-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Шикарная_Какаха

 -Интересы

жить музыка приятные мелочи неприятного бытия

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.12.2007
Записей: 142
Комментариев: 243
Написано: 967




Зажигательные ритмы испепеляющей жизни.

ненавижу придумывать заголовок

Среда, 01 Июня 2011 г. 04:50 + в цитатник
В колонках играет - Dubba Jonny - Home
Лето наступило, через две недели мне будет 20. но это еще пол беды. На следующей неделе чертов экзамен по математике...стараюсь думать о нем поменьше, но что-то не выходит. Убедилась на практике, что егэ - это маразм. Сначала отправили на Фил. парк. это ладно. Но блядь на Юго-Западную! С Речного! это идиотизм. все идиотизм. Хотя я может поменяю свое мнение, если сдам все успешно.

И да, я все еще скорблю по дальним странам, в которые мы так и не поехали. ээто меня гнетет больше всего. Вроде как говорит что в июне, ЕСЛИ я все сдам, и мне не придется ждать пересдачи. Но кто знает, что может обломать все на этот раз.. так стараюсь не загадывать, но ничего не получается и от этого еще грустнее(

Еще бы хотелось, чтобы в этом году ДР был не таким унылым как в прошлом. Странно же) до прошлого года, я справляла свой др с каким-нибудь одним человеком. Уже на протяжении нескольких лет. А в прошлом году решила позвать еще пару друзей. В итоге получилось все уныло. непонятно. наверное мой праздник их не вдохновил. так что в этом году либо все либо ничего.

на этот раз никаких философских мыслей в голове нет.

Пара экзаменов и мозга нет. Я знаю, все так и задумано!
x_2b75ca19 (350x318, 27Kb)


Понравилось: 25 пользователям

...

Понедельник, 02 Мая 2011 г. 22:12 + в цитатник
я устала устала устала

Аудио-запись: Imogen Heap - The Walk.

Музыка

Пятница, 01 Апреля 2011 г. 01:20 (ссылка) +поставить ссылку

Комментарии (0)Комментировать

бу

Пятница, 01 Апреля 2011 г. 01:16 + в цитатник
В колонках играет - Imogen Heap
Надоел чертов холод. надоело, что всегда все планы обламываются. много чего надоело. надоели эти катастрофы по всему земному шару. все кругом бесполезное. некрасивое. мне больше нечего сказать. все всегда не так, как хочется.
много соблазнов кругом, и как бы некоторым из них не поддаться. я то не очень отличаюсь силой воли и выносливостью. но очень страраюсь, но иногда так и хочется хочется хочется. устала держать себя в руках. кто-нибудь подержите меня, чтобы я не наделала гадостных гадостей. да все нормально на самом деле. не хуже чем у других. голова просто больная)

надо бы окна помыть в комнате, а то в мою катакомбу солнечный свет почти не проникает. может это поможет? станет поуютнее. вообще этоо мое убежище, и я не люблю, что кто-то чужой в него вторгается, даже если этот кто-то не чужой. хочешь быть со мной в убежище? тогда построй новое для меня и себя, а это - только мое, и не надо удивлятся, почему я бешусь что ты положил свой носок не в тот угол, а делай то, что я скажу! тут я хозяин и пуп:Р
 (364x481, 29Kb)

хочется, хооочется

Вторник, 01 Марта 2011 г. 23:53 + в цитатник
Весна - полна говна!



все мы ее ждали, ждем и будем ждать)


а в итоге - сами знаете что!
 (278x347, 24Kb)

Головная боль - дайте топор

Пятница, 04 Февраля 2011 г. 21:43 + в цитатник
В колонках играет - еще не поняла что
да нет все в порядке как всегда. И пишу я тут только потому, что не писала уже месяц. Это все система. одна из моих систем. а у меня их ооочень много. например как носить одежду, как красится, пить чай, слушать музыку....вся жизнь в системах. и меня это не напрягает. тогда интересно почему я не могу нормально обучаться или работать) ведь это же тоже система, наверное просто немного сложнее. может потому что, эту систему придумала не я и мне не нравиться, мне не рассказывают все ее подробности, а я должна в ней существовать. о сама сейчас запутала себя)

а что я вам скажу. учится два раза в неделю абсолютно не напрягающее занятие. мне даже иногда это приносит радость) я как вспомню эту учебу 6 раз в неделю! Боже! это же дети дети учатся, а не роботы у которых редко чтот выходит из строя. в общем я считаю, что детей надо отдавать после 7 или 8 класса в экстернат, ибо не хуй! им захламлять мозги не нужной дрянью. может они раньше чем мы смогут понять, кем хотят быть и что делать дальше....не то что мы. 20 лет, а в голове не одной стоящей мысли о своем главном занятии в жизни. ( ну лень, пьянство, наркоманство что еще... уничтожение всего живого на планете, иии перетрахать всех шикарных мужчин или женщин или и тех и других и тд. не в щет )

Вооот . Вика пишет в аську. опять двадцать пять об очередном мужике в которого она влюбилась. эээх я ее люблю конечно....но я промолчу. пойду слушать что там на этот раз. моему терпению в некоторых вещах можно позавидовать...
 (416x480, 65Kb)

Аудио-запись: Fleet Foxes - Mykonos

Музыка

Среда, 05 Января 2011 г. 20:18 (ссылка) +поставить ссылку

Комментарии (0)Комментировать

Вот и он, новый год

Среда, 05 Января 2011 г. 20:17 + в цитатник
В колонках играет - Fleet Foxes - Mykonos
В прошлом году я успела сделать много чего. Ушла из колледжа, первый раз пошла на работу, тратила свои зарплаты на шмотки и откладывала на школу, пошла в школу, отпраздновали первую годовщину нашей любви с Ванечкой, сдала кучу экзаменов и уже на пол пути к аттестату. а а еще в первый раз побывала за границей. я считаю, что год был прожит не в пустую.

Этот год уже начался с проблем. Заболел кот, заболела я. никому не подарила подарков, кроме Ванечки. Хотя знаю, чтобы подарила если бы были деньги.

В этом году надеюсь все получится, что спланировала. а именно: вылечить кота, получить аттестат, попробовать поступить в темирязевку, устроится куда-нить на работу, уехать с Ваней на Филипины. а и конечно же отпраздновать вторую годовщину нашей любви с Ванечкой. А а а еще устроить с Лидией хороший мой день рождения. вот. вроде все.

сил нет, больна, но настроение хорошее и это прекрасно! Быстро всем улыбаться!
 (400x400, 31Kb)

...

Воскресенье, 05 Декабря 2010 г. 15:42 + в цитатник
надоело пялится в этот чертов монитор, но придумать другого занятия не могу. это сводит с ума. жутко одиноко, даже если не одна. уже не помогает просто знание того, что с тобой кто-то есть. не хватает только морального. хочу чтобы со мной всегда был кто-то, даже если мне не хочется. а так только ждешь ничтожных выходных между работой, учебой, чем-то еще. вот и сейчас, оставшись одна я начинаю тихо сходить с ума. жалкое зрелище. меня лучше сейчас не видеть. я одичала совсем, все реже и реже выбираюсь куда-нибудь. и это не из-за зимы плохой погоды бла бла бла. а хуй его знает чего. замкнулась в себе и ничего не предпринимаю. вылазки на учебу 2 раза в неделю не так сильно помогают, хоть и происходит обмен информации с живыми людьми. одного редкого явления мне недостаточно, хотя раньше я упивалась им, думая что мне хватит только его. не могу ничего делать. сама себя не понимаю. слишком много не нужной информации проходящей через мое сердце. не привыкла просить помощи у кого-то и не буду. интересно, изменится ли что-то прежде чем я полностью потеряю себя?

мороз и солнце, день чудесный...

Четверг, 02 Декабря 2010 г. 20:05 + в цитатник
И ничего не чудесно. Холодно. Так холодно что пришлось закрыть окно и задыхаться от табачного дыма. больше и нечего написать. Скоро новый год и я буду наряжать елку. Все. Зима. Этим все сказано

Аудио-запись: Suvetar

Музыка

Среда, 01 Декабря 2010 г. 12:41 (ссылка) +поставить ссылку

Комментарии (0)Комментировать

Скоро Новый Год

Вторник, 09 Ноября 2010 г. 22:44 + в цитатник
...и хочется быть хорошей девочкой, чтобы Дедушка Мороз подарил мне яхту и дом на берегу моря. И безбрежного счастья! Ну только представьте, я стою на берегу белого пляжа, передо мной голубое искрящиеся море, сзади красивый домик с большими окнами, чтобы не прятаться от окружающей красоты, сад, посаженный мною с райскими цветами. В общем, настоящая мечта идиота) Моя отговорка, превратилась в реальную мечту) Ох, совсем забыла про любимого мужчину стоящего рядом со мной на берегу счастья) и подарившего мне все это)) Даа уж, мечтать не вредно)

...ну а пока, я сижу за компом в темной тесной комнате , в серой хрущовке, на окраине большого не нужного мне мегополиса. На улице море из луж и света не видать.ну ничего. все будет чики-пуки.

И обязательно в этот на берегу моря будет кто-то приезжать их друзей! Иногда много, иногда по одному) они будут рассказывать, что происходит за пределами рая, а через несколько дней растворяться в море, солнце и песке и уезжать будут счастливыми и все время будут возвращаться. Э-ээх как прекрасно было бы. Еще неплохо, чтобы я не старела там и была вечно прекрасной) бубубу глупости)
 (700x525, 388Kb)

В прострации.

Пятница, 01 Октября 2010 г. 09:29 + в цитатник
Узнала, что у многих людей нет мечты. Нет цели. Как и у меня. Говорят, что еще молодая и все придет, но мне хочется сейчас знать. Хоть что-то знать, а не жить непонятно зачем.

Знали, что есть старый и молодые души? Старые души встречают после смерти тела наверху и договариваются спустится в низ снова, чтобы не просто снова жить среди живых, а чтобы пройти испытания, которые они еще не успели пройти...Что это глупость, скука или мудрость. Старые души на земле учат молодые души тому, помогают им принимать правильные решения, но их редко слушают. Вот Мать Тереза. Она старая душа. Когда ей предложили пойти на митинг против войны, она сказала, что не пойдет. " Я бы пошла на митинг за мир. " Вроде ничего особенного сказано не было, но почему-то ты вслушиваешься, задумываешься. Это старая душа решила пройти путь мученицы. А мы молодые радуемся жизни, учимся не нужным вещам, и страдаем из-за любой мелочи. Но когда-нибудь и мы станет мудрыми старыми душами и также решать наверху, какое испытания принять в очередной раз.

Наверняка вы сейчас задумались над этим и начали вспоминать людей не по годам рассудительных, сильных и может при этом совсем не счастливых и не устоявшихся, но не унывающих и принимающих все спокойно, как очередное испытание, которое вознесет их к вершинам совершенства, мудрости и умиротворения.

Может ты старая душа?
 (400x320, 30Kb)

Сезон дождей

Среда, 01 Сентября 2010 г. 13:28 + в цитатник
В колонках играет - Karsh kale - home
На улице серо и холодно. В такие дни либо ленивые либо грустные. Угнетающее тепло московской хрущевки, теснота комнат и свинцовое небо нагоняет тоску. Каждый год сентябрь напоминает своими запахами, атмосферой о учебе и еще о чем-то. Что это я еще не разу так и не поняла, но это явно что-то невеселое. Голова заполнена паранойей. Кажется ничего хорошего уже не осталось во мне. Знаю, что такое настроение не очень хорошо, но сегодня меняться оно точно не будет. Мои собственные мысли уничтожают меня каждый день, а после выстраивают меня заново, но уже не такой прочной как раньше. Это воскрешение заставляет что-то делать, двигаться, жить в грязном городе с грязными мыслями людей. С такими же мыслями как у меня. Как у всех.

Осень приносит назойливое чувство одиночества, которое к зиме становится невыносимым. Депрессивные одинокие замерзающие люди будут ходить по улицам города, который не знает покоя и заставляет их двигаться и оставлять следы на снегу и терпеливо ждать прихода весны.



Так жить нельзя, но приходится. Ведь мы не способны изменить что-либо из-за своей никчемности.


Мир прекрасен, чтобы я не говорила.
 (301x699, 65Kb)

Аудио-запись: Fleet Foxes - Blue Ridge Mountains

Музыка

Пятница, 02 Июля 2010 г. 17:37 (ссылка) +поставить ссылку

Комментарии (0)Комментировать

ПАМЯТЬ И РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

Четверг, 17 Июня 2010 г. 03:11 + в цитатник
"Осмысленное" запоминание и "механическое" запоминание. В психологической литературе для обозначения этих понятий обычно используются другие слова. Говоря об осмысленном запоминании, психологи обычно употребляют слова "память", "сознание", "осознание", "осмысление". А под механическим запоминанием подразумевается "реминисценция".

Спор о том, какое запоминание лучше - осмысленное или механическое - бессмысленный. Так как нельзя противопоставлять память реминисценции. Это как "темное" и "светлое", "холодное" и "горячее". Человек использует в учебе и в жизни и то и другое. При обучении запоминанию необходимо учиться и осмысленному запоминанию и механическому.

Вот как толкует слово "память" Пьер Жане (Эволюция памяти и понятия времени, 1928 г.): "Память представляется нам своеобразным действием, изобретенным людьми в ходе их исторического развития, а главное, - действием, совершенно отличным от обычного, автоматического повторения, которое составляет основу привычек и навыков".

Под "реминисценцией" Пьер Жане понимает автоматическое повторение действий, которые часто не зависят от внешних обстоятельств. Реминисценция - это жесткая программа, которая не изменяется внешними стимулами.

В своей книге "Эволюция памяти и понятия времени" П.Жане описывает реминисценцию на примере клинического случая, когда у больной пропала нормальная (осознанная память) и вместо нее возникли приступы реминисценции. Другими словами, больная была сомнамбулой, вставала по ночам, подходила к кровати (на которой не так давно умерла ее мать) и осуществляла серию повторяющихся действий: плакала, причитала, поправляла бельё, что-то говорила. В момент приступа лунатизма "реминисценция ни к кому не была обращена по той простой причине, что больная никого не слышала, никому не отвечала и вела себя во время этих приступов точно так же, как и когда бывала одна…"

Однако это крайние, болезненные случаи проявления автоматического поведения. Как проявляется реминисценция у здорового человека? Нужна ли она нам?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно в течение дня понаблюдать за собою или за своими близкими. Большинство действий человека - хорошо автоматизировано. Понаблюдайте за тем, как человек кушает. Как осуществляется утренний ритуал умывания, вечерний ритуал подготовки ко сну. Понаблюдайте за тем, как после обеда многие люди, буквально как роботы, направляются в курилку. При этом они часто делают одни и те же движения, говорят одни и те же фразы.

Фразы… Реминисценция проявляется и здесь. Речь человека высоко автоматизирована. Разница лишь в том, что у одних людей автоматических фраз больше, у других - меньше. Одни люди используют в речи фразы из рекламных роликов, другие - из художественной литературы. Если длительное время общаться с одним и тем же человеком, то вы заметите, что его речевые конструкции начинают повторяться. И чем больше вы общаетесь с человеком, тем более он вам напоминает заезженную пластинку, повторяющую через 360 градусов одну и ту же фразу. Внимательные люди в этом сразу увидят одну из причин психологической несовместимости.

Есть даже такой специальный метод в психологии - установление авторства книги, статьи. Авторство определяется именно по часто повторяющимся сочетаниям слов. Из этого складывается "неповторимый стиль автора".

Где еще мы можем увидеть проявления реминисценции - автоматических, неосознанных действий? Заглянем в школу на урок литературы. Школьник стоит у доски и рассказывает стихотворение: "Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок…" Что это? Осмысленное припоминание? Конечно, нет. С таким же успехом школьник смог бы зазубрить и стихотворение на совершенно незнакомом (японском) языке: "Кимива обоэтэ иру кочира оно щирои буранко, кадзэни фукаратэ футаридэ юрэта, оно щирои буранко…" В первом случае он понимает, о чем речь, во втором случае - нет. Но сам процесс воспроизведения стихотворения - это чисто механическое действие, не нуждающееся в осмыслении.

Заглянем на урок математики. Учительница учит: "Зубрите формулировки как стихотворение!" "Зачем?", - спрашивают ученики. "Тогда вы сможете их пересказать и написать в контрольной работе". И ученики зубрят. Но понимают ли они при этом, что обозначают повторяемые ими слова? И как долго зазубренное определение сохранится в памяти?

Бездумное заучивание формулировок и определений - это еще один пример механического запоминания, т.е. реминисценции.

Чем занимаются ученики в музыкальной школе, где обучение идет по классической методике? Они зубрят музыкальные произведения. В среднем, за три-четыре месяца, юный пианист или баянист может вызубрить 3-4 пьесы. Учителя добиваются от своих учеников безукоризненно точного воспроизведения. Тогда, по их, мнению, ученик сможет думать над нюансами, над темпом, над акцентами, над "душой" произведения. Но само произведение воспроизводится всегда абсолютно точно, т.е. механически, автоматизировано. Любые отклонения от нотного текста автора считаются ошибками.

Существуют и другие методики обучения музыке, где от учеников не только не требуется точное запоминание нотного текста, но даже запрещается это делать. По такой методике обучают, например, искусству джазовой импровизации. Джазовый музыкант думает при исполнении музыкальной пьесы. Практически он ее сочиняет каждый раз заново, изменяя мелодию и даже гармонию, подстраиваясь к реакции публики и к игре других музыкантов.

Если мы заглянем в спортивную секцию или танцевальный клуб - мы снова встретимся с зубрежкой - с процессом формирования автоматизированных действий. Во многих видах обучения именно механическое, бездумное запоминание является главной целью обучения. И достигается эта цель достаточно просто - огромным количеством повторений одних и тех же действий, слов, фраз.

Главное в реминисценции то, что она не нуждается в понимании. Ученик может воспроизводить стихотворение, формулировку, понятие, определение, отрывок художественного произведения, последовательность движений, музыкальное произведение, совершенно не понимая их смысла. И после сдачи очередного зачета школьник навсегда забывает зазубренную формулировку, так и не поняв, о чем в ней говорилось.

У человека, находящегося в глубоком гипнозе, спрашивают: "Как твоё имя?" После небольшой паузы сомнамбула говорит своё имя приглушенным, загробным голосом. Это ещё один пример автоматического воспроизведения фраз. Вопрос служит стимулом, и в качестве реакции воспроизводится фраза, прочно связанная в мозге с этим вопросом. Сам человек, разумеется, не осознает своих действий и ничего не помнит после пробуждения.

Само по себе умение воспроизводить длинные фразы не является особенно ценным. Ведь и попугай способен точно воспроизводить слова и фразы. Но вряд ли он понимает смысл того, о чем говорит. Он даже может случайным образом поменять местами слова во фразе так, что получится смешно. Но это совсем не говорит о том, что у попугая есть чувство юмора. Как видите, речь не является чем-то особенным, присущим только человеку, и умение повторять фразы еще не говорит об интеллекте.

Есть даже специальное "Пособие для докладчиков" - как-нибудь опубликую его на сайте - это таблица из четырех колонок, где фразы подобраны так, что их можно свободно комбинировать, и при этом будет получаться внешне осмысленная фраза. С помощью такой таблицы можно говорить на собрании несколько часов без остановки. И все будет слушаться достаточно умно и даже остроумно.

Специально обученные обезьяны могут выражать свои мысли и желания вообще без речи (они ведь не могут говорить по физиологическим причинам). С помощью небольшого набора карточек, обозначающих определенные предметы или действия, обезьяны могут обращаться к человеку. Так, в книжках пишут, что одна мартышка, долго смотрелась в зеркало, затем подобрала нужные карточки, и сообщила с их помощью человеку: "Смотри, в зеркале Я". Более того, та же обезьяна научила выражать мысли с помощью карточек своего детеныша. Совершенно самостоятельно, без помощи человека.

Чем же отличается от механического воспроизведения осознанное, осмысленное припоминание? Приведем несколько примеров из мнемотехники - именно эта дисциплина учит запоминать информацию осмысленно, в отличие от бездумной педагогической зубрежки. Но сразу следует оговориться, что мнемотехника не отвергает полностью автоматическое заучивание. Но делает его контролируемым и обязательно дополняет осмыслением автоматически воспроизводящего действия, фразы.

Позволю себе напомнить вам, что мнемотехника целиком и полностью основана на тренировке мышления и внимания. Это само по себе должно уже о чем-то говорить.

Как мнемотехника рекомендует запоминать тексты, формулировки, определения? Учить их дословно? Ни в коем случае!

Первое, ученик должен понять смысл. Это значит, что в воображении должна быть сознательно создана "картинка", которая описывается словами текста, формулировкой или определением. Затем мнемотехника настаивает на том, чтобы ученик разными словами мог описать одну и ту же картинку, при этом, не изменяя смысла формулировки.

Как запоминать последовательность абзацев текста? Педагогика и психология здесь вообще ничего не предлагают. В мнемотехнике этот вопрос решается элементарно просто. Каждый абзац символизируется зрительным образом и образы, обозначающие абзацы текста, легко запоминаются в четком порядке.

Что делать, если в тексте встречаются точные сведения - имена, названия, числовые сведения? Психологи и педагоги в этом случае становятся в защитную позу и заявляют, что даты и названия могут воспроизводить только умственно отсталые люди. Нормальному человеку главное понимать (???), а запоминать такую ерунду (как, например, названия стран и городов в географии) - совсем необязательно. В педагогике проблема с точными сведениями решается слишком просто. Их не нужно запоминать, так как никто такие сведения не будет спрашивать на зачете или экзамене.

Мнемотехника позволяет запоминать точные сведения в тексте не просто совершенно точно, но даже в том же порядке, в каком они встречаются в абзаце текста. Что получается в результате? Конечно, текстовой материал, запомненный методами мнемотехники, не воспроизводится абсолютно точно, как этого можно добиться зубрежкой. Зато можно запомнить несравненно больший объем текстовых сведений, и при этом они будут сохранены в мозге неограниченно длительное время. Сам же процесс запоминания текстов носит в мнемотехнике осмысленный характер. Человек четко представляет в образах смысл запоминаемой информации, специальные (искусственные) приемы используются в тех случаях, когда природная память человека оказывается бессильной - это фиксация последовательности абзацев и запоминание точных сведений.

Если текст, запомненный методами мнемотехники, будет хорошо закреплен в памяти путем нескольких мысленных повторений, то информация может воспроизводиться так точно, что со стороны кажется, будто человек видит в воображении страницу текста и читает по ней. Из этого, по-видимому, возникли у психологов легенды о том, что некоторые люди могут запечатлевать страницу с текстом. На самом деле текстовые сведения фиксируются в памяти с помощью зрительных образов, обозначающих смысл абзацев, последовательность абзацев, точные сведения каждого абзаца.

Мнемотехника использует и реминисценцию - автоматические действия. Это, в частности, применяется при заучивании фраз на иностранном языке, при точном запоминании формулировок. Например, статьи конституции. Этот метод не является новым. Более того, он стар как мир и описывается уже Квинтилианом. Именно он, в отличие от Цицерона, настаивал на точном воспроизведении формулировок. Цицерон и Квинтилиан не понимали друг друга, говорили о разных вещах. В одних случаях действительно необходимо запоминать формулировки очень точно, дословно. В других случаях - пересказ учеником параграфа учебника - дословное запоминание совершенно не нужно.

Технически дословное запоминание фраз осуществляется так. Фразу сначала необходимо осмыслить, то есть представить в воображении то, о чем в ней говорится. Затем из этой сюжетной картинки выбирается главный образ, главная мысль. На фоне этого образа фраза многократно проговаривается мысленно или вслух. Сам образ запоминается на заранее подготовленную систему опорных образов, обеспечивающих безошибочное припоминание последовательности.

Таким образом, запомненный образ служит стимулом, а автоматически воспроизводимая фраза - реакцией. Когда мнемонист воспоминает последовательность образов, то, как реакция на них, следует точное припоминание ранее заученных фраз. Единственное, на что стоит обратить внимание в этой технике, так это на то, что фразы будут запоминаться хорошо только в том случае, если вы хорошо знаете слова, которые в них используются. Поэтому трудно запоминать фразы, смысл которых вы не понимаете. Если речь идет о запоминании фраз на иностранном языке, то сначала следует запомнить слова, в них используемые.

В процессе обучения возникает необходимость использования как осмысленного запоминания (создание образов в воображении), так и механического запоминания (заучивание последовательности слов, действий). При этом в мнемотехнике любое механическое запоминание обязательно "разбавляется" осмыслением, обогащается зрительными образами. За счет этого механическое запоминание осуществляется быстрее и качественнее.

У реминисценции есть интереснейшая особенность. Если какое-то автоматическое действие оказывается запущенным, то оно имеет тенденцию реализовываться до конца. Об этом хорошо сказано у Хазанова: "Он что курит? Нет. Только когда выпьет. Так он еще и пьет? Только когда в карты проиграет".

Здесь содержится понимание того, почему человеку так трудно расстаться со своими привычками, почему одно действие запускает другое. Здесь же мы сталкиваемся с понятиями ригидности и пластичности мышления. Некоторые люди действуют как роботы. Из-за жесткого ритуального поведения (утреннее умывание, например) постоянно опаздывают на работу (это ригидность, закостенелость мышления). Другие люди обладают очень пластичным мышлением, постоянно меняют свои взгляды, привычки, поведение. Чем очень раздражают ригидных людей, которые навсегда застыли в своем развитии и сузили свой диапазон изменчивости, приспособляемости (говоря языком дарвинизма).

Основной механизм этих психологических явлений - реминисценция, автоматически реализуемая программа действий. И, в частности, ее интереснейшая особенность - будучи запущенной, программа стремится к завершению, к полной "прокрутке". Вспомните, например, навязчивые песенки, которые "прилипают" и сами крутятся в голове. На этом механизме - полное завершение автоматической программы - основано дословное запоминание фраз в мнемотехнике. Стоит вспомнить образ, как тут же вспоминается фраза и сама "прокручивается" в голове. Вы наверняка хорошо знакомы с этим явлением. В психологии оно еще называется антиципацией и является одним из главных методических приемов при обучении скорочтению.

Понаблюдайте за своим воображением: "Не слышны в саду…", "Темная ночь….", "И тогда наверняка, вдруг…".

Обобщим вышесказанное об осмысленном и механическом запоминании. Для лучшего понимания проиллюстрируем это примерами.

Ученик воспроизводит письменно или устно заученное стихотворение. Это пример механического, бездумного запоминания. Стихотворение всегда воспроизводится одинаково. Тот же ученик пишет сочинение на тему "Как я провел лето". Это пример осмысленного припоминания, основанного на зрительных образах. Ученик вспоминает "картинки" и описывает их словами. Никогда человек не сможет написать одно и то же сочинение совершенно одинаково. Будет сохранен лишь смысл. Фразы подбираются каждый раз заново, когда возникает необходимость преобразовать припоминаемые образы в слова.

Другой пример. Пусть нужно запомнить формулировку: "Пояс Кьюпера - это внешняя область солнечной системы, за орбитой планеты Нептун, где скопилось большое количество ледяных глыб, способных стать кометами".

Если ученик попытается зазубрить формулировку (как фразу на незнакомом языке), то это будет пример бездумного, механического запоминания, основанного на том, что речевой анализатор человека способен хорошо запоминать небольшие фразы. Образы при этом не используются.

Как рекомендует запоминать формулировки мнемотехника? Необходимо создать в воображении иллюстрацию того, о чем говорится в формулировке. Нужно представить в воображении Солнце, девять планет солнечной системы, обратить внимание на восьмую планету (Нептун), для надежности обозначить её трезубцем Нептуна. Затем необходимо увидеть в воображении огромные ледяные глыбы, летающие по орбите вокруг солнца между восьмой и девятой планетой. И представить, как эти глыбы сталкиваются, слетают с орбиты и начинают летать вокруг солнца по растянутой орбите. Заодно фиксируется с помощью зрительных образов название пояса (Кьюпер) и последовательность формулировки, в том случае, если запоминается сразу несколько десятков формулировок.

Это пример осмысленного запоминания, используемого в мнемотехнике. При воспроизведении формулировки ученик вспоминает не слова, а именно созданную в воображении картинку, и по ней каждый раз заново создает словесное описание. Дословного воспроизведения формулировки в этом случае мнемотехника не требует. Главное - точная передача смысла, пространственно организованной комбинации зрительных образов.

Аналогичным образом запоминаются и другие виды информации: сложные знаки, иероглифы, иностранные слова, формулы, текстовые сведения, основные положения книг и т.п. Главное в мнемотехнике - это понимание, осмысление, представление в образах. Без понимания запоминание превращается в механическую зубрежку, реминисценцию, бездумное повторение слов и фраз.

В.Козаренко


Поиск сообщений в Шикарная_Какаха
Страницы: [7] 6 5 4 3 2 1 Календарь