Изобретение способа принадлежит некоей мадемуазели Риего де Бланкардье, дочери франко-испанского дворянина и ирландки. Она придумала, как делать
кружево, которое напоминало Венецианское, но могло выполняться крючком, что очень ускоряло производство. Кусок кружева, который требовал, по крайней мере, двести часов для изготовления иглой, мог быть связан всего за 20 часов. В1846 Риего де Бланкардье издала первую книгу ирландских образцов вязания крючком.
Новая техника очень быстро распространялась, и вскоре целые семьи были заняты
вязанием кружев. Этому способствовало также то, что техника ирландского кружева очень удобна для массового производства. В отличие от обычного вязания крючком, ирландское
вязание крючком состоит из отдельных мотивов (листья, цветы, розетки), которые вяжутся порознь и затем соединяются с помощью сетки. Такой способ давал возможность разделения труда - каждый вязальщик специализировался на отдельных мотивах, в соответствии со своими способностями. Таким образом, каждый член семьи мог внести свой вклад в общий заработок, поэтому вязали все - мужчины, женщины, дети, старики.
Секреты вязания ревниво охранялись каждой семьей, работа пряталась, если в дом неожиданно входили соседи - конкуренция есть конкуренция!
Готовые мотивы относились в кружевные центры в ближайшем городе, и там наиболее опытные и творчески одаренные мастера собирали из них готовые вещи - воротники, манжеты, платья и пальто, и даже пляжные зонтики.
Ирландское
кружево охотно покупалось в Дублине, Лондоне, Париже, Риме, Нью-Йорке и Сан-Франциско (главный центр продажи ирландского кружева до землетрясения 1906). Популярность кружева колебалась в зависимости от моды, но все же оно было сильно востребовано вплоть до второй мировой войны, после которой резко упал спрос на предметы роскоши.
Сейчас интерес к этому рукоделию возрождается, во многом благодаря интересным моделям дизайнеров, использующих эту технику. Впрочем, востребованы не только современные модели - например, на бракосочетании Крон-принца Дании в 2004 невеста была одета "в простое платье цвета слоновой кости с вуалью из 100-летних ирландских кружев".
Главная ценность ирландского кружева, наверное, в том, что оно до сих пор остается ручной, индивидуальной работой. Если вышивать, ткать ковры и гобелены, вязать трикотажное полотно уже давно умеют машины, то создать вязаное
кружево может только рука мастера.
Подробнее...