Лагерь Дождевого Червя (Regenwurmlager) |
Длина уже построенной части составляет примерно 30 километров, которая включает в себя около 80 километров подземных тоннелей и более 50 огневых точек. Глубина залегания достигает 70 метров в северной части.
По замыслу это должен быть полностью автономный комплекс с подземными больницами и электростанциями. Оценочная сметная стоимость комплекса переваливала за 600 миллионов рейхсмарок, что впоследствии и послужило причиной прекращения строительства.
В комплекс было включено множество водоемов и дамб, около которых был построен комплекс, в случае наступления врага это позволяло превратить всю местность вокруг крепости в непреступное болото.
Долгое время сооружения были доступны для диггеров, но в последнее время почти все легко доступные входы были надежно закрыты. Есть версии,, в которых это связывается с несколькими смертями, последней из которых было падение ТП в шахту. По другой версии, ЛДЧ является заповедником, в котором зимой живут летучие мыши (об этом внутри есть много предупреждающих надписей).
Что бы ни было на самом деле, сейчас там существует несколько музеев, где можно ознакомиться с частично восстановленным комплексом официально за небольшую плату, а в качестве бонуса получить полноценное освещение.
Один из ДОТов. Глубина залегания не более 5 метров. Сверху — несколько бронеколпаков.
Конечно, присутствовала связь.
Самая интересная часть. Спуск вниз примерно на 30 метров. Надпись предупреждает о недопустимости спуска без проводника. Лестница сделана из бетона, надежная, почти вечная в отличие от стальных и деревянных, которые всюду встречаются в советских военных сооружениях.
Обратите внимание на стены тоннеля: в нишах были размещены взрывные устройства, которые в случае захвата огневой точки могли разрушить тоннель и перекрыть доступ в другие части ЛДЧ.
В тоннеле есть множество замурованных ответвлений. По словам экскурсовода (как мы поняли из его польской речи), проходы были замурованы еще немцами. Некоторые из них вскрывались диггерами (есть несколько разломанных кладок), но за ними обнаруживалась только земля.
Подъем к еще одной огневой точке.
Раньше здесь присутствовала принудительная вентиляция, сейчас достаточно естоственной.
Встречаются вот такие туалеты. Насчитал четыре кабинки.
Присутствуют остатки полноценной канализации.
В тоннелях множество ответвлений, которые, как правило, заканчиваются тупиками.
Такие помещения называют вокзалами. За задней стенкой несколько служебных комнат и тупик.
В некоторых тоннелях отсутствует свет, для этого в начале экскурсии туристам выдают нечто отдаленно похожее на фонарики.
Почти все тоннели во времена, когда это еще не было музеем, были разрисованы диггерами. Стрелки противоречат друг другу и никак не помогут непосвященным посетителям найти выход.
Также в них неплохо наварились охотники за металлами, которые вынесли все, что можно было оторвать от стен и пола.
Помимо всяких стрелок и других полехзных знаков есть множество надписей и рисунков. Некоторые сделаны криворукими людьми, но встречаются и красивые рисунки.
В этом месте мы наткнулись на тупик и пошли искать давно ушедшую вперед группу. Конец сказочки. Продолжение следует.
Серия сообщений "Фортификация":
Часть 1 - Лагерь Дождевого Червя (Regenwurmlager)
Часть 2 - Линия «Восточный вал»
Часть 3 - La Coupole d'Helfaut
...
Часть 13 - Зенитные башни люфтваффе
Часть 14 - Противовоздушные замки нацистов: зенитные башни
Часть 15 - Бомбоубежища Винкеля
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |