-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в POGODA1

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.06.2011
Записей: 4607
Комментариев: 56
Написано: 4678


Без заголовка

Понедельник, 13 Февраля 2017 г. 19:51 + в цитатник
Цитата сообщения lj_arbatovagidepar Томские кружева. Часть 33. Железнодорожные вокзалы Томской ветви Транссиба

Оригинал взят у volos_t в Томские кружева. Часть 33. Железнодорожные вокзалы Томской ветви Транссиба


В конце XIX – начале XX веков в Сибири произошло событие, позволившее совершить большой рывок в развитии этого региона России и кардинально изменившее судьбу одного из его крупнейших городов - Томска.


В 1891 году началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, через 10 лет связавшей столицу Российской империи Санкт-Петербург с ее тихоокеанскими портами - Владивостоком и Порт-Артуром. Благодаря ней на карте страны появились новые населенные пункты, а небольшие поселки превратились в крупные города. В Томске же произошла обратная ситуация. Город потерял свое былое значение, а его развитие затормозилось на долгие годы. Это было обусловлено тем, что главная железнодорожная магистраль пролегла в 70 верстах южнее, лишив тем самым Томск роли важного транспортного узла по пути на восток. Так произошло по причине технических трудностей прокладки прямой линии и экономической нецелесообразности делать специальную петлю через город. Однако существуют и всевозможные домыслы и предположения о том, что город лишился главной линии Транссибирской магистрали по причине скупости местных купцов и нежелании дать взятку “кому следует”. Так или иначе, но город получил только тупиковую однопутную ветку железной дороги, связывающую его с магистралью в районе станции Тайга (Томск-Таежный).

1896г. Железная дорога в долине р.Ушайки на подъезде к станции Томск. Автор фото: И. Томашкевич. Источник: "Великий путь". Виды Сибири и ее железных дорог. Выпуск 1. От реки Оби до реки Енисея и Томская ветвь. Редактор и составитель: Мендель Аксельрод. Иллюстратор: И. Томашкевич. Издательство: Издатель А. Н. Аксельрод. 1899.


1896г. Каменный мост через р.Ушайку на подъезде к станции Томск. Его строительство завершено в июне 1896г. Автор фото: И. Томашкевич. Источник: "Великий путь". Виды Сибири и ее железных дорог. Выпуск 1. От реки Оби до реки Енисея и Томская ветвь. Редактор и составитель: Мендель Аксельрод. Иллюстратор: И. Томашкевич. Издательство: Издатель А. Н. Аксельрод. 1899.


Ее торжественное открытие состоялось 22 июля 1896 года.

22 июля 1896г. Прибытие первого поезда на станцию Томск. Автор фото: И. Томашкевич. Источник: "Великий путь". Виды Сибири и ее железных дорог. Выпуск 1. От реки Оби до реки Енисея и Томская ветвь. Редактор и составитель: Мендель Аксельрод. Иллюстратор: И. Томашкевич. Издательство: Издатель А. Н. Аксельрод. 1899.


Расположение железнодорожных станций в Томске было определено еще в 1891 году. Планировалось, что главный пассажирский вокзал появится на южной окраине города в районе Спасской дороги (Коларовский тракт), товарная станция – в районе Иркутского тракта, а еще один вокзал на северной окраине Томска возле речного порта. Однако в 1895 году при принятии финального решения победили сторонники расположения главной товарно-пассажирской станции в районе Иркутского тракта в двух верстах от города за пересыльной тюрьмой (сейчас это станция “Томск-II”).

Схема железнодорожных путей и станций города Томска. Источник: История строительства Томской ветви / В. И. Привалихин ; Худож. В. Грошев; Фот. Н. Голомидов. - Изд. в авт. ред. - Томск : Красное знамя, 1996


Такое ее расположение в северо-восточной части города было обусловлено тем, что в этой стороне были сосредоточены основные торгово-промышленные учреждения. На станции было выстроено деревянное пассажирское здание вокзала III класса и обустроена вся сопутствующая инфраструктура (паровозное депо, водонапорная башня, пакгауз, крытая грузовая платформа, служебные здания и жилые дома для персонала, лечебница и др.).

1896г. Станция Томск в районе Иркутского тракта. Автор фото: И. Томашкевич. Источник: "Великий путь". Виды Сибири и ее железных дорог. Выпуск 1. От реки Оби до реки Енисея и Томская ветвь. Редактор и составитель: Мендель Аксельрод. Иллюстратор: И. Томашкевич. Издательство: Издатель А. Н. Аксельрод. 1899.


Здание вокзала хоть и было красивым, но совсем не уникальным, т.к. строилось по типовому проекту.

Конец XIX - начало XX веков. Здание деревянного вокзала Томск. Источник: Томск: история города в иллюстрациях, 1604-2004 : [альбом] / Том. гос. ун-т, Том. обл. краевед. музей ; [идея, сост., дизайн, макет О. В. Патриной; сост., текст Н. М. Дмитриенко; фотосъемки В. В. Леонтьева и А. Ю. Почтарева; науч. ред. Э. И. Черняк] .— Томск : Издательство Томского университета, 2004 .


1899г. Празднование завершения строительства Средне-Сибирской железной дороги. Источник: Томск: история города в иллюстрациях, 1604-2004 : [альбом] / Том. гос. ун-т, Том. обл. краевед. музей ; [идея, сост., дизайн, макет О. В. Патриной; сост., текст Н. М. Дмитриенко; фотосъемки В. В. Леонтьева и А. Ю. Почтарева; науч. ред. Э. И. Черняк] .— Томск : Издательство Томского университета, 2004 .


Такие же были построены на других станциях Транссибирской магистрали: Обь, Тайга, Мариинск, Ачинск, Канск, Тайшет, Зима, Половина, Нижне-Удинск и др.

Деревянный вокзал на станции Объ.


Деревянный вокзал на станции Тайга.


Деревянный вокзал на станции Мариинск.


Деревянный вокзал на станции Ачинск. 1899г


Деревянный вокзал на станции Канск-Енисейский. 1977г. Источник.


Деревянный вокзал на станции Тайшет. 1911г. Источник.


Деревянный вокзал в несколько видоизмененном виде простоял до середины 1990-х годов, когда был снесен.



Фото: 1970-е гг. Такси на привокзальной плащади. Источник.



Здание деревянного вокзала Томск-II. Источник: История строительства Томской ветви / В. И. Привалихин ; Худож. В. Грошев; Фот. Н. Голомидов. - Изд. в авт. ред. - Томск : Красное знамя, 1996



Здание деревянного вокзала Томск-II. 1996г. Источник: Мой Томск / София Привалихина. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Тула : Пересвет, 2011


На его месте выстроено новое кирпичное здание с жутким дизайном.

Фото: 2012г. Автор: Вячеслав Степанов (gelio). Источник.


Та же участь постигла и остальные однотипные вокзалы по Транссибу. Единственный уцелевший вокзал сейчас находится на станции Половина в Иркутской области.

Вокзал на станции Половина. 2012г. Источник.


Другая железнодорожная станция “Черемошинская пристань” с деревянным одноэтажным вокзалом была построена на северной окраине Томска около речного порта. Она выполняла главным образом товарную функцию, т.к. здесь происходила перевалка грузов с пароходов и пристанских складов в вагоны и наоборот. Вероятно, здание вокзала тоже было типовым. До наших дней не сохранилось.

1896г. Станция "Черемошинская пристань” с деревянным вокзалом. Автор фото: И. Томашкевич. Источник: "Великий путь". Виды Сибири и ее железных дорог. Выпуск 1. От реки Оби до реки Енисея и Томская ветвь. Редактор и составитель: Мендель Аксельрод. Иллюстратор: И. Томашкевич. Издательство: Издатель А. Н. Аксельрод. 1899.


Расположение главного вокзала в районе Иркутского тракта возможно и было удобно промышленникам, но не населению Томска. Он изначально не пользовался популярностью. Большинство пассажиров сходило с поезда до него на Степановском разъезде, оборудованном при прокладке томской железнодорожной ветки возле пригородного дачного поселка Степановка. Для пассажиров здесь была выстроена небольшая деревянная полуказарма.

Полуказарма на Степановском разъезде. 1896г. Источник: История строительства Томской ветви / В. И. Привалихин ; Худож. В. Грошев; Фот. Н. Голомидов. - Изд. в авт. ред. - Томск : Красное знамя, 1996


В 1898 году разъезд “Степановка” был преобразован в станцию и переименована в Межениновку в честь Н.П. Меженинова – главного строителя железной дороги от Новониколевска до Иркутска (в том числе и Томской ветви). Популярность этой станции вынудила власти построить в 1898-1899 годах на месте полуказармы деревянное здание вокзала, не уступающее своими размерами главному вокзалу Томска. Но в отличие от него вокзал “Межениновка” строился не по типовому проекту. По одной из версий его архитектором был Константин Константинович Лыгин.

Здание деревянного вокзала Томск-I. Начало XX века. Источник: Мой Томск / София Привалихина. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Тула : Пересвет, 2011


Деревянное здание вокзала на станции прослужило до 1935 года, когда было заменено новым кирпичным вокзалом.

Фото: 1930-е гг. Здание нового каменного вокзала со стороны железнодорожных путей.


Фото: 1950-е гг. Здание вокзала со стороны вокзальной площади. Источник: Город. Томская панорама начала XX века : [альбом] / [идея проекта А. В. Здвижкова; авт. плана-панорамы Ю. П. Нагорнов; авт. текста: Э. К. Майданюк и др.; худ. ред., дизайн Л. В. Колотовой; лит. ред., корректура Н. Ю. Потехиной; PR-сопровожд. В. А. Музалевского; технич. обеспеч. О. А. Демьянова; фото А. В. Малахова и др.] .— Томск : Курсив, 2004


Фото: 1960-е гг. Здание вокзала со стороны вокзальной площади. Автор: А.Райх. Источник: Фотоальбом "Томск" Западно-Сибирского книжного издательства, 1966 г.


Правда и он уже два раза менее чем за век поменял свой облик. Один раз в 1974 году (был перестроен только фасад со стороны вокзальной площади), второй – в 2004-м (перестроен полностью).

Фото: 1974г. Перестройка вокзала. Источник.


Фото: 2001г. Второй облик каменного вокзала со стороны вокзальной площади.


Фото: 2001г. Второй облик каменного вокзала со стороны железнодорожных путей.


Фото: 2012г. Третий облик каменного вокзала со стороны вокзальной площади. Автор: Вячеслав Степанов (gelio). Источник.


Фото: 2012г. Третий облик каменного вокзала со стороны железнодорожных путей. Автор: Вячеслав Степанов (gelio). Источник.



Станция “Межениновка” постепенно расширялась, принимая на себя функции главного железнодорожного вокзала города. И наконец, 1 января 1909 года она была переименована в станцию “Томск-I”. Станция “Томск” в районе Иркутского тракта стала называться соответственно “Томск-II”.

При прокладке Томской ветви помимо станций “Томск”, “ Черемошинская пристань” и разъезда “Степановка” были обустроены еще два разъзда (№1 и №2) и станция “Басандайка”.

На станции “Басандайка” было построено деревянное одноэтажное здание вокзала V класса.

Здание старого вокзала Межениновка. 2004г. Автор: Дмитрий Афонин. Источник.


Оно простояло до 2000-х, после чего было заменено современной халтурой.

Здание нового вокзала Межениновка. 2006г. Фото: С. Болтенко. Источник.


Сама станция получила свое нынешнее название “Межениновка” в 1909 году.

Разъезд № 1 располагался в деревне Федосеево. 9 декабря 1916 году он был преобразован в станцию “Богашево” по фамилии Степана Михайловича Богашева – начальника Томской железной дороги в 1913-16гг. Позже название разъезда распространилось и на деревню. Станция “Богашево” примечательна тем, что в начале XX века на ней появилось красивое деревянное здание вокзала, выстроенное по проекту Константина Константиновича Лыгина. По одной из версий архитектор перестроил находившуюся на станции полуказарму. По другой – под вокзал приспособили бывший дом Богашева с дачи в этой деревне, построенный Лыгиным в 1895 году.

Здание старого вокзала Богашево. Источник.


Здание старого вокзала Богашево. 1950г.


Здание старого вокзала Богашево.


Здание старого вокзала Богашево. 2002г. Автор: Дмитрий Афонин. Источник.


Здание вокзала простояло почти век, а в ноябре 2002 года исчезло. Достоверно неизвестно, что с ним случилось. Сейчас на его месте новострой.

Здание нового вокзала Богашево. 2012г. Автор: Олег Абрамов. Источник.


Можно бесконечно долго расстраиваться по поводу прокладки Транссибирской железнодорожной магистрали мимо Томска. Из-за этого события город не стал важным промышленным центром и транспортным узлом с населением с населением более чем в миллион человек как, к примеру, соседние Новосибирск, Омск, Красноярск. А с другой стороны - именно благодаря ему город замедлил свое развитие и сохранил большую часть уникальной деревянной архитектуры, с которой я уже не первый год знакомлю вас на страницах этого блога.

Спасибо за внимание.

Если Вам интересна тема деревянной архитектуры Томска и вы хотите знать о ней больше, то приглашаю присоединиться к группе "Томские кружева" в социальных сетях:



А также не забывайте добавляться в друзья, чтобы следить за обновлениями этого журнала.



Содержание альбома "Томские кружева":

Часть 1: ул.Шишкова 10, 12
Часть 2: Особняк архитектора Хомича
Часть 3: ул.Вершинина 12
Часть 4: Особняки на ул.Пушкина
Часть 5: пер.Соляной 18
Часть 6: ул.Войкова 21, 23
Часть 7: Дачный городок
Часть 8: пр.Фрунзе
Часть 10: Усадьба купца Л.Д. Желябко
Часть 11: ул.Кононова, пер.Комсомольский
Часть 12: Особняк купца А.Ф. Громова
Часть 13: Сосновый бор
Часть 14: пр.Ленина (Садовая)
Часть 15: пр.Ленина (Почтамтская, Миллионная)
Часть 16: Дом купца Г.М. Голованова

Часть 17: ул.Татарская
Часть 18: ул.Татарская
Часть 19: ул. Максима Горького
Часть 20: ул. Красноармейская
Часть 21: Усадьба врача Грацианова

Часть 22: ул.Алтайская
Часть 23. Самый старый деревянный дом
Часть 24. Дом с драконами
Часть 25. ул.Обруб
Часть 26. пер.Ванцетти
Часть 27. ул.Карла Маркса
Часть 28. ул.Карташова
Часть 29. ул.Войкова
Часть 30. Тверская 66
Часть 31. пер.Батенькова
Часть 32. ул.Кузнецова 17
Часть 33. Железнодорожные вокзалы Томской ветки Транссиба

Содержание альбома "Томские кружева. Хроника гибели":

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

Часть 5

Полный каталог записей о деревянном зодчестве России смотрите здесь.


http://arbatovagidepar.livejournal.com/1641607.html

Рубрики:  интересное

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку