Прости и тебе станет легче
Поистине, дети мои, поймите, как человеколюбив Бог, как милостив и премилостив, а мы люди грешные и смертные. Если кто нам зло сотворит, мы хотим того немедленно погубить и кровь его пролить, между тем как Господь наш, властный в жизни и в смерти, терпит, когда грехов у нас выше головы, и во всю жизнь поступает с нами как Отец, любящий свое дитя, наказывающий его и опять выражающий к нему Свою Любовь.
Князь Владимир Мономах (†1125).
Если гнев вселится в душу твою, то им уже уничтожен день твоей жизни; по крайней мере, не дозволяй гневу переходить на другой день, чтобы не погубил он целой жизни твоей.
Преподобный Ефрем Сирин (IV век).
А если отмщаешь и на укоризны отвечаешь укоризнами: что скажешь в свое оправдание? То, что раздражил тебя начавший ссору? Но достойно ли это какого извинения? Блудник, который слагает вину на блудницу, что она побудила его к греху, не меньшему за это подвергается осуждению.
Святитель Василий Великий (330-379).
Христианская победа состоит не в отмщении, но в кротости и терпении.
Истинное терпение — не только не мстить, но и не хотеть мстить обидевшему, хотя бы сердце и поощряло к тому. Большее и высочайшее терпение — не чувствовать обиды и болезни в сердце своем.
Скажут: «Он-де мне зло делает, и обиду причиняет?» Правда, но и ты равно зло делаешь, когда злобу на него держишь; и обиду ему причиняешь, когда словом или делом ему мстишь. Он прежде тебя сделал зло, но ты после делаешь ему зло. Ибо зло есть зло, и обида есть обида, прежде или после сотворенная.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).
Как же будет у Бога прощение нашим грехам, когда сами не прощаем?
Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).
Во время беседы Господа с учениками о том, как надо поступать, когда согрешит перед нами в чем-либо брат наш, святой апостол Петр, слушая слово о прощении обид, спросил Господа: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 21-22). То есть сколько бы раз ни согрешил перед тобою брат твой, должно прощать ему всегда, тем более никогда и ни в каком случае не должно мстить ему.
Архимандрит Кирилл (Павлов) (XX век).
Помнить зло есть дело души не благородной, а жалкой и худой.
Преподобный Исидор Пелусиот (V век).
Хранящий в душе своей памятозлобие подобен тому, кто хранит огонь в соломе.
Неизвестный старец, из "Отечника".
Какое жалкое состояние – платить ненавистью за ненависть и обидой за обиду? Что, если враг сильнее тебя? К чему тогда послужит твоя любомстительность? Разве к ускорению твоей гибели? И при равных силах чего ожидать, если не взаимного падения и бедствия? Наконец, хотя бы он был и не в состоянии противостоять тебе, – разве менее страшны тайные ковы (заговоры – сост.), нежели открытое нападение? А терзающие заботы, а ухищрения, а замыслы, а предприятия, обращающиеся на собственный вред, а мучительные мысли даже о невозможной удаче своей, и еще мучительнейшие об удаче противника, а наконец сами удачи, сопровождаемые самыми великими угрызениями совести, а иногда всеобщим презрением? Ах, сколько терзаний для сердца ненавидящего, – оно есть ад на земле, – пламя гееннское.
Обида, возданная за обиду, не только не уничтожает зла сделанного, но и не останавливает хода зла, или даже усиливает его. В ком было довольно зла, чтобы начать обиду, в том, по всей вероятности, найдется его еще более, чтобы отвечать на взаимную обиду. Таким образом, должна произойти цепь обид, и поскольку каждый воздающий за обиду естественно будет стараться сделать соперника менее способным вредить, то всякая дальнейшая обида должна быть тяжелее и убийственнее предыдущей. Из сего можно рассмотреть, как верно рассуждение апостола: если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал. 5, 15).
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).
Если ты не прощал от всей души человека, тебя обидевшего, ты ещё не знаешь настоящей радости.
Священник Дионисий.
Если чем обижен, прибегай к терпению, и вред перейдёт на обидевших.
Не говори: «Отмщу врагу!» Есть у нас Праведный Судия на Небе.
Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).
Кто сам за себя мстит, тот как бы обвиняет Бога в недостатке правосудия.
Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.)
Когда мстишь ближнему за обиду, то не мстит ему Бог; когда же прощаешь, то Бог или мстит ему или твои грехи прощает.
Кто мстит, тот поднимает меч на самого себя. Если ты хочешь и себе сделать добро и ему отомстить, то отзывайся хорошо об оскорбившем тебя; тогда ты вместо себя сделаешь многих обвинителями его, и сам получишь великую награду.
Не будем же думать, будто мы, прощая ближнему, ему оказываем благодеяние, или великую милость; нет, мы сами тогда получаем благодеяние, сами для себя извлекаем отсюда великую пользу. Равным образом, если мы не простим ближним, то чрез сие им нисколько не сделаем вреда, а себе приготовим невыносимую геенскую муку. Посему, прошу, зная это, не будем никогда злопамятствовать и питать вражду к тем, кто сделал нам неприятность или другую какую-нибудь обиду, но, представляя себе, какое благодеяние и дерзновение пред Господом они доставляют нам, а больше всего то, что примирение с оскорбившими нас заглаждает наши грехи, поспешим и не замедлим (примириться с врагами), и размышляя о происходящей от того пользе, покажем такое благорасположение к врагам, как бы они были истинными нашими благодетелями...
Святитель Иоанн Златоуст. (IV-V век).
...Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себя награду в сердце. На первый взгляд тебе покажется, что прощение унизит, посрамит тебя и возвысит твоего недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился, и, по-видимому, высоко поставил себя, – а, смотри, в сердце свое ты положил гнетущий, тяжелый камень, дал пищу для душевного страдания и наоборот: ты простил и как бы унизил себя, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешение.
Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).
|