По первоначальному проекту 1881–1883 гг. этот зал был предназначен для экспозиции «Древности скифские и сарматские». Архитектурные формы этого небольшого зала с характерным ступенчатым сводом воспроизводят внутреннее пространство гробницы Куль-Оба IV в. до н.э., открытой в 1830 г. около Керчи.
Роспись нижней части стен в виде панелей и ступенчатого ложного свода с сетью трещин имитирует древнюю кладку из блоков песчаника гробницы Куль-Оба.
В верхней части стен зала расположены три живописных фриза, выполненные Ф.Г. Тороповым. На стене слева от входа из зала 5 – копия росписи склепа I в. до н.э. – II в. н.э. на склоне горы Митридат. На фризе изображено усеянное лепестками роз поле, где происходит бой всадника и пешего воина. На стене справа от входа из зала 5 – копия росписи склепа Анфестерия, сына Игисиппа, I в. до н.э. – II в. н.э. в Керчи. Композиция воссоздает эпизоды из земной жизни Анфестерия – его юрту, сидящую рядом жену с детьми; выезд со слугой на лошадях; трапезу. Склепы были открыты в 1872 г. и живописные фризы скопированы Ф.И. Гроссом. Эти памятники не сохранились, что придает особую ценность фризам, зафиксированным в росписи зала.
Третий фриз помещен на стене над входом из зала 5. Он изображает композицию «Укрощение коня» – копию со знаменитой электровой (сплав золота с серебром) вазы из кургана Чертомлык (около Никополя) конца IV в. до н.э., найденной И.Е. Забелиным при раскопках 1862–1863 гг.
Мозаика пола повторяет орнамент с росписи потолка одной из керченских гробниц.
Сарматы Северного Причерноморья 2 тыс. лет до нашей эры
Шлем
Каменное Извояние
Нижний Дон
Саркофаг. Мрамор.
3-4 в.в. до нашей эры
Нашли вблизи ст. Таманской. Краснодарский Край.
Зал 7 «Первый Киевский. Памятники от 988 до 1054 г., от времени принятия Христианства до смерти Ярослава Мудрого»
По первоначальному проекту 1881–1883 гг. этот зал был предназначен для экспозиции по истории Древней Руси и назывался «Первый Киевский. Памятники от 988 до 1054 г., от времени принятия Христианства до смерти Ярослава Мудрого». В плане зал близок к квадрату и перекрыт крестовым сводом. В отделке использован ряд элементов художественного убранства Софийского собора 1037 г. в Киеве.
Обрамления окон и дверных проемов украшены имитацией мозаики с мотивом плетенки, прототипом которой послужило мозаичное убранство Софийского собора. Важную роль в оформлении играли размещенные по стенам копии с орнаментальных и сюжетных мозаик собора, выполненные А.В. Праховым, которые демонтированы при реконструкции экспозиции в конце 1930-х годов.
На стенах по периметру зала в верхней части размещены 11 слепков из папье-маше с красношиферных плит, которыми облицованы перила на хорах собора.
На западной стене под слепками красношиферных плит помещена гипсовая копия найденного в развалинах Десятинной церкви в Киеве камня с фрагментом надписи на греческом языке.
К первоначальному убранству зала относится мраморная полочка на западной стене. На ней стояли слепки с четырех резных капителей из Софийского собора.
Мозаика пола повторяет орнаментальный декор архиерейского места в большом алтаре Софийского собора.
Изваяние Всадника
Окрестности Бердянска.Известняк. Середина начала тысячелетия до нашей эры.
Зал 8 «Второй Киевский. Памятники от 1054 до 1125 г., до кончины Владимира Мономаха»
По первоначальному проекту 1880-х годов этот зал был предназначен для экспозиции по истории Древней Руси и имел название «Второй Киевский. Памятники от 1054 до 1125 г., до кончины Владимира Мономаха». Прямоугольный в плане зал перекрыт коробовым сводом с распалубками. Две группы окон с полуциркульными перемычками, по типу отдаленно напоминают тройни щелевидных окон, характерных для архитектуры эпохи домонгольской Руси. Источниками для оформления зала послужили орнаментальные мотивы с миниатюр из двух древнерусских литературных памятников – «Остромирова Евангелия» 1057 г. и «Изборника» Святослава 1073 г.
Важным элементом оформления были размещенные по стенам копии орнаментальных и сюжетных мозаик из Софийского собора и Златоверхого Михайловского монастыря в Киеве, выполненные А.В. Праховым и Ф.Г. Тороповым, которые демонтированы при реконструкции экспозиции в конце 1930-х годов.
Обрамления арочных дверных проемов, окон и пояски на ребрах свода были выполнены по мотивам «Изборника» Святослава.
При реконструкции экспозиции в конце 1930-х годов в арочные проемы в зал 9 были встроены скульптурные наличники, написаны круглые медальоны с копиями фресок Софийского собора; поверх изначального декора на арке проемов появилось новое орнаментальное обрамление по мотивам фресок того же собора. Все эти элементы сохранены в современном убранстве зала.
В этот же период по углам зала установлены четыре пилястра с резной капителью, имитирующие белокаменную резьбу домонгольской эпохи.
В декоре мозаики пола у входа и правой стены использованы орнаментальные мотивы «Изборника» Святослава, у окон и на выходе в зал 9 – «Остромирова Евангелия».
В конце 1930-х годов проект реконструкции оформления зала был разработан А. Буровым и Л. Жегиным.
Зал 9 «Памятники Новгорода и Пскова»
По первоначальному проекту 1880-х годов этот зал имел название «Памятники Новгорода и Пскова». В оформлении зала использованы копии с выдающихся памятников зодчества, монументальной живописи и иконописи Великого Новгорода. На сомкнутом своде, в люнетах западной стены, в распалубках и на оконных откосах помешены копии фресок 1199 г. из церкви Спаса на Нередице. В центре свода композиция «Вознесение», изображающая Спасителя в небесных кругах, поддерживаемых ангелами. В центральном люнете западной стены помещен архангел Салафаил. Слева – архитектурный рисунок церкви Спаса на Передние. Справа – копия фрески «Князь-строитель Ярослав Всеволодович подносит модель храма Христу». В распалубках изображены в круглых медальонах св. Ефросиния, св. Кирилл, св. Екатерина, св. Доментиан, св. Варвара и св. Феодор. Ценность копий в Новгородском зале особенно возросла после гибели в 1942 г. фрескового ансамбля Спаса на Нередице.
Над выходом в зал № 10 помешена монументальная роспись «Битва суздальцев с новгородцами» на сюжет икон второй половины XV в. Изображена осада Новгорода в 1169 г. войском Андрея Боголюбского, когда на помощь новгородцам пришла икона Богоматери «Знамение». Над входами в зал № 8 – план Софийской стороны Новгорода, скопированный с иконы XVII в. Под стенописью проходит карниз из декоративных элементов – поребрика, кокошников и бегунца. Перспективные порталы повторяют оформление входов Софии Новгородской XII в. В западной стене укреплены копии крестов, найденных у церкви Спаса Преображения на Ильине.
Авторы проекта оформления Новгородского зала архитекторы А.П. Попов и П.В. Никитин (1885–1888). Живописные работы выполнены артелью Н.М. Сафонова из села Палех Владимирской губ. (1889–1890). В 1936 г. стенопись Новгородского зала, за исключением композиций «Битва суздальцев с новгородцами» и «План Новгорода XVII в.», забелена. В 2000-2001 гг. роспись раскрыта, проведен комплекс реставрационных работ.
Денежное обращение в древней Руси
Сигтунские врата.
Новгородского собора Святой Софии
Зал 10 «Владимирский»
По первоначальному проекту 1880-х годов этот зал имел название «Владимирский». Круглый в плане Владимирский зал размешается в северо-восточной угловой башне музея. Источником его богатого архитектурного и живописного убранства стали выдающиеся памятники древнего Владимира. Все рельефы являются алебастровыми слепками с белокаменной резьбы Дмитриевского собора 1197 г.; росписи и мозаичные полы используют орнаменты фресок XII и XV в. из главной святыни Владимиро-Суздальского княжества – Успенского собора. По периметру зала проходит аркатурный пояс, украшающий фасад Дмитриевского собора. Колонки пояса зрительно стягивают резной карниз, свисают вниз и заканчиваются скульптурными подвесками-консолями. Над западным перспективным порталом помещен слепок, изображающий царя Давида на троне. Над южным входом – слепок с рельефа «Вознесение Александра Македонского».
Проект оформления зала разработал в 1885 г. архитектор А.П. Попов, но при его жизни сделаны только мозаичные полы. С 1887 г. работы продолжил его преемник Н.В. Никитин. В 1888 г. десятник Демин снял слепки с рельефов Дмитриевского собора и установил их на стенах зала. В 1890 г. артель Н.М. Сафонова выполнила живописные работы. Важно отметить, что мастера из Палеха использовали в работе цветные кальки-копии, снятые Сафоновым в Успенском соборе в мае 1882 г., когда им были впервые раскрыты уникальные фрески XII – начала XV в.
А.П. Попов присутствовал при расчистке фресок и в дальнейшем использовал наиболее выразительные орнаментальные мотивы в проекте интерьера Владимирского зала. Сочным растительным орнаментом он украсил купол, плетенкой обвел границы свода и оконных проемов, поместил в распалубках круги небесных сфер с крестами и заполнил плоскость по низу стен полотенцами. В 1936 г. роспись Владимирского зала была забелена, а в нижней части стен сбита; в 2000–2001 гг. – расчищена и реставрирована; живописный фриз из полотенец воссоздан вновь.
Зал 11 «Суздальский»
По первоначальному проекту 1880-х годов этот зал имел название «Суздальский». Квадратный в плане зал перекрыт крестовым сводом. В 1891 г. свод расписан артелью Н.М. Сафонова растительными орнаментами из Успенского собора во Владимире. Дверные арочные проемы украшены перспективными порталами. Стены покрыты слепками из алебастра, снятыми с белокаменной резьбы Георгиевского собора в городе Юрьеве-Польском. Древнейший храм Владимиро-Суздальской земли является единственным в своем роде зданием: на его фасадах около 450 рельефов! Скульптура размешена хаотично, изображения святых, воинов, зверей, птиц, чудиш образуют загадочную мозаику. Это объясняется строительной историей собора. Он был возведен в 1234 г. и снизу доверху украшен белокаменной резьбой. В 1460-х годах произошла катастрофа, здание обрушилось, «рассыпалась» стройная система декоративного убранства. Зодчий В.Д. Ермолин собрал храм, но он оказался вдвое ниже, часть каменных блоков исчезла. Сохранившиеся рельефы были установлены не на родные места; количество их столь велико, что скульптуру Георгиевского собора называют «русским Шартром».
Проекты оформления Суздальского зала выполнены архитекторами А.П. Поповым и П.С. Бойцовым в 1885–1889 гг. Слепки в Юрьеве-Польском сняты артелью Демина. Отдельные копии уменьшены в соответствии с масштабом музейного зала.
Большая часть рельефов посвящена теме прославления владимиро-суздальского княжеского дома. Нижние части стен покрыты резным орнаментом, символизирующим Древо жизни. Над западным порталом – рельеф «Распятие», так называемый «Святославов крест». Он поставлен строителем – князем Святославом Всеволодовичем. В 1936 г. живопись на своде и в оконных откосах была забелена и вновь раскрыта лишь в 2000–2001 гг. Роспись и лепное убранство зала реставрированы.
Фрагмент мозаичного пола Благовещенского собора.
1186 год.
Зал 12 «Памятники Ростова Великого и Ярославля»
По первоначальному проекту 1880-х годов этот зал имел название «Памятники Ростова Великого и Ярославля». По замыслу создателей Императорского Российского Исторического музея, каждый зал был рассчитан на показ музейных реликвий определенной эпохи. В соответствии с этим решалось архитектурное убранство, само становившееся экспонатом. Каждый элемент художественной отделки был продуман и в той или иной форме цитировал детали наиболее характерных памятников представляемого времени. В 1936 г. первоначальному убранству части залов первого этажа был нанесен невосполнимый урон. Наиболее пострадал зал памятников Ростова Великого и Ярославля.
Небольшой, прямоугольный в плане зал расположен в центре северной части здания. Его современное состояние несет следы переделок. Цилиндрический свод украшен орнаментальной росписью, выполненной по мотивам стенописи храмов Ростовского Кремля XVII в. Роспись и узор мозаичного пола – остатки богатой отделки зала 1894–1902 гг. Известно, что до реконструкции интерьер включал также копии порталов Успенского собора в Ростове и керамических фризов дворца царевича Дмитрия в Угличе. Здесь же находился слепок каменного креста 1458 г. из Белой Палаты Ростова.
Оформление зала, выполненное в 1936–1937 гг., разрушено в 1950-е годы, когда здесь разместилась экспозиция, посвященная истории Золотой Орды. Помещение было заново отделано в стиле средневековой исламской архитектуры. Сегодня фрагменты этой декорации сохранились на стенах зала у двух порталов.
Каменная Баба 11-13 в.в.
Карта "Монгольское нашествие"
Шлем Русского Воина
Цитаты курсорам взяты с официального сайта Исторического музея http://www.shm.ru