Анна Самохина (в девичестве – Подгорная) родилась 14 января 1963 года в городе Гурьевске Кемеровской области. Вскоре после её рождения семья переехала в Череповец.
Отец Анны работал сталелитейщиком, мама служила в конструкторском бюро на комсомольской стройке –они возводили Череповецкий металлургический комбинат. В своих интервью Самохина позже признавалась, что ее детство не было безоблачным. Она выросла в промышленном районе, ее отец часто выпивал, а потом и вовсе превратился в алкоголика. Семья жила в общежитии, быт не был налажен. Однажды мама Анны решилась отправить письмо в ЦК КПСС с просьбой улучшить их жилищные условия. Чудо произошло – семье выделили комнату в коммуналке. Но и там атмосфера была немногим лучше – у соседей постоянно случались драки и поножовщина.
Аня с сестрой были предоставлены сами себе. Но родителям удалось накопить деньги на покупку кооперативной квартиры.
С раннего детства Анна была очень самостоятельной. В семь лет маленькой Ане купили фортепиано, она занималась музыкой дома, потом в музыкальной школе. Ее мама мечтала, что дочка, круглая отличница, окончит музыкальное училище, выйдет замуж за военного, и сразу получит квартиру. Но своенравная Анна из–за несчастной любви в 15 лет решила стать актрисой. Развитие отношений прервали родители молодого человека, посчитав Аню слишком легкомысленной особой. Вскоре он отправился в Москву и стал хоккеистом. «И больше я его никогда не видела, - говорила Аня. - Жуткие были страдания, слезы… Вот тогда–то я и решила стать актрисой. Мне хотелось, чтобы он понял, чего лишился, расставшись со мной!»
Анна поступила в театральное училище в Ярославле, прочитав на экзамене всего пару строчек. И тут же, едва поступив и начав учиться, сразу снова влюбилась. Саша Самохин был самым красивым на курсе, Аня же была худенькая, бедно одетая и чувствовала себя дурнушкой. «Первый раз Александр меня заметил, когда сестра привезла мне зеленую бархатную юбку и босоножки на каблуках. Однокурсники за мной сразу стали ухаживать, и Саша в том числе». Она сразу почувствовала: это серьезно. В училище все заволновались: ей - 15, ему - 24, и обоим «еще надо учиться». Мама Аню предупредила: «С ребенком я тебя в дом не пущу». Но Саша очень нежно относился к Анне, ждал. А когда ей исполнилось 16, собрались их родители и решили, что теперь у влюбленных должна быть семья.
- Приехала, помню, девочка 14 лет из Череповца, - рассказывала преподаватель актерского мастерства Ярославского театрального училища Ирина Савинова. - Простенькая такая. По наивности, по-девчачьи сильно накрашенная. Худенькая как сосулечка. Она была скромна, и ее талант мы раскрыли лишь на втором курсе. Анна стала интересней: именно тогда у нее началась любовь с будущим мужем Сашей Самохиным. У них было все так пристойно - без ссор и сцен ревности. Саша провожал ее до общежития, а потом шел к себе на съемную квартиру. У них была дружба, которая переросла в любовь.
- Помню, - продолжала Ирина Борисовна, - как-то зашла в общежитие к мальчикам, а в комнатах у каждого на стенах - большие портреты Ани. Так они ее боготворили. Саше, конечно, было непросто с ней. Потому что она в отношениях лидировала. Но она чувствовала его мягкость. Чувствовала, что он к ней очень бережно относится. И ценила это в нем. Расписались они летом, между третьим и четвертым курсом училища, когда Ане исполнилось 18 лет. Саша не был честолюбив. С Аней в спектаклях в училище они ни разу не сыграли в паре. Они не были парой в актерстве. По крайней мере мы этого не увидели. Мы видели их только парой в жизни. Они очень подходили друг другу.
По окончании училища в 1982 году их распределили на работу в Ростовский ТЮЗ. В 1983 году Анна Самохина дебютировала в эпизодической роли в фильме «Признать виновным», режиссера Игоря Вознесенского. В Ростове-на-Дону у нее родилась дочка Сашенька. В театре все ее роли отдали другой актрисе, и Аня находилась в тяжелой депрессии.
Но в 1987 году в коридоре общежития ее нашел ассистент режиссера с Одесской киностудии.
Анна Самохина рассказывала: «Был кошмарный вечер, шел дождь, стекла звенели от ветра - там же степи кругом, в Ростове, - и вот из этой дикой непогоды в нашем общежитии появился ассистент режиссера с Одесской киностудии. Он искал актрису на роль Мерседес в фильме «Узник замка Иф». Я шла по коридору с какими-то кастрюльками, в халате - представляете, как выглядит женщина, которая сидит с маленьким ребенком? Вдруг около меня останавливается мужчина и спрашивает: «Вы - Аня Самохина?». Я кивнула. Вижу, у него лицо немножко перекосилось: он, очевидно, не ожидал такое увидеть. Когда же я поняла, что речь идет о съемках у режиссера, который снял «Трех мушкетеров», от волнения закричала: «Вы не смотрите на меня, я не такая! У меня есть фотографии, я вам их сейчас покажу!». Это был шанс, и я за него ухватилась обеими руками».
Когда ее утвердили на роль Мерседес в приключенческом фильме режиссера Георгия Юнгвальд–Хилькевича «Узник замка Иф», собралось пол-общежития. По старой актерской традиции, постелили на пол чистое новое полотенце, и Аня вытерла об него ноги. «Новое полотенце - это как бы чистый, светлый путь. С легкой руки моих подруг по общежитию он и начался».
В свою картину Юнгвальд-Хилькевич подобрал блистательный актерский состав: это и Виктор Авилов, только делающий первые шаги в кино, и молодой, но уже известный Евгений Дворжецкий, и опытный Михаил Боярский, и мэтры нашего кино Алексей Петренко с Алексеем Жарковым. Начинающая актриса не затерялась, исполнив свою роль броско и очень уверенно.
Дебют Анны Самохиной оказался столь удачным, что Юрий Кара тут же пригласил ее на главную роль Риты в картину «Воры в законе» по рассказу Фазиля Искандера. А затем актриса с успехом снялась в роли Маританы в костюмной ленте Яна Фрида «Дон Сезар де Базан»
и княжны Таракановой в исторической драме В. Мельникова «Царская охота».
В фильме «Царская охота», где Анна Самохина играла княжну Тараканову, ей пришлось в первый и последний раз сняться в эротическом эпизоде - больше на подобное она не решалась. Если по сценарию было необходимо раздеться, Самохина требовала, чтобы за нее это делала дублерша.
Фильм «Воры в законе» был с восторгом принят публикой, его посмотрело 39 с половиной миллионов зрителей и безжалостно обруган критикой. Анна Самохина вспоминала: «Я благодарна судьбе за то, что попала в этот фильм, он принес мне популярность. Однако с героиней фильма у меня нет ничего общего - ни одного взгляда, шага. Я человек верующий, христианка. Много лет спустя смотрю на себя в этой картине и думаю - боже, какое чудовище! Но если бы меня снимали, какая я есть, было бы совершенно неинтересно. Я обычный человек, неэкзальтированный, неизбалованный, не люблю больших компаний…»
Столь стремительная кинокарьера позволила актрисе в 1989 году покинуть Ростов и перебраться в северную столицу, - Анну Самохину пригласили работать в театр имени Ленинского комсомола.
Между тем наступили 1990-е годы – не самое лучшее время для отечественного кинематографа.
Актрисе приходилось по финансовым соображениям соглашаться на неинтересные, коммерческие роли: «Брюнетка за 30 копеек», «Страсти по Анжелике» и другие роли. Надо отдать актрисе должное, и в этих фильмах она продолжала оставаться необычайно эффектной. Но Самохиной не нравилась такая работа. По ее словам, съемки в сериалах основаны на «потогонной системе» - работать приходилось по 14 часов в сутки. Напряженный график сказывался на здоровье, и Самохина стала отклонять практически все предложения.
В 1990-е годы Анна Самохина возглавила студию «Диапазон». В качестве художественного руководителя этой студии в 1996 году на фестивале в Монако она представляла телефильм «Гроза над Русью», поставленный по «Князю Серебряному» А.Толстого, в котором свои последние роли исполнили Сергей Бондарчук и Олег Борисов.
Поле нескольких лет простоя Анна Самохина в конце 1990-х годов вернулась на киноэкран в роли Зинаиды Волошиной в криминальной комедии Виталия Москаленко «Китайский сервиз», где также снялись Олег Янковский, Сергей Безруков и другие не менее известные актеры.
В том же 1999 году актриса появилась в сериале «Улицы разбитых фонарей». Серия называлась «Дама с собакой». Анне Самохиной, по ее словам, понравилась работать в этом сериале: «На площадке «Ментов» все делается профессионально, весело и в быстром темпе». В 2001 году на экраны страны вышел сериал «Черный ворон», в котором Анна Самохина сыграла мать Тани Захаржевской Аду Захаржевскую, потомственную колдунью.
«В фильме «Черный ворон» моя героиня влюбляет в себя мужчину с помощью приворотных средств. Я никогда бы не смогла так поступить, как Ада, даже если бы была сильно влюблена, а мужчина - напротив, равнодушен ко мне. Гадания, ворожба - большой грех, а я глубоко верующий человек», - говорила актриса.
Некоторое время Анна Самохина оставалась вне театра. Возвращение на сцену состоялось в 2003 году в Тольятти. Пригласил актрису председатель правительства Самарской губернии Сергей Сычев. Ей было предложено на выбор несколько пьес, из которых она остановилась на «Наполеоне и Жозефинне» чехословацкого драматурга Иржи Губача. «Сразу предупреждаю, что это не та Жозефина! Не Богарнэ, с которой Наполеон провел свои лучшие годы. Это простая женщина-крестьянка, рядом с которой он провел последние годы жизни на острове Св. Елены, безнадежно больным. И прошу при этом учесть, что это комедия. Такое вот сложное, странное сочетание. Спектакль, на котором и плачут, и смеются. И, на мой взгляд, это удача» - рассказывала Анна.
Спектакль, поставленный тольяттинским театром «Колесо», прошел при полных аншлагах. Организаторы рассказывали, что приезжали люди из соседних городов. Кассирша, устав объяснять, что билетов больше нет, как-то пошутила: «300 долларов!» На что ей ответили: «Хорошо, нам, пожалуйста, 10 штук». Впоследствии премьеры состоялись в Самаре и Санкт-Петербурге.
Актриса много и успешно работала на театральной сцене в театре «Русская антреприза имени Андрея Миронова», Санкт-Петербургском антрепризном Театре Комедий. Ее красота мало кого оставляла равнодушным. С большим успехом она играла роль маркизы де Мертей в российско-французской постановке по роману Шодерло де Лакло «Опасные связи».
В последние годы жизни Анна Самохина нередко снималась в сериалах. После «Черного ворона» она снялась в третьем блоке сериала «Бандитский Петербург», где сыграла главную женскую роль Кати. Кроме того, актриса сыграла Ирину Полянскую в сериале «Повторение пройденного» и Машу в сериале «Три цвета любви».
О несыгранных ролях в театре и кино Анна говорила без тени сожаления, потому что в ее актерском багаже накопилось много ярких персонажей, в полной мере раскрывающих многогранный талант актрисы. «Можно говорить только о том, что уже не удастся сыграть. Например, Джульетту я как-то промахнула, Офелия пролетела мимо, да и Золушку, наверное, сыграть не удастся. А все остальное…» Анне, по ее собственному признанию, были любопытны разные исторические личности, их играть всегда интересно и ответственно.
Первый брак Анны с Александром Самохиным распался спустя пятнадцать лет. Анне, как человеку очень целеустремленному, всегда надо было двигаться вперед, она не принимала застой ни в каком деле. Ее первая семья, по мнению актрисы, и подверглась такому застою: «Саша очень спокойный, а мне все время чего-то надо, я рвусь вперед. Так вот все и получилось…».
Со вторым мужем Анна Самохина познакомилась в кафе, владельцем которого был молодой человек по имени Дмитрий, бывший физик и кандидат наук. В то время он был разведен, в первом браке у него была девочка трех с половиной лет. Эта встреча круто изменила судьбу обоих, и вскоре Самохина развелась с первым мужем и ушла с дочерью к Дмитрию, сохранив с Александром Самохиным хорошие отношения.
Со вторым мужем у актрисы образовался не только брак, но и совместный процветающий бизнес - рестораны «Граф Суворов» и «Поручик Ржевский». Это вторая профессия ей очень нравилась. Кроме того, актриса занималась всевозможными общественными делами в Санкт-Петербурге. Анне, по ее словам, нравилось заниматься предпринимательством – и это помогало достигать поставленных целей. Рестораны «Граф Суворов» и «Поручик Ржевский» пользовались популярностью в городе на Неве. Другим увлечением актрисы были автомобили. Самохина ездила на черном «Мерседесе». И предпочитала отдыхать в странах с жарким и сухим климатом. По собственному признанию, она обошла Египет вдоль и поперек. Ей нравилось бывать в Крыму, особенно в Судаке.
Однажды Анна Самохина согласилась на предложение Дмитрия Астрахана и поехала в Москву репетировать роль в антрепризном спектакле с Дмитрием Харатьяном. Но работа не получилось: «Харатьян заболел, случилось несчастье с нашим спонсором, все начало ломаться. Как-то не складывалось. Наверное, потому, что должно было случиться совершенно другое».
Находясь в Москве в расстроенных чувствах, Анна как-то созвонилась с одним из своих старых приятелей Евгением: «Я сказала, что не понимаю, что случилось и почему все рушится под ногами. Он ответил: «Ну что ж, есть один простой выход. Завтра я приеду и заберу тебя». Так все и получилось, и сейчас у Анны третий брак.
«Человек этот появился в моей жизни не случайно, не на белом коне. Но, как подтверждает жизнь, из приятелей, которые вас достаточно хорошо знают, получаются наиболее надежные друзья по жизни», - говорила Анна.
Избранником актрисы стал офицер-таможенник в отставке Евгений. Сейчас он занимается творческими делами Анны. В свое время он окончил Ленинградский институт культуры по специальности «руководитель академического хора», но потом судьба распорядилась так, что пошел на службу.
В конце ноября 2009 года актриса собиралась поехать отдохнуть на Гоа. Но из-за внезапных болей в желудке она решила пройти обследование. 25 ноября 2009 года Анна была госпитализирована, врачи диагностировали рак желудка в последней, четвёртой стадии. Предположительно причиной заболевания стали сомнительные диеты, которые сильно подорвали здоровье актрисы. Вместе с тем не исключается наследственная предрасположенность к онкозаболеваниям, годом ранее Анна потеряла мать из-за онкологического заболевания.
Сама Анна пыталась лечиться методами народной медицины. Пробовала голодать по методу украинского врача Лаппо, но не смогла выдержать больше четырех дней.
Болезнь развилась стремительно в последние месяцы ее жизни, достигла необратимой стадии, и большинство врачей, в частности специалисты Израиля и Германии, отказались от лечения, посчитав, что спасать Анну уже слишком поздно. Четвертая стадия рака желудка – неоперабельна, все, что могли сделать питерские врачи, – это назначить курс химиотерапии, которую актриса прошла в декабре.
Медики оценивали состояние актрисы как «стабильно тяжелое». По словам лечащих врачей, после проведенного сеанса химиотерапии Анна Владленовна, вопреки ожиданиям, стала чувствовать себя хуже - артистку мучили сильнейшие боли в области печени, спастись от которых можно было лишь с помощью наркосодержащих лекарственных препаратов. Анне переливали кровь и кололи глюкозу.
- После первого курса химиотерапии у нее отказала печень, и поэтому мы не стали проводить второй, - рассказал лечащий врач актрисы Александр Лебеденец. - Однако уже тогда можно сказать, что надежды у нас не было.
В последние дни Самохина отказалась от лечения. Проведя дома всего лишь несколько дней, согласилась переехать в хоспис в Парголово. Ухаживать за ней приехала из Москвы старшая сестра Маргарита.
Как только информация о болезни актрисы стала достоянием общественности, министр культуры Александр Авдеев подписал указ о присвоении Анне Самохиной звания «Заслуженной артистки России».
Друзья Анны Самохиной хотели устроить в ее честь благотворительный концерт, вся прибыль от продажи билетов на который должна была поступить на счет Анны и пойти на ее лечение. Евгений Дятлов, Михаил Боярский, Георгий Штиль, Евгений Александров, Евгений Леонов-Гладышев и другие актеры России должны были выступить в одном из питерских ДК. Планировалось привлечь и батюшку, чтобы помолиться о здоровье Анны Владленовны.
Но Самохина сама попросила не устраивать никаких мероприятий в ее честь. «Буду биться до последнего!», - мужественно говорила актриса, хотя не могла самостоятельно передвигаться. Незадолго до смерти состояние Самохиной улучшилось, она могла самостоятельно сесть на кровати и даже есть. «Еще вчера она чувствовала себя отлично», - не верили в потерю близкие. Друзья и коллеги надеялись, что это признак того, что болезнь отступает, но это оказалось не так.
- Кругом – люди: у меня есть друзья и поклонники. Многие женщины порой хотели бы уйти, да некуда: они материально зависимы. Я – искренний человек и счастлива, что могу позволить себе такую роскошь, как бескорыстная влюбленность. Можно сказать, что я уже причислена к категории одиноких женщин. Наверное, причина – в моей самодостаточности. Я в состоянии себя обеспечить, у меня есть имя. И вообще считаю, что современный мир перевернулся: семья мало кому нужна. Наступило время одиноких людей. Я по гороскопу Козерог. А люди, рожденные под этим знаком, не переносят давления. Для меня невыносимо, когда мной пытаются манипулировать, - говорила о себе Самохина в одном из интервью.
Коллеги ценили ее за талант и человеческие качества. Режиссер Юрий Кара и актер Михаил Боярский считали, что Самохина – одна из самых недооцененных актрис своего поколения. Режиссеры зачастую эксплуатировали ее красоту, а не только артистический дар.
Дочь Анны Самохиной - Александра в 2004 году окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, снимается в кино, играла в антрепризных спектаклях вместе с мамой. Дочь внешне очень похожа на свою маму.
Анна Самохина скончалась 8 февраля 2010 года в 2 часа ночи в хосписе № 3 Санкт-Петербурга в поселке Парголово. Похороны состоялись на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич рассказывал об Анне Самохиной: «Я потрясен столь ранней смертью Анечки, это очень неожиданно для всех нас, хотя мы и знали о тяжелой болезни Самохиной, – отметил режиссер. – В последние месяцы я постоянно созванивался с ее дочкой Сашенькой, девушка вела себя очень мужественно, ведь вся эта беда свалилась, прежде всего, на ее плечи». «Когда стало известно о болезни Анны, выяснилось, сколько людей по всей России любят и боготворят Аню, стремятся ей помочь, – рассказал он. – И сейчас все они плачут. Это дань таланту Самохиной и благодарность за то счастье, которое она нам дарила».
По словам режиссера, Анна Самохина была замечательным человеком, веселым, талантливым. «Она была, как сверкающий бриллиант, но при этом обладала очень сильным, совсем не женским характером», – считает он. «Так страшно, что рак забирает у нас таких талантливых, таких молодых: Абдулова, Янковского, Самохину, – продолжил режиссер. – Видимо, профессия актера все же опасна, поскольку грешна. Они лицедействуют, создают образы, придумывают души, которые любят зрители. А может быть, просто эти люди были слишком прекрасны для нашего мира».