Вот, собственно. Давайте, я не буду называть все происходящее пафосным выражением "мастер-класс", пусть лучше фотоуроком будет.
Урок открытый, с участием малахита и цветочков
отсюда. Про цветочки сразу следует оговориться: не я их придумала. Я даже не знаю, кто именно придумал и откуда вообще мне эта схема известна. Они сидят в голове уже довольно давно. Как с тем "русским листиком": его просто все умеют и периодически показывают, как именно плести. Цветочки эти от "листика"; не слишком существенно отличаются, та же техника прямого плоского мозаичного. Ну и... Почему бы не показать?) Думаю, никаких сверхсекретных бисерных секретов я не открою. Уровень определять тоже не стану, скажем так, некоторая подготовка и представления о вышивке бисером не повредят.
Результатом
мучений стараний станет примерно следующее:
Из чего получится:
В этой куче есть жесткий моделируемый фетр, шелк для машинной вышивки, армированная нить, кабошон малахита, чешский и японский бисер, чешское стекло, металлофурнитура, натуральная кожа кого-то, ножницы, клей.
Оплетать кабошон я буду в мозаичной технике.
Берем камень, обезжириваем рабочую поверхность любым спиртовым раствором (демонстрировать не буду, у меня спиртовым раствором является самая что ни на есть водка) и от души смазываем клеем "Момент". Резиновым, отвратительного цвета и запаха клеем "Момент". Ничего лучше для приклеивания камня к фетру я пока не нашла. Почему не суперклей? Суперклей образует на фетре непрошибаемую корку из себя. Прокалывать ее иголкой - сомнительное удовольствие. К тому же потом на месте какого-нибудь сгиба по суперклею вообще велик риск поломать фетровую основу. В общем, мажем "Моментом".
И приклеиваем. К жесткому фетру. У меня здесь использован Reiher, а вообще, какой найдется. После появления в магазинах жесткого моделируемого фетра все равно не возбраняется растерзать бабушкино пальто, например. Главное, чтобы фетр был достаточно плотный.
Прокалываем фетровую подложку иглой достаточно близко к камню, оставляя зазор в 1 мм.
Нанизываем на нить 2 бисерины.
Плотно придвигаем бисерины друг к другу. Ныряем иголкой на изнанку ровно в том месте, гда заканчивается вторая бисерина.
И снова выходим на лицевую сторону между двумя бисеринами, иголка прижата к камню.
Продеваем иголку во вторую бисерину.
Надеваем на иголку еще две бисерины, повторяем все, что произошло с первой парой: плотно прижать, нырнуть на изнанку, выйти перед последней бисериной, нырнуть в нее, нанизать две следующие.
И так до конца ряда.
Конец. В последнем пустом секторе ряда должно поместиться строго две бисерины. Не одна, не три - две, и все тут. Иначе весь шахматный рисунок пойдет наперекосяк. Поэтому перекосяка не допускаем, любым способов помещаем две бисерины в имеющееся пустое пространство.
Вот как-то так.
Закрепляем две последние бисерины точно так, как все предыдущие, но после них на иголку уже ничего не нанизываем, а протягиваем ее сквозь самую первую нанизанную бисерину. Из последней в первую.
Выйдя из первой бисерины, нанизываем на иголку одну бисерину и шагаем через одну. Т.е. пропускаем вторую по счету и проходим иглой сквозь третью. Плотно подтягиваем нить. Теперь до конца оплетения нить должна быть плотно натянута, чтобы не было зазоров. "Плотно" - не означает "до порезанных пальцев и обрывов нити", просто плотно.
Выйдя из третьей, надеваем на иглу еще одну бисерину и шагаем в пятую, пропустив четвертую. И так в шахматном порядке - через одну - идем до конца ряда, не забывая о натяжении нити.
Доходим до конца. И, нанизав последнюю бисерину ряда, проходим иглой и сквозь первую бисерину первого ряда, и сквозь первую второго сразу. Т.е. поднимаемся по диагонали.
Вот такая штука получилась.
Камень у меня довольно высокий, поэтому выхожу на третий ряд. Точно так, как выходила на второй: иголка из первой бисерины предыдущего ряда, работа продолжается в шахматном порядке - через одну. Но тут уже сложо обсчитаться, бисерины, в которые должна нырять иголка, хорошо видны.
Заканчиваем третий ряд, протаскивая иглу через две бисерины по диагонали.
А вот следующим рядом я закрываю работу, он же будет служить стяжкой и удерживать камень. Если все предыдущие ряды были выполнены чешским бисером 11 размера, то последний прохожу японской пятнашкой, к тому же контрастной. В принципе, можно взять просто более мелкий, нежели во всех предыдущих рядах, бисер. А если камень без углов и оплетение достаточно плотное, то и вовсе не делать этот последний более мелкий рядок. Но мне он нужен.
И про углы. У меня он здесь всего один, и плетение достаточно плотное, поэтому можно позволить себе некоторую вольность, и не сокращать ряд на уголке. А вообще, если у вас многоугольный (3 и более углов) камень, то угол проходится совсем по-другому. Также не советую пренебрегать закрытием бисерин по углам, если у вас неплотное оплетение. Но здесь плотности более, чем достаточно, поэтому со спокойной совестью продолжаю закрывать ряд и не показываю, как пройти угол по-другому.
Вот, что получилось.
Все бы хорошо, но куда нитку девать? Уводите ее в ближайшую диагональ, не стоит сходу нырять под камень и ставить заветный узелок или уходить на следующий ряд вышивки. При недостаточно плотном оплетении у вас получится неаккуратная яма или бугор (это уж как постараться) на месте ухода иглы на изнанку. При слишком плотном - раз на раз не приходится, но запросто может появиться неровность, не яма, но ямка. Силы много, оплетение же плотное. Поэтому уходим в диагональ.
... И уходим, и уходим.
А вот когда иголка вышла из последней (ближней к подложке) бисерины диагонали, смело ныряем на изнанку и ставим заветный узелок, либо уходим на следующий элемент вышивки. Я предпочитаю все же сначала закрепиться, а потом уже продолжать работу. Нитку, конечно, не стоит обрезать, если она достаточно длинная. А если короткий хвостик остался, так его и не жалко после узелка.
Вот. Снова выходим на лицевую сторону, отступив около миллиметра от оплетенного камня.
Нанизываем 4 бисерины и ныряем на изнанку сразу за четвертой. Бисер сдвинут плотно.
Вынырнули обратно перед последней бисериной, пропустили иголку сквозь нее.
Следующие 4. Плотно придвинуть, повторить все, что с первой четверкой. И так идти о конца ряда. Почему я нанизываю именно 4 бисерины? Мне просто так удобнее работать. Можно 2 или 3. Можно 5, одну даже можно, но это в данном случае перебор, Если вышивается какой-то узор, речь идет о меньшем количестве бисерин. Если хочется ускорить работу и цеплять более 5 бисерин за раз... Сомнительная экономия сил и времени получится: бисер будет "гулять". Крупный бисер (от 8 калибра и далее) стоит укладывать по 2-3 штуки даже не в узоре. Именно из-за размера.
Доходим до конца ряда. Смотрим, сколько примерно бисерин помещается в последний зазор. У меня 3. Их и пришиваем. Если вам кажется, что поместится 2,5, например, бисерины, не стоит пытаться впихнуть 3, ограничьтесь двумя. Пусть лучше микропустота останется, чем макробугор. Тем более, что маленькие пустоты уйдут при последующей стяжке.
Собственно, стяжка, которая следует после завершения ряда всегда. Просто шагаем иголкой сквозь все бисерины ряда. Чем менее плотная получилась вышивка, чем больше в ней зазоров, тем плотнее должна быть стяжка. Вообще, зазоры лучше не оставлять и ликвидировать их еще на этапе вышивки. Но если остались, то можно и не один круг стяжки сделать. Я предпочитаю два даже с учетом отсутствия зазоров. Стяжка отлично ликвидирует небольшие неровности. Если у вас мелкий или китайский бисер, не переусердствуйте. Чем меньше отверстие в бисерине, тем больше вероятность того, что она лопнет в самый неподходящий момент, например, при резком движении иглы. Одиннадцатый чех стяжку с честью выдержал.
Стянула надежно первый ряд, выхожу на второй.
Вот такой, чуть светлее. И тоже стягиваю его. Кстати, именно плотная укладка бисера и основательная стяжка помогают добиться объема в работе. Но иногда от этого объема плеваться хочется, поэтому если вы стремитесь к идеальной плоскости вышивки, не перетягивайте. Я же здесь намеренно выгибаю вышивку "амфитеатром".
И еще один темно-зеленый ряд.
И вот она, изнанка.
Обрезаем лишний фетр. Острыми ножницами. непременно острыми. Я отрезаю почти под основание, нормальным же людям стоит отступить на полтора-два миллиметра от вышивки. Во-первых, это спасет от трагического перерезания нити и последующего пересбора куска вышивки, во-вторых, именно за эти миллиметры люфта в последствии будет пришит крайний ряд.
И на этом бросаю камень в гордом одиночестве.
А теперь цветочки!
Цветочки у меня будут зелено-серебристые, поэтому не рискну использовать слишком темную нить. Но и белая не пойдет. Останавливаюсь на светло-зеленой. Нить не слишком толстая, нужно, чтобы она могла 5-6 раз беспрепятственно пройти сквозь бисерину. В общем, тонкая и прочная. Насчет лески, файерлайна и прочего суперпрочного - не знаю, вряд ли стоит применять это здесь, если вы плетете с достаточной плотностью. Листики маленькие, натяжение потребуется довольно сильное. Даже с простой ниткой листики будут выгибаться. Представьте себе, что случится при использовании лески. Их просто скрутит в трубочки. Можно будет сделать эксклюзивную и бесполезную бисерную заварку из "скрученных вручную верхних листиков", но цветок уж точно не сплести. И напротив, если у вас получается слишком слабо, бисерины едут куда попало, попробуйте взять леску, она их в буквальном смысле приструнит. Напоминаю, придумала цветочки не я, я просто постараюсь рассказать, как это сделать. Техника - прямое мозаичное плетение. Плоское.
Мне нужны цветочки размером примерно 2,5 на 2,5 см. Поэтому нанизываю 4 зеленых и 6 серебристых бисерин (11, чех). Не ставим никаких узелков, оставляем "хвост" длиной примерно 10 см.
Набираем еще одну серебристую бисерину, продеваем иголку через 5-ю серебристую в направлении зеленых. Работу придерживаем за "хвост".
Набираем еще одну, пропускаем иголку через 3-ю серебристую.
Еще одну, шагаем через 1-ю серебристую. Потом таким же образом, в шахматном порядке проходим через зеленые, выходим из самой первой зеленой, рядом с хвостом.
Поворачиваем в сторону серебристых. Нанизываем зеленую бисерину, шагаем во вторую по счету, пропустив первую.
Нанизываем бисерину, шагаем в следующую выступающую зеленую (4 по счету), а дальше вместо начала серебристых нанизываем еще одну зеленую и шагаем в 6-ю по счету бисерину (серебристая)
Далее в шахматном порядке укладываем уже серебристые бисерины. И когда выходим из последней, вместо того, чтобы просто повернуть, как внизу, перед поворотом набираем одну контрастную (или не контрастную - это уж как пожелается) бисерину и начинаем спуск к зеленым.
Две серебристых бисерины далее укладываются в нормальном порядке, а вот третья меняется на зеленую, которая ложится симметрично зеленой же с другой стороны от центральной серебристой бисеринки. Затем нанизываем еще одну зеленую и продеваем иголку через две нижеследующих разом.
Вот такая странная штука получилась. Не забывайте крепко держать хвост, иначе работа разболтается.
Дальше: две зеленых, две серебристых, иголка проходит вверх сквозь две серебристых по краю, ныряет в верхнюю бисерину...
... И спускается вниз, также сквозь две серебристых, надеваем следующую серебристую, продолжаем спуск.
После второй "шахматной" серебристой уже последует зеленая. Вот после нее мы уже проходим сквозь три нижних зеленых бисерины.
Нижний поворот. Проходим насквозь 2 зеленых, надеваем следующую, шагаем дальше. После зеленой, в которую сейчас прошла иголка, последует серебристая.
А после нее - еще одна, дальше подъем сквозь три и верхнюю.
И вниз. После спуска последуют две серебристых. И все. Никаких больше зеленых. Просто проходим 4 насквозь.
И таким же образом проходим последний круг, в которой с каждой стороны будет надето по одной серебристой бисерине.
Вот, что получится.
Можно обойти все по кругу еще раз и оставить второй хвост также висеть внизу, но потом эти лишние хвосты будут здорово мешать. Поэтому переходим иголкой по изнанке в соседнюю бисерину, можно пройти пару бисерин по диагонали, подцепить нитку между бисеринами и аккуратно поставить узелок. Не над бисериной, не сбоку, строго за нитку.
Затянуть узелок, пройти еще пару бисерин диагонали. Должно получиться примерно так.
После чего отрезать нитку под основание, оставив один хвост внизу. Вот такой листик получится, если не дать ему разъехаться в процессе работы. Плотный и выгнутый.
Повторить пытку еще 4 раза. Итого 5 листиков, 5 хвостов.
Собираем цветок. Вот тут-то хвосты и пригодятся. Вдеваем один из хвостов в иголку и протягиваем сквозь 4 зеленых бисерины другого листика.
А теперь назад, через 4 зеленых листика, у которого взят хвост. Замыкаем кольцо.
И повторяем.
После двух протяжек можно с чистой совестью закрепить нитку где-нибудь в листике, как сделали это при изготовлении, собственно, листика. Отрезать лишнее.
Повторить со следующим хвостом. Можно, конечно, титанически цепляться иголкой в том же шахматном порядке, но смысла в этом действе чуть: крепче не станет, а если листики сплетены плотно, то велик риск поломать иглу или расколоть бисер. Поэтом простые протяжки насквозь.
Мучаться до изнеможения соединить хвостами все 5 листиков. Лишний хвост также подобрать и упрятать в теле цветка.
А вот теперь ура!
То же ура, только с тылу.
Тут я сотворяю чрезвычайно сильное колдунство, и цветочков становится три. В серединки для пущей эстетики положены сваровские кристиллики, но они тут просто
дырки технологические отверстия закрывают. Разумеется, можно делать цветы больше или меньше, менять рисунок или и вовсе без него обходиться. Суть остается. Не советовала бы делать слишком мелкие: мороки будет много, а результат оценить можно будет только посредством макросъемки. И еще нужно соблюдать четность первоначального набора бисерин. Если бы цветочки были самостоятельными элементами, я бы пришила серединки оставшимися хвостами. Но сейчас смысла в этом нет, потому как быть цветочкам намертво пришитыми к кулону.
О котором мы и вспоминаем. Пришивается все проще простого: выбираем место для каждого цветка, иголка выныривает на лицевую сторону в месте будущего крепления лепестка. Лепесток цепляется за одну из бисерин (больше не стоит, рискуем получить яму в лепестке) и плотно-плотно притягивается ниткой к основе. Таким же образом пришить каждый оставшийся листик, после чего обязательно закрепить все с изнанки. Узелком ли или каким-то другим удобным способом - решайте сами, но я бы точно не стала подклеивать нитку суперклеем или лаком.
Цветок на месте, пришиваем сердцевину. У меня "ночной" кулон, все, что не зелено, - черно и готишшно, поэтому сердцевинки черные и чешско-стеклянные. Пришиваются проще простого: находим дыру в середине цветка, выныриваем из нее иголкой, цепляем бусину, сверху бисерину и уходим сквозь бусину обратно на изнанку.
Плотно подтягиваем. И повторяем еще раз или два. После чего окончательно закрепляем нитку на изнанке и переходим к следующему цветку.
Получится примерно так.
И на этом бы можно успокоиться, но я - маньяк зеленого, мне надо его много, потому в ход пошли чешские стеклолистья и мелкий японский бисер.
Выбираем место для листочка, выходим иголкой с лицевой стороны, нанизываем 3 бисерины, листок, еще 3 бисерины и пришиваем листок к вышивке. Можно прицепить непосредственно к бисерным рядам, но я предпочитаю здесь накрепко цепляться за подложку. И повторить с тем же листиком, еще раз проведя нитку сквозь него и бисер.
Следующий. Все то же самое.
Листья - все. Собственно, перед нами почти готовый кулон. Осталось подшить.
Тыльная сторона кулона снова обильно смазывается клеем "Момент". Им же для верности, но уже не так обильно смазывается изнанка кожи, которой будет подшит кулон. Если бы у меня была плоская вышивка, вышивка с небольшим изгибом, неплотная или большая вышивка, вышивка на мягком фетре, - я бы обязательно проклеила между кожей и фетром слой бумаги. Обычной белой бумаги. Но так как у меня объемная вещица и жесткий фетр, бумага не потребуется. Клеим прямо на кожу.
Кожа нужна мягкая и достаточно тонкая, чтобы ее свободно прокалывала игла для бисера. Можете попробовать работать с дерматином или плотным бархатом, но я предпочитаю кожу. И снова острые ножницы. Подрезаем кожу. Можно вплотную к фетру, елси уверены в своих силах, можно снова отступить на полтора миллиметра.
Итого.
Если у вас, как у меня перед окончанием работы с вышивкой закончилась нитка, просто вденьте в иголку новую и протяните ее между кожей и фетром. Иголка должна выйти из кожаной подложки примерно за 2 мм. от края. Если нитки осталось много, не стоит ее отрезать, можно просто выйти из крайнего бисерного ряда прямо насквозь: через фетр в кожаную подложку.
Дальше все нормальные люди надели бы на иголку две бисерины для такого способа обработки края, но мне почему-то неудобно с двумя, всегда беру одну начальную. Это не правильно или неправильно, просто мне так удобнее. Итак, цепляю на иголку бисерину, отмеряю миллиметра полтора на глаз от места выхода нитки из кожи и прохожу иголкой со стороны вышивки сквозь фетр и кожу.
После чего подцепляю бисерину иголкой так, чтобы бисерина легла на край работы плашмя, отверстием, из которого выходит нитка, кверху. Если все явно косо, бисерина не ложится ни в какую, значит, подцеплена не с той стороны, нужно просто перецепить. Плотно подтянуть.
Цепляем следующую бисерину. Снова шаг иглой сквозь оба слоя от вышивки к коже, зазор в полтора миллиметра, игла входит в фетр как можно ближе к последнему ряду вышивки.
И подцепить бисерину иглой снизу, со стороны кожи. Проследить, чтобы легла плашмя и плотно. Берем следующую бисерину, повторяем все действия. И так до конца ряда.
Плучится вот так.
А далее я бы дошла до конца ряда и успокоилась, соединив последнюю бисерину ряда с первой, нырнула бы в глубины вышивки и закрепила в них нитку, но у меня был гораздо более коварный план. Мне захотелось ажурного края. Поэтому после того, как иголка нырнула в первую пришитую бисерину, она по моему велению тут же вынырнула из второй, а дальше было так: на иголку нанизываются темно-зеленая_серебристая_светло-зеленая
_серебристая_темно-зеленая...
... И игла протягивается сверху вниз через следующую бисерину. Нанизанные бисерины поправляются и ставятся "домиком", нитка утянута плотно. В принципе, можно было взять леску, но моя нитка и ее натяжение позволяли не менять коней на пол-пути. И такими "домиками" доходим до места крепления кулона к...
... А вот к чему - решать вам. Мой будет висеть на мемори-проволоке, поэтому "ушек" будет два и совсем крохотных. Для "ушка" я набрала 9 темно-зеленых бисерин, 8 оставила в покое, а через 1-ю набранную и бисерину основы под ней протянула нитку в сторону кулона.
Три следующие бисерины оставила пустыми, просто пройдя их насквозь, А из 4-й "вырастила" второе точно такое же "ушко". И продолжила поднимать кружевные "домики" над крайним рядом.
Таких перехлестов-"ушек" может быть и больше, чем два. Например, если вы собираетесь повесить кулон на массивный жгут, как
здесь. Можно придумать вместо них и любую другую милую сердцу конструкцию. Чем шире и объемнее то, на чем вы будете носить кулон, тем больше должен быть перехлест, все логично. Не забывайте о наличии у цепей и шнурков замочков, которые могут не пролезть в ушко. Заранее все рассчитайте.
И вот уже после всех "домиков" я спокойно увела иголку в крайний бисерный ряд вышивки, закрепила там нитку, отрезала, и подвесила кулон на мемори-проволоку. Дело это простое и монотонное, не вижу смысла показывать нанизывание бусин и декоративных элементов на проволоку. Получилась вот такая штука:
Сдуть пылинки, протереть камень и носить!
Этот пост можно утащить на любые ресурсы и объединить, если повезет. Кнопка перепоста прилагается.
Не желательно бездумно копировать кулон, лучше придумать свое на основе вышеописанного.
Рассмотреть кулон, получившийся у меня, можно
здесь.
А
это - ссылка на предыдущий мастер-класс.