-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в pechy

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.08.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 195


Александр Македонский во Владивостоке?

Вторник, 14 Сентября 2010 г. 09:15 + в цитатник
Makedonskij (696x699, 171 Kb)

Новое прочтение сюжетов изразцов в декоре здания железнодорожного вокзала.

Здание железнодорожного вокзала - яркая, исторически и архитектурно значимая достопримечательность Владивостока. О нем опубликовано множество материалов. Разночтения в этих публикациях касались в основном авторства проектирования (называли Никлевича, Блиера, Коновалова, Покровского и других). Что касается сюжетов изразцовых декоративных элементов на фасаде и в интерьере здания, то все авторы единодушно называли главными из них Великомученика Георгия Победоносца, птиц Сирин и Алконост.

Детальное рассмотрение изразцов показало, что всадник на изразцах - не Георгий Пободоносец, а Александр Македонский! Это открытие сделали экскурсоводы ИМТЭЦ музея имени В.К. Арсеньева в ходе подготовки нового экскурсионного маршрута "Славянский лик Владивостока". Было сделано несколько крупных снимков тех изразцов, которые из-за далекого расположения экскурсанты рассмотреть не могут. Полученные укрупненные изображения изразцов поставили первые вопросы. Стало ясно, что всадник в белой короне и с поднятым мечом в одной руке не может быть Георгием Победоносцем. Имеющийся текст на изразце не поддавался прочтению.

И только сравнительный анализ нескольких сотен фотоиллюстраций изразцов, хранящихся в Государственном историческом музее, позволил расшифровать надписи на владивостокских вокзальных изразцах. На одном изразце написано: "Царь Александр Македонский", на другом, где изображен крылатый дракон, - "Зверь лютый грив".

Восстановлением изразцов занимались, главным образом, приморские художники-керамисты Татьяна Лимоненко и Людмила Смирнова.

Из огромного количества изразцов вокзала (их, в общей сложности, почти тысяча) реставрировано всего несколько штук, остальные выполнены заново. Художники в ходе реставрационных работ тоже пытались расшифровать надписи, но это им не удалось. Изразцы восстанавливались в результате весьма трудоемкого процесса: максимально осторожно их расчищали от извести и краски, затем снимали прямо на стене на кальку, по калькам воссоздавали новые уже в мастерской.

Образ Александра Македонского в виде конного воина в белой короне и с поднятым вверх мечом часто использовался в изразцах для наружного декора и внутреннего убранства православных храмов и монастырей. В изразцах владивостокского вокзала Александр Македонский представляется почти точным аналогом изразцов из декора Троицкой церкви в Костроме (1645-1650 гг.), которые были изготовлены московскими мастерами.

Надо отдать должное мастерству и таланту приморских художников. Не зная точной темы сюжетов, они воспроизвели изразцы максимально достоверно.

И в литературе, и в белокаменных рельефах городских соборов, и в диадемах княгинь, и в тканых узорах тяжелых плащей - везде проявляется причудливая фантазия, питаемая народными сказками и языческими мифами. Кентавры, барсы, сирины с девичьими ликами, василиски, фениксы, священное <древо жизни>, голуби, орлы, грифоны - все это изображено на бытовых вещах XI-XIII веков на равных правах с фигурами Бориса и Глеба. Христианское переплетается с языческим.

"Вознесение Александра Македонского". Эта сцена была довольно популярной на Руси. Александр Македонский, сидящий в корзине, запряженной грифонами, представлен возносящимся на небо. В руках он держит маленьких животных, используемых им как приманка для грифонов. Последние тянутся к зверькам и летят вверх, увлекая за собой "великого" царя. Этот эпизод, приведенный в "Александрии", знаменитой повести об Александре Македонском, послужил темой для множества изображений. Согласно античной концепции, "вознесение" Александра трактовалось как прославление земной власти: сам бог Аммон подчинял царю - этому новому "властелину мира"- вселенную. Поэтому сцена "Вознесение Александра Македонского" воспринималась как торжество царской власти, как ее апофеоз...

Почему же именно Александр Македонский? Документального ответа на этот вопрос нет, есть достаточно убедительные предположения, связывающие историческую значимость Александра III - инициатора строительства Транссиба и Александра Великого (Македонского).

К тому же, следует вспомнить, что А. Македонский был весьма популярным героем в литературно-художественных произведениях Средневековой Руси. В пятой книге "Памятников Древней Руси" есть повести <Александрия> и <Сказание о дочери Александра Македонского>. В них раскрывается храбрость, мужество, сила и бесстрашие Александра, что весьма роднит его с русскими богатырями. В подзаголовке <Александрия>, в обращении к русскому читателю (перевод с греческого на древнерусский датирован XI-XII вв.) прямо указывалось на это: <Повесть сиречь история о великом и храбром царе Македонском. Нынешнего времени достойно послушати, кто хощет... к воинской храбрости добродетельного мужа Александра Македонского>.

Его походы в свободных пересказах превращались в невероятные фантастические истории и сюжеты, которые присутствовали на лубочных картинках и в произведениях самых различных видов русского народного искусства.

Источник статьи здесь
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Аноним   обратиться по имени Пятница, 08 Июня 2012 г. 23:52 (ссылка)
Случайно натолкнулась на ваш дневник!Поразилась вашему труду,который очень актуален сейчас.Последнее ваше сообщение было 2 года назад,но я была бы рада возобновлению!Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку