-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в pop-rebrik

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель apostolat pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.12.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 2294






Мытарь и фарисей

Суббота, 12 Февраля 2022 г. 19:27 + в цитатник

2219564_h (602x700, 311Kb)

к завтрашней проповеди
О фарисеях опасно рассуждать. Отвлеченно – менторство, приближённо к объективной действительности – сам в фарисейство скатиться можешь.
Но все же есть два вида фарисейства, о которых грех не поговорить, и которые всегда «популярны».
Первое – политическое.
Мы в обществе живем, и сколь о горнем не думай, в горисполкоме или муниципалитете, а также в пенсионном фонде без нас не обойдутся, как и мы без них. Сформированы же данные «организации» по политическим предпочтениям дня нынешнего.
Чем больше у государственного человека пафоса в громогласных рассуждениях, чем чаще спрягается и склоняется в его речи слова «народу нужно», «народ требует» и прочее с «народом», тем яснее фарисейская тога.
Данную категорию фарисеев Леонид Филатов во всей полноте показал: «Утром мажу бутерброд – Сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, И компот не льётся в рот»! Хотя народ видит, что лезет в рот бутерброд, и хорошо лезет.
Церковное (обычное, приходское) фарисейство - это, прежде всего, «вычисление» грехов иных, рядом с тобой молящихся. Это набор личных правил, которые, как выясняется, всем поголовно  необходимо исполнять. Фарисей и тот, кто, подымая указательный палец вверх, обличает в храмах неправильно одетых, густо накрашенных, «не так» крестящихся, не любящих царя или читающих не те книги…
Бесконечное слово «должен» в проповедях некоторых священников, тоже зачастую с фарисейской закваской. Вообще нашей поповской братии, как по мне, надобно поменьше эту глагольную форму «должен» употреблять. Чем чаще ее повторяешь, тем меньше тебя слушают.
Церковное фарисейство имеет своё последовательное финальное завершение:
- «обличаем» рядом молящихся грешников;
- указываем на ошибки священников;
- поправляем «неправильности» архиерейские;
- подсказываем Патриарху и Синоду, как надобно поступать.
Положим руку на сердце и признаемся: фарисейством пронизано все. Мы хотим не быть, а выглядеть.
Эта притча фундаментальна, так как она о нас самех...
Так что попробуем в скоро грядущий сорокадневный праздник Поста добиться синергии собственной души с внешними поступками. И даже если хорошенькая дрянь выйдет, то и это будет положительный результат.
Еще хотелось бы слова архимандрита Мелхиседека (Артюхина) добавить к сказанному: "Весь парадокс нашей жизни заключается в том, что все мы, включая и меня,— мы хуже фарисея и хуже мытаря, потому что мы не то и не другое. Это было бы для нас слишком похвально: фарисей или мытарь. Фарисей исполнял заповеди Божьи, но при этом он гордился. А мы заповеди не исполняем, пальцем о палец не ударяем, но фарисейская гордыня есть в каждом из нас! Мытарь был сборщиком налогов. Он бессовестно и бесчестно обирал людей и выжимал из них последние соки, то есть пользовался другими людьми. Но когда до него это дошло, он образумился и осудил всю свою жизнь. Мы же, как мытарь, пользуемся другими людьми, но при этом отнюдь не восходим в покаяние мытаря..."- И чего делать то? – спросите вы.
Отвечу:
- Это не коронавирус. Есть микстура.
Вот она: Боже, милостивъ буди мнѣ́ грѣ́шнику.

 


Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Три Святителя

Пятница, 11 Февраля 2022 г. 20:24 + в цитатник
2219564_128380_600 (600x315, 73Kb)
Кратенько к завтрашней проповеди
12 февраля - праздник трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
Удивительные по своей жизни, образованности и верности Христу личности.
Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской - костер горящий, пламенный, волевой, умевший не только логично изложить основы веры, но и повести за собой. Основатель монашества в Каппадокии. Составитель правил православного благочестия, по которым и сегодня живет православная Церковь. Везде преуспевал святитель: был богословом, писателем и философом, историком и ученым. Наверное, именно эта его жизненная энергичность и привела к ранней смерти, он умер не дожив и до 50-летия. Святитель Василий преподал и изложил догматическое учение и в этом отношении он есть истинное правило веры. Его знаменитый «Шестоднев» и сегодня является основой познания творения мира.
Григорий Богослов был не только епископом, но стал патриархом Константинопольским. Святительство и окормление паствы не помешало ему быть богословом-поэтом. Стихи, проповеди, омилии, на разнообразные темы, их образность, насыщенность, утонченность и метафоричность принесли ему славу Богослова и до дня нынешнего именно его труды являются сокровишницей письменности того времени. Никто столь сильно не прославил своими богомудрыми писаниями Троицу Единосущную и Нераздельную, как Григорий Богослов.
Святитель Иоанн Златоуст - подвижник и мученик, пылкий, обличающий, яркий оратор. И хотя он жил на несколько десятилетий позже, чем Василий Великий и Григорий Богослов и не встречался с ними, но прекрасно знал и изучил их книги и писания. Наверное, можно сказать, что из всех трех святителей он прожил самую мятежную и сложную жизнь. Уже в юности, покинув своего образованнейшего учителя-язычника, он становится монахом-христианином и получает прозвище "Златые уста" за свои проповеди, которые говорил и которые собирали тысячи слушателей. Его принципиальность в вопросах догматов веры, умение их преподать, объяснить и донести до понимания людям разных сословий принесли ему не только почитателей и последователей, но и массу врагов, не находивших аргументов противостоять святителю. Каждое слово святителя Иоанна есть драгоценный дар, своего рода кусок богословского золота. До сих пор его творения ценятся всеми христианами так же высоко, как ценили его современники. Его творения пользуются гораздо большей известностью в христианском мире, чем творения прочих святых Отцов.
Спустя много лет после кончины свв. Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, возникла в обществе христианском распря о том, кто из них выше по достоинству и ближе к Богу. Чтобы утолить этот раздор, угрожавший миру в Церкви, святители явились Иоанну, митрополиту Евхаитскому, и объявили ему: «мы равны перед Богом. Внуши христианам, чтобы оставили раздор, и хранили единомыслие. Составь для нас праздник в один день; мы всем, нас поминающим, будем споспешествовать ко спасению».
Сегодня мы читаем на нашем молитвенном правиле молитвы составленные Иоанном Златоустом и Василием Великим, служим именно их литургии.
Этот праздник своего рода дань подвигу трех Святителей, которые Богом данным умом, приобретенными знаниями, просвещенностью и любовью, глаголом веры «жгут сердца людей» и указывают путь туда, во что верят наши православные сердца.
PS. Обязательно завтра скажу и о том, что православие, отнюдь, не отрицает стремлений к знаниям, образованности и светской культуре. Нужно лишь, как говорит святитель Иоанн Златоуст, быть «пчелкой» которая находит именно те цветы, которые дают драгоценный нектар.

Метки:  

Постовое. Исповедальное.

Четверг, 10 Февраля 2022 г. 09:33 + в цитатник
2219564_55_1_ (700x466, 136Kb)
Скоро пост.
С каждым днем в почтовом ящике все больше вопросов о посте и покаянии.
Особенно часто: "Как исповедоваться?" и о том, какова роль священника принимающего исповедь.
Часто рассуждают и недоумевают о том, насколько правомочен священник спрашивать или давать советы тому, кто склонил голову под епитрахилью.
Это хорошие вопросы. Нужные и понятные.
Пугает иное. Всеобщее желание единого правила исповеди, причем по пунктам и категориям пронумерованного, от которого священник ни в коем разе не должен "свернуть". Своего рода разработка "прав и обязанностей" исповедника и исповедующего.
Дорогие мои, одна просьба.
Не надо стараться вывести "общее» правило для всех исповедующихся и принимающего исповедь.
Поверьте, это невозможно.
Вы все разные.
Все абсолютные эксклюзивы.
Каждый из Вас (как и из нас) оригинален только своей оригинальностью и грешен только собственными не менее оригинальными грехами.
Я уже 32 года исповедую и одинаковых не встречал.
Как говорил незабвенный дед Щукарь: "У каждого свой сучок имеется".
Иногда исповедь (все равно ведь вникаешь в ее смысл) вызывает чувство горечи, иногда и стукнуть хочется или по головке погладить, а бывает, что и в ужасе отшатываешься.
Невозможно не реагировать. Не получается.
Если начнешь, как пенек исповедь принимать - пеньком и станешь, причем дубовым.
Я когда-то думал, что самое тяжкое в труде священническом - покойников отпевать.
Нет!
Покойники они добрые. Соглашаются со всем. Даже внимательны в чем-то...
А вот исповедь и исповедники.
Тут труд. Иногда очень тяжкий.
Так что, ежели какой священник, что-то не так скажет (или ляпнет), вы, по своей милости, любви и милосердию постарайтесь простить ему.
Я не жалуюсь, но снисхождения все же за всю нашу братию прошу.
Поверьте, когда тебе на протяжении 2-3 часов рассказывают всякие гадости, причем иногда изощренные и извращенные, трудно оставаться в духовном равновесии и в умиленной радости.
И, повторюсь, придя на исповедь, прежде всего, покайтесь в тех делах и мыслях о которых самому вспоминать нет желания, от которых стыдно и о чем мы говорим: «Господи, лишь бы никто не узнал».

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Не будь "как все"!

Суббота, 29 Января 2022 г. 21:28 + в цитатник

Слишком часто утверждают ныне, что Христос был равнодушен к неправде общественных отношений, безразличен к существовавшей при Нем власти. Аргумент один «Кесарю – кесарево, Богу – Богово». И на этом аргументе пытаются аксиому выдумать, мол «Церковь вне политики».

Не проходит данный аргумент.

Вспомните патриарха Алексия II и его отношения и позицию, хотя бы в югославских событиях или во время августовского путча...

Вот, что писал по этому поводу свят. Лука (Войно-Ясенецкий):

«Никто с такой огромной глубиной, как Он, не чувствовал этой неправды, никто так горячо не хотел искоренить ее. Но знал Он, что есть для этого одно средство – исправление человеческого сердца».

Завтрашнее Евангелие о иерихонском слепце Лк.18:35-43, на первый взгляд, ничего о общественной «неправде» не говорит, но четко рассказывает, что услышать могут, когда не будешь обращать внимание на тех, кто «заставляли его молчать» но «еще громче кричать: Сын Давидов! помилуй меня».

Не нужно быть «как все» и поступать «как все» и, тем паче, преступно сложить молитвенно ручки, посыпать голову пеплом и мямлить «ангельским» голосочком, что я вне политики…

2219564_i (640x640, 47Kb)


Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Неудачная проповедь...

Пятница, 28 Января 2022 г. 19:47 + в цитатник
из вспоминательного....
7 лет назад.
2219564_14145851cbe09561a463dc1 (480x360, 96Kb)
Говорю в воскресенье проповедь. Тема евангельская. Рассуждаю о последнем стихе воскресного чтения: "С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4:17)
Только словесно разогрелся - падает в обморок наш давний прихожанин.
Прервал проповедь.
Вызвали скорую, да и аптечка у нас "богатая".
Использовали.
Продолжаю проповедь, мое красноречие идет к завершению и тут в храме и окрестных домах полностью пропадает свет.
Литургию заканчиваю со "свечной" подсветкой в темном алтаре.
Причащаю.
Служил сам, так как второй священник приехал позже, потому что добраться из-за морозов с шахтерского поселка не смог, сломался автобус.
После службы прихожу домой.
Ставлю тарелку борща в микроволновку, включаю… и в квартире, после щелчка в электросчетчике, полностью отрубается электричество.
Злой, голодный и неприкаянный звоню в ЖКО, где мне говорят, что сегодня воскресенье и по законам гражданского и военного времени дежурного электрика в наличии присутствия не имеется.
Расстроился еще больше. И не мудрено. Отопление у нас индивидуальное, котел без электричества не греет, а на улице за минус 20.
Вспомнил о «звонке другу», тем паче, что друг нынче в больших городских начальниках пребывает.
Помог.
Через час приехал электрик. Успокоил. Сказал, что все сделает, правда предварительно рассказывал мне о том, как китайцы строили китайскую стену. Китайская тема была понятна, так как рядом с моим счетчиком стоит «барьер», то бишь «охранник» перепада напряжения, происхождением Made in China, который электрику крайне не понравился.
Поломка была в распределительном щитке, в подъезде. Напрочь отгорела фаза.
Слава Богу, электрик профессионал, все сделал!
Отблагодарил электрика и распевая «Тебя Бога хвалим», поставил борщ в микроволновку, с внутренней радостью, что скоро поем горяченького.
Когда вытаскивал тарелку, кот слева заорал «Мяу!». Вся тарелка на штанах…
Вот скажите, чего я наговорил на проповеди, а?

Метки:  

Понравилось: 3 пользователям

Христос родился! Славим Его!

Четверг, 06 Января 2022 г. 18:02 + в цитатник
2219564_195991_original_1_ (532x700, 61Kb)
Христос родился. Для каждого, для всех. Не мы избрали Бога, но Бог избрал каждого из нас, чтобы мы могли собственными глазами, своей жизнью, всем своим существом почувствовать истину, жить ею, радоваться ею бесконечно и всевечно.
Почтим Христово Рождество
Того, Кто вызвал в нас сердечность,
Явивши в Боге человечность
И в человеке Божество.
Это Божественное, которое Господь вложил в наши души надобно пронести до конца жизни, борясь со страстями и грехами, стремясь хотя бы в малой степени уподобиться тому идеалу, который являет нам родившийся ныне Господь.
Цель — необъятное величие, жизнь в Царствии Небесном. И это величие может постичь и обрести каждый.
Можно с нынешнего Рождества Христова начать, только не забудьте голову наклонить, когда в вертеп заглядывать будете. Врата там тесные, но ТО, что увидите и узнаете – вечное.
Христос родился! Славим Его!

 


Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

святитель Спиридон

Пятница, 24 Декабря 2021 г. 21:13 + в цитатник

2219564_408_970 (555x700, 294Kb)

Завтра праздник удивительного святого: святителя Спиридона Тримифунтского чудотворца. Житие этого подвижника не только источник веры и пример святости, это реальное участие святителя в нашей повседневной жизни. Молитвы к нему, ходатайства и обращения приносят помощь и поддержку, они воистину благодатны.

Много написано о чудотворце, но я бы порекомендовал прочесть небольшую повесть Олеси Николаевой  "Корфу", то есть названа именем того острова, где покоятся мощи святителя. По сути, это произведение - вневременное соединение давних третьего и четвертого веков и дня нынешнего, соединение горнего и дольнего.

О святителе написано много, но мне лично нравится вот этот пример из его жизни. Слишком же он актуален:   

- Согласно увещаниям Спиридона, император Констанций освободил от податей священников, диаконов и всех клириков и служителей церковных, рассудив, что неприлично служителям Царя Бессмертного платить дань царю смертному.

Именно поэтому можно (и нужно!) взывать к святителю о вразумлении некоторых наших власть предержащих, страдающих от неуемного желания видеть налоговую инспекцию под куполами наших храмов.

Святителю Спиридоне, моли Бога о нас!

PS. И не будем забывать, что завтрашний день на Руси прозвали Спиридоновым поворотом, или просто Солнцеворотом: с этого времени ночь начинала убывать, а день — прибывать. Крестьяне говорили, что с этого дня солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз. По поверью, Спиридон сам поворачивает светило и следит, чтобы оно не скрылось от людей. «После Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денек», — говорят в народе.


Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

к дню завтрашнему

Вторник, 21 Декабря 2021 г. 19:12 + в цитатник

2219564_original (483x700, 253Kb)

Завтра зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Была у меня давняя зарисовка, как раз к этому дню подходящая…

Звонок о беде иную тональность имеет, его как то чувствуешь. И в тот раз не ошибся. Молодой женский голос попросил о встрече.

- Вы нас венчали, батюшка. Три года назад. Помните?

- Вот увижу вас, может и вспомню. Приходите сейчас.

Они пришли вдвоем. Дождались окончания панихиды на скамеечке, возле храма. Сидели, держа друг друга за руки.

Молча.

Подошел и встретил два взгляда. Удрученных и боязливых.

Я их вспомнил. На ней была, в тот свадебный день, очень длинная фата и ее держали сзади две девочки-близняшки.

- Что случилось?

- Батюшка, мы ругаемся постоянно, - сказал муж, - Вот так доругаемся и разведемся, наверное.

«Разведемся» он уже полушепотом произнес, пугливо и с придыханием.

- И почему ругаетесь, то? – спрашиваю у молодой женщины.

- Просто так, даже непонятно почему, из-за каждой мелочи…

          Смотрю на них. Ладненькие такие, стройные, красивые, одеты прилично и на лицах отсутствие ума не просматривается.

- Ребенка родили уже?

- Нет.

- Почему?

- Да вот не получается как-то.

Пришлось переходить на индивидуальный вариант беседы. Взял парня под руку и пошли с ним по аллейке гулять, да причины выяснять. Затем с супругой его потолковали, пока муж в сторонке курил.

Все просто оказалось. Ребенок не зачинается и каждый друг в дружке вину видит, а обвинить боится…

Причем боится потому, что любит и огорчать не хочет.

Решили мы проблему эту семейную преодолеть. Без докторов, знахарей и «целителей» обойтись, к которым они уже, каждый в отдельности и в полной секретности друг от друга обращались.

Да и как не преодолеть, храм то у нас Богоотцов Иоакимы и Анны.

Вспомнил сегодня об этом случае по той хорошей причине, что не столь давно батюшка наш крестил младенца Максима, который в аккурат через неполный год, после беседы, у этого семейства родился. И еще, наверное, детки будут. Они же, счастливые и красивые, муж и жена опять в храме стояли и за руки друг дружку держали, как на том давнем уже венчании…


Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Самый добрый святой

Суббота, 18 Декабря 2021 г. 13:12 + в цитатник

2219564_02 (350x497, 54Kb)

«Делать добро», «творить добро», «быть добрым человеком», «совершить добрый поступок»… еще много можно словосочетаний найти, где «добро» во главе стоит.

Поговорок же с пословицами, с добром связанных, не счесть у народа нашего. Каждая эпоха свои создает. И хотя времена меняются, знания прибавляются, технологии улучшаются — все так же живо и непоколебимо вечное понимание, что Добро побеждает зло, как и во все века народу нашему известно, что Добрые дела и по смерти живут.

Самое простое понятие «доброго дела» в Нагорной проповеди Христа раскрывается. Помните: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф.5:42)?

Когда же возникает необходимость привести пример доброго делания из истории нашей Церкви, то здесь сомнений нет — святитель Николай, Мир Ликийских чудотворец.

Есть множество свидетельств о реальном участии святителя Николая в жизни верующих, причем, не только из «преданий старины глубокой», но современных, сегодняшних. Необязательно искать примеры его удивительной помощи только в многочисленных сборниках, книжках и брошюрах о святителе, достаточно к прихожанам обратиться. Обязательно расскажут, как Никола помог, выручил или от горя и зла уберег.

Так почему же он столь почитаем и любим? Ответ один — святитель Николай есть воплощение добра. Не искал архиерей Мир Ликийских благодарности, защищая невинных и помогая обездоленным, не требовал почестей, наград и всеобщего признания, как и, наверное, не согласился бы он с поговоркой, что Добро — дело наживное, потому что творить добро, было и есть для него естественное состояние…

Каждому нравится доброе к нам отношение, но вот в собственном безоглядном творении добра особые успехи не всегда просматриваются, отсюда и иная поговорка, которую бы святитель Николай не одобрил: Бывает добро - да не всякому дано. Неверно, всем дано, поголовно. Отсутствует лишь там, где Бога нет или в тех сердцах не поселилось, которые лишь в себе источник жизни, успехов и счастья видит.

Есть еще присказка: Добро не лихо — ходит тихо. И действительно, там, где гул, гам, ликование, шумные радости и прочие веселья телесные, добро не приживается. Добрые дела тишины требуют и веры обязательной. Недаром наше повседневное вечернее богослужение, за день прошедший благодарение, с гимна «Свете Тихий» начинается.

И еще одна черта добра святителя Николая удивительна и во все века человеку полезна. Он не искал тех или того, кому помочь, Господь Сам ему указывал и подсказывал, видя его предрасположенное к милости сердце.

А у нас?

Помните фильм-сказку «Морозко»? Бегает Иван с мордой медвежьей по горам да лесам и ревет во всю глотку «Кому доброе дело сделать?» Недалеко мы, да и я тоже, ушли от Ивана. Выбираем все: этому помогу, этому не дам, а к тому вообще не подойду. Хотя ведь знаем, что говорится в народе: Делай добро и жди добра.

Может быть, я и не прав, но мне все же кажется, что знаменитое пригласительное «Добро пожаловать!» по-иному для православного звучать должно. Вот так: «Добро! Пожаловать!»

С праздником святителя Николая!


Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

О МУДРОСТИ

Пятница, 17 Декабря 2021 г. 16:10 + в цитатник
2219564_telephone4334903_1280 (700x527, 306Kb)
Что-то в квартире было не так. Весеннее солнце сквозь практически наглухо закрытые шторы весело прорывалось теплым светом. Из приоткрытого на «чуть-чуть» окна слышался шум капелек с еще больших сосулек и особый, от зимы пробужденный смех детворы. Такой только в это время бывает. Даже молоток где-то рядом стучал.
В квартире же, куда меня пригласили помолиться вместе с болящим, слабеньким от годов и пережитых катаклизмов старичком, царила непонятная необычность.
Не сходилось время с действительностью. Большие напольные часы, стоящие в зале, где на столе я начал раскладывать всё необходимое для молитвы и Причастия, размеренно отбивали положенные секунды и минуты.
Вынул из кармана мобильник. Сверился с антикварными часами. Идут абсолютно верно.
Но время не сходилось!
Осмотрелся, присмотрелся: всё чистенько, прибрано, с любовью и в порядке расставлено. И дедуля ухоженный – хоть картину пиши с названием «Умудренный жизненным опытом».
Но что-то не так! Не хватает чего-то… Как будто телепортировался в годы 1970-е или даже 1960-е.
Резко из противоположного угла комнаты зазвонил телефон.
Нет, не мобильный, а тот большой, желтый, с круглым темным диском и десятью дырками для пальцев.
Из смежной комнаты вышла женщина лет сорока, а может быть, и постарше, которая меня встречала, взяла трубку. Сказала: «Извините» – и отчиталась в допотопное средство связи, что дед в порядке, батюшка уже пришел и еще утром дедуля всё бурчал на нее, что свежей газеты не купила.
– Я не бурчал, – проговорил дед. – Просто сказал, что ты меня без новостей оставила.
Женщина улыбнулась и, обернувшись ко мне, с оправданием промолвила:
– Дед без «Известий» сам не свой становится. Сколько с детства его помню, только эту газету и читает.
– Других мне не надобно, – утвердительно заявил дед и добавил с улыбкой: – Других не признаю.
– А телевизор? – спросил я. – Включите – и там все новости.
Пока говорил, понял, что зря советую, абсолютно не нужно было этого делать.
Дедушка нахмурился и непререкаемым тоном произнес:
– Не нужен этот ящик дома. Не нужен! Страсти одни, выдумки и обман постоянный.
Слава Богу, что не зря я язык придержал, когда к телевизору хотел компьютер прицепить. Не было в этом доме компьютера! И планшетов никаких здесь не существовало!
Цветы – были! Книг – два шкафа! А в тумбочке под телефоном я разглядел стопки старых литературных журналов: «Нового мира», «Знамени» и «Литературной учебы». Наверное, и другие были, но как-то неудобно спрашивать, не за тем я пришел…
Помолились с дедом, а на исповеди он мне сказал:
– Думаю, что обижаются на меня внучка и правнучка. Прошу у них прощения, что я всё «по-старому» живу, но понимаешь, отче, не нужны мне эти страсти-мордасти. Не хочу осуждать. В мире желаю к Богу идти…
А затем как-то особенно посмотрел на меня и спросил:
– Как ты думаешь, отец священник, меня Бог за это не осудит?
– Не осудит, дорогой мой, не осудит!
Причастились с дедом. Он – Тайнами Христовыми, а я – мудростью постовой.

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

УСЛЫШАТЬ БЫ...

Четверг, 16 Декабря 2021 г. 15:53 + в цитатник
2219564_Jivopis_AndreiGorenkov_PticamarambynakrisheMira (700x590, 270Kb)
 
Великое это дело: слышать другого.
Но еще более тяжкое - услышав, попытаться понять.
Проще отвергнуть, раскритиковать, отбросить, забыв, что каждый человек (каждый!) единственное и неповторимое сокровище.
Поэтому и споры наши обязаны быть лишь поиском друг в друге тех драгоценных граней, которые от грехов, гордыни и самолюбования сразу и не видны...
Но они обязательно есть.

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Андрей Первозванный

Воскресенье, 12 Декабря 2021 г. 19:01 + в цитатник
2219564_EpFY6d9W8AArNLL (525x700, 268Kb)
«Я́ко апо́столов первозва́нный/ и верхо́внаго су́щий брат,/ Влады́це всех, Андре́е, моли́ся/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость».
(тропарь апостолу Андрею Первозванному)
Для нас, русских людей, апостол Андрей Первозванный — первый просветитель Христов. Исполняя волю апостольского собора, он проповедовал Евангелие на юге нынешней России и «своею проповедью смягчил скифов», и «с ревностию обошел сарматов и тавров», которые населяли степи между Днестром и Доном. По преданию, апостол, выехав из Херсонеса Таврического, поднялся по Днепру до киевских холмов, где воздвиг Святой Животворящий Крест, обратившись ко своим спутниками со словами: «Видите ли горы сии? На сих горах воссияет благодать Божия, великий город воздвигнется здесь, и многие церкви воздвигнет здесь Бог». С этого великого часа, можно сказать, ведет свое начало христианская вера и Церковь в пределах Древней Руси, и потому много столетий спустя, в XVIII веке на этом историческом холме зодчим Растрелли, по приказу императрицы российской Елизаветы Петровны, был выстроен удивительный по красоте Андреевский собор. К великой скорби дня нынешнего разрушителями Православия этот величественный храм передан ныне в руки тех, кто отвергает не только подвиг апостольский, но и саму веру православную.
Судьба Отечества нашего определенным образом напоминает жизнь его первоапостола. После долгих дней благоденствия — жесточайшие гонения, после впечатляющего распространения Благой вести на огромной территории — демонический натиск безбожия и крестные муки. В этом последовании Христу и Его Первозванному апостолу есть великий и святой смысл — хиреет и чахнет вера в том народе, который лишен Креста Господня и Голгофы, и только там, где они есть, христианская вера и Христова Церковь набирают новую силу и обретают благодатную помощь свыше.
С Праздником апостольским! С торжеством Первозванного Андрея!
Всех друзей Андреями крещенных, всех Андреевичей и Андреевн с днем Вашего небесного покровителя!

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Исцеление скорченной женщины.

Суббота, 11 Декабря 2021 г. 15:08 + в цитатник

2219564_6 (700x498, 249Kb)

(к завтрашнему Евангелию Лк.13:10–17)

Болезнь женщины была особого рода, которую не облегчают обычные лекарства. Она была “одержима недугом от духа”, говорит евангелист. Ее “связал, сатана”, свидетельствует Господь. За грехи? Но Спаситель, исцеляя ее, не сказал “отпущаются тебе грехи твои”. Он сказал только: ты свободна от недуга твоего. Положение ее - положение Иова. Тяжкая болезнь послана ей только для испытания ее любви к Богу.

Тут вспоминается рассказ из «Оптинского патерика», как благодушно нес свою болезнь в течение 24 лет оптинский иеродиакон Мефодий.           

«В 1838 году отец Мефодий оптинский внезапно был разбит параличом: отказали ноги, левая половина онемела совершенно, правая рука тоже была бессильна почти до всего, кроме возможности творить крестное знамение да перебирать четки. Но особенно было дивно то, что язык его был связан для всего, кроме слов «Господи, помилуй», которые он произносил чисто, внятно, с живостью ума и умилением в ответ на все вопросы. В этом неподвижном состоянии отец Мефодий находился 24 года. С начала болезни в нем был заметен некий упадок духа, но по прошествии первых пяти лет и до самого конца старец с необычайным терпением и благодушием переносил свое страдальческое положение, всегда был кроток и весел, как дитя, встречая и провожая, посещавших его, обычным: «Господи, помилуй». Память имел свежую, ясно помнил события своей жизни до болезни. Молитвенные правила вычитывал ему келейный. И когда тот ошибался, отец Мефодий останавливал его, пальцем указывая ошибку, повторяя: «Господи, помилуй! Да, да». Надобно было видеть, когда в двунадесятые праздники братия из церкви заходили поздравить его и в утешение ему, как бывшему искусному регенту и певцу пели, бывало, тропарь и кондак праздника. Он исполнялся восторга, ликовал, то нежными звуками творил поющим, то, громко и ясное восклицая свое «Господи, помилуй», проливая радостные слезы, за что присутствовавшим невольно сообщалось его восторженное состояние. Посещавшие страдальца получали великую душевную пользу. Один только вид его болезненного положения, переносимого с ангельским терпением, всех назидал и трогал».

Болел – не унывал, не плакал, не жаловался и умел Богу радоваться!

И по поводу «особых» дней, когда можно и когда нельзя, что-либо делать, о чем в этой же притче бурчит начальник синагоги.

Нет для Бога «дня закона» для любви, добра, дела милосердного и молитвы благодарственной, как нет и дня несчастливого и счастливого, удачного и неудачного. Каждый день – день главный, центральный, решающий и определяющий. Мы же завтраками живем повсеместно, все время чего-то ждем, да и слово «потом» стало символом лени, как обычной, так и духовной.

- Вот, когда в отпуск пойду, тогда…

- Зарплату получу, и тогда…

- Когда подрастет, тогда…

и так бесконечно.

А ведь «тогда» может не быть. Никто не волен в днях своих. Как наша прихожанка говорила: «Смерти и родИн, не ты господин».

Каждый день благоприятен для дела богоугодного. Сам Господь пример показал в этом субботнем чуде. И как же горько видеть тех, кто взвалил на себя неудобоносимый и греховный груз определения времени «хорошего», «подходящего» и сроков «неудачных».

Исцелил Господь согбенную. Распрямил, в лук согнутую спину женщины. Почему и кем согнутую, неведомо,  знаем лишь, что чудо это не только – Слава Господня, но и предупреждение нам доброе: Во всяк день твори дело Господне и тогда сам причастником той Славы стать сможешь.

Сложно? Очень. Но можно! Примеров не счесть.

2219564_7 (700x416, 112Kb)


Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Подслушанный диалог

Четверг, 09 Декабря 2021 г. 20:44 + в цитатник

2219564_4445174_large (700x466, 181Kb)

Вечер. Мороз. Небольшое, наполовину заполненное кафе. Сижу с большой чашкой чая, жую пирожок с капустой и картошкой, и листаю странички соцсетей в смартфоне.  

Недалеко, в уголке за столиком, два, как мне показалось, давних друга, с высокими стаканами с пивом и сухариками на тарелочке. Становлюсь невольным свидетелем диалога:

«— Уговорили. Сходил я в церковь. Все рассмотрел, выслушал всю службу, хоть и ноги затекли. Больше двух часов пробыл.

Ну что сказать? Интересно конечно.

Поп такой величавый, седой. Лоб у него здоровый и что интересно на голове волос нету, лишь над ушами жиденькие, да реденькие еще остались, а борода густая, широкая и белая. На деда Мороза похож. Настоящего. Не на этого западного новогоднего, а на нашего, русского, обыкновенного.

Я его хорошо разглядел, когда он, из маленькой дверцы, на которой икона нарисована вышел, когда уже петь перестали.  С большим крестом и книжкой подошел к столику высокому, как у дирижера, крестился долго на иконы. Когда открестился, к нему сразу очередь выстроилась.

Спросил у бабули, которая рядом молитвы бубнила, чего они от него хотят? Бабка сказала, что поп их исповедовать будет.

А меня ведь чего в храм мать послала? Поисповедоваться, а на следующий день запричаститца. Сказала, что может хоть тогда с женой помиритесь.

Посмотрел я на очередь и решил, что и так помирюсь. Вот уже неделю вместе опять живем.

— Так тебе же Бог помог!

— С чего это?

— Так ты же к Богу в церковь сходил и сразу помирился».


Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Светиленки

Вторник, 30 Ноября 2021 г. 08:23 + в цитатник

БАБУШКИ

Есть великая сила у бабушек наших, особенно сельских, которые лишь о старицах да старцах книжки читают, «Евангелию» листают, «псальмы» поют, о времени нынешнем непонятном вздыхают, да о своей близкой смертушке рассуждают, перебирая в уме и в шкафу, всё ли на час тот приготовила.

Они еще и молятся. Перемешивая в уме и словах канонические молитвы со своими собственными или услышанными, "правильными и неправильными", с причитаниями и слезами...

И я абсолютно уверен, что Господь их молитвы слышит.

И еще одна особенность бабушек этих.

Вы в синодики их посмотрите, или послушайте, сколько там записано.

Причем это у нас: сват, да брат, да кум с кумой и дети с внуками, а у них все подряд, и правый, и неправые, и крещеные, и вообще "не нашей веры".

Все там.

Вот как, к Богу приду, а мне и скажут: в принципе не заслужил, но вот тут Федоровна, да Никандровна за тебя просили....

2219564_47ab106fe1 (315x305, 34Kb)

... И ЛИЦА ВАША НЕ ПОСТЫДЯТСЯ

Любил батюшка 33 псалом. Особенно, когда его в окончании литургии хор поет. Не торопился Дары потреблять, чтобы до конца дослушать, а не на середине прерывать, как во многих приходах принято.

Степенно Чашу омывал, тщательно ее вытирал и ждал, пока не прозвучит: «Смерть грешников люта и ненавидящие праведнаго прегрешат…»

На стихе этом вздыхал священник глубоко, слезы выступившие вытирал и выходил народ благословлять.

Осенял всех иерейским благословением, возглас положенный говоря:

- Благословение Господне на вас,

Того благодатию и человеколюбием,

всегда, ныне и присно и во веки веков…-

а сам все думал, что даже если и грешен, то все же на Господа уповает, а ведь за это Бог обещал, что «избавит души раб Своих»…

Обязательно избавит.

Как же иначе?

Ведь в глаза своих прихожан, которые сегодня Тайнам Христовым приобщились, посмотришь и, как будто, в рай заглянул.

Словом не передать.

Только и можно, что сказать:

- Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся.

2219564_78753055_10214402760214288_8365998866952093696_n (700x465, 84Kb)


Метки:  

Понравилось: 3 пользователям

ГАРМОНИЯ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА

Воскресенье, 28 Ноября 2021 г. 15:43 + в цитатник
2219564_142627_600 (600x476, 72Kb)

Этой моей публикации 10 лет, но она злободневна и день нынешний. Поправил самую малость.

Была очередная наша программа по местному телевидению. Прямой эфир. Тема, естественно, о грядущем Рождественском посте. Договорить об истории поста, его необходимости и святоотеческом происхождении по существу не дали. Пошли звонки…
Вопросы именно те звучали, которые ожидались, о том, что уже говорилось и для того, что бы позволить себе не поститься. Или, по крайней мере, исключения для себя любимого сделать.
Из года в год практически одно и то же. Одна лишь радостная разница – звонков больше, как и вопросов в личной переписке и в социальных сетях. Значит, семена проповедей прорастают и уже не вызывает неподдельный ужас сознание того, что Новый год – это день постный. Вот только ростки эти сорняками суеверий и камнями незнания окружены, поэтому и силы в них мало, и сомнения «выживем ли» одолевают.
Сколько не говори о том, что пост два крыла имеет: телесное и духовное, все едино, большинство вопрошений: что кушать, когда кушать и почему не кушать.
Любим тело, просто обожаем. Холим его, мазями и благовониями удобряем, модными одеждами и драгоценностями украшаем….
И правильно делаем!
Бог человека красивым создал. Только вот двусоставен человек, кроме тела Господь еще и душу дал, не менее прекрасную. И если гармонии или симфонии (кому как нравится) между телом и душой не будет, то и красоты не останется. В этом мире тебя любить люди не будут, так как душа гнилая, и в «том» не примут, кому среди райского творческого блаженства грязная и мерзкая душа нужна?
Именно для того и благословила веками своими Церковь четыре поста многодневных, по четырем граням года расположенных, что бы гармонию тела с душою выправлять и ужас разделения между ними ликвидировать.
Невозможно в постовой практике разделять телесное и духовное. Можно благополучно прожить на хлебе и воде рождественскую четыредесятницу, похудеть и очистить организм от шлаков, стать статным и гибким, поразить воображении сослуживцев и приобрести новых поклонников, но в итоге потерять себя как человека. Ведь сослуживцы отвернутся, а поклонники сгинут, когда из прекрасного тела начнет струиться зловоние неочищенной души…
Знаете, как трудно разговаривать или исповедовать молодого красивого человека изо рта которого неприятно пахнет, а на языке лишь злословие? Именно так и выглядят те, кто видит в посте лишь диету и телесное воздержание.
Тело преобразится и станет достойным встретить рожденного младенца Христа лишь тогда, когда его смиришь постом и омоешь молитвой покаяния. Удивительно это преображение! Оно даже наименование имеет библейское — «паче снега убеленное». Не белее белого и не чище чистого, а ярче и прекраснее блестящего на солнце первого снега. Его цветового определения и в языке нашем не существует, так же, как не можем мы языком человеческим райские пажити описать. Только псалмопевец Давид и смог определить: «паче снега убеленное».
Итак, пост восстанавливает в человеке – человеческое, соединяет внутреннее и внешнее, но это, отнюдь, не означает, что для всех должно быть единое правило и абсолютно равный регламент.
Разные мы все. И по силе. И по духу. Крест у каждого свой, да и таланты по численности не одинаковы. Помните апостольское: «по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.» Второе послание апостола Павла к Коринфянам[ru]
10:13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
(2Кор.10:13)? Именно поэтому самостоятельно взваливать на себя «неудобоносимое», как и ограничивать «в подвигах постовых» не нужно, да и опасно.
Опасно потому, что за самочинным рвением к «сплошному аскетизму» и монашескому посту по канонам афонской обители веков минувших, стоит гордое «я смогу» и преувеличение собственных сил. Обычно это заканчивается срывом не только установленного самим собою постового правила, но и всего поста в целом. Разочарование в себе в подавляющем большинстве случаев сопровождается безнадежным: «все едино, толку с меня нет», унынием и бросанием во все тяжкие…
Не менее опасно и противоположное: «Я немощен, слаб, болен и у меня работа нервно-тяжелая». Результат – постоянное потакание своим греховным наклонностям и калейдоскоп страстей, которые пляшут за скорбно-постным выражением лица.
Так как же поститься? Это отнюдь не риторический вопрос, хотя ответ прост: «Посоветуйтесь с батюшкой». Ведь он знает вашу меру и ваши возможности. Он ведает, что с вашим, например, гастритом никак без елея (масла) нельзя, а со здравием другого и его предрасположением к блуду, можно и понедельник сухоядным сделать.
Особое отношение правил постовых к больным и детям. Нам известно, что болящим пост ослабляется, а иногда вовсе отменяется. В далеком далеко мне пришлось наяву с этим примером столкнуться в одном из великих монастырей нашей Церкви.
В первые годы возрождения обители ее наместником был удивительный по своим душевным и духовным качествам архимандрит, затем он стал митрополитом и не столь давно ушел к Тому, в Кого верило его сердце. В этом пастыре душ монашеских было особое качество: он всех любил строго. Обычно наша любовь подразумевает попущение и особое прощение. Наместник прощал всех, а вот попускать грех не позволял, как не разрешал и самочинно брать на себя «повышенные молитвенные обязательства». Это касалось не только монахов и послушников, но даже постоянных трудников при монастыре, и тех, кто стремился в братию.
В те годы доставалось монахам. Службы велись практически под открытым небом или в холодном летнем соборе. Плюс тяжелейшие физические нагрузки. Монастырь тогда представлял собой одну сплошную руину. Естественно, простывали многие, да и старые болячки одолевали. Некоторые в больницу попадали. И однажды я стал свидетелем, как поехал отец наместник в городской лазарет проведать болящего инока. Увидев в палате не поправляющиеся худое и немощное монастырское чадо, отец наместник слезно сокрушался и даже начал сетовать на медицинских работников.
Тут доктор в палату вошел и также возмущаться начал:
— Так, отказывается он от пищи нашей. Монах ваш. Пост, говорит, у него.
И добавил:
— Так и я помру, если есть ничего не буду.
Знаете, что такое праведный гнев? Вот в тот момент я его видел на лице наместника.
— Как не ест?
И уже обратившись к больному иноку, продолжил.
— Значит, так, отец. Здоровье – дар Божий. Его беречь надо, что бы свое предназначение исполнить.
И в сердцах добавил:
— Нет для тебя поста!
Конечно, болезнь болезни рознь, поэтому паки и паки призываю тех, у кого что болит, что-то колет, где-то стреляет, щемит или крутит, перед постом (или в начале его) сходите к своему священнику и вместе с ним решите, какова мера телесного поста будет полезна и благодатна для вас.
Детский же пост дело сложное и он имеет прямое отношение к тому воспитанию, которое вы дали своему дитяти. Ребенок сам должен желать поститься, то есть его пост возможен лишь тогда, когда он им осознан и, конечно, если он не вредит его здоровью.
Есть еще одна грань поста, которую за рассуждениями о еде, как то и не видно.
Все мы обладаем некоторыми не очень хорошими привычками, в обиходе называемыми «страстишками». Очень часто попуская их существование «по немощи нашей» мы привыкаем к ним и уже даже за грех не признаем.
Пост именно и есть то время, когда от них можно избавиться. Вот тогда действительно можно говорить о «постовом подвиге» и именно при этом условии и при благом стремлении стать внутренне и внешне чище, Господь увидит наше желание достойно встретить Его Рождество.
Увидит и помилует.
Увидит и дарует несравненно больше того, что мы заслужили.
С Рождественским постом!


Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

В преддверии поста

Суббота, 27 Ноября 2021 г. 15:10 + в цитатник
2219564_880cf4cba5367c612e391097f92e4ac7 (700x466, 136Kb)
Пост и исповедь в наших реалиях, традициях и парадигмах действия «совмещенные». Мнений много по этому поводу, копий сломано – целый лес, дизлайков и лайков поставлено несметное количество, но «исповедь – правило – причастие», слава Богу, остается самой прямой и обще исполняемой дорожной картой к Чаше Христовой.
Итак, исповедь. Вот что сказать хочется.
Книжных пособий по «технологии» исповеди несметное количество, а советов воз с телегой.
Большинство напечатанного, где грехи, грешки и прегрешения по пунктам пронумерованы, надобно поставить на полку, где находятся детективы, боевая фантастика вкупе с Мулдашевым, Фоменко, Донцовой и примкнувшем к ним Пелевиным.
На исповеди нужно сказать лишь о том, о чем вам вспомнить стыдно и о том, что вы прячете от глаз чужих, с мыслей:
- Господи, хоть бы никто не узнал.
Если получится – все остальное приложится. Если не выйдет (язык не поворачивается; а вдруг священник мнения обо мне плохого будет; стыдоба то какая) – вы к исповеди не готовы.
Лучше один одновременный настоящий вздох из сердца, души и тела, чем набор дежурных «покаяний» о том, что вчера, озираясь по сторонам, слопал шоколадную конфету, нескромно посмотрел на стайку молоденьких менеджеров женского (мужского) рода или послал подальше всё ЖКХ, вкупе с Колькой сантехником.
И еще, злободневное. Особенно для любителей и участников социальных сетей. На исповеди очень редко слышишь: "Распространял сплетни и слухи", а ведь многие грешны, вкупе со мной.
Как-то с главврачом кардиологии нашей беседовал. Жаловался он мне, что большая часть его пациентов источником болезней своих именно слухи и сплетни имеют.
Это действительно так.
О добром, святом и красивом - вскользь, быстренько и кратко, а вот о грехах чужих с удовольствием, смаком и так образно, что художественная проза получается, после которой и работа у "скорой" наличествует, да и кладбища урбанизируются в геометрической прогрессии.
Если кто сомневается, то откройте лету обсуждений практически каждой темы и почитайте сколько там слов о святости и какое количество предложений и рассуждений о грехах чужих.
Невольно Владимир Семенович вспоминается:
Словно мухи, тут и там,
Ходят слухи по домам...
.......................
И поют друг другу - шепотом ли, вкрик ли -
Слух дурной всегда звучит в устах кликуш.
А к хорошим слухам люди не привыкли,
Говорят, что это выдумки и чушь.

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Иоанн Златоуст

Четверг, 25 Ноября 2021 г. 18:10 + в цитатник

Завтра Церковь чтит память святителя Иоанна Златоуста. Епископ, пастырь, подвижник, учитель, страдалец, исповедник. Наверное, можно и еще добавить характеристик святителя, слишком всеохватывающа была его деятельность, его служение и его проповедь. Недаром его память совершается Церковью четыре раза в год, а в храмах служится чаще всего именно его литургия.

Святитель скончался по дороге во вторую свою ссылку, когда ему было около 60 лет. Причина ссылок, как бы официально они не объяснялась, была в непримиримости святителя к греху, обличение власть предержащих, как светских, так и духовных. Проповедь покаяния для всех и вся, заступничество за бедных и обездоленных, непримиримость к ереси, властный, отеческий и в тоже время безапелляционный стиль его слов и посланий вызывал ярость у владык и правителей.

2219564_bp (501x700, 49Kb)

Очень часто святителя упрекали в категоричности и неимения всепрощающей любви, на что он отвечал:

 «И мы ведем войну, но наша война не живых делает мертвыми, а мертвых (духовно) живыми. Не еретика преследую, а ересь, не грешника, а грех. Сколько бы ты меня не бранил, от чистого сердца говорю тебе: мир, ибо любовь Отца во мне. Тем более буду любить вас, чем менее любим буду вами».

Иоанн Златоуст исповедовал то, что проповедовал.

Вторая ссылка имела главную цель – убить святителя. Об этом свидетельствую переписка его гонителей.

После смерти Златоуста власть делала все возможное, чтобы святитель был забыт. Его имя было вычеркнуто из поминальных списков, он считался низложенным епископом. Александрийский патриарх говорил: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда не Апостол?».

Семнадцать веков отделяют нас от того времени, когда жил, учил и проповедовал Иоанн Златоуст, но как и прежде «златоусты» раздражают, нервируют, возбуждают злобу, а то и ненависть. Проповедь любви, стояние в истине, слова правды и «милость к падшим» по сей день вызывают яростный крик: «Ату, его!».

Так что святитель Иоанн Златоуст вполне современный святой.

Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!

 


Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Нил Мироточивый

Среда, 24 Ноября 2021 г. 20:10 + в цитатник
2219564_p1e8n0dje21kkf1819cdg12em2dd3 (278x700, 132Kb)
Завтра (25 ноября) Церковь вспоминает одного из «главных» христианских эсхатологов, преподобного Нила Мироточивого. После своей кончины в 1651 году он являлся, в начале XIX, святогорскому монаху Феофану, который записал пророчества и они увидели свет под названием «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого».
Отношение к этой книге у современных теологов разное, к примеру, митрополит Иларион (Алфеев), так пишет о данных «вещаниях»: «Надо отметить, что «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого» относятся скорее к апокрифам, чем к святоотеческой литературе. Кроме того, русскому читателю они известны в очень тенденциозном и неаккуратном переводе».
И все же, ознакомиться с данным произведением, впервые вышедшем в издательстве святой горы Афон, надобно.
Пророчества, они думать заставляют. Сравнивать и разуметь.
Вот одно из них:
«Люди же, чем больше будут находить на них бедствия, тем больше будут возделывать зла, вместо того, чтобы каяться, будут озлобляться на Бога. Злодеяния же, которые будут творить люди, превзойдут злодеяния современных потопу людей. У всех будет разговор только о зле, намерения только злые, соизволение злое, сотоварищество только назло, деяния у всех только злые, всеобщее злое хищение, всеобщее злое притеснение, всеобщее злое обособление, всеобщее злое разъединение. При всем этом будут думать, что и делатель спасется… Поскольку будет умножаться корыстолюбие, постольку будут умножаться и бедствия в мире».
Нет желания проецировать всё это пророчество на день нынешний, но невольно сравниваешь, соединяешь и, к сожалению, почти каждое «злое» находишь…
И еще одна объективная реальность лично для меня и, наверное, для многих в этих словах преподобного:
«День будет вращаться как час, неделя как день, месяц как неделя и год как месяц».

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

насчет нечести лукавой...

Понедельник, 22 Ноября 2021 г. 08:09 + в цитатник
2219564_bes (585x700, 161Kb)
Бесы - это организованная преступная группировка, где все всех боятся и никто никого не любит. Постоянно воюют, нападают, и всегда вредят. Они не могут перестать нести зло и покаяние у них невозможно. Сказка из "Закона Божия" Слободского о том, как бес пропел Трисвятое и стал ангелом, или "преображение" рогатого в фильме "Монах и бес" - откровенная придумка, а по существу свечка лукавому, дабы не трогал...
Создатели подобных "откровений" живут по принципу: Богу - "и избави нас от лукавого", и бесу почесать между рожками. Все же помнить надобно, что публика эта, серой воняющая, улыбаться не умеет, она лишь ухмыляется и обязательно (по умолчанию) свой оскал покажет.

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

ДА, БЫЛИ ЛЮДИ В НАШЕ ВРЕМЯ…

Четверг, 18 Ноября 2021 г. 16:44 + в цитатник

(брюзжание)

2219564_Tak_tyanet_v_hram (700x696, 355Kb)
Причитания о том, как было хорошо вчера (год назад, в прошлое десятилетие или век, во времена евангельские) и как нынче все плохо, отвратительно и непутево, слышат регулярно все.
В соответствии с этими утверждением тут же делается вывод, что времена подвижников прошли, духовные подвиги очень редки, а то и невозможны, все вокруг в грязи греха, церковники обесчестились, патриархи и владыки обмельчали, попы в купе с прихожанами тупые и ничего в современной жизни не соображают и т.д.
Выводы такие, отнюдь не только по провокациям информационным определяются.
Дело в том, что те, кто обвиняет, шпыняет и критиканством занимается точки отсчета тоже в прошлом находят (за исключением, так называемых "либералов" у них «начало» из других окрестностей, оттуда, где солнце заходит).
Именно в прошлом! Так как год (десятилетие, век) назад было нравственней и спокойней.
Дети здоровались со старшими, девчата одевались в настоящие платье, в общественном транспорте выше чем "нахал" или "еще шляпу одел" не обзывали, и родители регулярно ходили на родительские собрания.
Церкви были закрыты, но вера была. Подспудная, скрытая, даже самому себе не понятная, но была!
Теперь все не так и эту объективную действительность, по мнению многих, надобно срочно исправлять, реформировать, преображать и переделать.
Не получится!
В следующем году будет еще хуже.
Посылать будут дальше, воевать чаще, оскорблять оригинальней, врать изысканней.
Не к началу мира сего, а к концу света топаем, вернее, бежим, причем со спринтерской скоростью.
Не кричу "Спасайся, кто может!", просто прошу: лучшего вокруг себя, то бишь от внешних власть предержащих, ждать не надо. Кого бы не избрали, не призвали и не назначили красивее, умнее, нравственней, человечней они не будут.
Выход один: сам, для себя и окружающих будь из того времени, которое так любишь и о котором говоришь:
"Да, были люди в наше время
Не то что нынешнее племя".
Место и время для преображения собственного и подвигов духовных найдутся даже при нынешних безобразиях и повсеместной лжи.
Да вот и Паисий Святогорец о том же рассуждает.
«Благий Бог примет во внимание и особенности нашей эпохи, и условия, в которых нам приходится жить, и спросит с нас в соответствии с этим. И если мы предпримем хотя бы малый подвиг, то увенчаемся больше, чем христиане древней эпохи»


Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

... к завтрашней проповеди (Лк. 8:26–39)

Суббота, 13 Ноября 2021 г. 19:10 + в цитатник
2219564_187649_original (481x451, 27Kb)
«Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня»
 (Лк. 8:27-28)
 
- Стоп, стоп, стоп! – тут же воскликнут многие, - Как это Бог, Которого Вы называете Милосердной и всепобеждающей Любовью, может мучить несчастного?
Может.
Точно так же, как мучительно смотреть на яркий свет, вышедши из темноты, как терпишь боль, когда тебе делают операцию, чтобы спасти жизнь, как жертвуешь собой, защищая родных и любимых.
Победить зло, без жертвы невозможно.
Именно зло нашедшее себе пристанище в человеке гонит Христа. Ему невыносимо даже отдаленное присутствие Света в той темноте (падении), в которой оно пребывает.
Розовая сказочка о том, что когда-то один из святых заставил беса петь «Святый Боже» и сущность с рожками и злобой на третьем повторе молитвы превратилась в ангела, продолжает в разных вариациях рассказываться, к примеру - фильм «Монах и бес». Но подобное невозможно! Ненависть для бесов стала единственная форма жизни, для них даже собственное существование мучительно, а мы все пытаемся их ублажить и перевоспитать.
Не получится!
Обратите внимание, на слова апостола Иоанна, что весь мир во зле лежит, хотя мы и от Бога (1Ин.5:19). Не ради страха именно так сказано, это констатация факта.  Слишком часто, подобно Гадаринским жителям, мы говорим Христу: «Покинь наши пределы, не мешай нам жить так, как нам хочется, как нам видится и получается», то есть тот же крик тысячеголосый раздается: 
- Оставь нам наших свиней! Быть с Тобой — это терпеть убытки. Грех прибыльней.

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

ДИМИТРИЙ И АВДОТЬЯ

Понедельник, 08 Ноября 2021 г. 08:42 + в цитатник
2219564_scale_1200 (636x700, 356Kb)
Дед Димитрий особенный.
У него есть три документа с большими печатями и размашистыми подписями, которые удостоверяют его особенную личность. Даты рождения деда во всех трех документах разные.
Еще у деда, как и положено, есть жена Авдотья (Дуня по-местному), которую все называют «бабка деда Димитрия».
Авдотья при любом разговоре свою прямую речь всегда начинает со вступления:
- Мой дед Димитрий говорит… - далее следует истина, раскрывающая смысл разговора безапелляционным мнением ее родного супруга.
Спорить с бабой Дуней бесполезно, потому что она вышла за своего деда замуж в Димитров день (также в неизвестном теперь году), а после венчания дед Димитрий сказал ей: «До Дмитра девка хитра, а после Дмитра не будет такова», - что и определило принцип их супружеских отношений, продолжающихся, слава Богу, по день нынешний, где мнение деда всегда во главе угла.
Лишь с одним постулатом своего многолетнего супруга Авдотья не согласна. Дело в том, что из-за неизвестности дня и года появления на свет деда Димитрия, тот празднует свой день рождения, каждый раз, когда в церковных святцах есть имя Димитрий.
Каких только церковных календарей не покупала деду Авдотья, но количество дней с Димитриями становится все больше!
Да пусть бы и праздновал супруг, хоть ежедневно, но дело в том, что сразу после свадьбы дед Димитрий ей сказал, что в его праздничный день сто грамм всегда на столе должны обретаться, а если дед сказал, то деваться некуда…
Всех Димитриев (Дмитриев) с днем небесного покровителя!

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Кладбище лишь вокзал

Суббота, 06 Ноября 2021 г. 06:23 + в цитатник

2219564_371919_b (700x466, 97Kb)

Был у нас прихожанин, который постоянно на каждой исповеди, да в беседах на церковном дворе вздыхал и, кивая в сторону рядом с храмом расположенного кладбища, повторял: — Скоро домой. Ему никто не возражал. Соглашались. Сочувственно и горестно поддакивали и переводили разговор на иную тему. Оно и понятно, далеко не каждый о собственной смерти рассуждать любит, разве только старенькие, прожившие жизнь верующие, к подобным рассуждениям спокойно относятся.

Так бы и остался наш мужичок со своим, не опровергнутым, минорным утверждением, если бы не соседка его, годами помоложе. Услышав в очередной раз философствование о неизбежном для каждого событии с определенной вечной пропиской, она возмутилась:

— И чего это ты соседушка, все причитаешь, страдаешь и всех нас не туда поселяешь?

— Чего это не туда? – возмутился прихожанин. – Там наш дом будущий.

— Может, для тебя и дом, — тут же заявила женщина, — а для меня, да и для них, — она обвила рукою вокруг собравшихся и с интересом прислушивающихся к разговору прихожан, — вокзал!

Это простодушное народное богословие, четко и конкретно подтверждающее, как евангельское «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11:26), так и все учение Православной Церкви о участи душ верующих после смерти, постоянно вспоминается в дни поминальных суббот. Ведь в эти дни Церковь в богослужениях концентрирует внимание наше не только на тех, кто был нам близок, дорог и любим, но на всех преждепочивших православных христианах.

Поэтому и Вселенская, что всех и вся объемлющая. Недаром святитель Василий Великий говорил, что Господь именно в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Внутренняя вера в загробную жизнь и в то, что усопшие пребывают рядом с нами, не обязательно появляется только со знанием православных истин. Она практически у всех всегда присутствует. Посмотрите на контингент (уж, простите за определение), стоящий со свечами на панихиде, да и на погребениях. Многие из них никогда не были под священнической епитрахилью и вряд ли правильно прочитают даже «Отче наш».

Но ведь они пришли! Спрашивают, как свечу держать и когда ее зажигать. Неловко крестятся и очень боятся сделать что-то «не так».

Это далеко не «стадный рефлекс», не пресловутое «так положено», а внутренняя, пусть и не осознанная вера в будущую, неизвестную, оттого и страшную, новую жизнь.

Отчего столь много всяческих суеверий, примет и откровенных глупостей, связанных со смертью? Да все оттого же: хочется в веке следующем, после последнего вздоха, жить (именно жить!) правильно и счастливо, хоть это «правильно и счастливо» понимается пока лишь в земных категориях и определениях. Даже в песнопении заупокойном просьба определить нашу душу там, где: «идеже несть болезнь, печаль и воздыхание».

 За нами, прежде всего священниками, да и за верующими, лишь одна забота из забот определяется: объяснить, как практически достичь тех мест праведных, о которых каждый православный молится.

В поминальные субботы в храмах всегда многолюдно. И если внимательно всмотреться в присутствующих, то не трагичны лица. Не убитые горем взгляды, а слезы не от неудержимой тоски. Иное явственно видно и реально происходит: радость встречи, радость общения. Поэтому не удивительно, когда слышишь: «Постояла, помолилась на поминальной, как поговорила со всеми».

Еще одна особенность Вселенской субботы.

Возможность «вымолить» грешника почему-то не часто вспоминается в наших проповедях. Все больше о собственных прегрешениях, преткновениях и преступлениях думаем и рассуждаем. Может быть, это происходит потому, что мы всё прощаем тем, кто пережил самое страшное зло – смерть. Недаром на кладбищах, судя по эпитафиям, надписям и определениям все «дорогие», «любимые» и «родные».

Вселенские же субботы настойчиво напоминают, что именно твоя молитва, твоя искренняя просьба к Богу способна освободить тех, кто ушел, от нераскаянного греха. Более того, видя старание и милосердие об иных, Бог и твои немалые грехи в свое время не вспомнит. Так что по сути: молимся об усопших, а прощается и тебе.

Душа человеческая бессмертна. И кладбище для нее лишь остановка. Может быть, с пересадкой, пока грехи мы отмолим, а далее… жизнь.

Вокзал, он всегда явление временное.


Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

К завтрашней проповеди о Сеятеле (Лк. 8:5-15)

Суббота, 30 Октября 2021 г. 18:36 + в цитатник

2219564_141523_600 (439x600, 81Kb)

(краткое изложение)

- Ежедневно изучать почву своего сердца.

- Удобрением, то есть молитвой, сердечную почву укреплять;

- прополкой, сорняков сомнения и будяков лени духовной, т.е. исповедью ее очищать.

Только тогда семена, посеянные Словом, накормят, напоят и к Нему приведут.

Для достижения цели слушаемся Шекспира в пастернаковском изложении:

«Ты поверни глаза зрачками в душу, ведь там повсюду пятна черноты».

Не ищем виновных в том, что поле души заросло тернием. Сам виноват, поэтому смотри в себя и будет с тебя.

Аминь!


Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Сжалился, как Человек, воскресил, как Бог.

Суббота, 23 Октября 2021 г. 21:21 + в цитатник
2219564_jIy2_Q4wHetRmTeoQKERxOKY5XqWuhTIdhnC1bJzmwQiclYSiEFDvWv0gv52h7i7IwkZKiQu3ZnyYR296crHQt_5Az6MJRiK80tNWeW7udGCYl1uFCue96DW3eod3 (550x441, 67Kb)
 
Завтра в храмах читают небольшой отрывок из Евангелия от Луки о воскрешении сына наинской вдовы. Небольшая размышлизма по этому поводу.

Сына вдовы из Наина Господь без ее просьбы воскресил. Просто: "сжалился над нею". Экзегеты часто рассуждают, что Господь это сделал для "доказательства", что "Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет" (Иоан.5:21). Насколько понятно из дальнейшего текста евангелиста, жителей Наина это, отнюдь, не убедило. Мессией Христа так и не признали, хотя на уровень "пророка" поставили. Так что все рассуждения и требования, чтобы если Господь Себя покажет (типа: проснулся утром, а у меня 100$ под подушкой), тогда и поверю - всего лишь слова. Знал Господь, что "если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" (Лук.16:31). Знал. Так что, да простят меня толкователи, человеческое в Наине проявилось у Спасителя. Он просто сжалился над вдовой. Сила - Божия, а вот причина - человеческая.


Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

замечательные Замечания

Четверг, 14 Октября 2021 г. 22:42 + в цитатник

2219564_99745_600 (600x322, 42Kb)

Реакции на замечания всегда замечательные!

Столь замечательные, что замечания делать нет желания, даже если они и правильные, и верные, и существенные.

В лучшем случае «губы надует» или тут же в ответ огрызнется: «На себя посмотри». Это в лучшем. Обычно звучат слова более колоритные, благо язык русский богат на определения.

Нет, если заметишь и скажешь, что у тебя спина белая или шнурок развязался, то можно и благодарность дождаться, но не приведи Господь брякнуть: «Ты неправильно поступаешь (себя ведешь, думаешь, понимаешь ситуацию)» - тут же обиды, упреки и жалобы с оргвыводами вселенского масштаба.

Чего я жалуюсь?

Так замечание сделали и предложили на себя посмотреть.

Невольно вспомнилось:

Как-то приходит некий новоначальный брат к старцу и говорит:

- Авва, я одержим гневом, и хочу поколотить других братьев.

Отвечает ему старец:

- Иди, поколоти всех, и умирится помысел твой.

Брат так и сделал и потом пребывал в мире и любви до конца дней своих.

Но нет рядом со мной такого удивительного старца, поступать по принципу «Я зла не помню, я его записываю», как то несолидно, поэтому лучше все же по крыловски

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»


Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Поиск сообщений в pop-rebrik
Страницы: [24] 23 22 ..
.. 1 Календарь