Цитата сообщения Appassionata
Carnet de bal и его "собратья" - реставрация и "выход в свет"
Девушка с веера,
с веером смуглым,
идет над рекою
мостиком круглым.
Ф. Гарсиа Лорка
Согласно древней китайской легенде, веер был принесён на землю всесильной и всевластной богиней ветра Немизой.
Дальше - больше). Перечень вещей из гардероба Елизаветы начала XVII века содержит следующие предметы: «один веер из белых перьев с ручкой из золота с двумя змейками ,обернутыми вокруг, украшенной шаром из бриллиантов на конце и короной на каждой стороне с парой крыльев, украшенных бриллиантами», и «один веер разных цветов с золотой ручкой с медведем и зеркальцем на внутренней стороне».
В XVIII веке веер становится настолько обязательной и активной деталью тех театрализованных действ, какими были торжественные церемонии, празднества, балы , что он как бы утрачивает свое первоначальное предназначение и приобретает новые функции.
Кроме своего прямого назначения на многолюдных балах веер использовался для языка знаков, как предполагает Соам Дженинс в «Искусстве танца» (1730): «Его триумфальная дрожь, победоносный хлопок, Его сердитый шепот и игривое легкое постукивание.»
В 1911 году в Москве вышел сборник правил хорошего тона, в котором несколько страниц посвящено искусству владения веером: "Хороший тон. Сборник правил, наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни", составленный "по лучшим русским и иностранным источникам А. Комильфо". В этом сборнике рассказано о значениях цвета веера и о знаменитом "языке веера".
-- "Расположение, симпатия, любовь" - подать человеку веер верхним концом.
-- "Презрение" - подать веер нижним концом (ручкой вперёд).
-- "Сомнение" - закрывающийся веер.
-- "Отрицание" - закрытый.
-- "Скромность, неуверенность" - веер, раскрытый менее чем на четверть.
-- "Одобрение" - раскрывающийся веер.
-- "Безоговорочная всеобъемлющая любовь" - полностью раскрытый веер.
-- "Волнение от известий" - резкие быстрые взмахи.
-- "Ожидание" - похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони.
Красавицам известно, сколько ударов веера потребно для того, чтобы приятным образом развевать свои волосы, придавая им такое восхищающее положение, которое, кроме опахала, никакая рука смертного доставить не может». Так говорил о веере один из журналов екатерининской эпохи – именно этот предмет стал символом свободных нравов, который представлялся художникам и поэтам того времени в образе прекрасной обольстительницы с веером в руках.
Так прикажи, и я на флейте заиграю,
На веере любви присяду робко с краю,
Стать пастухом твоих улыбок прикажи!
Стефан Малларме
Когда б владел я целым миром,
Хотел бы веером сим быть;
Всех прохлаждал бы я зефиром
И был бы всей вселенной щит;
А ты, махаясь, Хлоя, мною,
От жара сильного дыша,
Как солнце бы цвела красою,
Моей быв тенью хороша.
ГР Державин
И еще много много интересного можно узнать о веерах. Веер это часть истории, истории моды, костюма, аксессуаров и человеческих отношений. Поэтому и нужно этих красивых свидетелей истории сохранить и не просто в запасниках, а "на виду", на выставках...
А для этого вер нужно отреставрировать. Какая же это кропотливая работа. Сколько терпения нужно мастеру на восстановление, реставрацию, ведь украшен веер порой небольшими и очень изящными фрагментами. В выставочном зале реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря с 6 октября по 24 ноября проходит выставка
"Веера из собрания музея-усадьбы Останкино".
Выставка представляет 34 веера середины XVIII — начала XX веков из коллекции московского музея-усадьбы Останкино. Все они в 2012-2016 годах были отреставрированы в Центре имени Грабаря. Для некоторых из них выставка и сопутствующий каталог станут первым «выходом в свет», поскольку прежнее руинированное состояние не позволяло их экспонировать." - сказано на сайте выставки.
Но и это еще не все. "В Центр ежегодно поступают тысячи произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства из ведущих музеев России. Не так давно была завершена реставрация коллекции вееров XVIII века из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Однако один веер, в силу руинированного состояния и финансовых сложностей, так и остался неотреставрированным. Это двухсторонний веер «Сбор винограда», изготовленный в Германии в середине XVIII века. Он является частью коллекции Ф.Е Вишневского, которая легла в основу обширного собрания вееров музея Останкино."
"Согласно принципам научной реставрации для каждого предмета разрабатывается индивидуальная методика реставрации — программа восстановления целостности конструкции и функциональности веера. Научная реставрация связана со стремлением максимально сохранить аутентичные, оригинальные элементы и материалы предмета декоративно-прикладного искусства, поэтому при работе с ним специалисты выбирают наиболее щадящие способы."
Затраты предстоят немалые(( Поэтому и был запушен
краудфандинговый проект по сбору средств на реставрацию этого уникального произведения искусства. Узнать о проекте и принять в нем участие может каждый перейдя по ЭТОЙ ссылке