Манфред Альбрехт фрайхерр
фон Рихтгофен родился 2 мая
1892 года в Бреслау, Силезия
(сейчас Вроцлав в Польше) в
дворянской семье. Отец —
Альбрехт фрайхерр фон
Рихтгофен; мать — Кунигунда
фрайфрау фон Рихтгофен,
дядя — Фердинанд фон
Рихтгофен. Братья — Лотар
фон Рихтгофен, Болько фон
Рихтгофен. Сестра — Илзе фон
Рихтгофен.
Предком Манфреда был
знаменитый прусский
фельдмаршал Леопольд I,
фюрст фон Анхальт-Дессау.
Когда Манфреду исполнилось 9
лет, семья переехала в
Швайдниц (сейчас Свидница в
Польше). В молодости Манфред
увлекался охотой и верховой
ездой, что предопределило его
выбор карьеры: по окончании
кадетской школы, он поступил
на службу в 1-й батальон
Западно-прусского уланского
полка имени императора
Александра III (нем. Ulanen-
Regiment Kaiser Alexander III.
von Russland).
После начала Первой мировой
войны Манфред участвовал в
боевых действиях на
Восточном и Западном
фронтах в чине
кавалерийского офицера,
однако вскоре это ему
наскучило, и в мае 1915 года
он запросил перевода в
авиацию. Там он стал пилотом-
наблюдателем.
Лётная карьера
Рихтгофен решил стать
лётчиком после случайной
встречи со знаменитым асом
Освальдом Бёльке. Позже
Рихтгофен служил у Бёльке в
эскадрилье Jasta 2. Свой
первый воздушный поединок
он выиграл 17 сентября 1916
года в районе Камбре. После
этого он заказал у друга-
ювелира серебряный кубок с
выгравированными датой боя
и типом сбитого аэроплана.
Когда в блокадной Германии
начались перебои с серебром,
у Рихтгофена было 60 таких
кубков.
Как и многие другие пилоты,
фон Рихтгофен был ужасно
суеверен: он ни за что не
вылетал на задание, не
получив поцелуя от любимой.
Это суеверие быстро получило
распространение у военных
лётчиков.
23 ноября 1916 года
Рихтгофен сбил своего
одиннадцатого противника —
английского аса Лено Хоукера
на Airco D.H.2, которого тогда
называли «британским
Бёльке». Несмотря на победу,
он решил, что его истребитель
Albatros D.II недостаточно
хорош и ему требуется самолёт
с лучшей манёвренностью,
пусть даже и менее быстрый. К
несчастью, Альбатросы были
основными истребителями
германских ВВС ещё довольно
долго. Рихтгофен летал на
моделях D.III и D.V
значительную часть 1917 года,
пока в сентябре не получил
триплан Fokker Dr.I. Этот
самолёт, выкрашенный в ярко-
красный цвет, считается его
символом, хотя до сих пор
остаются сомнения, летал ли
барон когда-нибудь на
полностью красном триплане,
или в красный цвет были
покрашены лишь отдельные
детали самолета.
Воздушный цирк
В январе 1917 года Манфред
фон Рихтгофен сбил
шестнадцатого противника и
был удостоен высшей военной
награды Германии — ордена
«Pour le Mérite». В феврале ему
доверили командование
эскадрильей (штаффелем) Jasta
11. В нём летали многие
германские асы, в том числе
Эрнст Удет. С целью упрощения
распознавания друг друга в
бою в раскраске всех
самолётов этого
подразделения использовался
красный цвет, а некоторые, в
том числе и истребитель
Рихтгофена, были полностью
красные. Личный состав Jasta
11 обычно размещался в
палатках, что позволяло
располагаться ближе к линии
фронта и обеспечивало
мобильность, необходимую
для избежания
бомбардировок союзников.
Из-за этого эскадрилью
называли « воздушным
цирком».
Под командованием
Рихтгофена эскадрилья
действовала весьма успешно:
в самый удачный месяц —
апрель 1917 года, названный
английскими лётчиками
«кровавым апрелем», один
только Манфред сбил 22
аэроплана противника. 6 июля
он был тяжело ранен и выбыл
из строя на несколько недель.
Ранение в голову привело к
тяжёлым последствиям —
Рихтгофен страдал от головных
болей и тошноты, изменился
также и его характер.
Считается, что до ранения ему
не было свойственно упрямо
следовать одной цели, забывая
о других. Позже это качество
сыграло роль в его гибели.
После возвращения в строй
Рихтгофену доверили
командование 1-м
истребительным полком
(истребительной эскадрой)
( Jagdgeschwader I),
состоявшим из эскадрилий
Jasta 4, 6, 10 и 11.
По слухам, к началу 1918 года
Рихтгофен стал настолько
легендарным, что
командование опасалось, что в
случае его смерти боевому
духу немцев будет нанесён
тяжёлый удар. Ему предлагали
уйти в отставку, но он
отказался, заявив, что его
долг — обеспечивать
поддержку с воздуха солдатам
на земле, у которых нет такого
выбора. После гибели
Рихтгофена командование
«воздушным цирком» перешло
к выбранному им
преемнику — Вильгельму
Райнхарду, который
командовал подразделением
вплоть до своей гибели в
авиакатастрофе 3 июля 1918
года при облете нового
истребителя. После этого
командование перешло к
Герману Герингу.
Гибель
Подробности гибели
21 апреля 1918 года Манфред
фон Рихтгофен был смертельно
ранен в бою над холмами
Морланкур, в районе реки
Соммы, преследуя самолёт
Sopwith Camel канадского
лейтенанта Уилфреда Мэя. В
свою очередь, Красного
барона преследовал командир
канадской эскадрильи капитан
Артур Рой Браун. Также по
красному «Фоккеру»
Рихгофена вели огонь
пулемётчики и стрелки
австралийской пехотной
дивизии. Рихтгофен получил
ранение от пули 303-го
калибра, стандартного для
стрелкового оружия
Британской империи, которая
попала в грудную клетку снизу
сзади и прошла насквозь. Он
немедленно приземлился на
холме рядом с дорогой Брэ-
Карби, к северу от деревни Во-
сюр-Сомм (Vaux-sur-Somme).
Его «Фоккер» не был
повреждён при посадке.
Некоторые источники
сообщали, что Рихтгофен умер
через несколько секунд после
того, как к нему подбежали
австралийские солдаты, и что
перед смертью он успел
сказать несколько слов, из
которых разобрали только
«капут». Впрочем,
большинство исследователей
считает, что к тому времени он
должен был уже быть без
сознания или мёртв.