Минский трамвай на фотографиях |
Несмотря на то, что во всём мире трамвай активно развивается, в Минске этот вид транспорта постепенно убивают. Сейчас в городе лишь пять постоянных маршрутов,
на которых работает менее сотни вагонов. Давайте посмотрим, каким трамвай был раньше.
До того как в Минске появился трамвай, в городе работала конно-железная дорога — по-простому «конка». По рельсам шли небольший вагоны, запряжённые конной
упряжкой. Такие составы возили пассажиров к железнодорожным вокзалам — Александровскому (Товарная станция) и Либаво-Роменскому (Привокзальная площадь),
от Нижнего рынка к пивзаводу Фрумкиной («Аліварыя»), от улицы Кирилла и Мефодия до Золотой Горки (ул. Козлова). Максимального развития сеть достигла к 1902 году:
протяженность главной (Александровской) линии составляла 4,27 км, Немиго-Захарьевской — 2,29 км.
Редкое фото минской конки, сделанное в 1897-м году. Вагоны ходили даже в половодье
Но уже в 1911 году городская дума решила произвести выкуп конки и ходатайствовать о выпуске облигационного займа на строительство трамвая. Был установлен
срок окончания строительства — ноябрь 1914 года. Однако Первая мировая война и Октябрьская революция помешали планам. Разрушенную конку восстановили лишь к
1921 году, а к вопросу строительства трамвая вернулись ещё спустя пять лет.
Первая очередь трамвайной сети, соединившая Комаровку с Товарной станцией, была пущена в 1929 году. Вскоре были проложены новые трамвайные линии, связавшие
окраины города — Ляховку, Сторожёвку, Кальварию — с центром. В 1940 году общая длина пути достигала 36,7 километра.
30-е годы: на месте трамвайной линии сейчас стоит гостиница «Минск». Дома на левой части относятся к улице Володарского, а раньше это был перекрёсток Захарьевской (Советской) и Серпуховской.
Источник: В. Лиходеев «Минск: путешествие во времени» (2008)
Трамвай на Ленинской улице (ранее — Францисканская, Губернаторская, Маркса, теперь — просто Ленина) в районе гостиницы «Европа». После революции 1917 года и Первой мировой в здании гостиницы «Европа» размещался интернат, а вместо ресторана — обычная столовая. В 1925 году здесь открылась центральная гостиница Минкомхоза.
Это фото, кстати, стало обложкой книги «Becoming Soviet Jews: The Bolshevik Experiment in Minsk (The Modern Jewish Experience)», вышедшей в 2013 году
На перекрёстке улиц Советской и Ленинской был установлен один из первых минских светофоров. Справа видно оригинальное здание в конструктивистском стиле. Здесь размещалась белорусская контора Госбанка СССР. К сожалению, разрушенное в войну здание не стали восстанавливать и вместе с другой застройкой улицы Советской снесли. Фото 1933 года
Фото в сторону кинотеатра «Пролетарий» сделано с ещё одной гостиницы — «Париж». В начале века там, кроме того, находился крупнейший спиртной магазин Минска — «Бахус».
А кинотеатр был открыт летом 1934 года. В нём в сентябре 1936-го состоялась громкая премьера: впервые в Беларуси был показан фильм Чарли Чаплина «Огни большого города»
Прокладка трамвайных путей на улице Серпуховской (Волдарского) на перекрёстке с улицей Захарьевской. Фото 1933 года из сборника «Гісторыя Мінска» 1967-го года издания
Регулировщик на пересечении улиц Ленінской и Советской
1940 год, трамвай около Белорусского государственного политехнического института. Вторая мировая уже в разгаре и скоро доберётся до Минска…
Во время Второй мировой войны трамвайная сеть сильно пострадала. Но уже в 1945 году было восстановлено 14 километров трамвайных путей и семь поездов из числа сгоревшего
довоенного парка, а в мае этого же года была сдана в эксплуатацию первая послевоенная линия, соединившая Вокзал с парком Челюскинцев.
В 1948 году в Минске уже насчитывалось пять трамвайных маршрутов, парк пассажирских вагонов составлял 67 единиц, а длина трамвайных линий достигала почти 32 километров. Сеть росла, трамвай пошёл на Тракторный завод, улицы Опанского, Горького, в район Сторожёвки и Автозавода. 50-60-е года прошлого века можно назвать расцветом минского трамвая: протяженность линий достигла 50 километров, ежедневно на них выходило более сотни трамвайных вагонов.
1944 год, трамвай идёт по полуразрушенному городу в районе Дома офицеров. На фото выделяется водонапорная башня. Её разобрали лишь после войны.
Из всех водонапорок, которые построили после открытия водонасосной станции в районе современного цирка, уцелела только одна — на проспекте Жукова
В мае 1945-го была сдана в эксплуатацию линия, соединяющая пассажирский вокзал с парком Челюскинцев. На фото 1949 года-го трамвай на Привокзальной площади
Небольшой двухосный трамвай (вмещал 62 человека) КТМ-1 в паре с прицепным вагоном КТП-1 в районе нынешней площади Якуба Коласа
Ульяновская улица, район железнодорожного вокзала, на заднем плане справа видна ТЭЦ-2. Фото из Кинофотоархива РБ, 1950-й год
Ещё одно фото 1950-го. Район пересечения Бобруйской и Московской. Транспортное пиршество!
Р
Редкая цветная фотография. 1952-й год, продолжается возведение одной из 11-этажных башен на Привокзальной площади
1954-й, один из самых ярких символов Минска уже построен. Фото Госиздата БССР, сборник «Па роднай Беларусі»
Ещё одно фото в районе вокзала. Улица Московская, сцепка Х/М следует в сторону Товарной. Кроме таких трамваев, в Минске ходили очень старые вагоны серии Ф,
поступившие после войны из Москвы. Два из них, выпущенные ещё в 1907 году, были списаны лишь в 1964-м году. Фото из книги В. Кириченко «Минск. Исторический портрет города 1953-1959»
Движение на открытой в 1953 году линии по Могилёвскому шоссе (будущему Партизанскому проспекту). Слева виден колхозный рынок «Автозаводский». Он существует до сих
пор, только за прошедшие годы лишился оригинальных ворот и забора. Трамвай серии Ф идёт по маршрут №7 до станции Товарной (нынешний район улицы Суражской).
1954-й, улица Горького, район Суворовского училища
Сразу несколько фото 1957-го года. Вид на улицу Бобруйскую с двух сторон. На первом фото видна застройка Привокзальной площади, на втором — старый железнодорожный вокзал
1957, Галантерейная улица, ныне улица Змитрока Бядули. Фото из Кинофотоархива Беларуси
1960-й, трамвай идёт по улице Козлова около Дворца культуры строителей. В то время здесь работали кружки, курсы, проходили концерты. В 1986 году здание закрыли на
реконструкцию, а в 1991-м и вовсе законсервировали. Почти 20 лет здание стояло без дела и разрушалось. В 2010 году его решили восстановить и отдать Молодёжному театру
Раньше трамвай возил пассажиров в самом центре Минска. Состав 46+146 идёт по улице Интернациональной. 1960-й год. Фото: Henk Ontrop
1964-й, улица Интернациональная
Сцепка КТМ/КТП-1 на Площади Свободы. Фото из книги В. Кириченко «Минск. 1960-1969. Десятилетний путь столицы»
1963-й год, трамвай в на перекрёстке улиц Ульяновской и Красноармейской
60-ые, трамвай на улице Первомайской
1964-й год, вагоны 70-170 и 232 на улице Долгобродской. Фото: P.H.Kiers
1964-й год, состав 74+174 следует по улице Варвашени. На крыше трамвая установлена табличка с типичным советским лозунгом: «Спортсмены Белоруссии, успешно
выступим в финале VIII всесоюзной спартакиады профсоюзов». Фото из коллекции Фритса ван дер Грагта
Тот же год, та же улица Варвашени. На фото трамваи маршрута №7, сцепки КТМ-2 и КТП-2
Трамваи на улице Красной. За полвека ничего не изменилось, правда? Даже стрелку руками переводят до сих пор :)
Диспетчерская станция «Зелёный луг». В 1974 году окрестности, действительно, напоминали пустой луг
Два трамвая РВЗ-6М шестого маршрута №284 и №270 идут по улице Якуба Коласа
Как и сейчас, трамвай из Зелёного луга шёл через Площадь Якуба Коласа
Трамвайное кольцо на улице Волгоградской. Его ликвидировали буквально пару лет назад…
Трамвайный парк на улице Ботанической. Он открылся в 1967 году. Фото 1974 года
1974-й год, трамвай четвёртого маршрута идёт по Октябрьской улице
Трамвайное кольцо на улице Октябрьской. Фото сделано 2 сентября 1979 года. «Это фото мне особенно дорого. Потому как воспоминания детства. Трамвай №2 доставлял от
самого дома к этому тихому провинциальному уголку в центре города. За спиной фотографа железнодорожный переезд соединяющий Октябрьскую с Аранской, а сам фотограф стоит на железнодорожных путях шедших от ворот завода МЗОР до ж/д станции Минск-Восточный. Виден также трамвайный путь идущий к трамвайно-железнодорожному гейту, единственному в городе с которого и приходили новые вагоны в Минск. Можно было совершить прогулку по не менее тихой и сельской соседний Смоленской, а потом вернуться сюда и сесть обратно на „двушку“, которая привезёт прямо к дому. Правда, на таких трамваях МТВ-82 покататься уже не удалось, вместо них были РВЗ-6, да и деревянное здание диспетчерской при мне обложили белым кирпичом и о том, что оно было деревянное выдавал только карниз.
Сегодня нет ни тех трамваев, ни этого места, а возле моего дома трамвай не проходит», — вспоминает Driver_BY
Фото с той же серии 2 сентября 1979 года, сделанное Ole Iskov. Слева видны корпуса станкостроительного завода МЗОР, справа корпуса уже тогда бывшего кожевенного завода. «От этого предприятия на улице стояли такие «ароматы», что к Олимпийским играм 1980 года которые проводились на стадионе «Динамо» и который находится вблизи от этого района, завод был перенесён за пределы города в посёлок Гатово. А эти старые корпуса так и стояли заброшенными более 30 лет. Теперь здесь офисы. Ну и трамваи на фото 2-й и 4-й маршруты и сами вагоны раритетные. Как раз концу 1979 года минское поголовье МТВ-82 резко сократилось после серьёзной аварии на Партизанском проспекте, где у одного из этих красавцев произошёл излом оси и он налетел на встречный РВЗ. Последние такие вагоны в Минске были сняты с маршрутов в
Весной 1981 года», — пишет Driver_BY
Забавное фото 1979-го года из справочника-путеводителя «Минск и окрестности». Трамвай РВЗ-6 во время потопа
Начало 80-х. В Минске идут работы по строительству первой линии метрополитена. Весь центр перекопан…
Трамвай на улице Змитрока Бядули. 1987-й год
1987-й год, система РВЗ-6М2 и ЛАЗ-695Н возле стадиона «Динамо». Фото из книги «Мінск учора і сёння»
Во многих городах мира, где раньше даже не было трамвая, сейчас строят новые линии. В Минске, городе с богатой трамвайной истории, этот вид транспорта находится в упадке. Трамвай — самый быстрый, вместительный и экономичныйвид общественного транспорта, но у нас ставку делают на другие виды, а сейчас и вовсе хотят запустить неэффективные электробусы. Хочется верить, что горожане и чиновники одумаются и снова начнут уважать и развивать трамвай.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |