Сольфеджио- вещь абсолютно уникальная. Часок- другой и ты уже перестаешь отличать мажор от минора, а интервал в две ноты принимаешь за септаккорд. Говорил мне мой первый педагог: "Настя, стоп. Спокойно! Вначале подумай!!!! Очень хорошо подумай!!! Не спеши!!! Подумала? Переподумай! Ну, жми теперь аккорд! Да еклмн.. Я же просил, подумать!!!!Вокалистки..." Прошло несколько лет... Теперь мы "развлекаемся" чтением с листа на голоса многоголосных инвенций великого и ужасного Йоханта Себастьяныча Баха и написанием самодиктантов. Сложному классическому диктанту я охотно предпочту три часа алгебры! Право слово! Но, так называемый, самодиктант- просто вещь иезуитская! Любую мелодию, от балды так сказать, ты должна написать в течение 15 минут имея в руках нотный лист и ручку. Всё. Мелодия не воспроизводится на инструменте, привязку к тональности делаешь сама, сильные доли, размер- сама, да притом экспромтом. Весело! В самом полном значении этого слова. Первый самодиктант, написанный мной, после проверки на ф-но я решила съесть от греха подальше. Из всей песни верными оказались несколько нот, притом первая и несколько заключительных. На вопрос Галины Викторовны "Ну-сс, что напишем сегодня?" Я шутя вякнула "На заре ты её не буди.." Видимо сказался хронический недосып... Могла ли я предположить, что эта идея придется ей по вкусу?! Вот кто меня за язык тянул? Эх... То что было дальше с трудом поддается описанию.
-Какой вид мажора, Настя?
- Предполагаю гармонический, да притом минор..
- Бог с ним. Ре минор пусть будет. А размер?
Вот тут началось всё самое интересное... Продирежировав все возможные схемы пришли к выводу, что можно брать абсолютно любой- мелодия, черт её подери, ложится одинаково хорошо.
- "фа до диез ре" на первый взмах.
- Триоль?
- Именно! Молодец! А потом пауза и пунктирчиком "та та"!
- Какое же тут тата, когда тут целое трололо умещается? Это квинтоль!
- А затакт? Тогда "трололо тата" выходит ? Там еще "Рам там там и тюрлюрлю" в следующем такте! Триоль таки! Где ты в романсах квинтоль видала?
- Убедили. А тут мне определенно кажется до...нет, до диез! Ступень...? Она V, но VII, а эта является IIIей, т.к по сути она I, ибо модуляция!!!!!!!!!!Во как!!!!
- Сколько тебя учить, не модуляция, а отклонение в параллельную тональность, т.к. это середина периода. Но посыл у тебя был верный...
Сумничать не удалось.... Но посыл был правильным... Как в анекдоте, право слово! Вежливый человек никогда не скажет "да иди ты", а скажет "Вы далеко пойдете".. в элементарной теории музыки я пошла далеко... Пение на голоса инвенции со всеми хроматизмами и украшениями стало апофеозом этого урока. Но это описать уже невозможно!!!