Уже в 1774 году Екатеринбургская гранильная фабрика выросла в мощное предприятие по переработке самоцветов. Произведения уральских камнерезов того времени украшали интерьеры царских резиденций, элементы которых сегодня представлены в Эрмитаже. Зарождение в Екатеринбурге одного из крупнейших мировых центров обработки цветного камня было обусловлено минералогическим богатством Уральских гор.
В 1851 году Россия впервые участвовала во Всемирной выставке в Лондоне. С тех пор уральские самоцветы узнали и полюбили во всем мире.
После революции, с приходом советской власти, камнерезное искусство приходит в упадок, и лишь с появлением в камнерезном искусстве Василия Коноваленко, начинают возрождаться традиции российского камнерезного искусства.
После распада СССР, в начале 90х годов, одной из первых частных камнерезных фирм выпускающих камнерезные фигурки, стала фирма «Яхонт и Ко», мастерами которой было возрождено классическое жанровое направление «Русские типы» в уральском камнерезном искусстве.
Классификация камнерезного искусства по типу техники исполнения мозаики:
Объемная мозаика (блокированная скульптура)
Русская мозаика
Флорентийская мозаика
Римская мозаика
Классификация по жанру камнерезного произведения:
Фигурки национальных типов — каменные фигурки людей с ярко выраженными этническими особенностями культуры той или иной национальности. В российском камнерезном искусстве наибольшее распространение получил жанр фигурок «Русские типы».
Анималистика — камнерезные фигурки животных, птиц, рыб.
Флористика — к этому жару относят камнерезные изделия в виде цветов, фруктов, ягод, и т.п.
Прикладное искусство — к этому жанру камнерезного искусства относятся такие предметы как печатки, настольные наборы, настольные часы, вазы, шкатулки, и т.п.