В сознании людей «кабак» был прочно связан с вечнозеленым деревом
......... что даже сложились пословицы и поговорки: «Идти под елку», «Елка (читай – кабак) чище метлы дом выметает». Даже в 1900 г. в сатирических разделах газет еще можно было прочитать забавные стихотворения типа:
«Привез мужик елку,
Елку продал;
А зашел «под елку»,
Деньги пропил».
На Руси к ели было отношение особенное. Почему исстари на похоронах путь за покойником устилается еловым лапником? - Дорога позади усопшего как бы перегораживается елью, чтобы острые иголки препятствовали его возращению с кладбища обратно в свой дом. Некогда девушка, желавшая отвадить постылого ухажёра, незаметно прятала в его карман кончик еловой веточки — "отвращающий" ответ нелюбимому, означающий "нет".
Праздничным же деревом у славян считалась вишня. Именно цветущая вишня, а не колючая ель, специально выращивалась в кадках и в Новый год украшала славянские дома, благоухая розовыми нежными лепестками.
Новый год же на Руси отмечался сначала 1 марта, затем 1 сентября.
Старинные обычаи нарушил Петр I. Царским указом всем жителям было велено отмечать встречу Нового года: зажигать костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями. В указе Петра I говорилось: "По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить".
Конкретно о рождественской Елке речь пока не шла, а только о вечнозеленых деревьях – символах вечной, не умирающей жизни. Но, как всегда было в России, Указ сначала выполнялся весьма старательно, а после смерти Петра был забыт. Исключением остались питейные заведения, крыши которых каждый Новый год украшали елками. Причем их там оставляли до следующего Нового года и только тогда заменяли свежими.
Новогодние празднества и традиция ставить елки возродились при Екатерине II
Интересно, что в эти времена уже можно было купить красиво украшенную елку – но только... в кондитерских.
Стоили эти елки весьма дорого – от 20 до 200 рублей! Но зато были удивительно хороши. На них можно было увидеть замечательные игрушки: крохотные яркие сундучки с подарками, китайские фонарики, корзиночки, куколки, шары и многое-многое другое.
Целый ряд историков подчёркивает, что в народе «елочного» обычая не было, но под влиянием города, в конце 19 века Елку стали устраивать сначала в сельских школах, а затем и в крестьянских домах.
В достаточных семействах было принято украшать Елку мандаринами и конфетами, а потом собирать к Елке на угощение бедных детей, живущих окрест. В эти дни часто звучало известное присловье: "Христос ведь тоже в бедной семье родился"... Елка была на одну рождественскую ночь. Дети страшно ждали подарков. Елку таинственно через черный ход проносили в квартиру, а уже на следующее утро еe клали набок и отдавали на "разграбление" детям. К началу 20 века елки устраивались уже по всей России.
Сначала маленькие eлки, обвешанные сладостями, устанавливали прямо на стол. Позже их стали ставить в центр комнаты. Тогда потребовались большие ели и заработали первые eлочные базары. Тогда же и появился мифологический персонаж, который якобы и дарит всем eлки - Дедушка Мороз, которого также называли Святой Николай, добрый Морозко или дед Елкич.
В 1916 году рождественская Елка на русской земле оказалась в опале. Священный Синод призвал патриотов не ставить в домах колючие деревца, потому что эта традиция позаимствована у немцев. Большевики негласно продлили этот запрет. Советской властью Елка была объявлена «буржуазным предрассудком», тесно связанным с опальной религией. Детский журнал "Чиж" печатал такие, например, стихи:
«Только тот, кто друг попов,
Елку праздновать готов.
Мы с тобой враги попам,
Рождества не надо нам!»
В 30-е годы Елку реабилитировали, когда появилась идея праздновать не Рождество, а Новый год. Елку вновь приурочили к новолетию, возвращая языческие времена. Атеистическая власть изгнала изображения Ангелов и пастухов, поклоняющихся Богомладенцу Христу. Вифлеемская звезда стала красной пятиконечной. По указу Сталина вся страна нарядила елки и вместе с Дедом Морозом встретила 1935 год от Рождества Христова. Нерабочим же днем 1 января стал только в 1949 году.