-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в press-news

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) The_Best_in_Internet

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.10.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 25





Рейтинг блогов   Рейтинг@Mail.ru

Социальный психоанализ on-line

Понедельник, 02 Июля 2007 г. 21:51 + в цитатник

Психоаналитический блог сетевого психоаналитика Сергея Выгонского поменял свой адрес. Темы блога - психология,  социальная психология,  психоанализ, культурология, литература, фильмы, media, Интернет,  киберпсихология,  футурология. Здесь также можно получить совет по интерпретации ваших снов. Для этого достаточно выслать по e-mail описание вашего сна и дать согласие на его публикацию в блоге.

Новые записи вы найдете здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/sv-online
Архив блога расположен по ссылке (настоящий дневник):
http://www.liveinternet.ru/users/press-news


Метки:  

Сергей Выгонский: Каково будущее Интернета?

Понедельник, 25 Июня 2007 г. 21:18 + в цитатник
Весной этого года был завершен 2й этап исследования "Будущее Интернета", проводимого ресурсом netfuture.ru. Авторы исследования совместили два, казалось бы, несовместимых подхода.

Во-первых, были собраны мнения экспертов (и этот метод является, собственно, давно известным инструментом приблежения к пониманию предпологаемого будущего).

Во-вторых, был проведен опрос пользователей сети, в ходе которого были отобраны наиболее интересные вопросы. На мой взгляд, последний компонент исследования не вполне может считаться футурологическим инструментом. Это - типичное социологическое зондирование общественного мнения относительно перспектив развития сети.Думается, что этот шаг был скорее направлен на раскрутку проекта, нежели на достижение истины.

Темы, поднятые в ходе этого исследования - изменения блогосферы, прихлд Веб 3.0, кириллические доменные имена, проблема спама и вирусов.

Планирую написать комментарий к этому исследованию. Поэтому готов участвовать в дискуссии о будущем Интернета (в виде комментов в психоаналитическом блоге). Хотелось бы, чтобы такие вопросы и ответы выходили за рамки тем, поднятых в обсуждаемом исследовании.

Метки:  

Сергей Выгонский. Рок-н-ролл мертв (читая Маруками)

Понедельник, 18 Июня 2007 г. 11:54 + в цитатник
В одной из своих песен Б.Гребенщиков поет "Рок-н-ролл мертв, а я еще нет". Эта строчка вспоминается, когда ты держишь в руках книги Харуки Мураками "Дэнс, дэнс, дэнс" и Рю Мураками "69". Прежде всего перестаешь испытывать комплекс неполноценности за то, что тебе нравится рок-музыка 70-х. Обе книги ностальгически насыщены названиями альбомов и треков, принадлежащих лидерам этого славного времени. Здесь можно встретить такие имена, как Led Zeppelin, Rolling Stones, Deep Purple, Doors, Cream, Дженис Джоплин, Саймон и Гарфункель. Эта музыка является не только фоном литературного сюжета, но и одним из факторов, определящих мысли и действия героев книг. Думаю, что в силу специфики восточной культуры японские авторы более откровенны в своих признаниях. Попробовал бы кто-нибудь из наших топовых жизнеописателей элиты написать что-нибудь подобное. Его тут же заклеймили бы в дремучести и мировозренческой отсталости. А заодно отказали бы ему в "гламурности". Да и захоти он этого, разве были бы его меломановские излияния понятны поколению, выросшему на Tokio Hotel, Gorillaz и им подобным.
А обоим Маруками - сие дозволено! И ничего! Вот в чем сила их экзотического для нас таланта - в независимости от веяний моды!

Метки:  

С.Выгонский. Практикум толкования сновидений: Дорога к церкви

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 10:41 + в цитатник
Сновидения могут иной раз очень многое подсказать нам в плане правильности наших действий. Именно поэтому во все времена придавалось очень большое значение их толкованию. Сегодня сны расшифровываются психотерапевтами. Желая познакомить читателей с этим направлением, я принял решение разместить в психоаналитическом блоге пример такого объяснения. Итак, практикум сновидений - часть 1.

Молодой женщине, проходящей курс психотерапии, приснился сон. Это произошло накануне появления у нее явных признаков улучшения. Она видит себя стоящей на каком-то мосту. Рядом находится железнодорожный вокзал. Знакомые приглашают ее перейти мост и немного побродить по городу, расположенному по ту сторону. При этом сновидица знает, что за мостом находится какая-то церковь.

Прежде всего, рассмотрим психологическое значение отдельных элементов сновидения.

МОСТ – символ границы между психологическими состояниями или же жизненными этапами.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ – место, откуда мы отправляемся в путешествие. Появление этого образа сигнализирует о том, что в жизни сновидца начались перемены (обычно позитивные).

ГОРОД – относится к символам психической целостности. Иными словами, этот образ носит исцеляющий характер, поскольку соединяет противоборствующие структуры психики и тем самым помогает человеку преодолеть внутренний конфликт.

ЦЕРКОВЬ – такой элемент по аналогии с предыдущим образом также символизирует душевную целостность и потому наделен антистрессовым потенциалом.

В итоге мы видим, что сон не только является признаком изменения состояния к лучшему, но и способен стать тем внутренним ресурсом, который поможет выстоять в трудную минуту.

LI 5.09.15

Система координат для подсознание

Суббота, 18 Ноября 2006 г. 23:50 + в цитатник
Бессознательное представляется неким мрачным местом,по которому бродят тени умерших людей. Еще Юнг выссказал предположение о том, что эти виртуальные личности не ведают о том, что они уже мертвы. Та же тема вовсю эксплуатируется в мистическом вестерне Джима Джармуша "Мертвец".

Но что же является главным мерилом, своего рода системой координат для этого "подземного" царства? Не догадываетесь? А если вам подскажут, что таким эталоном для всех них является нечто желаемое, но недостижимое? Правильно - это человек! Об этом можно прочитать в статье Сергея Выгонского "Что является системой координат для подсознания", опубликованной в Интернет-издании Школа жизни.

Человеческое тело и его части используется в этом случае в качестве символа, отражающего представление о развитии глубинных психических процессов. Например, верх человеческой фигуры (голова) ассоциируется с процессами мышления, сферой фантазии, идеальной стороной вещей.

Середина тела, где расположены сердце, желудок с кишечником, легкие, а также руки - с материальной стороной вещей, повседневной жизнью, производственной и иной манипулятивной деятельностью, состоянием здоровья.

Низ (гениталии и органы выделения, ноги) - это наши инстинкты, прежде всего сексуальный и влечения к власти. Последнее нуждается в уточнении. Дело в том, чистота и связанные с ней действия есть древнейшие зоопсихологические метафоры, связанные с иерархическим положением особи в стае.

Статью можно прочитать по адресу.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-2063/

LI 5.09.15

С.Выгонский. ZEN пишушего.

Вторник, 14 Ноября 2006 г. 20:50 + в цитатник
Когда-то столкнулся с тем, что в одном издательстве мне отказали в публикации книги. Тогда я отправился в "бумажные" СМИ. Пришлось нелегко, чему был даже посвящен мой рассказ "Синдром имени доктора Чехова". Тогда же я составил для себя короткий текст, который носил суггестивный (внушающий) характер. Он должен был поддержать меня в тот трудный период.

Сейчас же, когда мне в плане публикуемости кое-чего (к сожалению, не очень многого) удалось добиться, я решил познакомить с этом текстом начинающих пишуших. Пусть этот текст послужит им поддержкой. Поясню, что слово zen, вынесеснное в заголовок, связано с дзен-буддизмом и означает упование на свое подсознание (или интуицию) в ожидании удачи. Это слово эвивалентно более распространенному и более известному термину "дао".

Итак, ZEN пишушего.
------------------------------------------------------------

1. Всячески пробивай свои газетные публикации. Их явные преимущества:
- оперативность (книга выходит намного дольше);
- рассеянность (большое число периодических изданий лишает моих оппонентов возможности контролировать их всех);
- политематичность (всегда можно обратиться к новой теме);
- актуальность (привязка к текущим проблемам).
<<Принцип "быстрорастворимых" газетных публикаций>>.

2. Не принижай значения своих радиовыступлений. К ним следует готовиться так же тщательно, как и к газетным публикациям. Не забывай, что радиовыступления часто слушают те, кто не читает газет.
<<Принцип "всеохватности" радиовыступлений>>.

3. Помни, что в отличие от работника академического учреждения ты гораздо более свободен в своих выссказываниях, темах, теориях.
<<Принцип внутренней свободы>>.

4. В качестве повода для встречи с интересующими тебя людьми используй свои публикации. Позвони этим людям, скажи им: "Я хотел бы знать ваше мнение о своей статье".
<<Принцип "мотивированности" делового общения>>.

5. Твой девиз звучит так: "Победа - это молчание, настойчивость, творчество". Чаще прибегай к самовнушению, чтобы измениться внутренне.



LI 5.09.15

С.Выгонский. Сеть против киберфутурологии?

Воскресенье, 12 Ноября 2006 г. 08:57 + в цитатник
В общем-то я не считаю себя одиозным писателем. Некоторые мои идеи, первоначально носившие радикальный характер (например, гипотезы о возможном превращении Интернета в сверхразум или войне человечества с искусственным интеллектом), с момента их озвучивания в 1998-99г. утратили свою новизну и превратились в отправную точку для их дальнейшей разработки и популяризации.

Совершенно неожиданно для меня публикация на "глянцевом" сайте Школа Жизни моей статьи "Наступит ли эра кибернетических войн?" (в общем-то незамеченной гламурной публикой) вызвала резкую критику. Доцент астраханского технического ВУЗа написал направленную против меня статью, повторяющую в заголовке название критического материала с припиской "Взгляд пессимиста", где высказанные мною предположения назывались"фантастическими".

Но, собственно говоря, статья и не претендовала на, что быть истиной в последней инстанции. Тем не менее критики встрепенулись: есть работа. Честно признаюсь, это меня радует - общество не настолько глубоко погрузилось в спячку, если, по-прежнему, резвореагирует на крамольные идею. Повторяется ситуация, имевшая место на Мембране. Там после публикации статьи "Грядут ли генетические войны?", где речь шла о возможном столкновении человечества с клонированными личностями, против меня был сделан выпад в виде статьи гл.редактора интернет-издания, посвященного биотехнологиям.

Понятно, что гипотеза о рисках клонирования создавала определенную угрозу бизнесу. Интересно то, что каждый раз моими оппонентеми становятся люди с сугубо техническим образованием. И, как правило, наибольшее непонимание вызывают те или иные тезисы, базирующиеся на психоаналитических данных. Ну, что же, видимо такова участь тех, кто пытается сказать что-то новое.

Прочитать статьи и участвовать в их обсуждении можно по следующим ссылках
"Наступит ли эра кибернетических войн?"
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-1750/

"Наступит ли эра кибернетических войн? Взгляд пессимиста".
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-1991/

LI 5.09.15

Без заголовка

Четверг, 09 Ноября 2006 г. 01:00 + в цитатник
Возникновению Интернета предшествовала ситуация общественного напряжения - реакция на гонку вооружения и противостояния между крупными державами, публикация докладов Римского клуба об ограничениях роста цивизизации (перенаселение, истощение ресурсов и т.д.).

Исследования показывают, что у людей, интересующихся прежде всего новостной информацией, несколько повышено чувство тревоги. Таким образом, обращение к Интернету позволило несколько уменьшить страх смерти. Но возможна ли окончательная победа над этим переживанием?

Любопытно то, что всемирная телекоммуникационная сеть напоминает нервную систему человека. Эти особенности заставляют вспомнить о концепции Терьяра де Шардена. Французский ученый-католик на основе анализа большого фактического материала предложил свою версию эволюционной теории. Исследователь считал, что развитие всего живого на планете завершится в некой точке Омега. Итогом такого процесса будет слияние всех существ в единый сверхразум.

Думается, что "паутина" является протипом именно такого тотального феномена. И тогда проблема страха смерти перестанет существовать по той простой причине, что человек как биологический вид, соединившись с сетью, превратится в некую общепланетарную субъективную реальность, своего рода суперкиборга.

Этой теме посвящена моя статья "Поможет ли Интернет окончательно победить страх смерти?"

Прочитать статью можно по ссылке
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-1924/

LI 5.09.15

С.Выгонский. Мое осеннее пятистишие (танка)

Воскресенье, 05 Ноября 2006 г. 21:04 + в цитатник
Однажды много лет тому назад я услышал такой совет: тот, кто пишет, должен хотя бы раз в день создавать лист художественного текста. Тогда же я прочитал в интервью одной литературной знаменитости, что для поддержания чутья к слову рекомендуется ежедневно слагать хотя бы небольшие стихотворения.

И совсем доконало меня признание, сделанное когда-то знаменитым философом современности Мартином Хайдеггером, который для соханения хорошей писательской формы каждый день не менее часа читал тексты древнегреческих философов. Находясь под впечатлением от прочитанного, я написал танка (5 строчный стихотворный текст). Вот что у меня получилось:

На голой осенней ветке
Уселся ворон.
Он пристально смотрит в твои глаза.
Должно быть, он знает что-то.
Должно быть, узнал от соседки.

Правда, из желания каждый день творить высокую художественную литературу ничего путнего не получилось. Но то осеннее пятистишие я помню до сих пор

LI 5.09.15

С.Выгонский. Комментарий к моему сну о выставке иллюстраций

Воскресенье, 05 Ноября 2006 г. 00:59 + в цитатник
Комментарий относится к моему сну, описание которого можно найти в записи от 3.11.2006г..

В первом фрагменте присутствуют несколько элементов. Это - нумерологические символы Троица (три металлические кровати) и Четверица (плюс четвертая в соседнем помещении). Интересно то, что кровати аскетичны и изготовлены из металла. Первый символ означает идеальную сторону вещей (само время или вечность), второй - материальные аспекты. Вместе эти образы символизируют гармонию архетипического и повседневного. Обращает на себя внимание то, что эти предметы предназначены для сна - состояния, в котором возможен контакт с подсознанием. Человек с интеллектуальным дефицитом лишь подчеркивает эту же простую истину - для контакта с подсознанием необходимо на какое-то время отказаться от рациональной части разума.

Второй фрагмент углубляет эту тему. Спуск в подвал -движение в сторону подсознания. Страж в виде обнаженной красавицы, наделенной правом пропускать в мир прекрасного - это соблазняющий и провоцирующий посредник между миром людей и царством подсознательных образов, . Обычно в мифах такая юная дева сопровождает мудрого старца-мага. Ее литературный прототип - Гелла из знаменитого романа М.Булгакова. Выставка - пробуждение творческого начала, источник архетипических образов. Иллюстрации к детским книгам - регрессия во времени, возвращение к более ранним (архаичным, архетипическим) состояниям.

Коллективное бессознательное опять пришло в движение в моей жизни.

Те, кто всерьез заинтересовался темой психологического значения сновидений, могут познакомиться с авторским словарем интерпретаций сновидных образов.
http://sv-psycho.narod.ru/dreams.html


LI 5.09.15

С.Выгонский. Мои сны: подвальная выставка иллюстраций

Пятница, 03 Ноября 2006 г. 19:09 + в цитатник
"И приснился мне сон". Этими словами начиналась очередная новелла в фильме "Сны Акиры Куросавы". Конечно же, я не великий японский кинорежиссер, воплотивший в традиционных восточных образах сюжеты европейской классики (Шекспира, Достоевского, Горького). Однако и психотерапевтам иногда снятся сны, которые просятся в тексты, пусть даже публикуемые на зыбких страничках Интернета. Тот, о котором хотелось бы рассказать, приснился несколько дней назад. Из него запомнились лишь два эпизода.

Фрагмент 1. Я нахожусь в довольно непритязательном помещении, в котором дети играют в компьютерные игры. Затем передо мной появляется комната, имеющая весьма убогий вид. В комнате стоят простые металлические кровати, на одной из них лежит ворох соломы. Здесь же, упираясь руками в сетку, сидит мужчина с явными признаками умственной недостаточности. Он улыбается беззубым ртом. Рядом видно другое помещение с открытым проемом. В ней тоже разместилась металлическая кровать.

Фрагмент 2. Я подхожу к довольно красивому зданию. Около входа стоит билетерша - обнаженная девушка, которая прикрыла свою наготу руками. Спрашиваю у нее о том, сколько стоит билет. Она еле слышно, говорит, что вход бесплатный. Заглядываю внутрь здания и вижу просвет входа. Затем вижу себя спускающимся вместе с толпой других людей вниз, в какой-то подвал. По бокам прохода висят хорошо выполненные картины с сюжетами из детских книг и мультфильмов. Кому-то говорю, что московские художники хорошо работают.

Комментарий к сну будет дан в последующих постах.

LI 5.09.15

С.Выгонский. Мировой баланс сексуального напряжения (читая Лема)

Четверг, 02 Ноября 2006 г. 22:08 + в цитатник
Один из читатателей психоаналитического блога, прочитав пост от 1.11.2006 "Антисексуальное будущее (читая Лема)", прокомментировал его, отметив, что любовь не играет существенной роли в жизни современного общества. Попробуем разобраться с этим переживанием, а также породившими его инстинктами.

Либидо, инстинктивная энергия влечения людей друг к другу, имеет разные формы и обличия. Ее самый нижний уровень - биологический аспект. Его предназначение - продолжение рода человеческого. Социальный аспект такого переживания более разноообразен. Это и поддержание коммуникаций, и интерес людей друг к другу вообще, и обучение подрастающего поколения, и развитие собственных задатков через творчество, и многое другое.

Конечной целью этого инстинкта является выживание всего человечества, приспособление его представителей к изменчивой окружающей среде. По сути, это инстинкт родового самосохранения. Фрейд назвал эту психическую стихию Эросом.

В противоположность этому существует Танатос - инстинкт смерти. Он проявляется в агрессивных действиях, в том числе направленных в некоторых случаях против самого себя. Фрейд считал, что за такими проявлениями стоит стремление организма вернуться в неорганическое состояние. Однако более вероятно, что за подобной агрессивностью прячется инстинкт индивидуального самосохранения. Очевидно, что импульсы саморазрушения в этом случае появляются тогда, когда личность пытается избежать больших угроз своему "Я".

Фактически мы существуем в социальном мире, где правит диалектика - равновесие между энергией либидо (Эросом) и агрессивными побуждениями (Танатосом). До сих пор в результате исторических циклов это зыбкое равновесие сохранялось. Нарушение баланса таких психосоциальных течений, собственно, и приведет мир к хаосу и деградации.

LI 5.09.15

Сергей ВЫГОНСКИЙ. Антисексуальное будущее (читая Лема)

Среда, 01 Ноября 2006 г. 23:43 + в цитатник
Станислав Лем прав. Изменение в будущем главного способа воспроизводства себе подобных (например, после перехода к клонированию) неизбежно приведет к девальвации самого фундаментального принципа организации чувственной жизни людей, а именно - их разделения на лиц с традиционной и нетрадиционной сексуальной ориентацией. Дело в том, если сейчас любые отклонения полового чувства так или иначе приводит к отказу от выполнения своей эволюционной миссии - рождения детей, то в отдаленном будущем подобные девиации вовсе лишаются своей привязки к почве инстинктов и демографической самореализации.

И тогда разрыв с природой посредством широкого распространения эрзац-репродукции человеческих существ уравнивает всех девиантов (лиц с сексуальными отклонениями) между собой. Проблема же безопасного удовлетворения извращенных потребностей решаема путем использования развитых технологий виртуального моделирования. Говоря другими словами, девианты будут получать сексуальное удовлетворение во взаимодействии с образами виртуальных партнеров. Думается, что на этот путь станут и те, кто в наши дни причисляется к традиционному большинству.

Есть еще один аспект в этой проблеме. Отказ от традиционного способа воспроизводства людей и переход к виртуальным формам удовлетворения инстинктивных побуждений приведет к полному или частичному уничтожению чувства любви. А тогда неминуем распад общества на людей, изолированных эмоционально друг от друга и погруженных в виртуальные эротические фантазии. Собственно говоря, этот момент и можно считать началом распада цивилизации.

LI 5.09.15

С.Выгонский: Halloween или футурология?

Вторник, 31 Октября 2006 г. 21:09 + в цитатник
Часть из тех, кто читает этот пост, празднует сегодня Halloween - еще одно культуральное нововведение, которое, может быть, не всеми принимается, но которое нельзя игнорировать. Поскольку этот праздник привлекает новых адептов прежде всего из-за своего своеобразного имиджа, связанного с темными сторонами человеческой психики, думаю, всем нам в этой ситуации есть над чем призадуматься. Видимо, остается внутри человека немало такого, что требует пристального изучения и тщательной психологической проработки.

В этот день (так уж случилось) на сайте, предлагающем своим читателям добрые советы на каждый день, опубликована авторская футурологическая статья "Наступит ли эра кибернетических войн?" Едва ли ее можно отнести к числу прогнозов, рисующих всеобщее будущее в радужных красках. Вероятно, уже сейчас надо задумываться над тем, что технологический прогресс несет с собой не только повышение уровня комфорта жизни, но и новые проблемы, подчас сложней и страшней старых.

Приглашаю всех к дискуссии, поводом для которой может стать эта статья http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-1750/


LI 5.09.15

С.Выгонский: остров в твоей душе (о фильме П.Лунгина)

Понедельник, 30 Октября 2006 г. 22:06 + в цитатник
В наши редко кто отважится на работу с темой внутренней человеческой гармонии (хотел сказать: святости). Ведь гораздо проще изобразить на экране или в тексте душевную грязь и поступки, ею вызванные). Да и интереса у публики к такому декадансу будет намного больше, чем к произведению, которое с натугами (очень многим не хватает искренности) пытается нарисовать образ гармоничного человека.

Совсем недавно такие творения создавались по партийму заказу, что вовсе не добавляло им убедительности в художественном воплощении социального оптимизма. Фильм Лунгина "Остров" - редкое исключение из общего правила, выведенного из массива агитпроповских поделок и откровенных утопических снов наяву.

Главное, что делает этот фильм психологически убедительным, - это реалистическое отражение истории человека, который совершил предательство, а затем всю оставшуюся жизнь пытается искупить его. Невольно вспоминается методология христианства: большие шансы на спасение имеет не тот, кто изначально непорочен, а тот, кто был грешен и расскаялся.

Конечно, режиссер не смог обойтись без знамений современности для того, чтобы обозначить святость своего героя. Такими знаками стали потерявшие свою свежесть, а вместе с ней и привлекательность для аудитории паранормальные способности. Ну, кого сейчас убедишь в том, что человек, наделенный способностями исцелять и знать будущее, - святой, когда сотни шарлатанов на всех углах рассказывают о себе то же самое.

Есть, впрочем, в фильме впечатляющая метафора, которая адресована к глубинным уровням нашего сознания. Это - образ острова, давший фильму название. По сути, эта твердь возвышается посреди волн житейских невзгод. В юнгианской психологии такому образу соответствует представление о внутренней человеческой гармонии, называемой Самостью. Иногда это понятие называют архетипом образа Бога.
Юнг вообще отказывался говорить о метафизике, предпочитая иметь дело с представлениями и образами. Лунгин же, по-видимому, придерживается другой точки зрения.

LI 5.09.15

С.Выгонский. Пародия на Чарльза Буковски (исследуя феномен контркультуры)

Воскресенье, 29 Октября 2006 г. 09:46 + в цитатник
в кружке едва осела пена в окне клубится дым минздрав предупреждает что все это опасно для вашего здоровья за стеной седьмой раз торжествующе скрипит чья-то кровать у соседки должно быть проблемы с финансами иначе она бы давно бы купила бесшумный диван бог с ней надо быть законченным дегенератом чтобы слушать эту жизнеутверждающую музыку всю ночь или рекламу на душескребуткошки онтебенепара но вот пробили полночные куранты мысленный театр закончил свое неудавшееся представление

ПРИМЕЧАНИЕ: Чарльз Буковски (1920-1994) - американский писатель, автор более сорока книг
"В начале 1960-х Буковски называли "героем подполья".
"Сам Буковски является является лучшей анархисткой сатирой в "пластиковом" мире - ...когда приходит на дзэн-буддисткую свадьбу в высшее общество и оказывается единственным гостем при галстуке и с подарком"
(из книги: Чарльз Буковски. Путь в рай закрыт. Спб "Азбука-классика", 2005).

POSTSCRIPTUM: выше был представлен фрагмент протокола исследования методом вживания в роль личности знаменитого представителя контркультуры 1960-х американского писателя Чарльза Буковски.

LI 5.09.15

С.Выгонский. Эротика как предмет футурологических изысканий (читая Лема).

Суббота, 28 Октября 2006 г. 18:34 + в цитатник
Читаю книгу С.Лема "Фантастика и футурология". Останавливаюсь на разделе "Эротика и секс" (том 2). В этом разделе польский фантаст рассматривает в качестве примера роман Наоми Митчинсон "Воспоминания женщины-космонавта", где описываются похождения этнолога Ольга, путешествующей по экзотическим просторам вселенной. Судя по всему, у главней героини накопилась масса впечатлений от своей профессиональной деятельности.

Остановлюсь на одном эпизоде. В нем рассказывается о том, что марсиане (!?) самым живейшим образом используют для повседневного общения свои гениталии. Лем при этом отмечает то, что инопланетяне "двуполы, но их пол проявляется только в периоды размножения". Все остальное время жители "красной" планеты интенсивно контактируют друг с другом подобным коитальным способом. Объясняется это тем, что наши соседи по планетной системе значительную часть своего эволюционного времени провели под землей, где особое значение приобрели тактильные способы коммуникаций. Миленько, не правда ли!?

Безусловно, скидку надо делать на давность издания обсуждаемого футурологического "руководства". Соответственно, и все используемые примеры относятся ко времени, когда аудитория всерьез воспринимала таких героев как Супермен и Бэтман. Для нас же это чистейшей воды кич (или, говоря более простым языком, стеб).

Что же поучительного в этом комментарии известного польского писателя? Да ровным счетом ничего! Дело в том, что, если предсказание, сделанное американской фантасткой, и имеет какие-нибудь шансы для осуществления, так только в форме возможной 3D "экранизации" этого литературного сюжета в будущем. Я имею в виду время, когда развитие технологий конструирования виртуальных миров сделает возможным его полное и достоверное воссоздание . И тогда этот текст будет восстребован каким-нибудь мечтателем-одиночкой (читай: извращенцем), дождавшимся-таки наступления утопического (во всех отношениях!) будущего. В противном случае это - не более чем интеллектуальный изыск, футурологическая экзотика, история литературных эротических фантазий.

Вынося в заголовок поста слово "эротика" я, конечно же, рискую тем, что везьдесущие роботы-посковики против его названия выставят три жирных креста. И тогда найти его смогут только те, кто собирается использовать виртуальные технологии строго определенным способом.

LI 5.09.15

Развитие сетевой культуры чревато всеобщим безумием?

Пятница, 27 Октября 2006 г. 23:35 + в цитатник
Киберкультура развивается в противоположном направлении по сравнению с вектором традиционной эволюцией письменности, что чревато для человечества серьезными потрясениями. По крайней мере так считает сетевой психоаналитик Сергей Выгонский, опубликовавший в журнале "Компьютерра Онлайн" статью "Безумные тренды сетевой культуры". Если развитие традиционной письменности шло от образа (иероглифа, пиктограммы) к знаку (букве фонетического алфавита), то эволюция смыслового web-измерения, напротив, была направлена от знака (текстовый режим DOS) к образу (пиктограммы Windows).

Первый тип соответствует исторической схеме, по которой развивалась нервная система человека - от правого полушария (бессознательное, архаические структуры мышления) к левому полушарию мозга (речевая функция, рациональные формы мыслительной деятельности). Второй же тип
связан с движением против хода времени – от левой полусфере к правому полушарию, что равнозначно последовательному углублению в подсознание.

Неблагоприятным фактором также является широкое использование в сети гипертекста, который во многом похож на культурологический феномен "текст-в-тексте", а также на психологическое явление, более известное как "сновидение-в-сновидении". Гипертекст тем самым способствует развитию в общественном сознании конфликта между реалистическим и иллюзорным восприятием действительности. Возможный исход этой ситуации - широкое распространение массовой психопатологии, которая может проявлять себя в новых и неожиданных формах. Будет ли это своеобразная культурологическая шизофрения или тотальная техногенная галлюцинация - покажет будущее.

Статью можно прочитать по адресу
http://www.computerra.ru/think/292146/

LI 5.09.15

Развитие сетевой культуры чревато всеобщим безумием?

Пятница, 27 Октября 2006 г. 01:45 + в цитатник
Киберкультура развивается в противоположном направлении по сравнению с вектором традиционной эволюцией письменности, что чревато для человечества серьезными потрясениями. По крайней мере так считает сетевой психоаналитик Сергей Выгонский, опубликовавший в журнале "Компьютерра Онлайн" статью "Безумные тренды сетевой культуры". Если развитие традиционной письменности шло от образа (иероглифа, пиктограммы) к знаку (букве фонетического алфавита), то эволюция смыслового web-измерения, напротив, была направлена от знака (текстовый режим DOS) к образу (пиктограммы Windows).

Первый тип соответствует исторической схеме, по которой развивалась нервная система человека - от правого полушария (бессознательное, архаические структуры мышления) к левому полушарию мозга (речевая функция, рациональные формы мыслительной деятельности). Второй же тип
связан с движением против хода времени – от левой полусфере к правому полушарию, что равнозначно последовательному углублению в подсознание.

Неблагоприятным фактором также является широкое использование в сети гипертекста, который во многом похож на культурологический феномен "текст-в-тексте", а также на психологическое явление, более известное как "сновидение-в-сновидении". Гипертекст тем самым способствует развитию в общественном сознании конфликта между реалистическим и иллюзорным восприятием действительности. Возможный исход этой ситуации - широкое распространение массовой психопатологии, которая может проявлять себя в новых и неожиданных формах. Будет ли это своеобразная культурологическая шизофрения или тотальная техногенная галлюцинация - покажет будущее.

Статью можно прочитать по адресу
http://www.computerra.ru/think/292146/

LI 5.09.15

Развитие сетевой культуры чревато всеобщим безумием?

Пятница, 27 Октября 2006 г. 01:44 + в цитатник
Киберкультура развивается в противоположном направлении по сравнению с вектором традиционной эволюцией письменности, что чревато для человечества серьезными потрясениями. По крайней мере так считает сетевой психоаналитик Сергей Выгонский, опубликовавший в журнале "Компьютерра Онлайн" статью "Безумные тренды сетевой культуры". Если развитие традиционной письменности шло от образа (иероглифа, пиктограммы) к знаку (букве фонетического алфавита), то эволюция смыслового web-измерения, напротив, была направлена от знака (текстовый режим DOS) к образу (пиктограммы Windows).

Первый тип соответствует исторической схеме, по которой развивалась нервная система человека - от правого полушария (бессознательное, архаические структуры мышления) к левому полушарию мозга (речевая функция, рациональные формы мыслительной деятельности). Второй же тип
связан с движением против хода времени – от левой полусфере к правому полушарию, что равнозначно последовательному углублению в подсознание.

Неблагоприятным фактором также является широкое использование в сети гипертекста, который во многом похож на культурологический феномен "текст-в-тексте", а также на психологическое явление, более известное как "сновидение-в-сновидении". Гипертекст тем самым способствует развитию в общественном сознании конфликта между реалистическим и иллюзорным восприятием действительности. Возможный исход этой ситуации - широкое распространение массовой психопатологии, которая может проявлять себя в новых и неожиданных формах. Будет ли это своеобразная культурологическая шизофрения или тотальная техногенная галлюцинация - покажет будущее.

Статью можно прочитать по адресу
http://www.computerra.ru/think/292146/

LI 5.09.15

Сетевой психоаналитик исповедуется?

Воскресенье, 22 Октября 2006 г. 02:01 + в цитатник
Как известно, настоящие медики консервативны и скрытны. Не в их правилах рассказывать общественности о своих слабостях и проблемах. Вопреки устоявшейся традиции сетевой психоаналитик Сергей Выгонский начал вести свой блог на планете Rambler.

О чем же решил исповедаться перед общественностью этот исследователь человеческих душ? В его блоге можно найти и признание в том, что ему не чужд страх смерти, и иронические наблюдения, сделанные во время пребывания в Пятигорске и опубликованные под рубрикой "Ли4Nое", и довольно откровенную "Молитву автора", и самопрезентацию «Мистика сновидений», и даже психоаналитическую рецензию на экранизацию одноименного произведения П.Зюскинда "Парфюмер".

Конечно же, здесь, как и в любом другом сетевом дневнике, можно встретить анонсы на самые последние авторские публикации. Впрочем, это,по-видимому, и к лучшему. Откуда, как не из блога, следует получать информацию о новых статьях и интервью автора, размещенных на авторской странице и в онлайн изданиях. Каждый желающий может оставить свои комментарии к записям.

Блог сетевого психоаналитика расположен по адресу
http://planet.rambler/users/vigonsky

Социальный психоанализ от Сергея Выгонского (рассылка на Subscribe.ru)

Среда, 18 Октября 2006 г. 00:02 + в цитатник
Только что подписчики получили выпуск N20 рассылки "Социальный психоанализ от Сергея Выгонского" (http://subscribe.ru/archive/psychology.svpsychology/200610/15113644.html), действующей почти два года на старейшем портале Subscribe.ru. Название выпуска - "Литература. Психоанализ. Футурология". Так он был назван потому, что в нем рассматривается отдельные направления психологической науки в будущем, описанные в фантастических произведениях Стругацких.

Основой этой ежемесячной рассылки являются авторские материалы сетевого психоаналитика С.Выгонского. Они предназначены для широкой аудитории и адресованы всем, кто интересуется социальным психоанализом, психологией массового сознания, психоаналитической культурологией, киберпсихологией, футурологией.

Стать пописчиком рассылки можно по адресу
http://subscribe.ru/catalog/psychology.svpsychology

Ключевые слова; психоанализ, социальный психоанализ, психология, общество, массовое сознание, рассылка, литература, Стругацкие, футурология, Subscribe.ru

Социальный психоанализ

Вторник, 17 Октября 2006 г. 23:53 + в цитатник
Социальный психоанализ, психология массового сознания, психоаналитическая кульутрология, киберпсихология, футурология


Поиск сообщений в press-news
Страницы: [1] Календарь