Магия запахов и ароматов. Для чего и как ее используют? |
Мы живем в мире запахов и ароматов. Через нос вдыхаем воздух, наполненный миллионами запахов, по нервным окончаниям сигналы от них доходят до нашего мозга. Какие-то из запахов нам нравятся, а некоторые вызывают брезгливое отвращение.
Как запахи влияют на человека
Очень хорошо об этом написал М.Е. Салтыков-Щедрин: «Есть очертания, звуки, запахи, до того ласкающие, что человек покоряется им совершенно машинально, независимо от сознания. Он не анализирует ни ощущений своих, ни явлений, породивших эти ощущения, и просто живет, как очарованный, чувствуя, как в его организме льется отрада».
С древнейших времен люди начали постигать, каким образом запахи могут воздействовать на человека. Верховные египетские жрецы, к примеру, знали, что благовония и ароматы влияют на человеческое подсознание. Они использовали это свойство для воздействия на психику людей при проведении культовых церемоний, а также в лечебных целях.
Многие, вероятно, слышали, что врачи, жившие в древней Греции, умели ставить диагноз по запаху тела больного. Монахи Тибета могли узнать о намерениях человека по тому, какой запах от него исходит.
Воздействие запахов на эмоциональное состояние человека велико. Знаменитый физиолог И.П. Павлов в своих трудах писал, что «запахи управляют ассоциативным мышлением у людей с чувствительной сигнальной нервной системой». Если вы вспомните запах розы, то это может вызвать приятные воспоминания о букете цветов, недавно полученных от любимого человека. Запах ладана ассоциируется с посещением церкви. Запах мандаринов у многих у связывается с наступлением новогодних праздников. Каждый запах вызывает у людей глубоко личные воспоминания и ассоциации.
С древнейших времен внимание людей привлекли эфирные масла. Они могут воздействовать на нервную систему и эмоции человека, регулируя его психическое состояние. Например, их ароматы способствуют активизации или релаксации различных отделов нервной системы, что может помочь организму быстрее адаптироваться к изменившимся условиям.
Появилась специальная наука – аромапсихология, которая занимается изучением воздействия натуральных ароматов на психику человека. Современные люди испытывают огромную ежедневную эмоциональную нагрузку. Естественно, не у каждого хватает душевных сил и физических справиться со своими переживаниями, эмоциями, беспокойствами и страхом. Вот тут-то и могут придти на помощь эфирные масла. Они помогут человеку сохранить душевное равновесие в тяжелые минуты жизни. Специалисты-ароматерапевты могут подобрать композицию из эфирных масел, которая подходит только конкретному человеку с его специфическими проблемами.
Покупатель «на крючке» у ароматов
К сожалению, запахи и ароматы не всегда используются в лечебных целях. Многие продавцы, зная, что запахи воздействуют на психику человека сильнее, чем визуальная реклама, прибегают к разным трюкам.
Многие кондитерские магазины и кофейные заведения устанавливают специальные системы ароматизации, которые качают на улицу теплый воздух, насыщенный запахами свежей выпечки или ароматного кофе. Прохожие непроизвольно втягивают носом приятные ароматы, и в подсознание закрадывается мысль: «А не зайти ли в это вкусное место, чтобы полакомиться пирожком и выпить горячего кофейку». Особенно хорошо эта ловушка срабатывает в холодное время года.
В торговле становится очень популярным использование запахов. Специалисты разработали специальные букеты ароматов для продуктовых супермаркетов, торговых центров, магазинов электроники и т.д. Идея состоит в том, чтобы привлечь покупателей уникальностью и особой атмосферой, которые присущи только этому торговому заведению. Именно аромат выделяет данный торговый центр среди конкурентов и делает его узнаваемым и популярным среди покупателей. Такая «ароматизация» торговли позволяет увеличить продажу товаров на 25-30%!
Ароматы на службе криминалистов
Следователям приходится постоянно допрашивать обвиняемых в связи тем или иным делом. Ученые-криминалисты, памятуя о том, что запахи и ароматы ассоциативно связаны с различными переживаниями и жизненными ситуациями, решили: а нельзя ли применять при допросах запахи, чтобы воздействовать на подсознание обвиняемого, и таким образом получить его признание в совершении преступления?
В результате многолетних исследований была разработана специальная методика подготовки и проведения таких допросов. Сначала собирались сведения о преступнике: особенно интересовались его эмоциональными характеристиками, добывались сведения о любимых духах и парфюме. Дознаватели пытались выяснить ассоциативную связь между получением «душистого доказательства» и событием, которое с ним связано: например, любимые французские духи от ухажера, либо свадебный подарок с дорогой косметикой от будущей свекрови.
Допросы устраивались в вечернее время. В кабинете была очень располагающая обстановка: на столе никаких протоколов допроса, мягкий боковой свет, телефон отключен. За 15 минут до допроса следователь опрыскивал шерстяную ткань любимыми духами или туалетной водой подозреваемого и прятал ее под стол.
Фигуранта вводили в кабинет. Он удобно устраивался на стуле, окидывал взглядом комнату: ничего угрожающего, можно расслабиться, нос приятно щекотал давно знакомый аромат. Следователь начинал допрос с преамбулы: напоминал обвиняемому о прошлой жизни, его родных и близких людях, которые верят ему и ждут. Многолетняя практика показала, что знакомый запах из прошлой жизни многократно усиливал эмоциональное воздействие слов следователя. Правонарушитель начинал давать правдивые показания. Допрос проводился в течение 2-4 часов.
Особенно успешно этой методике допросов поддавались женщины: 80% из них признавались в совершении преступления. При этом никто из допрошенных не догадался об использовании знакомых запахов в интересах следствия, но объясняли, что признались под воздействием нахлынувших воспоминаний из приятного прошлого.
Запахи и ароматы – это мощное оружие воздействия на подсознание человека. Используйте его в мирных целях и не забывайте об «ароматических ловушках», которые вам иногда устраивают в самых неожиданных местах!
Автор: Рита Розова
Рубрики: | Популярная психология |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |