Как, с чего начать мою историю, Чтоб вновь не повторять слова знакомые, Чтоб людям дать понять: Рассказ мой – истина, Мне нечего скрывать. С чего начать? Как вам объяснить, Что иногда живётся так, как хочешь жить? Что иногда бывает так, как должно быть... (с)
Вообще-то, весь год не похож на все остальные. Творятся самые невероятные дела, которых раньше не происходило. Очень много нового для меня, но мне это пока нравится.
И вот мы были в Риге на спектакле "Бродский/Барышников". Барышников был совсем рядом, мы его видели и слышали! Со 2-го ряда и видно, и слышно было прекрасно.
Прошла неделя, а до сих пор состояние желания делиться с миром увиденным.
Ругайте меня, ругайте! Смейтесь надо мной, смейтесь! Только я не понимала и не понимаю, почему умные люди, говоря умные, вроде бы, вещи, употребляют слова не в том значении, в котором должно было бы! Это от незнания? Или сознательно? С какой-нибудь своей далеко или не очень идущей целью...
Вычитала в одной дающей умные советы по психологии статье следующее: "...чтобы принять серьезное решение, зачастую нужно с этой мыслью, грубо говоря, переспать..." Скажите мне, с каких пор глагол "переспать" стал употребляться исключительно в грубом значении?
Чтоб много не писать, скопирую сюда кусочек статьи из Викисловаря. Источник источником, а цитаты говорят сами за себя. Может, кто наткнётся и ему понадобится...
Семантические свойства
Значение
находиться долгое время в состоянии сна ◆ Ночь спал тревожно, с бредом, вероятно, потому, что переспал днем. М. М. Пришвин, «Дневники», 1922 г.
провести где-нибудь ночь; переночевать ◆ Ночь в лагере под Троицкой крепостью переспали благополучно. В. Я. Шишков, «Емельян Пугачев. Книга третья. Ч. 1», 1934—1945 г.
переждать что-либо, находясь в состоянии сна ◆ А теперь соснуть бы часок-другой… жару переспать! Л. М. Леонов, «Барсуки», 1924 г.
перен., + с + твор. п. вступить в половую связь, в интимные отношения с кем-либо ◆ Про него рассказывали, что он страшный бабник, переспал со многими женщинами из села. Лев Дурнов, «Жизнь врача. Записки обыкновенного человека», 2001 г.
Едет передо мной дяденька с российскими номерами. Можно 70, но едет 60. Ну, и ладно, чел приезжий, видимо, - дорог, можбыть, не знает. Обогнать возможности нет: справа и слева - газончик и бордюрчиком. Еду себе, не тороплюсь, изображаю из себя не нервного водителя. В какой-то момент справа пристраивается к нашей полосе ещё одна - и наш ряд становится левым. Можно, по-прежнему, 70, но едем, по-прежнему, 60. Да я ж и не нервничаю вовсе, мне обгонять дяденьку вовсе не пристало - мне скоро, вообще, налево поворачивать, а я не из тех (и терпеть не могу тех), кто обгонит, заставит притормозить и гордо повернёт перед самым твоим носом, показывая, что ты, мол, водить машину-то и не умеешь. Еду себе, и вдруг дяденька перед моим носом перестраивается в правый ряд, не включая поворотники! Мелочь, скажут мне, но не соглашусь. Ибо в ПДД написано другое! И каждый подобный случай заставляет задуматься о том, насколько много на дорогах всяких "умников" и к чему их "умение" управлять транспортным средством может привести.
В очередной раз "сгоняла" сегодня на он-лайн трансляцию спектакля в Вахтангова. В очередной раз осталась очень довольна!
Подумала: чего ещё выдумывать, если я всё уже успела сказать в Инстаграме?! Поэтому решила сюда просто скопировать свою запись оттуда:
"Сегодня были "Люди как люди" (М.Горький "Зыковы") Театр им.Вахтангова
Одним из самых ожидаемых мной (и, по-моему, остальной публикой тоже) моментов была фраза, сказанная Михаилом Хеверну: "Здравствуйте, цивилизация и культура!" :)
Очень современная вещь. Характеры и судьбы... Всё не ново, но так же непросто. А ведь "они были люди как люди", и их не портил квартирный вопрос... :)
И да, как же приятно, когда всё сливается воедино: автор, режиссёр, актёры и моё восприятие как читателя и зрителя!"
Посмотрела получившую Оскара "Иду". Грустный фильм с минимумом диалогов, с возможностью додумать и дорассуждать (о, да, нам только волю дай - мы додумаем и дорассуждаем!) и с очень красивой музыкой Моцарта (симфонией 41 ("Юпитер"), уже одна она заставляет задуматься). Непростой такой фильм.
Под настроение с удовольствием послушала 6-ю ("Патетическую") симфонию П.И.Чайковского (вспомнила вдруг, что нам в школе про неё рассказывали), запись 1983 года (симфонический оркестр театра оперы и балета им.Кирова, дирижировал Юрий Темирканов), и 8-ю ("Патетическую") сонату Бетховена в исполнении Святослава Рихтера - обалденно!
Композитор: Франц Шуберт (1797 - 1828) - D 125 Симфония №2 си-бемоль мажор (1815) (вообще-то, мне больше по душе пришлась Симфония №4 до-минор "Трагическая" (1816) в исполнении того же Брюггена, но речь сейчас не об этом, тем более, что все понравившиеся вещи не перечислишь и не перетащишь в свой дневник, да и незачем).
Исполнитель: Франс Брюгген (1924 - 2014) (флейта, дирижёр) - в его исполнении всё звучит необыкновенно!
Это одной мне менуэт в третьей части напоминает "We wish you a merry christmas"? Правда в ускоренном темпе. Или это глюки?! :)
Читала "Макбета". И вдруг подумалось: неужели и Шекспир был масоном? Вот мне что-то везёт на них в последнее время! :) Может, не быть масоном в те времена было непринято, и ими были все? Здравствуй, Гугл-поиск! Ты всезнающ, помогай! :) Нарыла информацию про то, что масоном был и другой драматург, родившийся в одно время с Шекспиром, - Кристофер Марло, то ли взаправду жестоко зарезанный в таверне (кинжалом в правый глаз) и на следующий день быстренько похороненный в могиле без знаков отличия, то ли инсценировавший свою смерть и "воскресший" на 14-й день под именем Уильяма Шекспира. И страшно, и интересно. Одно смущает: имеются точные даты крещения обоих. Не могли же знать уже тогда, не успел мальчик Кристофер родиться, что ему предстоит когда-то гораздо позже пройти обряд посвящения, и для этого ровно через два месяца после крещения (его крестили 26 февраля 1564) сделать запись (26 апреля 1564) в церковной книге о крещении Уильяма?! Или могли? Или крестили его/их уже не в младенчестве? Или некто Марло берёт себе в означенный час псевдоним, не зная даже, что где-то в другом городе есть неграмотный артист с таким же именем, и увековечивает неосознанно имя этого человека? Или же всё было сделано, если было сделано, вполне осознанно? Ведь некто артист Шекспир мог просто продать право на использование своего имени в литературных кругах... Щаз напридумываю! :)
У-у-у, как всё непросто! Как мы любим всё-таки всякие сказки, легенды и небылицы! И как хочется верить, что это всё именно сказки и небылицы. И не был Пушкин масоном, и не было убийство его заказным, и не "воскрес" он во Франции под славным именем Александра Дюмы-отца...
PS Повальное произношение этой фамилии с ударением на первый слог сподвигли меня уточнить, что ударять следует всё-таки на второй слог: как то " Макбе́т" и "Ле́ди Макбе́т Мце́нского уе́зда".
И любовь, и то, что часто называют этим словом, но отношение оно имеет к нему весьма отдалённое, можно изобразить на сцене, не обнажая тел. Если есть Артист, и если режиссёр талантлив. А 15 минут подряд показывать, пусть даже 100 раз красивую, обнажёнку или скакать по сцене в семейных трусах и комбинации и задирать ноги, лёжа на диване - дёшево. Даже если это о Венере или о Манон. Или тем более, если это о них...
При этом меня совершенно не смущают всевозможной красивости и некрасивости обнажённые тела в живописи и скульптуре. Наверное, по причине своей недвижимости, они не совершают лишних телодвижений :), а те моменты, что успели запечатлеть авторы :), оставляют возможность задуматься: а что же могло быть дальше или что там было? Это как в нормальном кино: только дошло до..., как раз - и следующий кадр, в котором все довольны (или не очень), смотрят лукаво (или зло и неприязненно), в зависимости от того, как прошло то, чего зритель не видел, но о чём почему-то все догадались. :))
С праздником всех влюблённых вас! :)
Нет в жизни ничего случайного. Не пойму только, отчего меня так утянуло в оперу и балет? Хочется смотреть, слушать, узнавать и делиться теми минимальными знаниями, которые приобретаются. Приятное чувство, надо сказать, от того, что я тоже хоть что-то знаю. Не гордости, а именно радости. И настроение какое-то весеннее, и то, что волновало ещё недавно, что вызывало поток переживаний, кажется мелочью, ерундой. Какое-то переосмысливание ценностей происходит (или это было во мне всегда, только сейчас оно более осознано мною самой, более остро?).
Сегодня слушала нескончаемое количество раз романс Вольфрама из оперы Р.Вагнера "Тангейзер". Уже недели две сравниваю этот романс в исполнении Георга Отса, Дмитрия Хворостовского и какаго-то помятого вида господина (да простят мне знатоки моё незнание его имени), видео которого я нашла в архиве Мариинки. Сравнивала, сравнивала, а сегодня решила вдруг, что не ими тремя дело-то ограничивается. И началось... Bryn Terfel, Ludovic Tezier, Thomas Quasthoff, Hermann Prey, George London, Roman Trekel, Александр Кипнис... Кто-то понравился чуть больше, кто-то чуть меньше. Кое-кто совершенно не понравился, но моё мнение придётся многим не по нраву. :)
Что-то заставило меня залезть в Википедию и поглядеть, что написано про Александра Кипниса. И оказалось, что сегодня, 13 февраля, его день рождения - 124 года.
Пойду послушаю целиком одну из постановок, там есть и другие, одна, по крайней мере, точно. А вам романс исполнит Роман Трекель. :)
Wie Todesahnung, Dammrung deckt die Lande,
umhullt das Tal mit schwarzlichem Gewande;
der Seele, die nach jenen Hoh'n verlangt,
vor ihrem Flug durch Nacht und Grausen bangt!
Da scheinest du, o lieblichster der Sterne,
dein sanftes Licht entsendest du der Ferne,
die nacht'ge Dammrung teilt dein lieber Strahl
und freundlich zeigst du den Weg aus dem Tal.
O du, mein hol der Abendstern,
wohl grusst' ich immer dich so gern;
vom Herzen, das sie nie verriet,
grusse sie, wenn sie vorbei dir zieht,
wenn sie entschwebt dem Tal der Erden,
ein sel'ger Engel dort zu werden,
wenn sie entschwebt dem Tal der Erden,
ein sel'ger Engel dort zu werden!
* * * * * * * * * * * * * * *
Перевод Эм.Орловой
Как ужас смерти, мрак окутал землю,
во мгле ночной долина потонула;
на душу, что стремится ввысь небес,
безмолвье ночи навевает страх.
Но ты зажглась, звезда, краса полночи,
твой кроткий свет приветливо мерцает,
а дивный луч твой, проникая тьму,
в долине этой укажет мне путь.
О, ты, вечерняя звезда,
шлю тебе привет всегда!
молю, приветствуй ты ее
от сердца верного моего,
мир наш печальный покидая,
ее ты встретишь в селеньях рая
Мир наш печальный покидая,
ее ты встретишь, в селеньях рая.
Как смерти призрак, ночь на мир слетает,
Долину черной тканью покрывает;
Душе, что жаждет тех высот в мечтах,
Зловещий мрак внушает смутный страх...
Но ты, звезда, во тьме уже мерцаешь,
Свой кроткий свет земле ты посылаешь;
Твой луч алмазный ночи тень рассек,
И путь к высотам узрел человек...
О, нежный луч, вечерний свет!
Я шлю звезде моей привет!
Приветствуй ты ее, звезда,
От сердца, верного ей всегда!
Над темным миром слез витая,
Уходит ангел к звездам рая!
Над темным миром слез витая,
Уходит ангел к звездам рая!
По ссылке песня в исполении Э.Хиля, которая к фильму не имеет никакого отношения. Но имеет к месту съёмки фильма. Места там, и впрямь, обалденно красивые. Уже по одной фотографии можно судить.
Фильм немного растянутый, но "сказка ложь, да в ней намёк", как и многие другие фильмы, снятые про нашу (да и не только нашу) глубинку (да и не только про неё). Думать и действовать не умеем или не хотим? Если не умеем, то надо учиться, а не хотим - вот тогда чего хотим? Чтоб пришёл дядя и принёс на блюде? Так вот дядя-то придёт, а где окажутся остальные?
Как, я до сих пор не сказала, что за фильм?! "Долгая счастливая жизнь" Бориса Хлебникова (2013).
А "Долгая счастливая жизнь" Геннадия Шпаликова (1960 года) - это совсем другая история.
Воскресенье, 08 Февраля 2015 г. 23:56
+ в цитатник
"Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен."
А.Блок "Жизнь без начала и конца"
Сегодня в Мариинке давали концертную версию "А зори здесь тихие" Кирилла Молчанова. Того самого Молчанова, который "Доживём до понедельника" и "Дело было в Пенькове", а так же многое другое, и который папа того Молчанова, который "До и после полуночи...", т.е. Владимира.
Думаю, что "Песню туристов" ещё помнят и знают. А если не помнят и не знают, то вспомните и узнайте, пожалуйста! :)
1. Снова идет ночь над полями сонными,
В дымке костра светят глаза ребят.
Ветер затих вместе с последней песнею,
Видно ушел где-то искать тебя.
2. Вот бы им всем вдруг забрести нечаянно
В эти края, где ледники шумят.
В разных краях много друзей встречаю я,
Но почему нет среди них тебя?
3. Буду искать, буду в пути надеяться,
Пусть сотни лет вслед за тобой пройду.
Буду искать, мне ведь немного верится,
Что я тебя в дальних краях найду.
И вальс тоже.
А вообще концертная версия оперы - это нечто необычное: никто не бегает по сцене, ни тебе автоматов, окопов и прочего, стоят перед зрителем в чёрных платьях и смокингах, глядят прямо в зал. Что-то в этом камерное. Словно бы мир уже стал, теснее.
Воскресенье, 08 Февраля 2015 г. 14:56
+ в цитатник
У музыки нет границ. Как нет и национальности. Музыка не может быть хорошей или плохой, правильной или неправильной, она может либо нравиться, либо не нравиться.
Это только мне кажется, что аргентинское танго - это страсть, но несбыточная, грёзы, выплеск накопившихся эмоций, не имеющий продолжения? Наверное, это про танго вообще.
Из "Последних лун" в спектакль вошлла только первая часть - сборы Его в дом престарелых. И вот он уходит из дома, прощается с Её призраком, Он не берт Её Туда, не хочет, чтоб Она видела Его жизнь Там - одинокую, полную только воспоминаний о прошлом. Наверное, и правильно - и так всё понятно.
В "Ночи" Мать ни разу не сумасшедшая, она просто цепляется за каждую соломнку, за пылинки (или былинки) - настолько сильно она хочет Домой!
Старики бывают трудными, даже жестокими, как бывают трудными и жестокими подростки, невыносимыми, как невыносимы бывают слишком шаловливые дети, но как же это ужасно, когда старики (да и не только старики, а просто люди, но старики особенно!) не нужны близким! Как это ужасно!
Решила я "сходить" в театр - в субботу, 7 февраля, в т-ре им.Вахтангова будут давать спектакль, два акта в котором на одну тему, но по разным произведениям: "Последние луны" Фурио Бордона (где Он - Василий Лановой, Она - Елена Сотникова, Сын - Олег Макаров) и "Тихая ночь" Гаральда Мюллера (где Мать - Ирина Купченко, Cын - Сергей Юшкевич).
"Ночь" я прочитала раньше, "Луны" - только что.
С мессы Баха си-минор Agnus Dei произведение начинается.
Дальше - больше: Bete Aber Auch Dabei (Soprano). И.С.Бах. Бах проходит через всё произведение. Но Баха много не бывает. Так он у меня и звучал постоянно на фоне в момент прочтения пьесы. Это Адажио (BWV 1042) пользователь встраивать запретил, спасибо, хоть выложил. :) С этой мелодией Он предстаёт перед нами уже в доме престарелых (назовём это место именно так, как оно называется).
Заканчивается пьеса под звуки Хорала Баха. Какого именно? Наверное, не суть. Можно послушать любой и подумать...
"А все же с наушниками очень удобно. С ними я хожу, утопая в музыке, и не слышу ничего другого. Я спокойно могу думать..."(с) (Фурио Бордон, "Последние луны")
Почитала. Теперь очень хочу посмотреть.
"Блажен, кто верует"
Книга: Сборник христианских стихов "Луч света"
Автор: Одесса, 1966. В.С.Лихачев (Владимир)
Описание: Стихи и стихотворные сценки времён гонения
Блажен, кто верует: тепло тому на свете,
Воистину блажен! Воистину тепло!
Блажен, кто миновал предательские сети;
Кого на миг смутить сомненье не могло,
Как ни жилось ему – легко иль тяжело
Блажен, кто в вере твёрд и прост, как просты дети.
Когда спокойны мы и счастливы, когда
Наделены от благ земных мы щедрой мерой.
Когда бегут от нас и горе и нужда,
О, как отрадно нам тогда пылая верой
От дум и дел земных отринуться порой
И к Богу вознестись, воспрянувши душой.
Но большей радости и большего нет счастья,
Как веру уберечь в дни скорби и ненастья.
Чтоб в тяжкий час, когда приходится,
Всё, чем красна земная наша доля,
С нелицемерною покорностью сказать:
«Да будет, Господи, Твоя святая воля!»
Блажен, кто верует, но трижды - кто не ведает
И с небесами дышит в унисон.
Спрошу у Господа, а он ответит, просто, так:
"Все это сон, мой дорогой, лишь только сон".
И уж тогда смогу и плакаться, и каяться,
И вознестись с молитвой к небесам
До уха Господа, а он ответит, просто, так:
"Ты это сам, мой дорогой, лишь только сам".
От заблуждения дошел до наваждения,
И сны ложились, болью налиты.
И я у Господа спросил с укором, просто, так:
"А как же ты, мой дорогой, ну где же ты?"
Блажен, кто верует, и трижды - кто не ведает,
Но с небесами дышит в унисон.
Спросил у Господа - а он ответил, просто, так:
"Все это сон, мой дорогой, лишь только сон".