Сегодня начинаю публиковать рассказы моего отца Кузнецова Юрия Ивановича, человека разностороннего, неугомонного. Ему 76 лет, он работает дворником, пишет статьи в газеты, выступает на местном Нижегородском телевидении. тридцать лет назад он возглавлял трест "Волговятвторсырье". Безусловно был коммунистом, а кто тогда из руководителей не был? Я тоже был и пионером, и комсомольцем. Хорошее время...
Купил мужик мешок сахара
На прошлой неделе в среду прибираюсь во дворе. Мужик около лет шестидесяти от роду привез мешок сахара на тележке. «Запасся? Теперь тебе никакой кризис не страшен». – «Да какой кризис? В России кризис может быть только в головах. Вот, видишь, купил мешок, и на целый год хватит. Каждый год по мешку запасаю». Вид у него распрекрасный. Здоровяк, да и только, и веселый вдобавок. А в эту среду пришел на работу – у подъезда крышка гроба стоит. Поглядел на фото – он. Пусть земля тебе будет пухом, хороший человек!
КАК Я СТАЛ ГЕРОЕМ
Первая запись в моей трудовой книжке датирована апрелем 1956 года: «Принят на работу в должности 2-го помощника механика РБТ-109».
Этот неказистый с виду работяга был приписан к Горьковскому речному порту. Он первым начинал навигацию и заканчивал последним.
Выталкивал лёд из затона, выводил подготовленные к навигации несамоходные баржи и дебаркадеры. Подводил и отводил от причалов гружёные и порожние суда. Зона действия – от сибирских пристаней до Автозаводского речного порта. Приходилось бывать и в Дзержинске. Работы было невпроворот. Не то, что теперь.
Получили задание по выводу из затона имени Карла Маркса, что напротив Чкаловской лестницы, главного дебаркадера пассажирского порта.
В коренниках – мощный буксир «Семён Дежнев», а мы на подхвате. Наша задача – удерживать дебаркадер, чтобы не « рыскал», то есть шёл ровно и не повредил стоящие по берегам затона суда.
На палубе бригада, сформированная из молодых помощников капитанов других судов. Подают и отдают буксир и чалки. В рубке – двое. За штурвалом опытный, много лет отдавший Волге капитан, но на нашем катере он новичок, и я – начинающий. В моём подчинении два рычага двигателей по 150 « лошадей» и доска приборов. Весь – внимание, исполняю команды капитана : «полный вперёд», « малый ход», « назад» и так далее.
Всей операцией руководит недавно окончивший эксплуатационный факультет ГИИВТ-а Михаил Сизов. Волейболист от бога. Совсем недавно я с восхищением любовался им в спортзале института. Судоводителем он оказался не столь талантливым. На самом выходе из затона, не согласовав действия с нашим капитаном, махнул с дебаркадера своей мощной рукой «Дежневу»: давай, вперёд!
Тот и попёр. Наш РБТ стал медленно, но уверенно крениться на правый борт, в мою сторону. Швартовую команду как ветром сдуло. Попрыгали на дебаркадер. Капитан, похоже, немного растерялся. Молчит. Прикидываю: в его сторону побегу – накроет, в мою, то есть на правый борт, - и подавно кранты. Коленки трясутся, остановить не могу. Подсознательно принимаю решение : оба двигателя – на максимальные обороты, левый – «вперёд», правый – «назад». Мгновение, показавшееся часом,- и наша посудина выправляется по ходу каравана.
Поставили дебаркадер на место летней стоянки. Успокоились. Капитан благодарить стал, героем называет. Говорит, что за все годы плавания на Волге не попадал в аварии и другие ЧП, а тут, за несколько месяцев до выхода на пенсию, случись беда – со стыда бы сгорел. Позор на седую голову.
И рассказал о прошлогоднем конфузе нашего « РБТ». Был в его трудовой биографии один « грешок». Выводил он из затона имени 40 лет Октября
красавец лайнер «Николай Гастелло». Из-за несогласованных действий двух капитанов перевернулся труженик великий, что называется « сделал оверкиль».
- Да ладно, Пётр Алексеевич,- говорю,- какой герой? Если бы я знал о прошлогодней аварии, то уж точно первым дёру дал.
Июнь 2004 г.