Люблю серый цвет в одежде!!!
"Это было настоящее море в час прилива, море блеклых красок, матовых тонов шерсти, серо-стальных, серо-голубых, серо-желтых, серо-синих, среди которых там и сям выделялись пестрые шотландские ткани или кроваво-красная фланель".
Э.Золя,"Дамское счастье".
Серый. Как тусклое зимнее небо? Как асфальт? Как, простите за банальность, мышь?
Унылый, скучный цвет для тех, кто не хочет выделяться?
Нет.
Серый бывает разным...
------------------------------
"Бисквитным" – серовато-зелёным.
"Бисным" – серебристым, седым.
"Вердигри" – зелёно-серым, "селадоновым" – зеленовато-серым, "влюблённой жабы" – серо-зелёным, или "лягушки в обмороке" – светлым серо-зелёным.
"Гридеперлевым" или "перловым" – жемчужно-серым.
Оттенка "голубиной шейки" или "колумбиновым", то есть сизым, как голубь.
"Диким", "гвоздичным" или "смурым".
"Бусым" – тёмным голубо-серым или серо-голубым, "касторым" – цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
"Испуганной мыши" – нежно-серым, или "цветом паука, замышляющего преступление" – тёмным оттенком серого.
"Розового пепла" - нежно-серым, отливающим в розовый, или "лондонского дыма" – тёмно-серым. "Гавана" – серо-коричневым или коричнево-серым.
«Борода Абдель-Кадера» («Абдель-Керима») – так называли материал из нитей белого и чёрного цвета, с получавшимся в результате серым отливом.
Или "маренго" – серый с вкраплениями чёрного. Название возникло после знаменитой битвы при Маренго в 1800 г. Одни говорят, что именно такого цвета были брюки Наполеона, другие же утверждают, что дело, мол, в тканях местного производства, которые были в основном тёмно-серого цвета.
А ведь был ещё "маренго-клер" – светло-серый...
У Чичикова «фрак суконный, цвета наваринского дыма» – модный цвет сукна появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827 г.
Словом, от одних только названий оттенков серого, которые использовались сотню-другую лет назад, голова может пойти кругом.
А помните прелестное слово "гризетка" из французских романов?
"Гризетом" (франц. grisette, от gris "серый") называли лёгкую шёлковую, реже шерстную ткань серого цвета. Она была недорогой, так что девушки, зарабатывавшие на жизнь самостоятельно – шляпницы, модистки, хористки и белошвейки – шили себе из него платья.
И... стали "гризетками".
Впрочем, любовь к серому цвету пришла не сразу.
Домотканые серые и серо-коричневые ткани были доступны всем на протяжении столетий и даже тысячелетий, а значит, не так интересны. Куда выше ценились ткани окрашенные, особенно в яркие цвета. И, тем не менее, серый цвет присутствовал не только в крестьянской одежде. Более того, он постепенно продвигается всё выше, пробираясь в костюмы аристократов.
Например, сохранилось упоминание, что король Иоанн, занявший английский трон после гибели своего брата, знаменитого Ричарда Львиное сердце, заказал для своей королевы серую, очень дорогую тунику, отделанную мехом.
А Анна Болейн, супруга короля Генриха VIII, которую тот отправил на плаху, в день казни надела поверх красной нижней юбки свободное платье тёмно-серого цвета, накинув отороченную горностаем мантию – истинная королева.
На портретах XVII века дамы часто красуются в атласных платьях нежных оттенков, в том числе серого. А серое сукно проникает в военную форму. Через сто пятьдесят лет мужчины вообще откажутся от ярких тонов в одежде, и их уделом станут чёрный и серый, но пока до этого ещё далеко...
Наступает XVIII век – это эпоха, когда серый прекрасен, как никогда. Это торжество серо-серебристой парчи и легчайшего серого шёлка платьев. Это блеск шёлка и атласа и нежность бархата. Это самые тонкие оттенки серого цвета, которые кажутся ещё нежнее в сочетании с розовым, персиковым или белым. Это парадные платья императриц и маскарадные костюмы. Это пудреные парики, похожие на облака...
Говорят, что серо-пепельный цвет вошёл в моду, поскольку волосы французской королевы Марии-Антуанетты, тогдашней законодательницы мод, были этого оттенка, и она даже отправляла пряди своих волос на фабрики, где по этим образцам создавали особый оттенок для окраски материй.
Да, серый не скучен – он воздушен, как сама эпоха рококо...
В конце XVIII – начале XIX века, эпоху лёгких платьев с завышенной талией, поначалу белых, светлых, нежных оттенков, а потом и более ярких, серому цвету тоже находится место.
Модный журнал за январь 1812 г. так описывал "утренний костюм": "Накидка из серого бархата, отделанная бархатной лентой. Пояс из того же материала с чёрной отделкой по концам. Шляпка из серого бархата с той же отделкой, что и накидка. Серые перья с чёрными кончиками".
Из тканей тёмно-серого цвета часто шили костюмы для верховой езды и платья для прогулок, но место таким оттенком находилось и в вечерних нарядах, и в детской одежде, и в аксессуарах.
Для серебристо-серого цвета появилось ещё одно название – "Эстерхази", в честь венгерской аристократической фамилии.
Серый носили в самых разных случаях – это и светло-серые наряды подружек невест, и тёмно-серые траурные платья.
Вот "дневное" платье, которое хранится в Государственном Эрмитаже: "Лиф и тюник из голубовато-серого фая с бархатным растительным узором под кружево, юбка из светло-серого канауса".
А вот хранящаяся там же шляпка "из серой соломки, отделана плиссированным серым газом и букетом искусственных цветов".
Такой же поэмой, описанием наряда в серых тонах, звучат строки романа Золя, "Добыча", где маэстро, создающий самые красивые наряды Парижа, описывает придуманное им для героини платье: "Платье монтеспан из пепельного фая... длинный трэн, спереди закругленная баска... серые атласные банты приподнимают ее на боках... затем тюник с буфами из светло-серого тюля, буфы отделяются серыми атласными бейками".
И пусть забылись названия тканей и деталей туалета, но представить себе это великолепие всё-таки можно. Серое великолепие.
Серебристо-серого цвета самое нарядное платье скромной героини знаменитого романа Шарлотты Бронте, Джен Эйр, и в серебристо-жемчужном же платье она собирается выходить замуж за мистера Рочестера.
А два оттенка серо-стального цвета получают название в честь старейших английских университетов – "Оксфорд" и "Кембридж".
Словом, серый цвет, который мог быть и элегантным, и девически-романтичным, прочно вошёл в моду и уже, по сути, никогда не сдавал своих позиций.
И уж тем более в веке двадцатом, куда более прагматичном, чем его предшественники. Но дело не только в том, что серый может быть немарким, практичным и строгим, идеальным цветом деловых костюмов, что мужских, что женских – униформы XX века. Он настолько нейтрален, что может объять всё и понравиться всем.
Серый – один из любимых цветов Шанель. И в её честь Йоджи Ямамото в 1997 г. включит в свою коллекцию костюмы из серого твида, напоминающие о временах расцвета дома моды мадемуазель Коко.
Серый любил создатель эпохального стиля New look Кристиан Диор, и в особенности – сочетание нежно-серого и нежно-розового цветов, воплощение элегантности и нежности одновременно. Шёлк, твид, шерсть, костюмы и платья – женщина в сером Диора всегда бесподобно хороша. И когда в 1996 в этот дом моды пришёл Джон Гальяно, отточенная линия, которую только подчёркивал скромный серый, снова восторжествовала.
Год за годом модельеры, выбирая цвета сезона, вторили: "Серый в моде". Снова и снова.
Он мог уйти на короткое время, а потом вернуться вновь, и торжествовать целое десятилетие, как, скажем, произошло в 1990-ые.
Может быть, потому, что он универсален?
Модные журналы часто утверждают, что нет человека, которому бы не шёл серый цвет. Пожалуй. Особенно если подобрать подходящий оттенок, и "разбавить" тем цветом, который идёт вам безусловно.
Да, благородный серый безусловно хорош сам по себе, особенно если комбинировать разные оттенки, но с другими цветами он "оживает".
Уже упоминавшееся сочетание серого и розового, столь любимое Диором, нарядно и женственно, причём розовый может быть как бледным, пастельным, так и ярким, как фуксия (цветом, вошедшим в моду за последние годы).
С жёлтым серый становится радостнее, а яркость жёлтого, иногда излишняя, наоборот, приглушается.
То же происходит и с красным цветом.
Излюбленное классическое сочетание красного и чёрного выглядит порой грубым, а вот серый привносит свою нежность, превращая контрастное сочетание в дуэт.
Белый, фиолетовый, оливковый и синий, бирюзовый – все они могут "заиграть" в сочетании с серым. Ведь он куда мягче смотрится в качестве основного цвета, чем чёрный.
"Новый чёрный" – так называет его теперь.
Нынешняя осень не исключение.
Платья и пальто, юбки и шарфы – всё серебристое, дымчатое, светлое и тёмное, но главное – серое.
Бледно-серые сапоги Celine, тёмно-серые ботильоны и светло-серые ботфорты Fendi.
Вязаные платья Pringle of Scotland, строго-скульптурные от Viktor & Rolf, блестящие и переливающиеся от Balmain и Versace, сложно-драпированные от Moschino и Louis Vuitton.
И все – серые!
Как серебро, осенний туман и сотни других оттенков у десятков дизайнеров.
Ведь легче сказать, кто не обращался к серому цвету, чем назвать те, кто его использовал.
Серыми в этом году были (да и есть) не только вечерние платья с пышнейшими юбками от Marchesa, но даже наряды от одной из самых знаменитых создательниц свадебных платьев Vera Wang.
Да-да, замуж – в сером. Почему бы и нет, если это красиво?
Серый – один из основных цветов осенних коллекций, и он же останется в весенних.
Поначалу это кажется странным – неужели нам снова предложат ходить в сером? Цвете, который, пожалуй, меньше всего ассоциируется с весной?
Но при взгляде на эти оттенки понимаешь – да, серый может быть весенним. Невыносимо элегантным, как костюмы от Dior, или нежным, как платья от Alberta Ferretti.
Серый может уйти на время из моды, но он обязательно вернётся.
Почему?
Знаменитый английский писатель Гилберт Кит Честертон так писал в своём эссе, посвящённом серому цвету: "Тем и прекрасен цвет, который называют бесцветным. Он сложен и переменчив, как обыденная жизнь, и так же много в нем обещания и надежды. Всегда кажется, что серый цвет вот-вот перейдет в другой – разгорится синим, просветлеет белым, вспыхнет зеленью или золотом. Неопределенно, неуверенно, он что-то сулит нам".
А Максимилиан Волошин сравнивал Париж не просто с розой – с серой розой.
Серый цвет на самом деле волшебен.
Он может помочь вам скрыться в толпе, а может и выделить из неё. Стоит только захотеть.
Марьяна Скуратовская, историк моды - для сайта Sweetmama.ru
Иллюстративный ряд:
Костюмы из коллекций музея Метрополитан (
http://www.metmuseum.org) и Киотского института костюма (
http://www.kci.or.jp).
Современные модели - с сайта
http://style.com/