Нейро-лингвистическое программирование. Практическая психология для всех.
Нейро-лингвистическое программирование, или коротко НЛП – это наука, которая возникла как часть практической психологии, ориентированная на быстрое достижение необходимых человеку результатов путем особого взаимодействия с окружающими. Сейчас нет такой сферы человеческой деятельности, которую бы эта наука не охватывала. Например, что может человек, отлично владеющий НЛП? Представьте себе такую ситуацию: есть два человека, один из которых хочет продать веник за 200 руб., а другой совсем не хочет его приобретать. Через некоторое время можно наблюдать следующее – тот человек, который не собирался покупать веник, покупает его, благодарит и при этом приходит домой с ощущением абсолютного удовлетворения от покупки данного веника.
НЛП не надо путать с программированием на компьютере, эта наука не имеет ничего общего с такими языками программирования как С++, Java, Pascal и др. В данном случае в роли компьютера выступают люди, т.е. они своего рода биокомпьютеры. И как мы все знаем в компьютерах есть программы. В данном случае – это стратегии поведения, которые могут быть как на сознательном так и на подсознательном уровне. Как правило, люди не знают о том, что они ведут себя в соответствии с этими программами, заложенными в них (например, рукопожатие). К примеру, если на Вас орёт начальник, Вы, разумеется, обижаетесь. Как Вы думаете, на что это похоже? На то, что начальник подошёл к клавиатуре, нажал кнопку и получил результат - Вы обиделись. Заметили фишку? Вас как личность в процессе не присутствует - Вы не выбрали - обижаться Вам или нет. А НЛП как раз и позволяет создавать такие программы, отличающиеся от тех, что уже заложены, чтобы у Вас появился выбор. Но что самое главное такие программы можно создавать у других людей, так чтобы они даже ничего и не заметили.
Слово "нейро" в НЛП подразумевает под собой всё, что относится к нервной системе человека и её механизмам действия, в том числе большое внимание уделяется механизмам восприятия действительности. А слово "лингвистическое" предполагает, что программировать можно ещё и через речь.
Нейролингвистическое программирование довольно молодая наука, хотя оно младше гуманистической психологии всего на десять лет (термин НЛП появился весной 1976 года). Создателями этой науки стали Ричард Бэндлер и Джон Гриндер — представители бунтарей-шестидесятников. Все, кто, так или иначе, общался с Бэндлером, отзывались о нем, как о человеке, открыто не признающем условностей, норм и принципов, если они противоречили его собственному мировоззрению.
Одновременно с этим он был очень талантливый молодой человек, которому легко давался процесс обучения, кроме того, он имел полезное свойство — наблюдать за действиями других людей, вживаясь в них и перенимая их поведение. Этот интерес перерос в научный, когда Бэндлер поступил в университет, хотя основной его специализацией стали точные науки и философия.
Во время учебы и научной работы Бэндлер активно общался с известными представителями различных психотерапевтических течений. Под руководством одного из них, Перлза, Бэндлер начинает вести группы гештальт-терапии. Его супервизором становится Джон Гриндер. Считают, что именно этот период их совместной работы стал самым плодотворным для будущего НЛП-подхода.
Бэндлер и Гриндер не только исполняют роль ведущих группы — один из них находится в постоянном наблюдении за действиями второго. Так формируется список действий, влияющих на сознание личности. Именно на них будут построены основные приемы НЛП.
У НЛП есть две базовые идеи. Итак, представьте себе, что Вы общаетесь с другим человеком. На что Вы обращаете внимание прежде всего? Наверное, на то, что ваш собеседник говорит. Когда человек говорит, его сообщение состоит из двух частей. Первая - это речь (7% сообщения). Вторая - невербальное послание (догадайтесь, сколько процентов?). Поэтому очень важно замечать "невербалику".
Теперь можно сказать о том, как же вызвать доверие у собеседника - будь то покупатель, преподаватель на экзамене и т.д. В любом случае, чем больше доверия собеседник испытывает к Вам, тем больших результатов Вы добьётесь. Надо достигнуть раппорта, то есть состояния бессознательного доверия. Для этого используется такой инструмент НЛП, как подстройка и якоря.
Подстройка - максимальное копирование поведенческих паттернов собеседника, начиная от позы и заканчивая стратегиями мышления.
Якоря – это, наверное, самое простое, что есть в НЛП. Якорь - это внешний стимул, вызывающий внутреннюю реакцию, состояние, переживание или даже поведенческую реакцию. Якоря могут быть визуальными (которые видно), аудиальными (которые слышно) и кинестетическими (которые ощущаются телом).
Есть еще такое понятие как лингвистический компонент НЛП — это те ключевые слова, мимика, позы, действия, которые позволяют "усыпить" сознательное и работать с бессознательным. На данных словах и основаны принципы науки. Например, прием разрыва шаблона основан на особенностях мышления человека.
Например, когда мы здороваемся, то действия рукопожатия у нас идут автоматически, мы подаем руку, нам подают руку и происходит рукопожатие. А вот специалист по НЛП сможет запросто сбить эту программу, сделав какое-то неожиданное действие, например, резко нагрубить, или погладить по голове, человек какое-то время будет в легком недоумении и в это время ему можно внушить что угодно. Это и называется разрывом шаблона.
Яркий пример, где можно и даже нужно применять НЛП это реклама.
Например, маркировка текста. В основном тексте каким-нибудь способом (например, жирным шрифтом) выделяются слова, которые, если читать только их, составляют свой смысл. При прочтении основного текста второй смысловой уровень уходит на бессознательный уровень.
Джон Гриндер, как говорилось выше один из основателей НЛП, когда у него брали интервью о применении НЛП в рекламе, выделил три приема из НЛП, которые в последнее время все чаще начинают использоваться в рекламе. Цитируем: "Эти три приема, встречающиеся все чаще: подтекст (второй смысл), синестезия (смешение или переключение каналов информации) и использование юмора. Все три чрезвычайно эффективны — но, заметьте, эффективны именно на бессознательном уровне".
Но помимо основных приемов, которые наиболее часто встречаются, есть еще масса других, таких например как маркировка, речевые пресуппозиции, создание комплексных эквивалентов ("мыслевирусов"), метафоры, подстройка по ценностям, субмодальности, и другие.
Но надо помнить, что максимальный эффект можно достичь путем комплексного подхода, потому что не все приемы применяемые в НЛП эффективны по отдельности. Из-за этого часто появляется мнение, что использование НЛП в жизни вообще и врекламе в частности не эффективно. Поэтому, важно иметь ввиду, что НЛП, это не какой-то отдельный метод или прием, а целостная система техник и моделей, и полностью свою эффективность НЛП реализовывает в системном подходе. Обучением НЛП в настоящее время занимается масса серьезных школ, которые осуществляют подготовку от начальных уровней до высших профессионалов. При желании, овладеть всем комплексом приемов и методов этой интересной дисциплины может любой человек.