1. Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амалией). Карл Брюллов, Русский музей, не позже 1842 г.
Независимая жизнь и отношения с Брюлловым
Графиня обосновалась в имении Графская Славянка под Петербургом, с роскошным домом, выстроенным по проекту знаменитого петербургского архитектора и художника — Александра Павловича Брюллова[1]. Позже он же построит ей дворец на Елагином острове. Графиня держала себя предельно независимо. В её доме собирался просвещённый кружок, что не нравилось Николаю I, ей пришлось переехать вначале в Санкт-Петербург, а затем и в Италию, где она дружила с Россини и Доницетти и оказывала покровительство художникам и музыкантам, активно участвуя в культурной жизни страны. В частности, считается, что именно она оплатила клакёрам провал оперы Беллини «Норма» и успех оперы Пачини «Корсар»
2. «Всадница» — портрет приемных дочерей графини. 1832, ГТГ
С братом архитектора, Карлом, она познакомилась в Риме, в знаменитом салоне Зинаиды Волконской. Начало их отношений датируют 1827 годом. Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. В конце 1835 года по предписанию Николая I Брюллов возвратился в Россию и занял должность профессора Академии художеств Санкт-Петербурга, начав преподавательскую деятельность. В 1839 году Карл неудачно женился. Совместная жизнь супругов продлилась всего 2 месяца.
3. «Портрет Ю.П Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». 1832-1834. Частное собрание, США
В 1839 графиня снова возвращается в Петербург и берёт под свою опеку опального Карла Брюллова, чей развод с женой вызвал неудовольствие общества. Художник подолгу живет у графини на её вилле в Ломбардии. Графиня также владела имением в Груссе (Франция), палаццо в Милане и дворцом на озере Комо. Фрагменты переписки между влюбленными сохранились и свидетельствуют о глубоком чувстве.
4. Акварель К.Брюллова
Поздние годы
В 1845 г. она принимает решение расстаться с Брюлловым и порывает с ним. В 1846 она выходит замуж за итальянского тенора Пери, лишается подданства Российской империи, продает Графскую Славянку и иное имущество. Второй ее муж, оперный певец Перри, отличавшийся необыкновенной красотой, умрет через год после свадьбы от чахотки.
А через год после его кончины в России умер и первый муж Юлии Павловны — знаменитый «Алкивиад», почему она долго носила траур по двум мужьям сразу. Очевидцы, видевшие ее в этот период жизни, рассказывали, что вдовий траур очень шел к ней, подчеркивая ее красоту, но использовала она его весьма оригинально. На длиннейший шлейф траурного платья Самойлова сажала детвору, словно на телегу, а сама, как здоровущая лошадь, катала хохочущих от восторга детей по зеркальным паркетам своих дворцов.
— В. Пикуль. «Удаляющаяся с бала»
5. Акварель Д.Босси
6. «Последний день Помпеи». 1833.
Третий муж, дипломат граф де Морнэ, с которым они обвенчались в 1863 г., оставит немолодую уже супругу через год после венчания, объяснив разъезд полным несходством характеров. К концу жизни потеряла практически все свое состояние. Приемные дочери, выданные замуж, через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество. Умерла в Париже, похоронена на кладбище Пер-ла-Шез, вместе со вторым мужем.
7. Фрагмент. Мать с двумя детьми.