-неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Pannat

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory FREEDOM_2 Усы_лапы_и_хвост Котомания Сама_овца
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ Служба_изменения_кадров

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2010
Записей: 6029
Комментариев: 24434
Написано: 43996


«Зверь, именуемый кот» (Мои истории)

Среда, 24 Февраля 2016 г. 21:59 + в цитатник

«Зверь, именуемый кот»

Несмотря на название этой истории, она почти не имеет отношения к пушистым и хвостатым…:)

Мой сегодняшний рассказ о живописи. Если вам все же интересно узнать, причем тут кот, дочитайте его до конца…:)

В самом начале далекого 68 года прошлого века, мой дядя, живший и работавший в Москве, пригласил нас с сестрой к себе в гости на каникулы, пообещав массу разнообразных развлечений. Он позвонил и спросил, куда бы мы хотели сходить, на что посмотреть.
Моя младшая сестра начала пальцы загибать: «На елку в кремль, цирк, кукольный театр, et cetera, et cetera.» Для нашего дяди эти ее желания были вполне выполнимыми, потому что он работал на приличной должности в Госплане, там можно было купить билеты куда угодно.

Я же в свои 14 лет, даже почти в 15 считала себя уже взрослой и ее детские желания, казались мне смешными. Поэтому я важно и серьезно сказала дяде: «Я мечтаю побывать в Третьяковке и в театре Маяковского на спектакле «Медея» по пьесе древнегреческого драматурга Еврипида, остальное на ваше усмотрение.»

Дядя на другом конце трубки замер, возможно, зажимая рот от смеха. Потом спросил, почему именно эта пьеса? Пришлось рассказать о том, что я очень люблю мифы древней Греции, особенно тот, что про поиски золотого руна, а недавно по радио сказали, что в этом театре поставили пьесу Еврипида.
Получив заверения дяди, что в Третьяковку и на «Медею» мы непременно пойдем, я стала готовиться к поездке, ведь до нее оставалось всего два месяца.:))

18d8b12f2aae6537b8e1884cda2ea094 (700x525, 192Kb)

Надо сказать, что к тому времени я уже неплохо разбиралась в живописи. У деда было много книг о художниках и среди них толстая книжка «Сокровища Третьяковской галереи». Еще было много альбомов с хорошими репродукциями разных художников. Все они мною неоднократно просматривались, а книгу я к поездке не только прочла во второй раз, а можно сказать тщательно проштудировала.

В галерею нас повела тетя и когда при входе нас спросили, не нужна ли нам экскурсия, моя сестренка важно заявила: «Не надо, наша Наташа, все знает лучше любого экскурсовода…», чем очень смутила тетю.:)
Смех – смехом, но и правда, зайдя в зал любого художника, я могла рассказать все о его жизни и самых известных полотнах.
5977364461_a40dea3167_o (700x447, 83Kb)
Могла рассказать и о том, что мишек на картине Шишкина нарисовал Савицкий, а пейзаж на картине Перова «Охотники на привале» написал Алексей Саврасов, автор "Грачей". Или о том, что Репин нарисовал портрет Пушкина на картине Айвазовского , а женскую фигуру на картине Левитана написал брат А.П. Чехова – Николай . В общем я знала много историй о картинах, что-то прочла в книгах, что-то услышала от деда, большого любителя живописи.

Я мечтала побывать в Третьяковке, чтобы увидеть все знакомые картины, но особенно две из них - «Лунную ночь на Днепре» Архипа Куинджи и «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Про «Лунную ночь…» я знала очень много, знала историю картины, особенно завораживал рассказ о том, как картина выставлялась:

« В 1880 году Куинджи изумил Санкт-Петербург уникальной выставкой одной картины «Лунная ночь на Днепре». В комнате, задрапированной черной тканью, в абсолютной темноте, освещенная направленным лучом электрического света, картина, вызывала восторженное оцепенение. Ее главным действующим лицом был наполненный поэзией лунный свет. Зачарованные посетители стояли в молитвенной тишине, словно участники некого действа, подобного древнегреческим мистериям. Куинджи окрестили «Чародеем света».
TuXIvKz5G9k (604x445, 48Kb)
Те репродукции, которые у нас были дома, не передавали этого лунного света, поэтому мне очень хотелось увидеть его своими глазами….
Наконец мое желание исполнилось, я стояла перед этой картиной, но то ли потому, что картина от времени потускнела, или потому, что она висела среди других картин, при электрическом освещении, того восторга и оцепенения, о котором мечталось, не было…:(

Второй картиной был тот самый «Черный квадрат» Малевича. Дома, глядя на репродукцию, я все силилась понять, что в ней такого особенного, что люди в ступор впадают, умом трогаются и готовы платить за нее бешенные деньги. На все мои вопросы дед пожимал плечами и улыбался, мол и сам не понимаю. В книге я прочла, что Малевич писал картину три(!) месяца, а написав, долго не мог прийти в себя. По всей видимости, в картине какая-то мистика, решила я для себя и ее можно увидеть и почувствовать, только находясь напротив картины.
000_В галерее (700x507, 176Kb)
Сбылось! Вот стою я перед картиной, как эта девочка на картинке, вглядываюсь в каждый миллиметр ее и ничего не вижу. Ну вот абсолютно НИЧЕГО.

Знаете, что я сказала тете с сестрой, отойдя от картины и отправившись к выходу?
"Малевич гений!" - сказала я. "Вот выйдем на улицу и я расскажу вам почему."
И рассказала…

Одной из самых любимых книг на тот момент, да и сейчас, была «Повесть о Ходже Насретддине» Леонида Соловьева. Я знала ее можно сказать почти наизусть. Там столько восточной мудрости, философии, морали и юмора, что я просто не нахожу слов для выражения своего восхищения. Я плакала, когда во время многочисленных переездов она потерялась и радовалась, как ребенок, купив ее через десятки лет у букинистов.

В одной из глав той книги рассказывается о детстве Ходжи Насретддина, о его смекалке. Однажды в детстве он решил помочь старухе, которую все обижали. Он предложил ей заняться торговлей. На удивленный вопрос, что она бедная и несчастная будет продавать, он сказал: «Увидишь». Потом он купил за копейки старую палатку и клетку. Заказал у писца на рынке табличку с надписью:
«Зверь, именуемый КОТ», потом поймал пробегавшего мимо палатки кота.

Дальше цитата из книги Соловьева:

«Кот, посаженный в клетку, был уже водворен внутрь палатки и нудно-тягуче мяукал там, скучая в одиночестве.
Старуха со своим черепком расположилась у входа. Маленький Hасреддин встал от нее в трех шагах, поближе к дороге, набрал полную грудь воздуха и
завопил так звонко, так пронзительно, что у старухи нестерпимо зачесалось в ушах.

- Зверь, именуемый кот! - кричал Hасреддин, покраснев и приседая от натуги.- Hаходящийся в клетке! Он имеет четыре лапы! Четыре лапы с острыми когтями, подобными иглам! Он имеет длинный хвост, свободно изгибающийся вправо и влево, вверх и вниз, могущий принимать любые очертания - крючком и даже колечком!

Зверь, именуемый кот! Он выгибает спину и шевелит усами! Он покрыт черной шерстью! Он имеет желтые глаза, горящие в темноте подобно раскаленным угольям! Он издает звуки противные, когда голоден, и приятные, когда сыт! Зверь, именуемый кот! Hаходящийся в клетке, в прочной надежной клетке! Каждый может его созерцать за два гроша без всякой для себя опасности! В прочной надежной клетке! Зверь, именуемый кот!..

zver-po-imeni-kot (588x466, 14Kb)

Прошло не более трех минут, как его усердие было вознаграждено. Какой-то базарный зевака, вышедший из скобяного ряда, остановился, послушал и повернул к палатке. Он был толстый, румяный, с вялым и сонным взглядом. Типичный бухарец. Он приблизился вплотную к Hасреддину и, расставив руки, остолбенел. Его толстое лицо начало медленно расплываться в тягучей бессмысленно-блаженной улыбке, глаза остановились и остекленели.

- Зверь, именуемый кот! - надрывался прямо в лицо ему Hасреддин.
- Сидит в клетке! Два гроша за созерцание!

Долго стоял бухарец, внимая в тихом и бессмысленном упоении этим воплям,- затем подошел к старухе, порылся толстыми пальцами в поясе и бросил в ее черепок два гроша.

Они звякнули. Голос маленького Hасреддина пресекся от волнения. Это была победа.

Бухарец откинул занавеску, шагнул в палатку.

Hасреддин затих, ожидая с замирающим сердцем его обратного появления.

Бухарец оставался в палатке очень долго. Что он там делал - неизвестно; должно быть - созерцал. Когда вышел - на лице у него обозначались растерянность, обида и недоумение, словно бы там, в палатке, надевали ему на голову сапог и пытались накормить мылом.
Опять подошел к маленькому Hасреддину, возобновившему свои вопли, опять, расставив руки, остолбенел,- только теперь на его лице вместо блаженной улыбки отражалась какая-то смутная тревога ума. Он догадывался, что его провели, но каким способом - понять не мог.

С тем бухарец и удалился. А возле палатки уже были трое новых и громко ссорились - кому первому созерцать зверя.

Эти оказались подогадливее - последний, выходя из палатки, заливался безудержным смехом. А так как любому одураченному свойственно желать, чтобы все другие не оказались умнее, то эти трое ни словом не обмолвились следующим двоим, стоявшим у входа.

Созерцание зверя длилось весь день. Его созерцали купцы, ремесленники, приезжие земледельцы, даже многоученые мужи ислама в белых чалмах с подвернутыми концами. Его созерцали до кормления, когда он издавал звуки противные, и после печеночного кормления, когда он уже никаких звуков не издавал, а вылизывался и вычесывал из своей шерсти блох.

Палатка закрылась лишь с барабанами. Старуха подсчитала дневную выручку. Девятнадцать таньга! Первый же день окупил все расходы с лихвой, завтрашний - обещал чистую прибыль!»

Так что Казимир Малевич был даже более гениален, чем Ходжа Насретддин,
его « Черный квадрат» до сих пор созерцают миллионы…

Пока я рассказывала эту историю, а моя тетя хохотала до слез, мы дошли до здания Госплана (теперь там Госдума заседает), того самого, которое мы только что видели в галерее на известной картине Пименова…
10_drive_1_MOSKAU-Autofahr (700x541, 499Kb)

Серия сообщений "Мои истории проба пера":
Часть 1 - Первый отпуск (подлинная история из моей жизни)
Часть 2 - Знакомьтесь - СУРГУТ!! Город, в котором я живу...
...
Часть 58 - Для души…
Часть 59 - С праздником, мужчины!
Часть 60 - «Зверь, именуемый кот» (Мои истории)
Часть 61 - Седьмой вальс Шопена (Мои истории)

Рубрики:  юмор
художники и фото художники
Метки:  
Понравилось: 15 пользователям

Лариса_Дунаева   обратиться по имени Среда, 24 Февраля 2016 г. 22:13 (ссылка)
Понравилась история из жизни.
Ответить С цитатой В цитатник
Аква_Море   обратиться по имени Среда, 24 Февраля 2016 г. 22:18 (ссылка)
Так интересно и живо ты рассказала, Наташа, я как будто тоже там побывала... Жаль, рассказ закончился. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Pannat   обратиться по имени Среда, 24 Февраля 2016 г. 22:22 (ссылка)
Аква_Море, этот закончился, будут другие...:)
Ответить С цитатой В цитатник
Pannat   обратиться по имени Среда, 24 Февраля 2016 г. 22:23 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Галинэ_Искра   обратиться по имени Среда, 24 Февраля 2016 г. 23:01 (ссылка)
Большое Спасибо! Выздоравливайте!
Ответить С цитатой В цитатник
Pannat   обратиться по имени Среда, 24 Февраля 2016 г. 23:07 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Чувьюрова   обратиться по имени Среда, 24 Февраля 2016 г. 23:31 (ссылка)
Чудесные истории - и твоя, и Ходжи Насреддина. В детстве это была моя любимая книга. Помню, что цитировала его с удовольствием. А с Малевичем у меня те же мысли возникали после посещения выставки его картин в Русском музее. Только я тогда не смогла вспомнить, что же мне это напоминает.
Ответить С цитатой В цитатник
Pannat   обратиться по имени Среда, 24 Февраля 2016 г. 23:46 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Jamesmay   обратиться по имени Четверг, 25 Февраля 2016 г. 19:20 (ссылка)
Дорогая Наташа, я уже писала, что поражаюсь Вашей разносторонней эрудированности. Меня привлекает именно нотка личного восприятия в Ваших постах. Не проблема в наше время найти профессиональную статью на интересующую тему. Но интернет- общение предполагает именно общение людей со схожими интересами. Мне было интересно читать рассказ о "Черном квадрате" и , как всегда, понравилась форма изложения. Хотя с мыслью, заложенной в рассказе, я не совсем согласна. К сожалению, я дилетант в искусствоведении, очень люблю живопись, но на уровне "нравится-не нравится", всё же не могу представить себе, что одна из известнейших картин всего лишь трюк. Мне всегда кажется, что просто я многое не понимаю.
Ваши истории, такие глубокие и такие личные, читаю всегда с интересом. Я не совсем понимаю, что такое клуб и сейчас уже не представляю, как я в него попала. Каковы его требования к авторам, есть ли какой-то устав, формат и каковы цели - не имею понятия, да и не очень вникаю. Мне тоже хотелось бы написать о каких-то своих впечатлениях и размышлениях, но я ограничена своим неумением, например, вставлять фотографии.
У Вас же уже есть в клубе свой небольшой "фан-клуб", состоящий из вполне достойных людей. Так что пишите, пожалуйста! Л.
Ответить С цитатой В цитатник
Pannat   обратиться по имени Четверг, 25 Февраля 2016 г. 19:32 (ссылка)
Jamesmay, спасибо! Мне так хочется научить вас вставлять фото, поверьте, это правда просто. Я подумаю, как это сделать...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 25 Февраля 2016 г. 19:39ссылка
Я умею вставлять фото в письма, если знаю эл. адрес. Но не знаю, как вставить в пост. Л.
Перейти к дневнику

Четверг, 25 Февраля 2016 г. 20:24ссылка
я поняла проблему, думаю как ее решить:))
daizyLeningrad   обратиться по имени Пятница, 04 Марта 2016 г. 18:15 (ссылка)
Интересно и забавно, спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 19 Марта 2016 г. 13:30 (ссылка)
Наконец-то, нашелся человек, разделяющий мое мнение о "Черном квадрате" Малевича!!! Думаю, что эта насмешка живописца над той частью толпы,которая подвергала критике его авангардный стиль живописи !!!
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Jo-Ann   обратиться по имени Среда, 06 Апреля 2016 г. 00:00 (ссылка)
Pannat, БРАВО! О квадрате в точку! всегда такие мысли были в голове...)
СПАСИБО.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку