По заказу .. О Бурхане ... |
В одном из своих постов упомянула о Бурхане , и меня попросили написать о этом явлении подробнее .
Когда еще не было земли, существовали уже Бурханы (боги) Шагджи-Туби и Арьябало; потом явился Майдари, который родился от цветка на другой, не нашей земле. Потом многие хорошие люди своей святой жизнью достигли того, что стали тоже Бурханами. Всего Бурха-нов теперь 1000. Старшие из них Дамба-Шагджи-Туби, Галсын-Сонд-жи-Дон и Богдо-Дзунхава, младший — Лондол-Римбучи.
Большинство Бурханов добрые, но есть и грозные — Чойджил, Очирвани, Джамсаран и Шара-Дарэхэ.
Бурханы находятся где хотят и в каком угодно виде. Большей частью они не показываются людям, но многие из них перерождаются на земле — это Гегэны.
Хотя Гегэны боги и имеют божескую власть, но, находясь на земле, они имеют кое-что и человеческое и потому стоят ниже не воплощенных Бурханов. Старший из Гегэнов — Далай-Лама, младшего зовут Шу-хур-Лама.
Следующими по своей святости являются небесные духи — Тенгри. Живут они всегда на небесах, которых 17. На землю они никогда не спускаются. Тенгри делятся на 33 царства, и каждое из них имеет своего хана. Один из ханов является старшим и управляет всеми Тенгри — это Хормусто-хан. Хормусто страшно силен: стоит ему только пожелать что-нибудь, как оно тотчас же исполняется.
Родились Тенгри от света, не солнечного или лунного, а какого-то не известного людям. Они интересуются тем, что делается на земле, и часто заступаются за обиженных.
Исполнителями воли Хормусто-хана являются Дыбджиты. Их всего восемь, и старшего из них зовут Нансарун-Дыбджит. Они заведуют погодой, дают земле дождь, снег, град, ветер, грозу и т. д. Летом они ездят верхом на Лу (дракон), зимой же отдают их на хранение лусутам. Когда на небе Лумало они сердятся и кричат, тогда у нас на земле часто бывают грозы. Рев Лу — это гром. На Лу, как и на всяком животном, водятся паразиты, и это клещи, которые падают к нам с неба.
Сабдыки — духи гор, лесов, степей, пустынь, жилищ, вообще всего, что есть на земле. Хан у них Цаган-Эбугун (Белый Старик). Родился Цаган-Эбугун от обыкновенной женщины. Когда его мать была еще беременна им, к ней в юрту пришел один из Бурханов и попросил поесть. Женщина ответила, что должна с минуту на минуту родить и накормит его, уже окончив роды. Бурхан обиделся и ушел.
Прошло 100 лет, женщина все еще не могла родить. Наконец терпеть ей стало невмоготу, и она пошла к Бурханам просит прощенья. Как только она пришла к ним, она сразу же разрешилась от бремени уже стариком. Это и был Цаган-Эбугун.
Люди побоялись принять в свою среду необыкновенного ребенка и просили Бурханов дать ему какое-нибудь особое назначение.
Они дали ему управлять всеми животными на земле и назначили его ханом сабдыков.
Низшие сабдыки — души сильных людей. Многие ханы, правители и военные стали ими; ими же делаются и те из людей, которые при своей жизни умели насылать порчу.
Сабдыки не умирают и не стареют. Есть между ними и добрые, и злые. Людям они вообще не показываются, но бывали случаи, когда их видели. Они заведуют животными и к людям, если они их почитают, относятся безразлично, иногда даже хорошо. Но горе тому, кто обидит их: нет тех гадостей, которых бы они ему не наделали.
Шулмы — это ведьмы, чуткуры — черти. Обращаются в них те из людей, которые совершили 10 черных грехов. Женщины обращаются в шулм, мужчины — в чуткуров. Хана их зовут Дамба-Дарджи. Невидимые для людей, они рыскают по земле, делая гадости.
Вся сила шулмы заключается в одном золотом волосе. Они, как и чуткуры, не стареют, не умирают и самостоятельно не размножаются. Там, где есть козлы или колючки, они не появляются. Только этим и можно уберечься от них.
Чуткуров много видов. Из них можно видеть только тэрэнов, если суметь их вызвать. У тэрэна всего одна рука и одна нога. Тот, кому он явился, становится его хозяином, и для него он сделает решительно все. Зато избавиться от него потом очень трудно. Если же не суметь этого сделать, он завладеет душой своего хозяина. Чоно-волк. В него вселяются души нечистых, пожирающие потом детей.
В преисподней царствует Эрлик-Номун-хан. Он один из Бурханов, но старшие поручили ему судить и наказывать души умерших. Судит он не только людей, но и животных, так как души всех живых существ одинаковы.
Под землей находится 18 тама (ад), и в каждом из них Эрлик-хан имеет по 100 000 понё, которые приводят в исполнение его приговоры. Эти же понё бегают по земле и хватают души умерших. Вот те 10 черных грехов, совершив которые человек обращается в нечистого чуткура или шулму:
Убийство. Ложь. Сплетни. Неверие. Зависть. Обиды, причиненные другим.
Скверные мысли . Разврат. Кража.
Из всех жертв, которые нужны Бурхану, это только курение арчилом, то есть сожжение веточек душистого вереска, и зарытые в землю ножей, как знак отказа от войны и кровавых жертв. Молиться же можно всем вместе или поодиночке, но обязательно вдали от населенных мест, в чистом воздухе и на вершине горы.
В таких святых местах или стоит вырезаное из дерева изображение Бурхана , или деревья все повязаное лоскутками тряпочек .
Тибетский буддизм придя в Бурятию смешался с местной религией - шамаизмом. Получилось то, что стало называться "ламаизм". Ядерная смесь буддизма и шамаизма. Лоскутки ткани - это как раз пришло из шамаизма. По поверьям бурят, земля разделена на территории, на каждой из которых безраздельно властвует живущий на ней бурхан - дух местности. На каждой такой территории есть святое место, обычно это или источник, или вершина горы, или просто какое то чудно красивое место, где этот бурхан и обитает. Так вот в этих местах положено повязать лоскут ткани на дерево или кусты, кинуть монетки и оставить бурхану харчей... ЭТО ДЕЛАЕТСЯ ДО СИХ ПОР:))) Если вы поедете на машине по дорогам бурятии, то на перевалах, у источников, и т.п. оборудованы специальные стоянки, где деревья все увязаны лоскутками, где все путники останавливаются на отдых и трапезу, бросают монеты, оставляют бурхану кусочки хлеба и другой еды. Оттуда же неистребимая привычка местных жителей прежде чем выпить стакан водки, они мизинчик окунают в стакан, и аккуратно разбрызгивают водку в четыре стороны - бурхану... чтобы не обиделся и помогал. Привычка перешла и к русским, которые там живут
Это изображения Бурханов из чароита и нефрита .
В свое время я столкнулась с милостью Бурхана
Как то мы с мужем отдыхали на Слюдянских озерах , и нам понадобилось срочно вернуться домой . Нашли знакомых , которые согласились нас довезти до города . Это где - то 30 км. Но у них что - то было с машиной не так . Вообщем через 500 - 700 метров надо было выходить и только поковырявшись в моторе , можно было ехать дальше . Вот так мы кое - как доехали до перевала Даван ( Это особое священное место у бурятов )
И проезжая мимо мы из окна выбросили пару сигарет . Непонятно что случилось , но в дальнейшем пути машина хоть бы чихнула . А перед самы въездом в город очень крутой подъем и мы боялись что машина не справиться с этим препятствием , но все прошло как нельзя лучше .
Преимущественно в этом посте я рассказала о Бурханах Монголии и Бурятии .
Есть очень сильная религия Алтая в белого бурхана , но это немного другая история .
Главное , что в любой точке Земли есть свой Бурхан , свой хозяин этой земли . Они возникли намного раньше прихода других религий . Но религия и вера властвует над душами людей , и ни как не влияет на Хозяина земли . И лишь равновесие в отношениях с теми и другими дает людям мир на земле . Так , по крайней мере считают , буряты .
Так , по крайней мере мне объясняли .
Часть материалов взято здесь :http://steppe-arch.konvent.ru/materials/history.shtml
Рубрики: | разное Природа умное интересное |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |