Мне попалась в сети очень хорошая ссылочка (источник ниже), посвященная мужской моде 19 столетия. К сожалению на польском языке. В diary.ru нашелся добрейшей души человек
Alicja zza lustra, большое ей человеческое спасибо, которая помогла мне с переводом.
На сайте представлены подробные описания каждого костюма, но я оставляю все как есть в оригинале, т.е. на польском языке, думаю разобраться несложно будет. Единственное, что переведено на русский-это введение, чтоб дать вам представление,что же происходит внутри этой хорошей домашней странички.
Кроме того,позволю себе дополнить пост выдержками из других ресурсов интернета.
Итак,мода мужская XIX- начала XX века в журналах из архива Университетской библиотеки в Варшаве
Мужская мода всегда рассматривается как мода строгая и обедненная цветовой гаммой. Кринолины, турнюры, хафты, фалды, воланы, атлас, кружева, газ, кашемир, бархат - буйство форм, богатство цветов и узоров. Женщины XIX столетия жили для того, чтобы красиво одеться, а своим видом и костюмами вызывать восторг, зависть соперниц и интерес мужчин.
В XIX столетии цветной, пышный женский костюм заслонял скромные формы мужского наряда.
Ммужская мода XIX века не создавала уже так эффектных форм нарядов, как в прежних столетиях. Меняющиеся условия и способы жизни, техническое развитие, перемены политические, общественные и хозяйственные – всё эти факторы влияли на мужскую моду и её эволюцию ,а также ограничение рамками этикета.
Мода - зеркало окружающего мира – отображает актуальные потребности и склонности. А обо всём, что актуально, сообщает печать и средства массовой информации. Потому наиболее хороший источник к пониманию мужской моды - журналы. Как представленные на сайте польские, так и зарубежные, из собранных в Варшаве, позволили воссоздать некоторые аспекты мира моды XIX века.
Ограниченный запас и хронологическая сфера источников позволили сделать выборку по вопросам касающимся мужской моды. Проект не претендует к целостному обсуждению вопроса мужского костюма этого столетия, однако по мере возможности дает детальное представление в некоторых важных вопросах.
I.
Fig. 1. Ubranie młodego kawalera balowe: Frak czarny z guzikami swiecącemi; kamizelka atłasowa w złote bukiety;
koszula batystowa podług pana Flandin; płaszczyk zwany krispin, sukienny atłasem podszyty i pikowany.
Fig. 2. Surdyt angielski to jest: karrig z sukna jasnego watowany i pikowany, potrzeby jedwabne; pantalony kortowe.
Fig. 3. Ubranie dla liberyi.
Magazyn Mód. Dziennik przyjemnych wiadomości 1838 nr 3, tabl. 3 A, opis – s. 20
II.
Delia futrzana, bobrem podbita i takiemiż: kołnierzem, klapami i łapkami zdobna.
Magazyn Mód. Dziennik przyjemnych wiadomości 1854 nr 49, tabl. po s. 296 (fragm.), opis – s. 296
III.
Bekieszka watowana z aksamitnym kołnierzem i potrzebami szmuklerskiemi; pantalony kortowe.
Magazyn Mód. Dziennik przyjemnych wiadomości 1838 nr 2, tabl. 2 B, opis – s. 20
Мода – это не только виды костюмов (показанные в одной из частей проекта). Это менеджмент и маркетинг. Потому и в данном проекте вопросы моды, актуальной в то время сформулированы как под космополитическим видением, ведь „ Париж -это столица мира индустриального, интеллектуального, и вместе с тем модного..." (Magazyn Mód. Dziennik przyjemnych wiadomości 1850 nr 30, s. 179), как и народного. Были рассмотрены также вопросы пошива модной одежды ,а также рынка производственно-швейного. Учтены аксессуары к мужскому костюму. Однако, чтобы взрослый мужчина мог зарекомендовать себя человеком с хорошим вкусом в костюме, свой вкус он должен был формировать уже с детских лет, отсюда часть посвящённая костюмам для мальчиков и юношей.
Польские журналы XIX века помещали образцы актуальной моды (главным образом дамской); статьи из-за границы иллюстрировали рисунками, иногда помещали рисунки выкроек. В польских журналах описания моды представляли зарубежные издания, главным образом „Revue de la Mode”, „Le Moniteur de la Mode”, „Modes Parisiennes réunies”, „Modes de Paris. Petit Courier des Dames”, „Le Bon Ton. Journal des Dames”, „L’Élégant. Journal des Tailleurs“, но втречались тоже немецкие образцы. Периодически размещалась детская и молодёжная мода. Мужские костюмы и аксессуары мужского гардероба показывали несколько реже чем женские наряды. Но были также статьи посвящённые исключительно мужской моде („L’Élégant”, „Gazeta Krawiecka”). В большинстве случаев это ещё были не журналы мод в истинном смысле этого слова (с выкройками и рекомендациями) – распространение это получит только в начале XX столетия.
I.
Figura Pierwsza. Paletot sukienne; frak czarny; kamizelka pikowa; krawat batystowy; ubranie na wieczór.
Figura Druga. Algierka sukienne z sobolami.
Figura Trzecia. Surdut watowy.
Magazyn Mód. Dziennik przyjemnych wiadomo?ci 1848 nr 1, tabl. I, opis - s. 8
II.
Bunda koloru bronzowego, z greckiemi rękawami, sznurkami wyszyta.
Frak czarny, kamizelka jasna z haftowanemi szlakami, spodnie perłowe.
Dziennik Mód Paryskich 1845 nr 23, tabl. 23 (fragm.), opis – s. 177
III.
Najmodniejszy ubiór liberyjny
Dziennik Mód Paryskich 1842 nr 3, tabl. 3 (fragm.), opis – s. 17
Чтобы приблизить читателя к реалиям XIX века, иллюстративная часть и в значительной мере текстовая взята из журналов сохраняя тогдашний язык и правописание. Возникла таким образом своеобразная антология текстов о мужской моде с конца XIX и начала XX столетия.
В мужской моде, несмотря на то, что она не так сложная, как женская, существует как бы неписанный закон, унифицирующий некоторые детали гардероба. Возможно это может показаться смешным, но эти рецепты моды у мужчин, разбираются до такой степени, что речь идет даже о количестве пуговиц на каждом костюме. В костюмах, жакетах, тужурках, одним словом, на всём, что требуют достаточно высоко застегнутого вида, число пуговиц может колебаться между 5 - 6. При этом 7 было бы архаизмом! 4 - это уже вульгарно, хоть и порой употреблялось среди парижан (эдакое парижское арго) .(Tygodnik Mód i Powieści 1913 nr 36, s. 12)
Проект состоит из следующих частей.
1. Введение
2. Мир мужской моды- короткая историческая справка
3. Прогулка по королевству моды,уложение о правилах в мужских костюмах, через воспитание
4. Мужчина с головы до ног - аксессуары мужского костюма
5. Портняжное дело и рынок моды
6. Польский национальный и военный костюм
7. Костюм молодежный – от мальчика до юноши
8. Хроника мужской моды 1845 года от „Dziennika Mód Paryskich”
9. Словарь технических терминов и материалов
10. Выводы
11. Библиография
I.
Na figurze 5 przedstawiony jest paletot pelerynowy angielski tak zwany Mac Farlane; przeistoczył się on obecnie w całą pelerynę, którą na każdym innym paletocie nosić można. Peleryna jest odrębna, prawie okrągło krajana, jak u płaszczy, tylko nie tak szeroka. U wierzchu daje się zamiast dziurek do guzików wązką zakładkę, guziki zaś wychodzą aż na wierzch kołnierza. Długość jego nie jest zbyteczna. Krają także to okrycie innym sposobem, gdzie rękawy wychodzące z ramienia formują z przodu pelerynę. Nowość ta pomysłu angielskich krawców i w Paryżu znalazła dosyć zwolenników.
Magazyn Mód i Nowości Dotyczących Gospodarstwa Domowego 1860 nr 5, tabl. po s. 8 (fragm.), opis – s. 8
II.
Tużurek na jeden rząd; kamizelka pikowa; pantalony z kortu lekkiego.
Marynarka letnia; pantalony dymowe; kamizelka pikowa; kapelusz popielaty; ubranie ranne u wód.
Magazyn Mód. Dziennik przyjemnych wiadomości 1852 nr 28, tabl. I (fragm.), opis – s. 166
III.
Figura Pierwsza. Paletot wiosenne, zwane Paletot sac.
Figura Druga. Paletot kortowe, jedwabną taśmą oblamowane.
Figura Trzecia. Ubranie wieczorowe: frak czarny; pantalony takież same; kamizelka z walensienny; krawacik batystowy.
Magazyn Mód. Dziennik przyjemnych wiadomości 1849 nr 9, tabl. I, opis – s. 56
В 19 веке мужская одежда становится „скучной", и количество украшений сводится к минимуму. Однако, несмотря на то что значение мужского костюма свелось к фону для пестрого и сложного женского туалета, мужской моде уделялось немало внимания, но внимания особого рода. Единственное превосходство в костюме, к которому стали стремиться, - это превосходство покроя и изящество отделки. Основными украшениями мужского костюма первой половины 19 века служили запонки и пуговицы из золота, серебра или драгоценных камней на парадных бальных костюмах, золотые пряжки на кюлотах. У И. С. Тургенева, о котором известно, что он всегда одевался с большим вкусом, был визитный синий фрак с золотыми пуговицами в виде львиных голов. В таком костюме его видел в 1843 и 1844 годах И. И. Панаев. В 1830-х годах для вечернего фрака изобретают незавязывающийся галстук, скрепленный драгоценными булавками, которыми в начале века закалывали рубашку. Часы носили либо на короткой цепочке с брелоками, висящей из жилетного кармана, либо на длинной цепочке, которую надевали через голову. Цепочки заменялись иногда бисерными и шелковыми шнурками, шнурками, сплетенными из волос, черными или цветными ленточками. С сороковых годов пестрота в мужской одежде считается признаком дурного вку- са, и все многоцветье отдается дамским нарядам.
I.
Figura Druga. Pardessus jesienne; pantalony kortowe; kamizelka kaszmirowa; krawacik jedwabny.
Figura Trzecia. Paletot nowym krojem.
Figura Czwarta. Ubranie chłopczyka sześcioletniego: cały strój z atłasu wełnianego; ozdoby aksamitne.
Figura Piąta. Pardessus z vigonii; pantalony kortowe; krawat atłasowy.
Magazyn Mód. Dziennik przyjemnych wiadomości 1854 nr 43, tabl. I (fragm.), opis – s. 260
II.
Płaszczyk Krispin zwany, sukienny, z potrzebami szmuklerskiemi, podszyty cały pluszem jedwabnym.
Magazyn Mód. Dziennik przyjemnych wiadomości 1837 nr 2, tabl.2 A (fragm.), opis. - s. 12
III.
Figura Pierwsza. Nowo-modne okrycie zwane Poncha, sukienne, podbite atłasem.
Figura Druga. Toż samo okrycie z innej strony.
Figura Trzecia. Tużurek na jeden rząd zapinany. Pantalony w kraty sukienne; krawat jedwabny; kamizelka z kaszmirelli.
Magazyn Mód. Dziennik przyjemnych wiadomości 1851 nr 45, tabl. I, opis. - s. 262
Франты этих лет, в отличие от прежних щеголей, не носят платье вычурных фасонов. Костюмы из добротной материи, ослепительно белое белье и драгоценные, но скромные на вид запонки и булавка отвечают хорошему вкусу. В 1840-х годах концы галстука скалывались на груди булавкой с жемчужиной, камеей или драгоценным камнем на конце. Последней вольностью были пуговицы на рубашках и жилете, которые делались либо из подлинных драгоценностей, либо из подделок под жемчуг, золото и бриллианты. Это было все, что общепринятые нормы разрешали мужчинам. В пятидесятых-шестидесятых годах украшением мужского костюма служат драгоценные запонки и перламутровые пуговицы. По жилету развешивают золотую часовую цепочку. В семидесятых - восьмидесятых годах скромный по цвету и фасону мужской костюм разрешалось украсить драгоценной булавкой в длинном галстуке или пластроне и золотой, платиновой или серебряной часовой цепочкой. И, наконец, кольца, которые были как женским, так и мужским украшением, - обручальные, с миниатюрными портретами, что характерно для первой половины 19 века, с печаткой, с камеей, реже с драгоценным камнем. Последние тридцать лет 19 века мужские украшения мало подвергались изменениям.
I.
Rajtrok podług ostatniego kroju, z pracowni pana Robin.
Magazyn Mód. Dziennik przyjemnych wiadomości 1845 nr 27, tabl. 27 A (fragm.), opis. - s. 164
II.
Figura Pierwsza. Ubranie balowe: kamizelka atłasowa haftowana; krawat atłasowy; koszula batystowa.
Figura Druga. Przebranie hiszpańskie.
Figura Trzecia. Przebranie francuzkie.
Magazyn Mód. Dziennik przyjemnych wiadomości 1847 nr 6, tabl. 6 II, opis – s. 36
III.
Figura Druga. Ubranie ranne: szlafrok z materyi perskiej zdobny sznurami jedwabnemi,
krawacik kaszmirowy; czapeczka aksamitna.
Magazyn Mód. Dziennik przyjemnych wiadomości 1850 nr 8, tabl. I, opis – s. 48
Мужскую моду на протяжении XIX века диктовала преимущественно Англия. До сих пор считается, что Лондон для мужской моды является тем же, что Париж для женской.
Любой светский мужчина того времени носил фрак. В начале XIX века фраки туго обхватывали талию и имели пышный в плече рукав, что помогало мужчине соответствовать идеалу красоты той поры: тонкая талия, широкие плечи, маленькие руки и ноги при высоком росте. Другой распространенной одеждой был сюртук (в переводе с французского – «поверх всего»).
В 20-е годы XIX столетия на смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные и широкие панталоны – предшественники мужских брюк. Своим названием эта часть мужского костюма обязана персонажу итальянской комедии Панталоне, который неизменно появлялся на сцене в длинных широких штанах. Панталоны держались на вошедших в моду подтяжках, а внизу оканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета.
I.
Twina letnia, kamizelka długa z wyłożonym kołnierzem
Dziennik Mód Paryskich 1848 nr 17, tabl. 17 (fragm.), opis – s. 140
II.
Fig. 2. Węgierka z kołnierzem szlafrokowym, oszywana tasiemkami, koszula w paski, kamizelka pikowa, majtki nankinowe.
Motyl 1829 nr 24, tabl. do nr 24, opis – s. 174
III.
Kurtka myśliwska z pułsukienka podszyta surowym batysem z wyłogami na przedzie.
Majtki zamszowe z kamaszami. Pas z ładownicą.
Motyl 1829 nr 37, tabl. do nr 37
Самым распространенным головным убором был цилиндр. Он появился в XVIII веке и позже не раз менял цвет и форму. Во второй четверти XIX столетия в моду вошла широкополая шляпа – боливар, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара. Такая шляпа означала не просто головной убор, она указывала на либеральные общественные настроения ее владельца.
Дополняли мужской костюм перчатки, трость и часы. Перчатки, правда, чаще носили в руках, чем на руках, чтобы не затруднять себя, снимая их. Ситуаций, когда это требовалось, было множество. В перчатках особенно ценились хороший покрой и качественный материал.
Самой модной вещью XVIII – начала XIX века была трость. Трости делали из гибкого дерева, что не давало возможности на них опираться. Их носили в руках или под мышкой исключительно для щегольства.
Обязательной принадлежностью дворянина был и лорнет – своеобразные очки на ручке. Двойной складывающийся лорнет также носили на шнурке или цепочке на шее. Когда разглядывать было нечего, лорнет прятали в карман.
XIX век отличался особым разнообразием верхних мужских одежд. В первой трети XIX столетия мужчины надели каррики – пальто, имевшие множество (порой до 15) воротников. Они рядами спускались чуть ли не до пояса. Верхней одеждой также был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. В 30-е годы прошлого века в моду вошел макинтош – пальто из водонепроницаемой ткани, которую изобрел шотландский химик Чарлз Макинтош. Студеными зимами в России традиционно носили меховые шубы, веками не выходившие из моды.
В начале 19-го века в Германии создали свой неповторимый стиль одежды - "бидермайер". Господин в синем или коричневом фраке или в длиннополом сюртуке, коротком жилете, затканном цветами, с искусно повязанным галстуком(в то время выходили специальные учебники, посвященные этому искусству) и дама с тонкой талией, огромными рукавами, в короткой широкой юбке, с изящными локонами.
В моде у мужчин появляются несколько разновидностей пальто: со шнурами, с несколькими воротниками.
Появляются различные жакеты.
В мужском костюме преобладает красный цвет. Для костюма используют также серый, синий, табачный, коричневый и зеленый цвета.
Панталоны шили из более светлых тканей. Пестрота в мужском костюме воспринимается как дурной вкус.
Ближе к 40-м гг. в моду входят ткани в клетку, из них шьют брюки и отдельные части костюма. Галстуки были однотонными и пестрыми.
Для мужского костюма использовали дорогостоящие шерстяные ткани, тонкие льняные.
Бальные фраки шили из бархата, жилет — из разноцветной парчи.
В моде еще один головной убор, в то время чрезвычайно демократичный — гарибальди — мягкая фетровая шляпа.
Существовал и складной цилиндр — шапокляк, на стальной пружинный каркас натягивался кусок шелковой материи.
Особенно удобным было в театре сложить цилиндр и убрать под кресло.
В 1830 г. в Германии, Франции и других европейских странах господствующим направлением в искусстве становится романтизм. Его эстетический идеал - сильная личность, жаждущая свободы, борьбы, действия. Характерным для романтизма была идеализация прошлого, главным образом средневековья.
Для моды романтизма была характерна «романтическая небрежность» в ношении одежды: расстегнутый ворот рубашки, свободно повязанный галстук. Элегантность требовала, чтобы фрак меняли каждые три недели, рубашку – ежедневно, шляпу – каждый месяц, обувь – еженедельно. Такую роскошь могли позволить себе только «светские львы». Основные элементы мужского костюма не претерпели изменений. Фрак в 30 годы туго охватывал талию, расширялся на бедрах, имел подбитую ватой грудь и пышные у плеча и суженные у кисти рукава. В домашнюю одежду входят элементы востока: шелковые халаты, фески (турецкая шапочка с кисточкой). В мужском гардеробе появилось много новых верхних вещей: пальто со шнурами – бурнус, пальто с несколькими воротниками – каррик, а также различные жакеты. Прически – короткие, завитые в локоны волосы, высоко поднятая надо лбом челка –кок. В моду возвращается средневековый плащ и длинные остроконечные туфли.
Мальчики и юноши
Fig. 12 Paltot dla chłopczyka od lat 8 do 12.
Fig. 13 Paltot dla chłopczyka od lat 8 do 10.
Fig. 14 Ubranie sukienne od lat 8 do 9. Żakietka, zapinan na jeden guzik, wpada mocno z tyłu. Kamizelka otwarta.
Fig. 15 i 16 Ubranie to bardzo jest dobre dla szczupłych chłopców. Bluzka, drobniutko plisowana, przepięta być może paskiem.
Fig. 17 Bluzka sukienna, od lat 4 do 5. Plisowanie z przodu z materyi; cała bluzka z sukna, przybrana fantazyjnemi guzikami.
Fig. 18 Bluzka kanadyjska z fantazyjnego sukienka, przybrana zakładkami.
Świt 1885 nr 19, dodatek: Część modna i gospodarczo – przemysłowa t. II rok II, s. 148, opis – s. 146
На протяжении 70-80-х гг. происходят дальнейшие стандартизация и стабилизация мужских костюмов, расширение ассортимента изделий по назначению.
Изменения, диктуемые модой, касаются частностей. Усиленно развивается промышленное массовое производство мужской одежды, которое к концу века окончательно вытесняет индивидуальное.
В конце века большое влияние на одежду оказывает развитие спорта. В мужском костюме появляются короткие брюки типа гольф, легкие куртки, цветные рубашки, мягкая фетровая шляпа.
Начавшееся в XIX в. развитие массового производства одежды обусловило развитие техники конструирования одежды. Сложная и трудоемкая индивидуальная подгонка изделий по фигуре начинает постепенно вытесняться более или менее обобщенными выкройками, в основе которых лежат математические расчеты.
Контуры основных деталей кроя, средний шов спинки, линия борта полочки оформляются более прямыми, ровными линиями. Боковые швы утрачивают изогнутые вычурные очертания, создающие сверхузкие объемы костюма XVIII в. Схема построения основы мужского сюртука, визитки, пальто воспроизводит сглаженный контур фигуры, близкий к ее естественным очертаниям, обеспечивает необходимую свободу движения, удобство в носке, практичность. Эти качества начинают высоко цениться в мужской одежде XIX в. По линии плеча силуэт сохраняет плотное облегание, что создается большим скосом плечевого шва и смещением его на спинку. Рукав становится шире, но сохраняет большой прогиб переднего среза на линии локтя, благодаря чему имеет изогнутую форму. В женской одежде крой остается сложным с большим количеством конструктивных и декоративных линий, но очертания деталей также становятся более прямыми. Как в женских, так и в мужских изделиях основной остается конструкция с отрезным бочком, который на спинке расположен близко к среднему шву, на полочке - посередине проймы. Это создает максимальное прилегание изделия по спинке, а весь припуск на свободу облегания по линии груди сосредоточивается в основном на полочке.
I.
Fig. 5 Ubranie chłopczyka: Pantaloniki z dymki angielskiej, szpencerek sukienny
z srebrnemi guziczkami, kamizeleczka szalinowa, krawacik z fularami, kołnierz batystowy i kapelusik słomiany.
Fig. 6 Ubranie chłopczyka mniejszego: Bluza wyszywana jedwabnemi sznurkami merynusowa,
pantaloniki takież same, pas safianowy, frezka batystowa.
Magazyn Mód. Dziennik przyjemnych wiadomości 1835 nr 40, tabl. 40 B, opis - s. 240
II.
Figura Pierwsza. Ubranie młodzieńca szesnasto-letniego: Tużurek na jeden rząd zapinany; kamizelka pikowa; pantalony kortowe.
Figura Druga. Ubranie młodzieńca czternastoletniego: Tużurek na jeden rząd; pantalony kortowe; chusteczka na szyi mantynowa.
Figura trzecia. Ubranie na lat dwanaście: Kaftaniczek z kortu, zwany Grecki,
z guziczkami jedwabnemi; pantalony kortowe; krawacik kaszmirowy; czapeczka aksamitna.
Figura Czwarta. Ubranie na lat dziewięć: Kaftaniczek tybetowy, aksamitem okładany; pantaloniki takież same; majteczki batystowe, haftem angielskim; czapeczka aksamitna ze szlakiem jedwabnym haftowanym.
Magazyn Mód. Dziennik przyjemnych wiadomości 1852 nr 16, tabl. I, opis – s. 96
http://www.buw.uw.edu.pl/wystawy/modameska/
http://www.cross-roads.ru/dress-history/xix-kaminskaya.html
http://www.goldware.info/19century/
http://fio.novgorod.ru/projects/project2165/bidermr.htm
http://born-of-fashion.couturiers.ru/80/972.htm
http://www.avana.ru/asp/qa.asp?noparma=ziwk&pageStyle=clothes&gid=3.2
http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200102103