-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в pen478

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.03.2013
Записей: 4413
Комментариев: 75
Написано: 4660


Темнокожая «жена» Маннергейма и хитрые надолбы на его линии

Четверг, 04 Февраля 2016 г. 17:47 + в цитатник


Военачальник, регент, а затем и президент Карл Маннергейм в Финляндии почитается как национальный герой. Про него снимают необычные фильмы, о которых рассказывает 1981DN. В царские времена Маннергейм служил в русской армии, потом «по долгу службы» не раз воевал с Россией советской и СССР, но также и заключал мир при первой возможности. STUDENT_GEOLOG показывает впечатляющие остатки легендарной «линии Маннергейма» с уцелевшими полями противотанковых надолбов. «Отец финской нации» скончался 65 лет назад, 27 января 1951 года.
STUDENT_GEOLOG пишет:
...Выехав из Петербурга рано утром, мы поехали вдоль залива по фантастически красивой дороге через Зеленогорск. Лишь в 1940 году эта территория стала пригородом Ленинграда, а до этого (примерно с 1917 года) являлась «ближней Финляндией» — городом Терийоки. 

Вокруг очень красиво. Эти места стали своеобразной Питерской Рублёвкой — очень престижное направление. Пока мы едем — расскажу про Линию Маннергейма. Это более чем 130-ти километровый комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой, созданный на финской части Карельского перешейка в 1920-1930 годы.

К сожалению, перед поездкой я слабо представлял масштаб и расположение узлов линии Маннергейма, не говоря уже об укрепрайонах. Поэтому в этот раз (а я уверен, что приеду сюда еще) мы посмотрим только небольшую часть укрепрайона Суммакюля (в районе села Каменка).

Укрепрайон Суммакюля (Сумма-Хотинен) располагался в районе одноименной деревни и перекрывал Средне-Выборгское шоссе. В состав укрепрайона входили линии противотанковых препятствий, заграждения из колючей проволоки, 18 бетонных сооружений (два из которых не были достроены), возводившихся в два этапа — в начале 1920-х и в 1930-х годах. Часть ДОТ-ов первого периода постройки была реконструирована также в 1930-х годах.

Первая остановка — дот Sk6. От него мало что осталось, т.к. он был взорван бойцами Красной Армии. Лишь крест указывает на место.


ДОТ Sk6 был изначально построен в 1920-е годы как фронтальная пулеметная огневая точка, а в 1930-е годы был перестроен в полукапонир фланкирующего огня. Этот фланкирующий ДОТ расположен в примерно 30 метрах к востоку от средневыборжского шоссе. Взрыв, уничтоживший ДОТ, был настолько силен, что бетонные глыбы с арматурой раскидало в радиусе нескольких десятков метров.

Sk6 — Бетонированный одноамбразурный пулеметный бункер фронтального огня постройки 1920 гг. Был модернизирован в 1938-1939 гг. путем пристройки нового железобетонного полукапонира, рассчитанного на два станковых пулемета с перекрещивающимися секторами огня. Бункер был оснащен вентиляционной системой и прожектором. В советских разведданных числится под № 36. 24 декабря 1939 года огнем советской артиллерии была разрушена каменная обкладка у боковой стены, которую в последствии восстановили. Периодический артобстрел 13-16 января 1940 года неоднократно сносил эту обкладку, восстанавливаемую по ночам. 31 декабря попадание тяжелого снаряда в угол ДОТ-а снесло плиту, но жилого отсека повреждения не коснулись. 9 февраля 1940 года прямым попаданием двух крупнокалиберных снарядов были разрушены крыша и стена сооружения. Полностью разрушен в результате подрыва после окончания военных действий.


Мемориальная плита около ДОТа. Через дорогу от sk6 находится ДОТ sk5, который я ошибочно принял за отброшенную взрывом плиту.

Sk5 — Бетонированный одноамбразурный пулеметный бункер фронтального огня постройки 1920 гг. Был модернизирован в 1938-1939 гг. путем пристройки бокового железобетонного капонира с амбразурой для станкового пулемета, амбразурой для ручного пулемета, бронеколпаком и прожектором. В советских разведданных числится под № 31.

19 декабря 1939 года прорвавшиеся в тыл советские танки расстреляли амбразуру ДОТа, уничтожив пулемет. 24 декабря (по другим данным — 29 декабря) в результате мощного артобстрела полностью разрушена старая часть бункера. Бронеколпак, получивший механические повреждения, разбит 22-23 января (по другим данным — 16 декабря) пятью прямыми попаданиями 152-мм снарядов. Тогда же была разрушена фронтальная стена и часть бокового крыла. Бункер удалось расчистить от обломков, сохранив боеспособность. 9 февраля 1940 года ДОТ выдержал 8-часовой обстрел прямой наводкой, но на следующий день снаряды пробили крышу, и гарнизон был вынужден оставить его.


Кругом торчит арматура и раскрошившийся бетон. Можно увидеть сохранившуюся амбразуру. Чуть дальше по Средневыборгскому шоссе находится финское мемориальное захоронение и ДОТ Sk10.

Изображение: STUDENT_GEOLOG, 2015 год

За более чем полвека с момента окончания боев тут вырос лес, но буквально пару лет назад он выгорел, а его остатки вырубили. В итоге, сейчас это место выглядит примерно так же, как и во время боев. 

ДОТ Sk10 относится к ДОТам «Миллионникам», названным так из-за высоких затрат на строительство — более 1 миллиона финских марок. Железобетонный бункер постройки 1937-1939 гг. Имел три амбразуры для станковых пулеметов, прикрывающих входы, в также был оснащен эклипс-лафетом для дополнительного станкового пулемета. 

Оригинальный проект подъемного лафета для станкового пулемёта, предложен финским майором (впоследствии полковником) Ж.К.Фабрициусом. Пулемёт опускался вручную в специальную шахту бетонного сооружения для укрытия от прицельного огня противника. Опускание пулемёта осуществлялось без особых усилий, за счёт противовеса; в нужный момент его можно было вновь поднять, открыв стальную крышку шахты, и быстро приготовить к стрельбе. Стоимость такой установки было значительно дешевле сооружения, например бронированной башни или бронированной башни или бронекупола с лафетом.

На стадии проектирования конструкция сооружения несколько раз претерпевала различные изменения. Фланговые казематы соединялись подземными казармами с центральным казематом , их фронтальные стены были изготовлены из бронелистов. Водопровод в бункере оборудовали только в первые дни боевых действий. Кодовое наименование бункера — «Кюмппи» — «Червонец». В советских разведданных числится под № 40.

19 декабря 1939 года бункер получил пять прямых попаданий тяжелых снарядов, которые не причинили ему существенного вреда. Он выдержал и серию последующих артобстрелов, не нуждаясь в ремонте. Бункер был подорван по окончании военных действий. 

Пробоина в стене (по всей видимости от прямого попадания):


Внутрь спускаться я не решился. Несмотря на прошедшее время, работу поисковиков и просто копателей, земля вокруг буквально нашпигована следами боев:


Вокруг гнетущие виды. Где-то дальше, в тумане прорыты противотанковые рвы и установлены надолбы. Про последние расскажу особо. Противотанковые надолбы сегодня практически забытый вид борьбы с танками противника. В ходе советско-финской войны надолбы были серьезным препятствием для советских танков.

Основным типом противотанковых надолбов являются железобетонные, изготавливаемые из высокопрочного фортификационного бетона. Обычный строительный бетон для этих целей мало подходит, хотя вынужденно и применяется. Надолбы могут также высекаться из дикого камня (гранита, базальта). Применение иных материалов нецелесообразно. Деревянные надолбы из бревен рассматривать всерьез как противотанковое препятствие не приходится.

В отсутствии специальной техники каменные надолбы транспортировались на гужевых повозках и устанавливались вручную. Колоссальный труд. Каменные надолбы устанавливались не абы как, а по строгим правилам:

— Линии надолбов должны быть замаскированы так же тщательно, как и линии окопов, огневые точки. Противник не должен знать о них до тех пор, пока его танки не натолкнутся на это препятствие. Причем он должен быть поставлен в такое положение, чтобы у него не оставалось иного выбора, кроме как преодолевать их.

— Заграждения должны прикрываться ружейно-пулеметным, минометным огнем, огнем своих танков и орудий, огнем противотанковых средств. Ведь надолбы не способны уничтожить или вывести из строя танк противника. Они только могут его задержать, остановить, заставить маневрировать на месте, т.е. создать благоприятные условия для его расстрела, превратить в мишень.

— Надолбы своими размерами, видом должны создавать у танкистов противника впечатление их преодолимости, провоцировать танк на движение вперед через линию.

— Первый ряд обязательно должен быть преодолим танком при движении вперед, но непреодолим при движении танка задним ходом (если он отказался от попытки преодолеть второй ряд). Его высота должна быть несколько больше клиренса танка (примерно на 8-12 см.), внешняя сторона (обращенная к противнику) достаточно пологая (угол к горизонту 30-35 градусов), а противоположная крутая (угол к горизонту около 60 градусов).

— Второй ряд надолб должен быть непреодолим танком при его движении вперед, но зрительно ( во всяком случае при взгляде от первого ряда) должен оставлять впечатление преодолимости. Его высота должна быть больше высоты надолбов первого ряда на 15-25 см. Форма идентична надолбу первого ряда.

— Третий и последующие ряды надолб должны представлять собой как бы резерв линии заграждения на тот случай, если каким-либо образом танкам противника удалось преодолеть второй ряд (подрывом надолб, разрушением их артогнем и т.п.). Основное требование к надолбам третьего и последующих рядов — высокая прочность, стойкость к взрыву. Высота как и второго ряда или выше на 25 см. Эти надолбы должны быть значительно шире в основании, крутизна граней около 60-70 градусов.

— Промежутки между надолбами и между рядами целесообразно минировать противопехотными минами, особенно зону между вторым и третьим (и последующими) рядами с тем, чтобы затруднить или исключить работу подрывников противника по уничтожению надолб. Установка противотанковых мин нецелесообразна, т.к. эти мины могут быть быстро сняты (или уничтожены) противником и использованы для разрушения надолбов.

— Расстояние между надолбами в ряду должно быть обязательно около трех четвертей ширины танка. Это необходимо для того, чтобы танк соблазнился преодолевать линию наездом одной гусеницы на надолб. При малом расстоянии между надолбами танк просто откажется от попытки преодоления...

Надпись на финском: «Отдали свои жизни за Родину во имя свободы». Очевидно, финны до сих пор приезжают воздать почести своим падшим соотечественникам...


Читать далее в блоге автора
1981DN пишет:
В Финляндии очень своеобразно чтут память своего национального героя маршала Карла Густава Маннергейма, я бы даже сказал, нетрадиционно. Так, в 2008 году в Суоми был снят мультфильм о жизни маршала — искренне надеюсь, что мультфильм адресовался не детской, а взрослой аудитории — в котором оный был изображён гомосексуалистом с наклонностями трансвестита, состоящим в любовной связи со своим восточным слугой, а в брак с богатой русской дворянкой Маннергейм вступил якобы исключительно ради денег.

На этом финские эксперименты с биографией маршала не прекратились. В 2012 году в стране был снят «Маршал Финляндии» (Suomen marsalkka) — биографический фильм о жизни Маннергейма; на этот раз публику шокировал выбор исполнителя заглавной роли — Маннергейма в фильме изображал кениец Тэлли Отиэно, в других ролях также были задействованы африканские актёры, в Кении было снято и большинство сцен фильма.

 
Правда, на этот раз «биографы» хотя бы обошлись без гейской темы — на чернокожей Анастасии Араповой кенийский Маннергейм женится по любви.

Серия сообщений "Фортификация":
Часть 1 - Лагерь Дождевого Червя (Regenwurmlager)
Часть 2 - Линия «Восточный вал»
...
Часть 4 - Blockhaus d'Eperlecques
Часть 5 - Лагерь Дождевого червя
Часть 6 - Темнокожая «жена» Маннергейма и хитрые надолбы на его линии
Часть 7 - Зенитные башни Германии. Часть 2
Часть 8 - Зенитные башни Германии (Flaktuerme) Часть 1
...
Часть 13 - Зенитные башни люфтваффе
Часть 14 - Противовоздушные замки нацистов: зенитные башни
Часть 15 - Бомбоубежища Винкеля


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку