились читатели. Тема активно обсуждалась, комментировалась. Я тоже было хотела включиться в тему. Думала, думала и пока думала, нашла в одной чудесной книге высказывания Его Святейшества Далай-Ламы. Он высказывает свое мнение на эту тему, а также приводит отрывки трудов индийского учителя Шантидевы:
"Подлинное сострадание распространяется на все чувствующие существа, а не только на ваших друзей, членов семьи или тех, кто находится в бедственном положении. Чтобы освоить практику сострадания вовсей ее полноте, необходимо воспитать в себе терпение. Шантидева говорит, что, если практика терпения действительно найдет отклик в вашем уме и изменит его, вы сумеете увидеть в своих врагах лучших друзей и даже духовных учителей.
Наши враги дают нам прекрасную возможность практиковать терпение, стойкость и сострадание. Шантидева приводит множество убедительнейших примеров этому в форме диалогов между позитивной и негативной сторонами ума. Его размышления о сострадании и терпении принесли много пользы и мне, для моей собственной практики. Прочтите их, и все ваше существо преобразится. Вот лишь один пример:
Для того, кто практикует любовь и сострадание, враг - один из важнейших учителей. Если у тебя нет врага, ты не сможешь практиковать терпимость, а без терпимости не сможешь заложить надежные основы сострадания. Поэтому, чтобы практиковать сострадание, тебе необходим недруг.
Когда ты сталкиваешься с врагом, который вознамерился нанести тебе обиду, наступает время проявитбь терпимость. Следовательно, враг - источник практики терпимости; терпимость - результат существования врага. Итак, они суть причина и следствие. И, как было сказано, "Если что-то связано с чем-то так, что оно от него происходит, нельзя считать пагубным то, от чего оно происходит: напротив, оно способстует результату".
Сосредоточение на подобных размышлениях может помочь вам воспитать в себе непоколебимое терпение, которое, в свою очередь, поможет развить чувство величайшего сострадания. Подлинное сострадание основано на размышлении. Обычное же сострадание или любовь ограничены желаниями или привязанностями.
Когда ваша жизнь легка и все идет гладко, у вас появляется возможность самообмана. Но когда вы сталкиваетесь с действительно безнадежной ситуацией, притворяться уже нет смысла: приходится смотреть в лицо реальности. Тяжелые периоды жизни помогают добиться целеустремленности и обрести внутреннюю силу. Благодаря таким периодам мы можем также понять, насколько бесполезен гнев. Вместо того чтобы сердиться, следует проявить глубокую заботу о тех, кто создал для вас проблемы, и уважение к ним, потому что, создав такую трудную ситуацию, они предоставили вам неоценимую возможность практиковать стойкость и терпение."