ОТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ К МЕТОДОЛОГИИ ЭТИЧЕСКОЙ ФУТУРОЛОГИИ
http://zhurnal.lib.ru/k/korolew_p_m/pe_mef-1.shtml
Аннотация:
Для уяснения характера изменений мира важна такая компонента мышления, которую можно было бы назвать мышление, ориентированное из будущего на ситуацию здесь-и-теперь. Мышление такого рода предполагает, по меньшей мере, двухступенчатую конструкцию, если мы исходим из ценности теории.
________________________________________
Каким образом сейчас организовано хозяйство? - спрашивает Р.Шайхутдинов в книге "Охота на власть" [Шайхутдинов, 2005].
Он выделяет 6 секторов в хозяйстве, а именно:
олигархический сектор,
нерыночный сектор (имеются в виду неприватизированные сферы в ЖКХ, различного рода ГУПы, МУПы и т.п.),
монополии,
бизнес рыночный,
бизнес по совместительству с государством (тот, который возникает вокруг и по поводу государства),
не бизнес (убыточные направления, которые живут на воровстве, на экономических несоответствиях и пр.)
Отмечая при этом, что превалирующим типом отношений являются т.н. реальные отношения - это отношения перераспределения (а не производства и чистого бизнеса).
Он делает попытку классификации структур перераспределения в хозяйстве. В результате этого получилось следующее:
перераспределение между доходными отраслями и депрессивными (их поддержка);
перераспределение между хорошими регионами и плохими (дотации);
ограничения, позволяющие жить депрессивным отраслям.
Поскольку новая стратегия и политика государства не сформированы, то понять, есть ли порядок (или его нет), практически невозможно.
Людям приходится работать в состоянии постоянных изменений и ожидания смены порядка. При этом самим отношениям свойственна беспорядочность (часто меняются партнеры, условия, обстоятельства, законы и пр.).
Стоит обратить внимание и на формы перераспределения, среди которых базовая схема - "откаты", - которая практически стала реальной структурой перераспределения: чиновникам тоже надо как-то жить, и жить не хуже бизнесменов (тех, кто им дает деньги).
Платные услуги, когда государственные структуры создают дружественные коммерческие предприятия, занимающиеся оказанием услуг. При этом нормальное прохождение документов и процедур напрямую связывается и зависит от привлечения обозначенных предприятий для оказания услуг.
Прямые поборы ("на выборы", "на охрану", "на строительство школы").
Соучастие в общих процессах (люди самоорганизуются и скидываются на общие дела там, где нет или не хватает целевых вложений со стороны государства).
Взятки. Использование чиновниками мест: государственные служащие используют государственную инфраструктуру как место, на котором они могут зарабатывать себе в карман.
Вся эта сложная структура перераспределения регулируется общим чувством меры и справедливости (сколько можно, а сколько нельзя, потому что есть разумный и справедливый предел).
Вся система взаимодействия в стране перешла в скрытую, но разумную структуру перераспределения. При этом крупный бизнес совместно с государством не позволяет появиться конкурентам. Альтернативный бизнес растет, но слабо, не интенсивно. Это происходит на всех уровнях хозяйствования: понятно, сколько надо платить, чтобы не было возмущений, чтобы система находилась в стабильном состоянии, и ничего плохого не происходило.
Наладился новый порядок и новая система справедливости.
И понятно, что на данный момент именно чиновничество выиграло политически, а это значит, что оно в той или иной мере обязано брать на себя ответственность за страну в целом.
С этой оценкой трудно не согласиться. Однако ответственность - это, прежде всего, вопрос политический, и с точки зрения методологии и науки весьма непроработанный. Мы намерены восполнить этот пробел, предложив одно из направлений научных исследований и методологический разработок [Aristova, 1995, Aristova, 1997, Aristova and Korolev, 2000]. Частично такое предложение носит характер политической проблематизации, частично категориальной разработки состава и структуры научного (теоретического и методологического) направления
Вложение: 3770647_futur_et.doc