Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации
Лукину В.П.
О массовых нарушениях прав граждан при переселении села Муслюмово Кунашакского района Челябинской области.
Уважаемый Владимир Петрович!
По поручению схода жителей села Муслюмово, состоявшегося 10.07.2009 информирую Вас о массовых нарушениях прав граждан в ходе переселения жителей с. Муслюмово, осуществляемом за счет средств, выделенных распоряжением Правительства Российской Федерации.
Жители с. Муслюмово, численностью не менее 4000 человек, среди которых находится более чем 150 человек с диагнозом лучевая болезнь, в составе около 1500 семей имеют право на переселение с радиационно-загрязненных территорий. Право жителей с. Муслюмово на добровольное переселение закреплено соответствующим распоряжением В.В. Путина и Правительства России. Согласно информации на сайте Президента Российской Федерации, раздел «Письма. Периодические отчеты об обращениях граждан за период 7 - 11 ноября 2006 года: «…на обращение жителей села Муслюмово из зоны аварии на комбинате «Маяк» сообщается: подписано распоряжение Правительства России о выделении 600 млн. рублей на их переселение. Разработан и согласован с Росатомом план-график мероприятий по улучшению экологии реки Теча и решению проблем местного населения».
Однако уполномоченные органы государственной власти: Администрация Челябинской области и Государственная корпорация Росатом при исполнении распоряжения Правительства России, уклонились от разработки необходимых регламентирующих документов по порядку переселения и от документального информирования граждан о решениях уполномоченных органов власти и конкретных должностных лиц по порядку такого переселения, чем существенным образом ограничили права части жителей с. Муслюмово на переселение с радиационно-загрязненных территорий и способствовали нарушению прав граждан на распоряжение собственным имуществом.
Кроме этого, уполномоченные органы государственной власти оказывают содействие работе негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций в с. Муслюмово, которые, подменяя действия органов государственной власти и местного самоуправления, понуждали жителей с. Муслюмово совершать контролируемые представителями этих негосударственных и коммерческих организаций сделки по купле-продаже имущества, а также по оформлению в собственность земельных участков, признанных негодными к проживанию и хозяйственному использованию в соответствии с законодательством России.
Таким образом, переселение жителей с. Муслюмово из зоны радиационного поражения, необходимость осуществления которого закреплена 7 - 11 ноября 2006 года распоряжением президента Российской Федерации В.В. Путина и Правительства Российской Федерации, и реализация которого вменена в обязанность Руководителю Федерального агентства по атомной энергии С.В. Кириенко и губернатору Челябинской области П.И. Сумину и обеспечена выделением 600 млн. рублей, в результате неправомерных действий должностных лиц Росатома и Администрации Челябинской области, проводится с массовыми нарушениями прав жителей с. Муслюмово. Основу данных нарушений составляет алгоритм переселения, реализуемый должностными лицами Росатома и Администрации Челябинской области с привлечением некоммерческой организации «Фонд содействия отселению жителей села Муслюмово Кунашакского района Челябинской области», подменяющий собой государственную программу переселения жителей с. Муслюмово и представляющий собой заключение частных коммерческих договоров между «Фондом…» и собственниками домовладений в с. Муслюмово о выкупе их домовладений под снос. Активное участие руководителя Федерального агентства по атомной энергии Кириенко С.В. в предоставлении полномочий государственных органов некоммерческой организации «Фонд…» направлено на то, что бы вместо всестороннего исполнения обязательств Российской Федерации в отношении жителей с. Муслюмово по переселению, провести ограниченные имитационные мероприятия по неполному переселению, предоставив возможность расходования государственных средств, представителям некоммерческих и коммерческих организаций, переложив ответственность с конкретных должностных лиц на неуполномоченных представителей некоммерческих организаций.
В ходе проводящегося на сегодняшний день переселения жителей с. Муслюмово из зоны радиационного загрязнения нарушен ряд положений ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 10.07.2001 N 92-ФЗ О СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ РЕАБИЛИТАЦИИ РАДИАЦИОННО ЗАГРЯЗНЕННЫХ УЧАСТКОВ ТЕРРИТОРИИ, а именно, нарушен порядок поступления средств на целевой бюджетный фонд:
«Статья 4. Финансирование специальных экологических программ
1. Финансирование специальных экологических программ осуществляется за счет валютных средств, поступающих от внешнеторговых операций с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов на специальный счет целевого бюджетного фонда федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление использованием атомной энергии».
Так как данный Федеральный Закон в статье 6. определяет, что: «Контроль за поступлением и целевым использованием средств целевого бюджетного фонда федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление использованием атомной энергии, осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации», необходимо информировать Счетную палату о существе претензий со стороны жителей.
При переселении имеют место следующие обстоятельства, препятствующие реализации прав жителей с. Муслюмово:
1. Неправомерное привлечение негосударственных организаций к расходованию средств, выделенных Распоряжением Правительства Российской Федерации на переселение с. Муслюмово.
30 ноября 2006 года руководитель Федерального агентства по атомной энергии Кириенко С.В., лично, в присутствии большого число свидетелей, на сходе жителей с. Муслюмово заявил о том, что фактические мероприятия по переселению жителей будут осуществлять представители «Фонда содействия отселению жителей села Муслюмово Кунашакского района Челябинской области» (далее «Фонд…»).
«Фонд…» является некоммерческой организацией, зарегистрированной группой лиц по адресу 115407, г. Москва, Бульвар Кленовый, д. 13-3-564, и осуществляет деятельность по переселению жителей с. Муслюмово путем заключения коммерческих Договоров купли-продажи жилых домов под снос, руководствуясь внутренним документом: «Положение о порядке выкупа жилых помещений у собственников жилого фонда в с. Муслюмово Кунашакского района, Челябинской области» утвержденного решением Совета Фонда 28 ноября 2006 года за N2. Представители «Фонда…» получили в распоряжение помещение, прилегающее к Филиалу Сбербанка России N 8053/0259 Курчатовского ОСБ в Кунашакском районе с. Муслюмово. При проведении приема жителей представители «Фонда…» многократно в устном порядке в присутствии свидетелей заявляли о том, что только они уполномочены осуществлять переселение жителей, проживающих на радиационно-загрязненной территории и пользуясь декларированным монопольным правом, подменяя органы государственной власти, путем ссылки на слова Руководителя Росатома Кириенко С.В. понуждали жителей осуществлять сделки с имуществом и различные регистрационные действия в паспортно-визовой службе МВД.
Так жителей имеющих в фактической собственности дома (жилые помещения) в т.ч. возведенные более чем 50 лет назад на собственные средства граждан и земельные участки с правом пожизненного пользования, представители «Фонда…» понуждали к приватизации данных земельных участков, несмотря на то, что законодательством Российской Федерации и решениями органов государственной власти эти земельные участки признаны непригодными для проживания вследствие радиационного загрязнения.
Кроме этого представители «Фонда…» вводили в заблуждение жителей с. Муслюмово, проживающих и должным образом зарегистрированных по месту жительства в непринадлежащих им домовладениях к проведению регистрационных действий в паспортно-визовой службе МВД, а именно к прекращению регистрации по месту проживания всех жителей конкретного домовладения, за исключением собственника. В результате этого по требованию представителей «Фонда…» домовладельцы и родители прекращали регистрацию несовершеннолетних жителей с. Муслюмово в т.ч. и в случаях, когда новое место жительства отсутствовало. Такие требования представителей «Фонда…» направлены на создание незаконных ограничений прав граждан с целью непредоставления социального жилья гражданам и семьям, в т.ч. и с несовершеннолетними детьми, имеющими право на переселение с радиационно-загрязненной территории.
В целом, бюрократическая практика действий представителей «Фонда…» направлена на увеличение числа жителей вынужденных отказаться от получения денежной компенсации за домовладение в результате искусственных организационно-бюрократических барьеров и склониться к варианту переселения в Новое Муслюмово. В своих действиях представители «Фонда…» не руководствовались законным образом сформированными списками жителей подлежащих отселению, вследствие отсутствия таковых, ввиду бездействия должностных лиц местного самоуправления.
Несмотря на то, что финансирование мероприятий по переселению жителей с. Муслюмово с радиационно-загрязненной территории проводится по Решению Правительства Российской Федерации, фактическое управление средствами осуществляет некоммерческая организация, созданная группой лиц и не имеющая полномочий органов государственной власти, но своими действиями подменяющая их.
2. Нарушения порядка переселения и недолжное документальное обеспечение
По состоянию на июль 2009 года, основным руководящим документом, определяющим порядок расходования финансовых средств, выделенных распоряжением Правительства Российской Федерации является «План-график мероприятий по решению экологических проблем реки Теча и социальных проблем населения села и станции Муслюмово», подписанный Руководителем Федерального агентства по атомной энергии С. В. Кириенко и губернатором Челябинской области П. И. Суминым от 27.10.2006 г. Иные документы по этой теме не опубликованы и жителям не представлены.
Пункт № 2 данного документа «Подготовка списков граждан, подлежащих переселению» (741 домовладение) отмечен как выполненный Администрацией Кунашакского района и Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области. В то же время, по состоянию на 27.10.2006 г. исполнителями не могли быть представлены документы в обоснование переселения 741 домовладения (перечень которых, должным образом подписанный уполномоченными должностными лицами и опубликованный в установленном порядке, также отсутствует).
Во-первых, распоряжение о создании комиссии по инвентаризации жилищного фонда села Муслюмово было выпущено Главой Кунашакского муниципального района только 07.03.2007г. за № 128-р, при этом, как указано в письме Министра Челябинской области Е. Н. Тефтелева, полученным Администрацией Кунашакского муниципального района от 05.03.2007г. основанием по созданию комиссии по инвентаризации жилищного фонда является вышеуказанный «План-график…» и по состоянию на 01.04.2007 отсутствовали какие-либо документы, принятые органами государственной власти и местного самоуправления и доведенные до жителей, в которых определялся бы персональный состав лиц, подлежащих переселению.
Во-вторых, согласно российскому законодательству в данном случае переселению подлежат не только домовладельцы, но все граждане села Муслюмово, проживающие в селе и зарегистрированные по месту пребывания надлежащим образом.
В-третьих, исходя из многократных устных публичных утверждений должностных лиц Росатома и Администрации Челябинской области, по их мнению, переселению подлежат лица, имеющие собственность в пределах с. Муслюмово, но не лица, проживающие на станции Муслюмово. При этом, условное разделение единого населенного пункта с. Муслюмово на два новых образования село Муслюмово и станция Муслюмово произведено в вышеуказанном «План-графике …» без каких-либо ссылок на Решения уполномоченных органов государственной власти. При этом ранее единый населенный пункт, имеющий общие административные границы, единую систему социального обеспечения, произвольным образом разделяется на переселяемую и не переселяемую части. В то же время, на территории, не переселяемой части находятся домовладения расстояние, от которых до реки Теча меньше, чем от ряда домов переселяемой части. На территории, не переселяемой части также проживают лица, являющиеся лучевыми больными, и ставшие таковыми именно в результате проживания в пределах населенного пункта Муслюмово.
Данные действия должностных лиц Росатома и Администрации Челябинской области не правомерным образом ограничивают законные права на переселение следующих категорий жителей с. Муслюмово:
1. Около 1500 жителей с. Муслюмово исключенных из рассмотрения к переселению путем произвольного отнесения к некому вновь образованному поселению станция Муслюмово без оформления соответствующих Решений уполномоченных государственных органов.
2. Граждане Российской Федерации, проживающие в с. Муслюмово и зарегистрированные законным образом по месту пребывания в домовладениях, находящихся на территории подлежащей переселению, но не являющиеся собственниками домовладений.
3. Владельцы объектов недвижимости, расположенных на территории подлежащей переселению, постоянно не проживающие в данных домовладениях вследствие непригодности этой территории для проживания.
3. Действия уполномоченных органов государственной власти, направленные на формирование условий по переселению большинства жителей с. Муслюмово во вновь создаваемый населенный пункт Новое Муслюмово, которое планируется построить на окраине переселяемого с. Муслюмово.
Многократные высказывания должностных лиц Росатома и Администрации Челябинской области указывают на намерение переместить значительную часть переселяемых жителей с. Муслюмово в населенный пункт Новое Муслюмово, расположенный на окраине с. Муслюмово в районе кладбища. При этом должностные лица ссылаются на измерения радиационного фона, проводимые на месте предполагаемого строительства новых домов, утверждая, что радиационная чистота территории застройки является достаточным условием для обеспечения радиационной безопасности населения. Между тем многолетние наблюдения за характером переоблучения жителей с. Муслюмово говорят о том, что индивидуальное поражение организма во всех случаях обусловлено не внешним избыточным радиационным воздействием, а внутренним облучением, вызванным попаданием в организм жителей с. Муслюмово высокоактивных частиц. Источником поступления таких частиц является пойма реки Теча, в которую с 50-х годов попадают радиоактивные стоки ПО «Маяк», представляющие собой множественные «горячие» радиоактивные частицы микронного размера в т.ч. и с содержанием плутония. Т.о. фактическое переоблучение жителей со среднегодовой эффективной эквивалентной дозой облучения свыше 1 мЗв определяется не радиационным фоном на приусадебных участках, а близостью к радиоактивно-загрязненной пойме р.Теча, вовлеченной в природный биоценоз, который пересекается с естественным сельским жизненным укладом характерным для жителей с. Муслюмово. В этих условиях единственным действенным механизмом защиты является отселение жителей на значительное расстояние (более 10 км) от поймы р. Теча. Характерно, что в верховьях р. Теча отсутствуют населенные пункты, организована санитарно-защитная зона вдоль реки, а прилегающие земли выведены из хозяйственного пользования.
Настойчивая позиция руководства Росатома, ориентированная на создание бюрократических барьеров с целью склонения жителей к перемещению в Новое Муслюмово, а также отказ в переселении значительной части жителей с. Муслюмово, вероятнее всего обусловлен стремлением продолжить многолетние наблюдения за поколениями людей, проживающих на радиационно-загрязненных территориях.
Отказ должностных лиц Росатома и Администрации Челябинской области в централизованном переселении с. Муслюмово на окраину г. Челябинска не позволяет жителям, пострадавшим от радиации получать квалифицированную специализированную медицинскую помощь, не смотря на то, что многие жители являются признанными лучевыми больными, и практически все жители с. Муслюмово подлежат наблюдению в Научно-практическом Центре радиационной медицины (ФИБ-4), расположенному в г. Челябинске.
Строительство Нового Муслюмово рядом с городом Челябинском экономически оправдано в связи с близостью строительных организаций, доступностью квалифицированной рабочей силы, удобной доставкой строительных материалов, наличием дорог и коммуникаций. В то время как строительство населенного пункта Новое Муслюмово, по свидетельствам жителей с. Муслюмово, ведется силами неквалифицированной рабочей силы из числа жителей с. Муслюмово, привлекаемых к трудовой деятельности без заключения трудовых договоров и с многомесячными задержками оплаты труда, т.е. фактически с использованием рабского труда.
4. Реализация проекта рекультивации поймы реки Теча без наличия необходимой в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешительной документации.
В настоящее время руководство Росатома приступило к реализации проекта по рекультивации реки Теча. При этом документация по оценке воздействия технологии рекультивации на окружающую среду не представлена, общественные обсуждения данной технологии не проводились, положительного заключения Государственной экологической экспертизы по данному проекту рекультивации не представлено. Таким образом, документы, подтверждающие целесообразность и эффективность, равно как и безопасность декларируемой Росатомом программы рекультивации поймы реки Теча, отсутствуют либо должным образом не опубликованы.
В результате перечисленных обстоятельств, являющихся результатом действий должностных лиц Росатома и Администрации Челябинской области, социальная обстановка в с. Муслюмово накаляется. Для защиты своих прав граждане вынуждены обращаться в судебные и правоохранительные органы с обжалованием действий должностных лиц, которые вместо всестороннего исполнения обязательств Российской Федерации в отношении жителей с. Муслюмово по переселению, проводят ограниченные имитационные мероприятия по неполному переселению, предоставив возможность расходования государственных средств третьим лицам (сотрудникам «Фонда…»). Исходя их массового характера нарушений прав граждан и неспособности руководства Росатома и Администрации Челябинской области решить вопрос с переселением с. Муслюмово, необходимо вмешательство иных органов государственной власти Российской Федерации в ситуацию.
5. Ликвидация в с. Муслюмово учреждений медицинской помощи населению.
В ходе осуществляемого в настоящее время переселения в с. Муслюмово закрыто помещение для амбулаторного приема больных и больница на 30 койко-мест. Взамен построена поликлиника, не предусматривающая диспансеризации и стационарного наблюдения больных (койко-места отсутствуют) и закрепленная за населенным пунктом Новое Муслюмово. При этом сотрудники данной поликлиники отказывают в приеме жителям с. Муслюмово, проживающим в домах, возведенных не в рамках программы переселения. Доводы о том, что жители с. Муслюмово, в том числе более 100 лучевых больных, проживают на территории радиационного загрязнения и особо нуждающихся в медицинской помощи, во внимание не принимаются. Таким образом, право граждан, приживающих в с. Муслюмово, на медицинское обеспечение является нарушенным.
Конкретные примеры нарушения прав граждан, проживающих в зоне радиационного загрязнения с. Муслюмово, при реализации программы переселения (из жалоб жителей с. Муслюмово на имя Уполномоченного по правам человека в РФ, переданных в Общественный Фонд «Гражданин»):
Житель с. Муслюмово, являющийся сотрудником отдела внутренних дел проживал с семьей в квартире многоквартирного дома на основании договора о социальном найме. В настоящее время жильцы дома выселены, в ближайшее время дом будет отключен от коммунальных сетей. Таким образом, ввиду отсутствия в населенном пункте Новое Муслюмово объектов социального жилья, указанный гражданин и его семья остаются лишенными жилья, несмотря на действующее обязательство об обеспечении их жильем социального найма.
При расселении домовладений, в которых проживают более одной семьи (например, несколько семей разных поколений родственников) от всех проживающих в данном домовладении, кроме одного собственника жилья, требуют выписки с адреса места жительства (включая случаи, если домовладение принадлежит нескольким собственникам на правах долевой собственности). В результате этого граждане становятся добровольно выехавшими и вплоть до приобретения нового объекта недвижимости или оформления в собственность строящихся по контракту домов остаются незарегистрированными по месту жительства. Таким образом, они фактически лишаются избирательного права, права на медицинское обеспечение, а также иных прав, связанных с регистрацией по фактическому месту жительства.
Для осуществления сделки по переселению, которая, по условиям Росатома, заключается в отношении только одного лица, домовладение, находящееся на радиационно-загрязненной территории, оформляется только на одного собственника. У одной из жительниц с. Муслюмово в период заключения сделки переселения умер муж, в собственность которого, в соответствии с реализуемой Росатомом практикой, было оформлено домовладение, подлежащее переселению. В настоящее время супруге умершего отказано в праве наследования и вселения в дом, бывший предназначенным для данной семьи, на основании того, что в ходе заключения сделки по переселению ее право собственности на домовладение под снос, находящееся на радиационно-загрязненной территории, были прекращено, а вступление ее мужа в новую собственность не наступило.
При переселении семей с большим числом членов, в том числе многодетных семей, не соблюдаются социальные нормы жилья. Мать-героиня, вдова, проживает вместе с 9-ю детьми (среди которых один инвалид и одна мать-одиночка) и внучкой 4-х лет, официально признанной лучевой больной, в двух домовладениях на территории с. Муслюмово, подлежащей отселению, одно из которых было унаследовано после смерти ближайшей родственницы. По реализуемой Росатомом программе переселения, данной семье предлагается въехать в одно домовладение жилой площадью менее 40 м2. Препятствуя праву этой семьи получить по программе переселения два домовладения, по словам членов данной семьи, сотрудники Росатома побудили органы местного самоуправления опротестовать право семьи на владение наследуемым домом. Данной семье также был выставлен счет за оказание «Фондом…» консультационных услуг по оценке дома в размере 28 тысяч рублей и требование на возмещение в судебном порядке, при этом в число ответчиков включены несовершеннолетние члены семьи.
Ряду гражданам, проживающим в домовладениях на территории радиационного загрязнения, в том числе на протяжении многих лет, отказывается в праве вступления в наследство и праве собственности по причине отсутствия у умерших родственников (наследодателей) регистрации в качестве собственников объектов недвижимости, подлежащих отселению.
В ряде случаев гражданам отказывается в праве переселения ввиду того, что их домовладения (здания на участках, расположенных на радиационно-загрязненных территориях) пришли в негодность или разрушены. При этом доводы, что граждане были вынуждены переехать с радиационно-загрязненной территории по причине угрозы здоровью, и это не лишает их права на справедливое возмещение при переселения села, не принимаются во внимание. От данной категории граждан наиболее часто поступают жалобы о том, что сотрудники «Фонда…» предлагают им заключение договоров на возмещение 1 миллиона рублей при условии дачи взятки в размере от 200 до 700 тысяч рублей.
В связи с очевидной подменой должностными лицами Росатома и Администрации Челябинской области государственной программы переселения жителей с. Муслюмово ограниченными имитационными мероприятиями по неполному переселению, осуществляемыми «Фондом…», ряд жителей с. Муслюмово (преимущественно пожилые люди и жители, не удовлетворенные условиями переселения) воспользовались правом остаться для дальнейшего проживания в зоне радиационного загрязнения. По свидетельству граждан данной категории, должностные лица Росатома и Администрации Челябинской области, а также органы местного самоуправления регулярно заявляют о принудительном отключении домовладений данной категории жителей от электро-, водо- и газоснабжения. В случаях, когда подача воды осуществляется через уличные водоразборные колонки, поступают угрозы об отключении и данных видов коммуникаций. В настоящее время, в подтверждение устных угроз, должностными лицами в с. Муслюмово введен график, ограничивающий подачу воды тремя часами в сутки. Кроме того, в адрес граждан, отказавшихся от услуг «Фонда…» поступают угрозы о том, что их дома будут сожжены.
В связи с массовым характером нарушений прав граждан в порядке надзора за законностью действий должностных лиц Росатома и Администрации Челябинской области в отношении реализации права жителей с. Муслюмово на переселение необходимо установить следующее:
1. Кто, когда, на основании каких полномочий определил, что Распоряжение Правительства России распространяется исключительно на 741 домовладение, а не на всех жителей населенного пункта Муслюмово, как это определено Законами и решениями органов государственной власти Российской Федерации?
2. Существует ли в действиях должностного лица (лиц), ограничивавшего права на переселение следующих категорий лиц:
• Около 1500 жителей с. Муслюмово произвольным образом исключенных из рассмотрения к переселению путем произвольного отнесения к вновь образованному поселению станция Муслюмово без оформления соответствующих Решений уполномоченных государственных органов;
• Граждане Российской Федерации, проживающие в с. Муслюмово и зарегистрированные законным образом по месту пребывания в домовладениях, находящихся на территории подлежащей переселению, но не являющиеся собственниками домовладений;
• Владельцы объектов недвижимости, расположенных на территории подлежащей переселению, вследствие непригодности этой территории для проживания и подлежащей реабилитации от радиационного воздействия постоянно не проживающие в данных домовладениях, так как пребывание в них признано не безопасным для здоровья;
признаки правонарушений, в частности: превышение должностных полномочий, умышленное ограничение прав граждан и иные действия, направленные на получение выгоды вследствие произвольного формирования круга лиц подлежащих переселению?
3. Соответствует ли требованиям российского законодательства документ «План-график мероприятий по решению экологических проблем реки Теча и социальных проблем населения села и станции Муслюмово», подписанный Руководителем Федерального агентства по атомной энергии С.В. Кириенко и губернатором Челябинской области П.И. Суминым от 27.10.2006 г., при учете того, что на момент подписания отсутствовали выполненные определенным законом образом работы по подготовке списков граждан, подлежащих переселению? Каковы правовые последствия бездействия должностных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления не сформировавших персональный перечень жителей, подлежащих переселению по состоянию на 01.05.2007г.?
4. Соответствуют ли законодательству положения «Плана-графика мероприятий по решению экологических проблем реки Теча и социальных проблем населения села и станции Муслюмово», подписанного Руководителем Федерального агентства по атомной энергии С.В. Кириенко и губернатором Челябинской области П.И. Суминым от 27.10.2006 г. о сносе жилья и строений в с. Муслюмово и переводу земель с. Муслюмово из категории земель сельского поселения в земли запаса, а также рекультивации территории с. Муслюмово в виду отсутствия решения уполномоченного органа государственной власти (а также решения опубликованного надлежащим образом) о порядке проведения работ об отчуждении (приобретении) объектов недвижимого имущества и земельных наделов в пределах с. Муслюмово, принадлежащих частным лицам?
5. Являются ли законными действия должностных лиц Росатома и Администрации Челябинской области, осуществляющих действия по переселению жителей с. Муслюмово, но не опубликовавших в надлежащие сроки документы уполномоченных органов по порядку переселения?
6. Кто, когда, на основании каких полномочий определил, что расходование финансовых средств, выделенных Распоряжением Правительства России на переселение жителей с. Муслюмово с радиационно-загрязненных территорий осуществляет некоммерческая организация «Фонд содействия отселению жителей села Муслюмово Кунашакского района Челябинской области», зарегистрированная группой лиц по адресу 115407, г. Москва, Бульвар Кленовый, д. 13-3-564?
7. Существуют ли в действиях должностных лиц Росатома и Администрации Челябинской области признаки нецелевого расходования финансовых средств выделенных Распоряжением Правительства Российской Федерации вследствие отсутствия решений уполномоченных органов по порядку расходования финансовых средств или отсутствия опубликования таких решений.
8. В связи с чем в «Плане-графике мероприятий по решению экологических проблем реки Теча и социальных проблем населения села и станции Муслюмово», подписанном Руководителем Федерального агентства по атомной энергии С.В. Кириенко и губернатором Челябинской области П.И. Суминым от 27.10.2006 г. отсутствует пункт о выборе организации, которая должна осуществлять действия по переселению жителей с. Муслюмово, но при этом некоммерческая организация «Фонд содействия отселению жителей села Муслюмово Кунашакского района Челябинской области», начала свою фактическую деятельность 30.11.2006 г.?
9. Какой орган государственной власти Российской Федерации должен был в порядке непосредственного и прямого исполнения своих полномочий силами должностных лиц и с привлечением, в установленном порядке, сторонних организаций, на основании решений каких органов власти проводить мероприятия по переселению жителей с. Муслюмово?
10. Каким образом квалифицируются действия руководителя Росатома Кириенко С.В. который в присутствии большого числа свидетелей, на сходе жителей с. Муслюмово заявил о том, что фактические мероприятия по переселению жителей будут осуществлять представители «Фонда содействия отселению жителей села Муслюмово Кунашакского района Челябинской области»? Имеются ли в таких действиях руководителя Росатома Кириенко С.В. признаки правонарушений, в частности: превышение должностных полномочий, создание режима благоприятствования для конкретных коммерческих и некоммерческих организаций, а также приготовление к не целевому расходованию финансовых средств, выделенных Распоряжением Правительства Российской Федерации?
11. Каким образом, на основании каких решений, каких должностных лиц был определен порядок переселения жителей с. Муслюмово путем понуждения к заключению коммерческих Договоров купли-продажи жилых домов под снос с некоммерческой организацией «Фонд содействия отселению жителей села Муслюмово Кунашакского района Челябинской области», вместо Договоров по выплате компенсаций за имущество, пришедшего в негодность вследствие радиационного загрязнения, заключенных между органом местного самоуправления и гражданами с предоставлением социального жилья нуждающимся жителям?
12. Какова правовая оценка действий представителей «Фонда…» многократно в устном порядке в присутствии свидетелей заявлявших о том, что только они уполномочены осуществлять переселение жителей, проживающих на радиационно-загрязненной территории, ссылаясь при этом на слова Руководителя Росатома С.В.Кириенко? Имеется ли в действии этих лиц признаки мошенничества?
13. Является ли нарушением законодательства понуждение представителями «Фонда…» жителей к осуществлению сделок с имуществом и регистрационных действий в т.ч. в паспортно-визовой службе МВД?
14. На каком основании уполномоченные органы власти осуществляли приватизацию земельных участков, несмотря на то, что законодательством Российской Федерации и решениями органов государственной власти эти земельные участки признаны непригодными для проживания вследствие радиационного загрязнения?
15. Кто, когда, на основании каких полномочий определил, что расходование финансовых средств, выделенных Распоряжением Правительства России на переселение жителей с. Муслюмово с радиационно-загрязненных территорий осуществляется в том числе путем перемещения жителей в пределах того же сельского поселения, отнесенного к территориям с повышенным воздействием радиации?
16. Не противоречит ли решение о строительстве Нового Муслюмово в пределах землеотвода сельского поселения Муслюмово положениям Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона 05.07.99 № 127-ФЗ), который распространяет свое действие на указанную территорию и Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (от 26.11.98 № 175-ФЗ), в виду того, что за жителями переселенных в пределах существующего землеотвода во-первых, сохраняется право на добровольное переселение, а во-вторых планируемое переселение на территории входящие в состав земель населенного пункта с. Муслюмово является, по существу положений Законов, переселением, на территории с повышенным воздействием радиации?
17. Является ли законным финансирование строительства Нового Муслюмово в пределах землеотвода территории с повышенным воздействием радиации в размере 450 млн. рублей за счет средств Челябинской области с учетом того, что для жителей оставшихся для проживания в Новом Муслюмово сохранятся все социальные программы, предназначенные для лиц, проживающих на радиационно-загрязненных территориях?
18. На каком основании должностными лицами Росатома было принято решение об использовании конкретной технологии рекультивации поймы реки Теча? Почему проект рекультивации должным образом не опубликован и не представлен на общественные обсуждения. Почему реализация проекта была начата до проведения всех необходимых согласовательных процедур и без наличия необходимой разрешительной документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации?
19. На каком основании в с. Муслюмово были закрыты учреждения медицинского обеспечения, а вновь открытые отказывают жителям с. Муслюмово в медицинской помощи?
Прошу Вас, Владимир Петрович, взять под личный контроль ситуацию с переселением жителей с. Муслюмово проживающих в зоне воздействия радиации вследствие сбросов ПО «Маяк» радиоактивных отходов в реку Теча.
Направляю Вам в приложении:
«Решение схода в с. Муслюмово от 10 июля 2009 г. по проблемам отселения с радиоактивной реки Теча», подписанное 97 жителями.
Коллективную жалобу по вопросам закрытия участковой больницы в с. Муслюмово.
Коллективную жалобу по вопросам об отказе в переселении.
Индивидуальные жалобы в количестве от 47 граждан.
С уважением,
Член Экспертного совета
Шингаркин М.А.