ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ(6)Коллекции:костюмы и текстиль |
В Государственном Эрмитаже хранится большая коллекция костюмов XVIII — начала XX века: знаменитое собрание «Гардероб Петра I», повседневные, церемониальные и форменные костюмы русских императоров и императриц, наряды, созданные знаменитыми модельерами Ч. Вортом, П. Пуаре, А. Бризаком, О. Бульбенковой, Н. Ламановой и др.
Изредка в Эрмитаже устраиваются небольшие тематические костюмные выставки, в другое время экспонаты путешествуют по всему миру, потрясая воображение публики своей роскошью. В 2014 году музей устроил своим посетителям поистине царский подарок: в рамках мероприятий, посвященных 250-летию Эрмитажа и 400-летию Дома Романовых, проводились сразу две выставки, гармонично дополняющие друг друга: «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII — начала XX века в собрании Эрмитажа» и «„Высочайшего двора служители“. Ливрейный костюм конца XIX — начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа».
В витринах, где выставлены костюмы, сохраняется постоянная температура в 20 градусов и влажность не более 55%. Так ткани дольше сохранят цвет.
«Костюмы и ткани – вещь чрезвычайно деликатная. Она боится света, пыли, даже посетителей», Многим из представленных платьев более двух столетий. Когда-то их носили крестьянки и гвардейские офицеры, священнослужители и члены императорской семьи. Теперь они – бесценные экспонаты. Жемчужина коллекции – «Гардероб Петра Первого».«Петр Первый не любил длинных рукавов. Они мешали ему быстро двигаться и заниматься деятельностью. Знаменито его изречение, что беда с этими старыми костюмами – то в похлебку попадешь, то стекло разобьешь рукой. Оно было для него однозначным»
Платье придворное парадное великой княгини Александры Федоровны.1894 год
На Маскараде 1903 года знать, напротив, переоделась в костюмы допетровской эпохи. На выставке можно увидеть кафтан графа Бобринского и платье, которое принадлежало графине Юсуповой. Оно расшито кусочками натурального перламутра.«Поражают ткани. В костюме Бобринского ткани использовались те, которые были у Бобринских в сундуках XVII-XVIII веков. Хотя бал состоялся в начала 20-го столетия», – сказала Тарасова.
Экспозиция «Галереи костюма» будет постоянно пополняться. Последние поступления в коллекцию костюмов Государственного Эрмитажа пока выставлены не под стеклом, на манекенах, но они тоже ценные экспонаты. Костюм балерины Дианы Вишневой и сразу три наряда от азербайджанского модельера Фахрии Халафовой тоже стали украшением «Галереи костюма».
Вся выставка делится на два раздела: «История», где представлены шедевры из текстильных коллекций Эрмитажа, и «Реставрация», которая показывает итоги восьмидесятилетней работы по сохранению памятников — турецких, баварских и русских знамен (в том числе полкового знамени Лейб-Гвардии Преображенского полка 1742 года), западноевропейских шпалер («Нарцисс у источника», портрет великого князя Николая Павловича, «Дама за туалетом»), фрагментов одежды жителей Горного Алтая и Северной Монголии, а также парадные, праздничные, церемониальные и военные костюмы и церковные облачения.
Туфли дамские. 1770–1780-е годы. Фото: Государственный Эрмитаж
Настоящий бриллиант в коллекции (в прямом смысле слова) — предметы из «Гардероба Петра I»: для того, чтобы они смогли сохраниться до наших дней, ткани были очищены и укреплены при помощи специальных технологий, а формы и фасоны костюмов немного изменены.
Платье вечернее В. В. Карахан
Франция, Париж
1911–1912
Модный дом «Doucet»
Форма офицерская Лейб-Гвардии Преображенского полка, мундир принадлежал императору Николаю I
Россия
Сапожки, принадлежали императрице Марии Федоровне
1880-е
Как пишут на сайте Эрмитажа: "Впечатление блеска и пышности российского Двора, так часто поражавшего современников, во многом достигалось благодаря богатым и изысканным нарядам монархов и придворных. Вот почему основой экспозиции являются одежда и аксессуары, принадлежавшие членам императорской фамилии и представителям российской аристократии.
Платье бальное императрицы Александры Федоровны
Австрия, Вена
1900–1901
Мастерская «G. & E. Spitzer»
Платье, принадлежало императрице Марии Федоровне
Модный дом Ч. Ворта
1890-е
Франция, Париж
Как оказалось, соотносить одежду и предметы туалета с их временем и известными лишь по учебникам истории людьми, которым эти вещи принадлежали, еще увлекательнее.
Платье визитное, принадлежало императрице Марии Федоровне
1886-1887
Россия (?)
Очень красивая часть выставки посвящена именно парадному придворному платью, есть несколько костюмов со знаменитого бала 1903 года.
Придворное парадное платье великой княгини Ксении Александровны
Придворное парадное платье великой княгини Ксении Александровны
Экспозиция «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII — начала XX века в собрании Эрмитажа» (кураторы: В.А. Федоров, Н.И. Тарасова, Ю.В. Плотникова) заняла несколько самых больших парадных залов Эрмитажа: Николаевский, Гербовый, Пикетный, Концертный, Аванзал и Восточную галерею.
Парадное придворное платье фрейлины императрицы. Рубеж XIX–XX веков. Государственный Эрмитаж. Выставка «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII-начала XX века в собрании Эрмитажа».
Основу выставки составляют одежда и аксессуары, принадлежавшие членам императорской фамилии и представителям российской аристократии. Это церемониальные, визитные и повседневные, взрослые и детские, маскарадные костюмы, комплекты для верховой езды, мундиры различных родов войск. Дополняют выставку живопись, графика, мебель, дворцовое серебро, иконы и предметы религиозного культа, орденские знаки, оружие, документы, печатные издания, фотоматериалы, фарфоровые и стеклянные изделия, игрушки. Всего представлено более 550 предметов.
Большая часть костюмов — мемориальные вещи, принадлежавшие членам царской семьи и приближенным. Зритель увидел образцы платьев из гардероба императоров Петра I и Петра II, «мундирные» платья императрицы Екатерины II, детские костюмчики Александра Павловича, форменные костюмы высокопоставленных военных и чиновников, многочисленные наряды императриц Марии Федоровны, супруги Александра III, и Александры Федоровны, супруги Николая II, бальные и повседневные туалеты дам из семьи Юсуповых, актрисы В.В. Ка-рахан, отдельные предметы церковного облачения. В одном из залов представлены некоторые маскарадные костюмы и фотографии знаменитых «исторических балов», проходивших в Зимнем, Михайловском и Юсуповском дворцах; в другом зале собраны платья для свадебных церемоний, крестин царских детей, траурные наряды.
Экспонаты размещены группами в больших витринах, позволяющих разглядеть их со всех сторон в наиболее выигрышном свете; платья удачно дополняются расположенными поблизости туфлями, шляпками, перчатками, зонтиками, предметами декоративно-прикладного искусства.
Удачно размещенные портреты (работы крупнейших живописцев В.Л. Боровиковского, Дж. Доу, О.А. Кипренского, П.Н. Орлова, К.П. Брюллова, И.Н. Крамского и др.) в аналогичных нарядах показывают, каким образом они выглядели на плечах дам и кавалеров. На картинах работы Ж. Беккера, Л.Р. Туксена и др., где изображены моменты венчания и коронации русских императоров, показано, сколь важная роль отводилась костюму в создании пышности придворных церемоний.
Роскошные и изысканные наряды царской семьи и придворных — участников разнообразных церемоний (официальных торжеств, приемов, парадов и балов), проходивших в пышных залах Зимнего дворца, придавали дополнительный блеск российскому двору. Многие платья сохранились чудом и сейчас служат живой иллюстрацией истории костюма; они также демонстрируют личные вкусы их владельцев, творчество знаменитых модельеров и кропотливый труд неизвестных мастеров. Посетители эту роскошь смогли увидеть своими глазами благодаря работе современных художников-реставраторов Лаборатории научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа под руководством М.В. Денисовой.
Для специалистов и студентов, знакомых с отдельными экспонатами по хрестоматийному альбому Т.Т. Коршуновой (1974) и небольшим выставкам, нынешняя экспозиция стала долгожданным событием. Она позволила увидеть эти знакомые платья и многие другие со всех сторон, познакомиться с особенностями их кроя и декорирования, внимательно разглядеть старинные ткани — бархат, парчу, тюль, атлас, креп, муар и др., поразиться искусной вышивкой и шитьем.
Со времен Екатерины Великой за Российским императорским двором прочно утвердилась слава одного из самых блестящих в Европе. Повседневную жизнь царской резиденции и торжественные мероприятия обеспечивали служители разных уровней и занятий. О них рассказала выставка «„Высочайшего двора служители”. Ливрейный костюм конца XIX — начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа» (куратор Н.И. Тарасова), которая была в Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца (17 мая — 21 сентября 2014). Зрителю впервые было представлено около 250 предметов костюма и аксессуаров из уникального эрмитажного комплекса ливрейного платья Русского двора конца XIX — начала XX века.
Придворная ливрея в европейском значении появилась в России при Петре I, окончательно сложилась в правление Екатерины II. В 1796 году были подтверждены основные цвета ливреи (зеленый, красный, золотой) и установлено описание одежды для основных придворных служителей. Полномасштабная реформа военных, гражданских мундиров и ливрейного костюма была проведена при императоре Александре II. Тщательно разработанная ливрейная одежда была утверждена в 1857 году и не претерпела существенных изменений вплоть до 1917 года.
Для служителей было предусмотрено несколько видов формы: повседневная, воскресная, парадная, траурная, выходная (то есть уличная одежда, для выхода за пределы резиденции), вояжная и рабочая.
Ливрейные костюмы поступали на хранение в Ливрейную кладовую Зимнего дворца, где в конце XIX — начале XX века хранилось более 20 000 предметов одежды, обуви и аксессуаров. Ливрейная кладовая была разграблена в 1917 году и позже превратилась в Склад ливрейного платья. Лишь в 1941 году (фактически же в 1946-м) ливрея в числе прочих экспонатов поступила во вновь созданный Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
В Арапском зале и Ротонде, где расположена эта экспозиция, можно увидеть не только подлинные костюмы придворных арапов, камер-фурьеров, скороходов, швейцаров и других служителей, но и их фотографии: благодаря нескольким сохранившимся сопроводительным запискам и обнаруженным на ливрейных костюмах надписям сегодня стали известны имена многих их владельцев.
Помимо экспонатов из собрания Эрмитажа, на выставке представлены уникальные документы и фотографии из Российского государственного исторического архива, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга и личных архивов потомков придворных служителей.
Придворное парадное платье императрицы Александры Федоровны. Начало XX века. Государственный Эрмитаж. Выставка «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII-начала XX века в собрании Эрмитажа».
Многие костюмы предстали перед зрителями в первый раз, но некоторые уже не будут больше демонстрироваться из-за своей хрупкости. Сохранить воспоминания о выставке помогут две брошюры Ю.В. Плотниковой и Н.И. Тарасовой. Специалистам же в области костюма адресованы богато иллюстрированные научные альбомы-каталоги, выпущенные издательством Государственного Эрмитажа. Каталоги включают статьи ведущих специалистов в области костюма, фотографии и подробные описания каждого экспоната, обширный справочный материал.
Про выставку сначала хочется сказать словами из старого анекдота про обрезание: "Во-первых, это красиво!" Но это не главное, это очевидное.
Главное же — что, рассматривая костюмы и слушая экскурсовода, учишь историю не по учебникам. А люди, которые до этого были в основном именами из книжек, встают перед глазами почти как живые. Вот одна Мария Федоровна, жена Павла I и мать двух русских императоров, в качестве хобби вырезала из камня камеи, тонко, искусно вырезала и дарила их, среди прочего, своей великой свекрови Екатерине.
Ежегодно по одной, на день рождения. И до самой смерти утягивалась в жесткие корсеты, а платья носила французские (39 штук она за четыре года заказала Розе Бертен, знаменитой модистке королевы Марии-Антуанетты), ультрамодные, декольтированные, и всегда высокие каблуки и три нитки крупного жемчуга на шее. Вот другая Мария Федоровна, на полвека позже, с крошечной ножкой и тоненькой талией даже после рождения шестерых детей — тоже очень следила за модой и заказывала в Париже у Чарльза Ворта смелые, иногда даже почти экстравагантные по меркам своего времени платья с геометричным кроем и контрастными сочетаниями материй.
Вот Александра Федоровна, жена Николая I, прелестная и хрупкая, которая любила светлые платья и всегда была усыпана драгоценными камнями, по большей части подарками обожавшего ее мужа. Вот рядом мундир ее жениха, будущего "жандарма Европы" и гонителя декабристов, в котором он, влюбленный юноша, делал предложение этой юной прусской принцессе. Вместе они составляли самую красивую из царских пар за всю русскую историю.
Вот вторая Александра Федоровна, трагически погибшая от рук большевиков жена Николая II, любившая цвета тонкие, нежные, пастельные, особенно бледно-фиолетовый и лиловый. Свекровь заказала для нее нарядные платья, шесть штук, у лучших портных — та даже не надела, ни одного, хотя бы из уважения, из вежливости — нет, не такой был характер. Своих дочерей императрица одевала так же, во все блеклое (не значит некрасивое), причем заказывала похожие, хотя и не одинаковые платья двум старшим и двум младшим.
Детские наряды старших княжон почти не сохранились: их перешивали младшим, и не от бедности. Почти не сохранилось и подвенечных платьев: по традиции русские императрицы дарили их монастырям, иногда через 20 лет после свадьбы — и из них там шили парадные облачения для священников, потому что наряды эти, разумеется, были украшены серебром, жемчугом и драгоценностями, так что подарок был поистине царский.
Конечно, для людей, интересующихся модой, эта выставка — настоящий клад. В ней — вся история мировой моды за последние 300 лет. Одежда Петра, Екатерины, всех русских императриц и многих императоров, платья, по которым можно узнать эпоху, наряды, заказанные в Париже у знаменитых кутюрье, включая Чарльза Ворта (без примерок и личных встреч, без эскизов и обсуждений, только по меркам и собственному представлению мэтра).
Туфли и сапожки, мантильи и ротонды, веера и зонтики, детская одежда и крестильные детские платьица, маскарадные костюмы, а также шаль из мануфактуры Мерлиной — за подобную посланец Наполеона давал то ли 20, то ли 25 тысяч рублей, но хозяйка мастерской не продала: нечего, проживут без русского кутюра, супостаты. Это действительно "от кутюр", который нам и не снился.
Говорят, что в Эрмитаже даже из чулок царственных особ можно составить отдельную выставку
Причем кутюрным было все: и пеньюары, и домашние платья, и "сорти дю баль" — накидки на бальное платье. На выставке голова идет кругом от всех этих разновидностей: утренние платья и обеденные, домашние, визитные, бальные, вечерние и парадные — тома можно написать. Одно вообще уникальное: траурное парадное платье.
Принадлежало оно Марии Федоровне, вдове Александра III и матери свежеприсягнувшего императора Николая II, которая, с одной стороны, должна была носить черное в знак траура по недавно умершему мужу, а с другой — быть в светлом на свадьбе собственного сына, которую торопила всеми силами: император не мог оставаться неженатым и без наследников. Выход был найден: свадьбу назначили на день рождения вдовствующей императрицы — единственный день в году, когда она могла появиться в светлом. Поэтому платье сшили кремовое, хоть и из траурного крепа, который как будто пеной разливается по всему шлейфу.
Я узнала разницу между всеми этими парадными, вечерними и бальными. И, в общем, теперь могу отличить одни от других. А еще — могла бы определить, оказавшись чужестранкой при русском дворе, кто здесь главный — по длине шлейфа; кто камергер и кто обер-камергер — по обилию шитья на мундире и расположению камергерского ключа; кто фрейлина и чья — по цвету платья и фрейлинскому шифру на плече. Не то чтобы жизнь в один день стала другой, но мои представления о русской истории и жизни существенно расширились.
Собственно, отчасти такие выставки тем и ценны — только жаль, что их так мало, притом что коллекции одежды в наших музеях грандиозные: сохранились богатые гардеробы многих царей и цариц, начиная с Петра Первого. Говорят, что в Эрмитаже даже из чулок царственных особ можно составить отдельную выставку, но в каталоге этой экспозиции ни одних чулок нет: директор Эрмитажа считает неуместным выставлять их в своих парадных и непарадных залах. Я уж не говорю про белье. Важные российские музеи пренебрегают одеждой как предметом экспонирования и выставочной деятельности. Но эти вещи не просто тряпки, это человековедческие и исторические документы, через которые вся история страны видна, как сквозь призму. И они рассказывают подчас больше и доходчивее, нежели самые ценные, но не такие прикладные экспонаты.
Халат Александра Третьего (справа) демонстрирует богатырскую стать царя.
Царские чулочки с кружевными вставками.
Батистовый платок и веер.
Еще веера Марии Федоровны и Александры Федоровны. Нижний - черный - Зинаиды Юсуповой.
Вышитые перчатки
Детские платьица. Вообще на выставке задаешься вопросом, как они сохранились, а не пошли на портянки революционным матросам и детям той кухарки, что собиралась управлять государством
А это золотой костюм няни царских детей. Должность ответственная, вдруг уронит головкой вниз.
Красавцы военные
Талии и размер обуви, как обычно на этих выставках, вызывают острое желание сесть на диету.
Помимо экспонатов из собрания Эрмитажа, на выставке представлены уникальные документы и фотографии из Российского государственного исторического архива, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга и ряда личных архивов потомков придворных служителей из Санкт-Петербурга и Ставрополя.
Ушли в небытие корсеты и шлейфы, ностальгия по ним осталась, поэтому нет-нет да и видишь, что где-то провели бал.
Костюмы «допетровского времени» маскарада 1903 года. Витрина в Концертном зале Зимнего дворца. Выставка «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII-начала XX века в собрании Эрмитажа». 16.05.2014 - 18.10.2014. Государственный Эрмитаж.
http://vita-colorata.livejournal.com/676486.html
Серия сообщений "Эрмитаж":
Часть 1 - СКУЛЬПТУРА ЭРМИТАЖА
Часть 2 - Все картины Эрмитажа
...
Часть 21 - Живопись в коллекции Главного Штаба, Петербург. Ч.2.
Часть 22 - Государственный Эрмитаж(3).Интерьеры.
Часть 23 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ(6)Коллекции:костюмы и текстиль
Часть 24 - Государственный Эрмитаж(7).Мифы, легенды и предания Зимнего дворца
Часть 25 - Эрмитажные коты или «Мяу» особого назначения
...
Часть 47 - ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2)
Часть 48 - Государственный Эрмитаж.Платья императрицы Александры Федоровны
Часть 49 - ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ(4)Рембрандт Харменс ван Рейн
Серия сообщений "Монархи России.":
Часть 1 - Царь Иван Грозный и его восемь жен: часть VI - Анна Васильчикова
Часть 2 - Царь Иван Грозный и его восемь жен. Часть I - Первая русская царица - Анастасия.
...
Часть 39 - Драгоценные вещи Екатерины Великой
Часть 40 - Парадные портреты как средство изучения истории:фрейлины
Часть 41 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ(6)Коллекции:костюмы и текстиль
Часть 42 - Смертельная игрушка царевича
Часть 43 - Жалуют ли цари поэтов?Размышления на "неудобную тему"...
...
Часть 46 - Как русские царевны отстаивали своё право на личное счастье и трон
Часть 47 - Убийство Елены Глинской. Предвестник смуты
Часть 48 - Елизавета Петровна - императрица-модница
Серия сообщений "История моды и костюма":
Часть 1 - История костюма и моды
Часть 2 - Традиционный русский костюм Орловской области
...
Часть 43 - РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ.
Часть 44 - Русский боярский костюм XXI века-Альбом.
Часть 45 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ(6)Коллекции:костюмы и текстиль
Часть 46 - Русский боярский костюм XXI века
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |