РЕЦЕПТЫ ТИБЕТА. КАК СНИЗИТЬ УРОВЕНЬ ХОЛЕСТЕРИНА В КРОВИ.. Многих из нас волнуе...
С Днем Великой Победы - (0)С ПРАЗДНИКОМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ! https://www.youtube.com/watch?v=3FWlK3B6HlM ...
дружба - (0)История одной песни =Когда простым и нежным взором...= Когда простым и нежным взором Ласкаешь ...
10 ПОЛЕЗНЫХ СВОЙСТВ МЕДОВОЙ ВОДЫ - (0)10 полезных свойств медовой воды!!! Медовая вода – это поистине потрясающее средство, ко...
КАК ВЫЛЕЧИТЬ КАШЕЛЬ - (0)Как вылечить кашель. Рецепт Аюрведы Аризонским университетом было проведено исследование ...
KOLJADA (prodolzenije) |
«Настали Святки! То-то радость,
Гадает ветреная младость...
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв неотвратимо –
И все равно – надежда им
Лжет детским личиком своим».
А.С.Пушкин
Святки (Коляда)
Дни от Рождества Христова до Крещения Господня, которое празднуется Православной Церковью 19 января, названы праздничными. Эти двенадцать дней, в соответствии с канонами Русской Православной Церкви, освящены великими событиями Рождества Христова и называются святками - днями, освящёнными приходом в мир Спасителя.
Теперь, когда Россия вспомнила о Боге и спешно пытается возрождать традиции, в сознании многих россиян все смешалось. Некоторые отмечают сначала католическое Рождество, потом Новый год, затем православное Рождество и «старый Новый год». Дату православного Рождества знают все - благо день 7 января недавно стал выходным. Дату Крещения помнят немногие. Про то, что Новый год по старому стилю выпадал на Святки, забыли, зато, благодаря Пушкину, многие помнят о том, что в «крещенский вечерок» полагается гадать. Впрочем, это не мешает современным россиянам обращаться к услугам профессиональных гадалок и в другие дни.
К.Е.Маковский "Святочные гадания"
Точное значение слова «гадать» неясно. В русском просторечии оно близко по значению к «думать», у чехов означает «испытывать или исследовать», у поляков – «говорить невпопад, наобум». Гадания принадлежат к языческим обрядам. Поэтому церковь запрещала их в среде христиан.
Уже Шестой Вселенский собор назначал в качестве наказания для тех, «кто произносит гадания о счастии и судьбе», шестилетнюю епитимию. Но все попытки отцов церкви восстать против святочных обычаев успеха не имели.
До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога.) По другим источникам это слово происходит от старославянского «святки» - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой святок были магические обряды, гадания, приметы.
В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо.
В святках обязательно участовали ряженые. Ряженые появлялись на молодежных посиделках или обходили дома. Готовили костюмы и маски заранее. В течение первых трех дней празднеств, то есть на самое Рождество, когда никто не работал, молодежь здесь «рядилась». Парни — солдатами, офицерами, цыганами, стариком, бабой, а «натуральные бабы и девицы» — птицами (журавлем, курицей). Популярны были также костюмы животных — медведя, волка. Ряженые «слонялись по всему селу». Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком «и при нем деревянная коза». Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы. Голова, как и вся лошадь, обтягивались попоной, так что зрители видели только ноги парней.
Ряженые
Лучшим временем для гадания считалась ночь перед Новым Годом или Крещением. В полночь гадальщицы приходили на перекресток или к запертой церкви и по услышанным звукам – радостным или печальным - предрекали себе свадьбу или смерть. Самые отчаянные приходили в лунную ночь к проруби, ложились на заботливо подстеленную нянюшками воловью шкуру и смотрели в воду. Или накрывали стол в пустой комнате и со словами «суженый-ряженый, приди ко мне поужинать» ожидали его появления. Приход суженого знаменовался жуткими завываниями ветра и стуками. Здесь важно было не сробеть и, когда суженый назовет свое имя, успеть сказать: «Чур моего места, чур моей загадки». Иначе добра от него не жди. Еще более страшным являлось гадание с зеркалом, которое для девиц, склонных к истерии, не раз окачивалось нервным срывом. Неслучайно святочные вечера назывались в народе «страшными». Хорошо, если белок, выпущенный в стакан воды и поставленный в печь, поднимется вверх в виде башни, что означает свадьбу. А если он сложится в четырехугольник, который предвещает скорую смерть?
Гадание
Первые дни Святок, как правило, предназначались для того, чтобы навестить родителей, сделать подарки сиротам и бедным, посетить тюрьмы и остроги. С собой всегда несли особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле. Церковная и языческая традиции празднования Святок пересекаются в обычае "смотрин" и "ярмарок невест".
Например, в Пронском уезде (Рязанская губерния) под Новый год собирались «артели» из женщин и девушек «кликать Овсень»: под окнами каждого дома исполняли величальную песню хозяину и членам его семьи, получали угощенье. «Артель» имела «известный свой участок села».
Фольклорист В. И. Чичеров, обобщая сведения о колядовании, опубликованные в 30—40-х годах XIX века, писал: они «рисуют его как обряд, для проведения которого жители селения объединялись в однородные по возрасту и полу группы (иногда характер их нарушался соединением в одну группу девушек и парней). Колядующие определяли, кому быть мехоношей. В отдельных случаях среди колядующих выделялся главарь, руководящий обходом домов». Мехоношей и вожаком могло быть и одно и то же лицо.
Последние дни Святок были посвящены подготовкой к другому двунадесятому празднику - Крещению Господня. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее кристаллами изо льда, лентами и деревянными узорами.
Наши предки воспринимали гадания как забаву и отдых. Главным содержанием празднования Святок на Руси была радость. Дореволюционные Рождественские номера журналов публиковали трогательные святочные рассказы, рассказывали о благотворительности. Ни один из них не писал о том, как нужно гадать.
Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Мы ходили, мы искали
Коляду святую...
Нашли Коляду
У Петрова-то двора...
Серия сообщений "ПЕСНИ":
Часть 1 - A. Pahmutova. MELODIJA. M. Magomaev
Часть 2 - Shaljapin
...
Часть 19 - akkordion-pod nebom Pariza
Часть 20 - KOLJADA- KOLJADKI na UKRAINE
Часть 21 - KOLJADA (prodolzenije)
Часть 22 - Леонид Утёсов "Песня старого извозчика"
Часть 23 - KOPOTKO o...PA3HOM
...
Часть 47 - Как зомбируют людей в обход сознания
Часть 48 - ПОБЕДА!
Часть 49 - дружба
Рубрики: | НОВОГОДНЕЕ Christmas Notes ХРИСТИАНСТВО |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |