Мой Иероним Босх. Jheronimus Bosch |
«Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри»
Сигуэнса.
5 известных фактов.
1. Он родился в Хертогенбосе (Нидерланды), в семье ван Акенов, родом из немецкого Ахена, издавна связанной с живописным ремеслом. Он взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch).
2. Он женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую по-видимому знал с детства. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи. Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города.
3. Есть все основания считать, что он никогда не был владельцем какой-либо недвижимости.
4. Он был членом братства Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») с культом Девы Марии, но есть версии, по которым он был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, — еретической секты, проповедовавших возвращение к святости и невинности первобытных людей в раю - Адама и Евы.
5. Он загадочен и гениален, его мышление своеобразно и независимо, и не смотря на это Церковь признавала его работы и не считала еретическими.
Люди. Ад и рай.
Когда я рассматриваю картины Босха, связанные с этой темой, я не могу избавиться от впечатления, что люди в аду и в раю одинаковые. Но то, за что наказывают в аду становится поощрением в раю. Это так сильно меня удивило, что вытеснило остальные мысли и впечатления.
Алтарь "Семь смертных грехов"
Зависть
Похоть
Обжорство
Адские муки
Видение рая
Триптих "Сад земных наслаждений". Подлинное название картины неизвестно, как и подлинный смысл.
Одна из самых загадочных работ Босха. Мы ясно видим, что изображаемые люди - невинны и чисты, судя по их лицам, но если судить по тому, что они делают - то получается, что это грешники. Исходя из этого противоречия, принято считать, что это грешники, не смотря на то, что изображение светло и безмятежно, как райское видение, кругом идиллия и гармония людей и природы.
Возможно, Сад этот (в центре) может открыть двери как к божественному (слева) так и к адскому (справа), и именно в этом смысл картины...
Но там, вдали, где-то собака терзает лань, и чёрные птицы кружат над ними...
Левая створка: Иисус и Ева.
Правая створка: лицо главного персонажа, как ни странно, не выглядит демоническим, уродливым, коварным. Никаких отрицательных признаков, так свойственных манере Босха, когда он живописует ад, грешников и демонов. Хотя общая картина мрачна и выглядит пугающе. Здесь речь о греховности музыки, механизмов
Триптих "Страшный суд". Здесь нам кажется всё понятно, хотя из перечисленных выше противоречий, как раз получается, что это и есть самая загадочная вещь.
Потемнело, и все эти безмятежные человечки попадают в гигантский механизм, который будет подвергать их вечному страданию и истязанию.
Правая створка.
Бог. Все всё понимают.
В этой теме меня более всего впечатляет, что все всё понимают. Понимают и спокойны.
"Поклонение волхвов".
Вот пришли волхвы и принесли священные дары, зная заранее КТО родился. Все всё знают, все спокойны. На драной крыше болтаются какие-то сомнительные личности, за ними ещё, но Святая Мария спокойна и непоколебима, пусть даже на заднем плане расхаживают целые армии и кого-то уже ловят!
Так же здесь можно уловить противопоставление ветхого сарая, в котором родился Бог, и огромного города с высокими мощными стенами и башнями.
"Увенчание терновым венцом"
Кто-то злорадствует, кто-то словно мстит "а, попался, сейчас мы тебя...", кому-то просто любопытно, а кто-то... Но Он - Он всё понимает, всех слышит, и Он спокоен.
Поражает это лицо. Умное, рассудительное, доброжелательное, оно выражает совершенно стандартные социально-общественные тенденции, типичное лицо общественного деятеля.
"Увенчание терновым венцом".
Чуть более ранняя версия.
То же ухо господина справа, который злорадствует и наушничает, заурядный мститель справа внизу более воодушевлён верой в свою праведность, а "общественный деятель" кажется взволнованным трагичностью сцены, но так же убеждён в её необходимости. Любопытный слева трепещет от желания ничего не пропустить. Иисус спокоен и отстранён, в отличии от предыдущей версии.
"Несение креста".
Самая ранняя версия.
Мерзкие тупые рожи, равнодушные к страданиями обречённого ими на мучительную смерть. Он спокоен. Они - подобны ожившим трупам. Только женщина - Святая Вероника - сохранила достойный образ, не глядя на происходящее, отвернувшись, она спокойна, даже чуть улыбается, и держит в руках плащаницу с проступающим ликом Иисуса Христа (внизу слева). Невозможно не вспомнить здесь загадочные лики Леонардо, это то же лицо!
"Несение креста"
Тут каждый занят своим делом - кто-то избиением, кто-то (Симон Кириенянин) пытается облегчить, кто-то подсказывает ему как правильно это сделать. "Дело" идёт. Иисус спокоен. И лишь чёрная фигура матери, Девы Марии на заднем плане отражает истинный трагический смысл происходящего.
"Несение креста"
Самая поздняя версия. Иисус кажется совсем потерявшимся в этой безумной кутерьме.
"Распятие с донатором"
Каноническое исполнение, образец благочестия. Только наряд донатора вторгся в сюжет своими полосками, невозможными в такой ситуации...
"Распятая мученица"
Принято считать, что триптих посвящён Св. Юлиане, которая была продана работорговцами Евсевию, который может быть и есть тот лишившийся чувств, но есть версия, что это другая почитаемая святая, дочь короля Португалии Либерата, покровительница девушек, стремящихся избавиться от назойливых воздыхателей. Теряющий сознание мужчина перед распятием - возможно воздыхатель, утраченный таким вот образом?
Иногда я не люблю Босха.
Вильгефортис, Virgo-Fortis — Стойкая Дева, отец которой хотел выдать её за принца, она молилась, чтобы брак не состоялся, и в результате у неё выросла борода, отец в гневе распял дочь.
Дураки.
Дураки - отдельное явление в живописи Босха.
"Корабль дураков"
Дураки плывут без руля и ветрил, не зная куда и зачем. Они проводят время в праздности, не заботясь о том, что произойдёт с ними после.
Вместо мачты на корабле дерево, увенчанное черепом - знак гибели и знак бренности земных плодов. И хотя на флаге мусульманский полумесяц, в корабле сидят монах и монахини. И даже после этого Босха не сожгли и не признали его картины ересью.
"Извлечение камня глупости", "Операция глупости".
Что делают эти люди? Они пытаются избавить человека от глупости без его собственного участия.
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте» По мнению исследователей, закрытая книга на голове монахини символизирует, что знание бесполезно, а воронка на голове хирурга - что он шарлатан. С одной стороны - нельзя этого отрицать. С другой стороны - ведь это делают представители церкви - монахи и монахиня. Воронка - инструмент пыток в средние века, так в рот человека вливали через воронку расплавленное олово или свинец, заставляя признаться в ереси и колдовстве, хотя непонятно как он после этого вообще мог что-то сообщить.
И ещё один сюрприз: вместо камня там оказывается тюльпан, и на столе так же лежит тюльпан. И хотя исследователи для интерпретации используют средневековый язык цветов, где тюльпан означает глупую доверчивость, но нельзя забывать, чем стали луковицы тюльпанов для голландцев в те годы.
Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас» Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
Жизненный путь.
"Блудный сын"
Скиталец по жизни, от рождения до смерти должен избежать тысячи ловушек и искушений. Что там за искушения: так же ободранная крыша, что у хлева где рожала Дева Мария, люди там живут: едят, справляют нужду, любят, всё вперемешку, это такой вот мирок у них, маленький, но обветшалый, очень старый наверное... А он проходит мимо, оборванный, далёкий от них, но весьма бодрый.
"Жизненный путь", "Странник"
Эта картина очень напоминает предыдущую. Написана в более раннее время и является частью триптиха "Воз сена", расположена на внешних створках. Тот же самый персонаж, на заднем плане - пастухи веселятся, разбойники грабят, совсем сзади имеется виселица для тех и других. Наш странник проходит мимо, далёкий и непричастный. Но рядом - кости и чёрные птицы, жизнь не сулит ничего надёжного, судя по символам.
Послесловие.
"Фокусник".
Эту картину некоторые исследователи приписывают Босху, если я верно поняла, авторство под вопросом. Фокусник показывает обывателям разные удивительные для них вещи, в то время как маленький воришка опустошает карманы особенно рассеянных.
Но мне захотелось увидеть эту картину немного иначе. Возможно, если забыть о воришке и карманах, то художник - тоже своего рода фокусник, особенно Босх. Мы видели множество удивительных вещей, рассматривая его картины. Многое ли мы поняли? Откуда появлялись собаки, черти, мудрые грешники, загадочные совы, спокойный Бог? И куда потом исчезали? Почему-то у меня этот фокусник ассоциируется с самим Босхом.
*** Примечания:
Очень советую увеличивать!
"Мой Босх" означает, что я изложила своё субъективное видение этих картин, не претендующее на истину ни в какой инстанции.
Источник:
http://smallbay.ru/bosch.html а так же википедия.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |