Одежда для куклы в технике бумажного пласта от Татьяны Гуриной |
Костюм для куклы в технике бумажного пласта
При создании кукольного образа важнейшую роль играет костюм. Каждый художник использует множество различных приемов и разнообразных материалов, чтобы как можно более точно воплотить свой замысел. В ход идут ткани разнообразной фактуры и качества, всевозможные способы «состаривания», проклейки, росписи, задувки. Еще один интересный способ создания костюма, который открывает перед мастером самые широкие возможности, — проклеенный бумажный пласт. Каждый художник может внести в работу с этим материалом что-то новое.
Бумажный пласт той или иной плотности может имитировать любые виды ткани. Он таит в себе множество пластических возможностей. Этот материал кроится и драпируется на кукольной фигурке так же, как ткань; с его помощью легко фиксировать задуманную форму и объем костюма. Бумажный пласт можно расписывать самыми различными способами, придавая ему разнообразную фактуру. При желании можно использовать декоративные возможности самой бумаги, а можно покрывать ее тканью.
Для этой технологии желательно использовать туалетную бумагу отечественного производства, она плохо перфорирована и поэтому при работе не рвётся на квадратики (что является серьёзной помехой). Отечественная бумага жёстче импортной и не так быстро раскисает, намоченная клеем. Используемая бумага должна быть однослойной, белой или сероватой (в зависимости от конечного цвета костюма). Я использую в работе туалетную бумагу "Мягкий знак". Чтобы получить бумажный пласт, нужно нарезать бумагу кусками длиной 20-30 см, а затем последовательно проклеивать их клеем ПВА (строительный марки "ТЭКС"), выложив на гладкую поверхность (деревянную или стеклянную) (фото 1-2).
Первый слой бумаги быстро промазываем широкой кисточкой, накрываем сверху вторым слоем и аккуратно разглаживаем ладонями. Второй слой промазываем поверху так же, как первый, и прикладываем третий, вновь аккуратно разглаживая.
Затем переворачиваем все три слоя бумаги (чтобы нижняя сторона не прилипла к рабочей поверхности). Промазываем клеем тот слой, который раньше был ни- жним, и укладываем на него четвертый. Таким образом, наслаиваем до 8-10 слоев, если нам нужно имитировать толстую объемную ткань, если тонкую или очень тонкую — 2-4 слоя.Чтобы бумага равномерно проклеивалась и не прилипала к рабочей поверхности, после прибавления каждых двух-трех слоев необходимо переворачивать пласт.
Когда пласт необходимой толщины готов, я приступаю к декорированию куклы, предварительно ее подготовив. Вылепленные и термически обработанные детали (голову, руки, ноги) собираю на проволочном каркасе и укрепляю на подставке. (фото 3-5)
Расписав лицо и руки, туго обматываю каркас ватой, укрепляя ее нитками, и проклеиваю клеем ПВА. После этого нарезаю влажный бумажный пласт, состоящий из восьми слоев, на ленточки и обкручиваю ими фигурку, создавая на ней необходимый объем (это основа для будущего костюма). Слегка подсушив основу, можно приступать к декорированию куклы, придерживаясь при этом принципа наслоения объемов: то, что будет нижним слоем в одежде и обуви, делаем в первую очередь.
Последовательность декорирования костюма куклы «Чонкин»
1. Ботинки. Основу ботинок я вылепила из пластика, и теперь мне необходимо задекорировать ее бумажным пластом. Выкраиваю из него детали ботинок и последовательно прикладываю их к основе. Формирую на бумаге характерные для старой обуви заломы и складки. На передней части продавливаю шилом отверстия для шнурка. Шнурок скручиваю из проклеенной бумаги и имитирую на ботинке шнуровку
2. Изготовление галифе. Выкраиваю из влажного восьмислойного пласта четыре детали и выкладываю их на фигурке. Под боковые выступающие части подкладываю кусочки бумаги, чтобы легче было создать объем. Формирую складочки, слегка оттягиваю выкроенную деталь на коленках и добавляю на них ромбы из трехслойного пласта бумаги. Стыки деталей оклеиваю трехслойным пластом и аккуратно разглаживаю. (фото 6-8)
3. Из влажного четырехслойного пласта бумаги делаю обмотки, нарезая ленточки и сворачивая их вдвое. Затем обматываю ими голени куклы, прикрывая нижний край галифе.
4. Выкраиваю из восьмислойного пласта гимнастерку. Она состоит из девяти деталей: рукава, спинка, полочка, ворот- ник со стойкой, манжеты, планка и два кармана. Прокрываю клеем ПВА верхнюю часть торса и руки и прикладываю к ним рукава (шов остается с внутренней стороны, примыкающей к торсу). Формирую на рукаве локоть, складочки и заломы. На локтевую часть приклеиваю ромб из трехслойного пласта и прикрепляю манжеты.
Затем закрепляю полочку и спинку, создавая напуск и складочки под пояс. Теперь наступает очередь мелких деталей: планка, воротник, карманы. Пуговки делаю из маленьких бумажных шариков, пояс — из полоски восьмислойной бумаги, сложенной вдвое. Пряжку сгибаю из проволоки, шилом прокалываю в поясе отверстие и застегиваю его на фигурке. (фото 10)
5. Из шести-восьмислойного пласта выкраиваю пилотку и выклеиваю ее на голове куклы.
6. Предварительно слегка подсушив костюм, тонирую его акварелью или акрилом и даю хорошо высохнуть.
7. Когда костюм полностью высох, приступаю к окончательной росписи полусухой кистью. Выбираю для этого
акрил песочного, кремового цвета, чтобы усложнить цветовую гамму и придать костюму вид выгоревшего на
солнце, потертого. (фото 11)
8. Окончательно дорабатываю лицо и руки. Прикрепляю планер, сделанный из картона на проволочном каркасе и окрашенный акрилом, дорабатываю
подставку.
Маленькие секреты:
Если нужно получить не гладкую, а фактурную, слегка жатую поверхность, на слегка подсохший основной пласт следует наклеить еще один слой бумаги (это лучше делать, когда необходимая деталь костюма уже выкроена и приложена на куклу).
При драпировке на кукле раскроенных деталей появляются стыки и швы, которые не всегда должны оставаться заметными. Их можно задекорировать, прикрыв сверху полосками двухслойного пласта с оборванными краями и затем аккуратно пригладив пальцами.
В случаях, когда нужно создать объемные складки, чтобы облегчить декорирование, можно подложить под них кусочки бумажных пластов, помогающие сформировать нужный объем.
Чем больше куски бумаги, тем сложнее создавать из них пласт. Поэтому старайтесь сразу выбрать оптимальный вариант, который позволит выкраивать все необходимые детали.
Автор: Татьяна Гурина
Данный мастер-класс был опубликован в журнале «Кукольный Мастер» №1(13) Весна 2007. При любом использовании материалов из этой статьи гиперссылка (hyperlink) на kukly.eu обязательна.
http://www.kukly.eu/?lang=ru&page=masterclass&mk=1#content
Дополнительные возможности при работе с бумажным пластом
Работая, с бумажным пластом мы получаем приятную шероховатую поверхность, которая эффектно окрашивается, но имеет существенный недостаток, на нее сложно нанести тонкий рисунок. Эту проблему можно решить, используя “принт”. Для этого можно нарисовать нужный рисунок на бумаге или взять готовый, отсканировать и распечатать на бумаге; бумагу желательно брать тонкую.
Затем мы делаем бумажный пласт в два, три слоя (в размер бумажного листа с нашим рисунком, фото 1). Накладываем лист с рисунком на влажный бумажный пласт, аккуратно приглаживаем (фото 2) и сверху накрываем намазанной клеем туалетной бумагой в один слой. Аккуратно разглаживаем и даем немного закрепиться (фото 3). Теперь с пластом можно смело работать, бумага с рисунком стала эластичной и красочный слой защищен. И еще появился очень приятный декоративный эффект, рисунок выглядит обобщенным, более мягким, слегка состаренным. Теперь ему можно придать нужную форму и кроить (фото 4,5,6).
Объем и фактура бумажного пласта хороши для изготовления листьев и цветов.
Готовим бумажный пласт, выклеиваем несколько слоев и по центру листа прокладываем тонкий шнурочек, который будет имитировать центральную прожилку листа. Накладываем еще два слоя туалетной бумаги, даем им немножко укрепиться, затем выкраиваем листик нужной нам формы.
В процессе изготовления листья можно декорировать прозрачной тканью и кружевом различной фактуры (фото 7). В этом случае мы наклеиваем кружево на основу(бумажный пласт, фото 8) и наклеиваем пласт сверху, но там где должна быть кружевная основа, бумажный пласт аккуратно снимаем на влажном изделии (фото 9). Не декорированный кружевом край листа можно обрезать ровно, зубчиком или сделать не ровный край, в зависимости от того какой результат мы хотим получить (фото 10).
На вырезанном листике, чем-нибудь острым, продавливаем прожилки и аккуратно сгибаем листик по прожилкам придавая ему более живую, естественную форму (фото 11) Даем листку хорошо высохнуть. Затем тонируем листик основным цветом, опять даем высохнуть и наносим дополнительный цвет, выявляющий фактуру листа ( фото 12, 13). Форма, фактура, цвет могут быть разнообразными, фантазируйте!
В работе ”О белой розе” из бумажного пласта изготовлены розы. Из влажного пласта выкроены лепестки розы (фото 14), во влажном состоянии им нужно придать естественную форму лепестка. Серединку аккуратно вытянуть пальцами и отогнуть наружу верхний край листика (фото 15), высушить и протонировать основным цветом. После следующей просушки прописать более светлым тоном выпуклые места и собрать цветок, склеив клеем ПВА (фото16).
Маленькие секреты:
если Вы не можете найти для работы с бумажным пластом клей ПВА марки "ТЭКС" (см. мастеркласс #1), а клей который есть у Вас с очень хорошими клеющими способностями, то для успешной работы Вам нужно добавить в клей немножко воды и клестер сваренный из муки.
Автор: Татьяна Гурина
При любом использовании материалов из этой статьи гиперссылка (hyperlink) на www.kukly.eu обязательна.
Рубрики: | ПАПЬЕ-МАШЕ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |