-Метки

bbw boho Браслет бисер болеро бохо брошь бумага бусы бутылка ваза венок ветки винтаж выкройки декупаж для волос для деревни для кухни для спальни жакет жилет закуска зеркало идея из подручных материалов из природных материалов индейцы история камни кастомайзинг клетка кокошник колье конфетно-букетно корзина кофточка кружево кулинария листья личное маникюр мебель мода морское мыло новогодний декор ногти о жизни оберег ободок обувь пальто пасхальное перья пирог платье плетение плюсология подарочное подушка праздник прически прованс пэчворк рабочее место ракушки рамка ретро рисование рисунок русское сад свадьба светильник свечи своими руками сеты скрапбукинг сладости состаривание старообрядчество стены стихи сумка топ торт трафарет туника фото хиппи цвет цветы часы шапка шарф шебби-шик шкатулка штора эко юбка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в RadugaLily

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.01.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 3339


Жест на иконах

Пятница, 05 Августа 2016 г. 17:32 + в цитатник
Цитата сообщения Старая_вера Ораторский (риторический) жест на иконах, не путать с имясложением для благословения.

 (475x699, 163Kb)
Об этом жесте оратора имеется указание в античных трактатах по ораторскому искусству. Поэтому он с самого раннего времени часто использовался в христианских изображениях, когда надо было показать проповедь, пророчество и т.п. Чаще всего ему сопутствует изображение Евангелия или свитка в руках изображаемого. Или, например, с таким жестом изображался арх. Гавриил в сцене Благовещения, чем показывалось его обращение к Деве Марии с известными словами: "Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою". Обратите внимание, что с этим жестом изображаются ветхозаветные пророки, которые не могли ни знаменоваться крестным знамением, ни благословлять подобно святителям.

Впрочем, св. Герман Константинопольский (8 век) в своем толковании литургии указывает, что после чтения Евангелия святитель осеняет народ рукой с перстами, сложенными в подобную композицию. Примечательно, что это указывается делать именно после Евангелия. Т. е. знак пальцев при этом символизирует евангельскую проповедь. Этот знак св. Герман толкует не как обозначение имени Исуса Христа, а совсем иначе, довольно замысловато.

Для соображенiй относительно
разнообразнаго перстосложенія, которое находимъ на дровнихъ памятникахъ
христіанской иконографіи, считаемъ не неуместнымъ перечислить те виды
перстосложенiй, которые известны намъ какъ обычные ораторскіе жесты.
Квинтиліан описывает таковой жестовъ: Малый середній перстъ соединялся съ пальцемъ (подгибался подъ
палецъ), остальные три перста протягивались (изъ двухъ середнихъ перстовъ
разумеется именно малый середній); объ этомъ перстосложеніи Квинтиліанъ
говоритъ, что оно есть наиболее употребительное, приличествуетъ въ начале речи,
а при дальнейшемъ произношеніи последней — въ повествованіяхъ, порицаніяхъ и
обвиненіяхъ».
(Голубинский)

Изображения Христа и святых, которые принято называть благословляющими, не имеют такого значения в действительности и ведут свое начало от античных изображений, представляющих ораторов и философов. Древние любили сопровождать слова свои жестами; языческие ораторы и философы прежде, чем держать какие-либо речи или изла­гать свое учение, прибегали обыкновенно к самым разнообразным телодвижениям, как бы приветствуя тем своих слушателей, или возбуждая в них внимание. На вечере у одной знатной женщины, Ипатии Бурреи, один из гостей, по словам Апулея, начиная свой рассказ, принял следующую позу: подобравши около себя ковер, на котором сидел, и приподнявшись немного на локте, он поднял правую руку и, по примеру ораторов, искусно образовал жест, пригнувши два последних пальца к ладони, а остальные держа на свободе. Нет ничего обыкновеннее, как встретить с этим или подобным жестом изображения в античной живописи и пластике· В античных картинах этот жест весьма часто дополняется еще свитком, который держат в своих руках ораторы, философы и вообще люди ученые, да чем-то вроде кадочки или лукошка (scrinium) у ног их, с несколькими книгами или свитками. Стоит только припомнить, сколько подобных изображений встречается в катакомбах, когда дело идет о Христе, как учителе, об апостолах и пророках, как проповедниках, чтобы убедиться если не в тож­дестве, то, по крайней мере, в тесной связи этих историко-символи-ческих сюжетов и их атрибутов с обычными приемами представ­ления риторов и философов у классических живописцев и скуль­пторов. Возникши и выросши на почве, пропитанной традициями многовековой жизни античного мира, молодое христианское искус­ство, как хорошо уже известно теперь, воспользовалось всем из классического искусства, чем только можно было, начиная с обыч­ных приемов техники до цельного усвоения готовых художественных образцов. Не пренебрегло оно и условными жестами языческих ораторов и философов, применив их к своим целям и вложив в чуждые ему формы новое христианское содержание.

Голубцов А.П. Из чтений по Церковной Архиологии и Литургике

http://www.klikovo.ru/db/book/msg/962

И вот здесь стоит напомнить, что христианская культура вообще и христианская иконография в частности не возникли на пустом месте. Это, так сказать,«творческая переработка» эллинистической античной культуры. И рассматриваемый нами жест не является исключением. Он заимствован из античной ораторской традиции. У греческих и римских ораторов был свой набор жестов, которыми они сопровождали свои речи.

Наиболее подробно о таких жестах пишет римский ритор Марк Фабий Квинтилиан в своей книге «Наставления оратору». У него идёт речь о девяти ораторских жестах, но мы выберем из них те, которые позже вошли в христианскую иконографию :

1.


1_zhest (263x465, 20Kb)


Безымянный палец подгибается под большой, остальные протягиваются вперёд. Этот жест характерен для начала речи, а также для повествования, порицания или обвинения.



2.

Два средних пальца подгибаются под большой, указательный и мизинец протягиваются вперёд. Это «настоятельный» по Квинтилиану жест.


2_zhest (301x489, 21Kb)




3.

Три последних пальца подгибаются под большой. Протягивается указательный. Это жест порицания и указания.



3_zhest (243x488, 30Kb)



4.

Поджимаются большой, безымянный и мизинец. Протянуты указательный и средний.


4_zhest (276x512, 20Kb)




В иконографии мы видим то же самое:

Таким образом, можно резюмировать, что аналогичные жесты на иконах, как правило, подразумевают прямую речь персонажа или призыв: «вонми», а не благословение в смысле наложения крестного знамения. Об этом говорят и христианские исторические источники. Например, византийский историк Павел Силенциарий в своём описании Софии Константинопольской упоминает алтарную завесу, на которой выткан образ Спасителя, «протягивающего персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы».

В этом контексте, например, жест архангела Гавриила в сцене Благовещения означает не благословение Богородицы, а именно благую весть в самом прямом смысле этого слова.

Разумеется, это не означает, что Христос вообще не может изображаться с благословляющим жестом. Просто ещё раз повторим - любой иконный символ должен «читаться» в своём контексте.

http://ateismy.net/index.php?option=com_content&view=article&id=915:l-r------------&catid=76:2011-01-08-18-42-21&Itemid=108

Серия сообщений "моя деревня":
Часть 1 - Родовое Дворянское Гнездо
Часть 2 - Цветы и живность
...
Часть 13 - Лестовка
Часть 14 - О лестовке
Часть 15 - Жест на иконах
Часть 16 - О ростящих и умащающих волосы не по обычаю християнскому
Часть 17 - РАЗСУЖДЕНИЕ О ДРЕВНЕМ И НОВООБРЯДЧЕСКОМ ТЕКСТАХ СИМВОЛА ВЕРЫ
Часть 18 - Из стоглава о крестном знамении
Часть 19 - Ритуальные свечи
Часть 20 - Русская изба

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку