-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в pakira

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.03.2010
Записей: 722
Комментариев: 90
Написано: 1445


Китайская живопись

Пятница, 04 Января 2013 г. 10:57 + в цитатник
Цитата сообщения alona777 Четыре драгоценности.

   Четыре драгоценности - кисть, бумага, тушь и тушечница.  

Четыре драгоценности рабочего кабинета «веньфан сибао» — именно так в Китае образно называют непременные атрибуты просвещенного человека: кисть, бумагу, тушь и тушечницу. Уже в средние века каждого образованного китайца (ученого, философа, поэта, каллиграфа, художника) невозможно было представить без этих четырех драгоценностей.

4195696_0_66fa6_8a206f2a_orig (612x700, 169Kb)

 

Кисть («би»)

 

Кисть — главная драгоценность мастера. Кисть изготавливается из натуральной шерсти животных. Обычно используется шерсть козы, овцы, волка и зайца, но бывают и более редкие кисти — например, из шерсти медведя или хорька. Ручка кисти изготавливается из бамбука, который удерживает собранный в пучок волос кисти. Мягкая и одновременно упругая, традиционная китайская кисть хорошо вбирает тушь и удерживает ее в себе.

 

4195696_bambuk_10 (640x418, 90Kb)

 

Археологическими исследованиями подтверждается, что кисть использовалась в Китае уже в пятом веке до нашей эры — ученым удалось обнаружить древние иероглифы и рисунки, сделанные кистью, на керамике того времени. А в 1950-х годах были обнаружены и сами кисти, довольно примитивные и еще не очень похожие на те, что используются сейчас на наших уроках. Им более шести тысяч лет!

Технология изготовления кистей для живописи и каллиграфии остается неизменный с четвертого века нашей эры. Именно к этому периоду кисть стала основным инструментом китайских мастеров.

 

В трактатах того времени сформулированы «четыре достоинства» кисти:

 

Острота — тонкий кончик кисти, способный передавать мельчайшие детали;

Ровность — способность кисти поддерживать форму, не разваливаться при использовании, оставаться гладкой;

Округлость — свойство, обеспечивающее свободное движение кисти во всех направлениях;

Прочность — упругость и гибкость, устойчивость к механическим повреждениям.

 

4195696_image016 (549x700, 81Kb)

 

Кисти бывают разного размера — от тончайших, в несколько волосков, до огромных, в десятки сантиметров в диаметре. А еще в Китае до сих пор сохранилась традиция делать кисти из первых состриженных волос младенца, как талисман с пожеланиями того, что повзрослев, он станет просвещенным и культурным человеком.

 

Бумага («чжи»)

 

4195696_image012 (640x423, 87Kb)

 

Известно, что бумага — одно из величайших изобретений китайской цивилизации. В древнем Китае ее делали из волокон древесины и коры некоторых деревьев. Но с течением времени способы производства бумаги менялись, и в последние несколько сотен лет лучшей бумагой для живописи и каллиграфии считается бумага «сюаньчжи», которая производится вручную из сандаловой коры, рисовой соломы и коры шелковицы.

 

4195696_kit25122 (262x178, 18Kb)

Волокна растений высушиваются, неоднократно вымачиваются, прессуются, отбеливаются, измельчаются, прежде чем попасть в форму.

Бумага сюаньчжи отличается особой белизной, она очень тонкая, устойчива к грибку и прочим вредителям, не желтеет от времени. Кроме того, такая бумага превосходно впитывает тушь, а это главное свойство, обеспечивающее невероятное разнообразие выразительных средств традиционной китайской живописи и каллиграфии.

 

 

Тушь («мо») и тушечница («янь»)

 

4195696_fdhd4 (700x247, 63Kb)

 

Эти две драгоценности не менее важны, чем кисть и бумага.

Традиционная тушь для живописи и каллиграфии — твердая, спресованная в брикеты. Она растирается на каменной тушечнице и разводится водой. Традиционная тушь изготавливается из сосновой сажи. Попав на бумагу, тушь не стирается и не выцветает — результат этого можно увидеть в музеях мира, где шедевры древнекитайских мастеров по-прежнему сохраняют густоту цвета и блеск туши.

 

4195696_chetyresokrovischavtoroe (487x418, 59Kb)

 

Оттенки туши придает разведение водой в разной пропорции. Растирание и разведение туши — медитативный процесс, в течение которого мастер настраивается на будущее произведение, обдумывает и предчувствует его.

 

4195696_IMG_1616 (650x411, 88Kb)

 

Тушечница — это четвертая драгоценность мастера, и ее важность часто недооценивают. Первые тушечницаы появились в третьем веке нашей эры, с распространением твердой туши. Они вырезаются из камня и украшаются искусным узором или резьбой. Классические китайские тушечницы давно стали предметом коллекционирования. В последние несколько сотен лет их стали делать не только из камня, но и из бронзы, железа, фарфора или керамики. Самыми ценными считаются тушечницы из нефритового камня — считается, что растертая в них тушь никогда не застывает.

 

4195696_galereyachernilnicduan5horz (700x188, 51Kb)

 

Несмотря на то, что тушечницу можно заменить обычным фарфоровым блюдцем, настоящий любитель живописи и каллиграфии никогда так не поступит: ведь каменная тушечница — один из символов традиции, атрибут настоящего мастера и неотъемлемая часть «четырех драгоценностей рабочего кабинета»!

4195696_hfg (650x488, 120Kb)

 

-----------------------------------------------

источник…

------------------------------------------------

 

 

 

Рубрики:  искусство
восток
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку