Цитата сообщения
Уроки практической графологии ( 1 )
Владимир Тараненко, Светлана Федорчук
Человек чаще всего выдает себя сам. А если точнее, — то человека выдают его же тело и выполняемое им дело. Такое рутинное, как дело пишущей руки его. Предлагаемый здесь практический курс графологии апробирован многолетней практикой. И, право же, стоит только повнимательнее всмотреться в свою ли, в чужую ли скоропись, как обнаружится немало интересного, — если не интригующего...Для графологического анализа берутся все буквы, однако информационная нагруженность у них совершенно разная. Начинать психологический анализ почерка мы советуем с букв, которые имеют либо верхние, либо нижние “отростки”: р, д, у, б, в, ц.
Дело в том, что любые, выступающие из общего ряда, детали букв являются зонами “экстремума”, а поэтому как нельзя лучше характеризуют поведение человека в особых, или экстремальных, случаях. При этом анализировать нужно не только характер выступающих “отростков”, но и степень их прорисовки, а точнее, — степень нажима руки на ручку в момент написания буквы. Конечно, существуют артефакты нажима, а именно: тип пишущей ручки (карандаша, фломастера и т.д.), тип бумаги и условия написания. Естественно, поначалу вы можете иногда ошибаться, принимая “жирную” надпись чернилами за твердый нажим руки пишущего, но с практикой ваш глаз вполне наметанно будет отбраковывать “псевдонажимы” от действительно таковых. Вообще, анализ почерка в чем-то сильно смахивает на грибную охоту: поначалу вообще ничего не видишь, а только удивляешься, как ловко у других получается что-то там выискивать. Как бы там ни было, но без оценки нажима не обойтись: воля и работоспособность определяются именно потому, насколько тверда и уверенна рука пишущего человека. Малодушие, склонность к компромиссам, а то и безвольное разгильдяйство всегда выдают себя через слабую прорисовку определенных букв. Каких именно? Об этом, собственно, и наш разговор.
Графологический психоанализ лучше всего начинать с буквы “р”. Рычащий звук “р-р-р” — это сигнал нападения и угрозы. По тому, как человек “рисует” в своем почерке букву “р”, можно узнать о его агрессивно-бойцовских качествах. Прежде всего, принципиальна длина отростка. Поскольку величина букв бывает различной (у кого-то крупный почерк, а у кого-то — мелкий), то оценку длины отростков следует производить относительно таких “нейтральных” букв, как “о”, или “а”, или “с”. У крупного почерка длина отростков кажется весьма выраженной, но если пересчитать ее по относительной шкале, то нередко может оказаться, что особой “длины” там как раз и нет. Характерные примеры представлены на рис. 1.1 и 1.2.
1.1
1.2 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image009.gif)
Понятно, что в примере 1.1 нижний отросток буквы “р” гораздо более выражен, нежели в более крупном почерке (рис. 1.2).
Чем длиннее отросток буквы ”р”, тем выше агрессивно-бойцовский потенциал. Люди малодушные и трусоватые буквально пытаются как бы “поджать хвост” у явно упрямой и драчливой буквы “р”. Ну а демонстративные или истероидные личности, наоборот, рисуют сверхдлинные концы у нее, этакие палки, в которых, увы, уже нет достаточной силы и жесткости (рис. 1.3).
1.3 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image010.gif)
Наиболее опасный вариант написания буквы “р” показан на рис 1.4.
1.4 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image011.gif)
Так обычно пишут люди явно выраженного психопатического склада характера. Либо “фрондеры”, для которых ввязаться в хорошую драку — почти пустяк. Рука в момент написания такой буквы “р” остановиться уже не может, это чисто импульсивное и очень резкое движение. Человек такого типа нанесет удар, не задумываясь о личной безопасности, и уж тем более не стоит его дразнить: мобильность перехода в агрессивное состояние крайне высока. Примеры? Владимир Ульянов и Александр Пушкин. Посмотрите, как они писали букву “р” — и вы поймете, почему мы советуем быть поосторожнее с “владельцами” такого почерка. Советуем особо обратить внимание на степень нажима (рис. 1.5).
1.5 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image012.gif)
Есть разница, да? Чем сильнее нажим, тем опаснее бойцовские качества. Ну а если сам отросток буквы изогнут, как на рис. 1.6?
1.6 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image013.gif)
Тогда вы имеете дело с человеком, который хотя и резок, импульсивен, но где-то внутри трусит наносить сильный удар. Изогнутость отростка — всегда намек на слабость. Втянутость или “поджатость” ударного отростка буквы “р” свидетельствует о наличии жесткого самоконтроля и подавления своих агрессивных потенций (рис 1.7.). Так случается, когда человек уже имел проблемы из-за своей чрезмерной резкости и агрессивности.
1.7 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image014.gif)
Теперь рассмотрим еще один вариант буквы “р” (рис. 1.8).
1.8 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image015.gif)
Как вы уже догадались, здесь принципиальна острота кончика, который внешне очень напоминает узкое и хорошо отточенное кинжальное острие. Мы так его и классифицируем: “ударный кончик по типу обнаженного кинжального лезвия”. Аналогия в данном случае весьма корректная: люди с таким типом написания буквы “р” — по натуре бойцы и “накопители агрессии”; они к тому же весьма выносливы и нередко прибегают к силовым методикам решения проблем. Чувства лидерства им также не занимать. Легко активируются отрицательными эмоциями. Злопамятны и обидчивы. Умеют концентрироваться и могут с огромным упрямством разить в одну и ту же точку. Заметный их “минус” — пониженная мобильность и неспособность выйти из критического состояния. “Плюс” — крайне редко бросают начатое дело. Боятся оказаться трусами, поэтому иногда ведут себя чрезмерно жестко и вызывающе.
Воевать для них — почти то же, что и дышать. Чем сильнее нажим и длиннее “нож” у такой буквы “р”, тем ярче проявляются приводимые характеристики. Однако если нажим отсутствует, то, увы, — вся сила в таком случае замещена банальной злостью. Работоспособность и воля явно деградированы. По-видимому, кроме неприятностей от такого сотрудника вам ждать нечего. Относительно отростков буквы “р” есть такое хорошее правило: “чем слабее нажим на букву, тем резче отрицательная характеристика”. Понятно почему. В экстремальных, иногда весьма опасных и агрессивных ситуациях действовать нерешительно — значит обречь не только себя, но и окружающих на бедствия. И не важно — почему. Кстати, еще один — важный, даже принципиальный нюанс. Графолог не говорит, — хороший, мол, или плохой человек. Он только описывает поведение исследуемого индивида в тех или иных обстоятельствах. Судить, как вы понимаете, волен только Господь Бог и, возможно, суд присяжных.
Таким образом, по конфигурации (а именно, — “разящей остроте”) отростков (рис. 1.9) мы можем вывести лаконичное резюме: такой тип людей — ударная пробивная сила, а бегство для них — только для того, чтобы сменить “оружие” и “подкопить ресурсы”. Примечательно то, что процент людей с таким типом написания буквы “р” — отличный индикатор пассионарности нации, то есть способности ее к отстаиванию своих жизненных интересов.
1.9 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image016.gif)
Заметно иная характеристика у вроде бы и “агрессивного” с виду отростка весьма распространенного варианта, представленного на рис. 1.10.
1.10 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image017.gif)
Здесь отросток у “р” — классическая “школьная” палочка. Вниманию любителей социального психоанализа: именно так писать эту букву нас настойчиво приучали в СССР. Сейчас вы поймете, — почему. Суть в том, что “агрессивного заряда” как такового в такой конфигурации буквы “р” — немного: она может лишь больно “уколоть”, но уж никак не “прошибить”. Отражать подобную атаку неопасно: будет много шума, крика и сравнительно мало драки. Или иначе: явно выраженная истеричность и демонстративность при отсутствии “ударного потенциала” как такового. Обществу такие люди нравятся: если и герои, то только в толпе, обратить в бегство которую не представляет особого труда.
Носители такой “р”-палочки отсутствие должной смелости и упорства пытаются компенсировать ехидством, язвительностью и общей “вредностью”. Чем длиннее палочка, тем сильнее оные качества проявляются. Особенно в быту и там, где не опасно.
Укороченная “р” показана на рис. 1.11.
1.11 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image018.gif)
Это — абсолютно верный признак зажатости и подавленности индивида с глубокого детства, этакая “канарейка в клетке”, но при этом со слегка испорченным характером. Кстати, возможно также проявление скупости, но в целом палочкообразная “р” характерна для людей с обедненной и примитивной эмоционально-волевой сферой, побуждаемых к действиям и поступкам чисто утилитарными мотивами.
Если же палочкообразный отросток “р” в самом конце изогнут (рис. 1.12), то перед вами — “страдалец”, который чрезмерно комплексует по поводу своей несостоятельности, прикрываясь весьма повышенным уровнем самооправдания и тратя при этом свой боевой задор на кукиш в кармане или изощренный сарказм где-нибудь в отхожем месте.
1.12 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image019.gif)
Бывают случаи и похлеще: острие буквы “р” увенчано какой-нибудь петелькой, по типу буквы на рис 1.13.
1.13 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image020.gif)
Здесь вы сталкиваетесь с целым “букетом”: вредность, заносчивость, себялюбие и... кокетство. Да-да, — именно кокетство. Согласитесь, встречаются люди, — например, среди мужчин, — которые перед дракой вдруг начинают... строить глазки. На генетическую бисексуальность тут нечего валить, главная тому причина — чрезвычайно развитое самолюбие при повышенном инстинкте самосохранения.
Забегая наперед, сразу скажем: любые “рюшки”, украшения и завитушки в почерке, с психологической точки зрения, — это всегда плохо.
И еще по поводу изгибов любых отростков вправо или влево. (Постоянные читатели журнала “ОФИС” наверняка помнят наш материал о психологии пространственных символов (№ 4/ 1999.) Итак, наклон влево (рис. 1.14) свидетельствует о наличии проблем из прошлого опыта; человек тащит на себе груз прошлого, и оттого некоторые элементы его почерка прогибаются влево.
1.14 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image021.gif)
Изгиб (или прогиб) вправо (рис. 1.15) среди почерков встречается реже, но и психодиагностика здесь похуже: индивид практически не верит в будущность своих действий. Вывод — либо он постоянно делает не то, что хотел бы, и ненавидит то, что делает; либо он внутри себя серьезно психически “поломан” и для достижения своих целей готов попрать любые свои принципы. Гласит народная мудрость: “Бойтесь людей с гибкой совестью!” “По-графологически” мы бы изложили это так: “Избегайте тех, кто пишет отростки букв “р”, “д” и “у”, изгибая их”.
1.15 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image022.gif)
Однако бывает так, что отростки упомянутых букв нормально продавлены, даже более того — они жестки и четки (рука пишущего, что называется, “отвечает за свои действия”). Но вот что сразу бросается в глаза графологу: продолжение буквы, ее отросток, прописан не под тем углом относительно общего наклона строки. Иллюстрация этого феномена — на рис. 1.16.
1.16 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image023.gif)
Во втором случае буква “р” прописана с нормальным наклоном, а в первом — с явно измененным. Характерно, что точка перегиба всегда у основания отростка. Он — жесткий и энергичный, но... идет не совсем туда, куда надо. Точно так же с этим индивидом и в жизни. Вследствие ряда неудач или проблем у него выработался своеобразный комплекс (назовем его — “смещение цели”). Не совсем плохой вариант, скажем сразу. Если “лобовая” цель почему-то недостижима, индивид готов к небольшому компромиссу с самим собой — и с той же энергией бросается на нечто похожее. Для работы качество почти идеальное, не правда ли? Вот только не стоит такого работника чрезмерно искушать — неровен час, польстится. Или давать заведомо “непробивные” задания: уйдет туда, где можно реально чего-то достигнуть. Или, упаси Боже, подвергать сомнениям деловые качества такого работника, — ведь обидится сходу и очень сильно. Впрочем, переубедить таких всегда есть шанс, да и на звание лидера-”штурмовика” они, к счастью, не претендуют. Ну, а в общем-то, синдром “смещения цели” — достаточно серьезная вещь, и вам не стоит слишком уж полагаться на такого напарника. Лучше подстрахуйтесь.
Несколько особняком держится длинный, уверенный в нажатии отросток, но с округлым кончиком (рис. 1.17).
1.17 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image024.gif)
Такой именно тип написания буквы “р” характерен для людей неагрессивного типа темперамента, но при этом весьма чувственных и эмоциональных. Их еще называют акцентуированными эмотивными личностями. И совершенно верно, поскольку глубина развитости чувств и эмоционального темперамента дает на то полное право. Эмотивные люди нередко от чувств переходят к действиям, но никогда — вопреки своим чувствам. Зато когда мысли, действия и чувства взаимно подкреплены — перед вами “чистейшие” гипертимики, которые с жаром начнут продвигать ваше дело. Как определить, сколько энергии чувств переходит в действие? Очень просто: по степени “раздутости — сжатости” отростка (рис. 1.18 и 1.19).
1.18
1.19 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image026.gif)
Согласитесь, есть наглядная разница: в обоих случаях совершенно различна площадь нижних отростков. Поэтому очень полезно усвоить еще одно графологическое правило: чем шире в поперечнике написание отростка букв “р”, “д”, “у”, “з”, тем более эмоционален пишущий их так человек и тем больше энергии эмоций переходит в стадию неврастении, а не продуктивных действий. Короче: буквы-”пузатики” — намек на неврастеническую личность. Конечно, нужно обязательно помнить об относительности величин букв.
К примеру, длинный отросток и слегка закругленный кончик буквы “р” с хорошей “продавкой” (рис. 1.20) указывает на то, что человек не прибегает к силовым методам, но упрям, привык руководствоваться определенными принципами и никогда не пойдет против своих чувств.
1.20 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image027.gif)
Совсем иная характеристика варианта на рис. 1.21.
1.21 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image028.gif)
“Переживательность”, доходящая до невроза или истерии, и абсолютная неэффективность действий в экстремальных условиях. Внимание мощно сконцентрировано на тех же своих переживаниях. В целом, как вы понимаете, такие люди мало пригодны для серьезного дела: “тянут” на себя много внимания, а фронт с ними, тем не менее, не прорвешь. Впрочем, там , где нужно эмоциональное отношение, так сказать, “чувственно-экзальтированная аура”, — без них совершенно не обойтись. Каждому овощу — свой огород.
Стоит также отметить, что люди с длинным, но заокругленным отростком “р” — достаточно совестливые и переживающие за то, что они делают. На них всегда можно положиться, если не заниматься принуждением и не требовать от них за копейки рвать глотку ближнему.
Еще одно замечание о длине отростков. Чрезвычайно длинные отростки у букв “р”, “д”, “у” и “з” (скажем, в 2,5 – 3 и больше раза их верхней части) — увы, ударной силы не придают, как мы и говорили. Зато налицо — демонстративность, истероидность, позерство и подмена энергичности просто шумом. Бывает, например, так, что человек потихоньку спивается, но еще в силе поразмахивать руками и покричать голосом. На большее, увы, уже не хватает.
В то же время чрезмерная продавленность отростков — повышенный расход энергии. Это не лишнее в экстремальных ситуациях. Бывает так, что нажим буквы “р” неоднороден, и рука, дойдя до вершины с сильным нажимом, далее как бы “по воздуху” возвращается к строке (рис. 1.22).
1.22 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image029.gif)
Здесь есть признак экономии усилий, концентрация “ударной энергии” весьма дозированная; таким людям следовало бы почаще осматриваться и не расслабляться после прохождения трудного этапа. Чрезмерная самоуверенность и отсутствие методичности в усилиях — вот что для них может стать губительным.
1.23 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image030.gif)
Обратите внимание также на особо компромиссный, а если не играть словами, — то просто трусливый вариант “ударной” буквы “р” (рис. 1.23).
1.24 ![](http://wdetect.narod.ru/pub1/clip_image031.gif)
Мы намеренно не рассматриваем здесь довольно часто встречающийся “верхний бунчук” буквы “р” (рис. 1.24), так как это целесообразнее сделать после графологической характеристики верхних отростков таких букв, как “б”, “в”, “д” и “т”.
http://wdetect.narod.ru/pub1/index.htm
Серия сообщений "Графология":
Часть 1 - Уроки практической графологии ( 1 )
Часть 2 - Характер по почерку