Католическая Масленица

Пятница, 03 Августа 2012 г. 21:10 + в цитатник
Цитата сообщения LediLana Католическая Масленица, Масленица у народов Европы

В странах европейской цивилизации Масленица отмечается очень широко и весело — это большие всенародные праздники.


Масленица веселый праздник не только России, но и всех стран Европы, у народов которых когда-то существовала религия друидов. Традиция праздновать приход весны сохранилась в разных городах и странах, от Сибири до Испании. В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал, где на время празднования смолкают ссоры и споры, везде царит безудержное веселье, смех и юмор.

Карнавал (европейская Масленица) появился в IX—X веках. К этому времени относятся наиболее ранние упоминания о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы. Исторические истоки карнавала восходят к языческим обычаям Римской империи. По времени карнавал предшествует католическому Великому посту, откуда и происходит его название (от лат. carne vale, «прощай, мясо»). Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.

Первые карнавалы появились в Италии, где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во Франции, позже всего — в Германии: Майнц, Дюссельдорф и Кёльне.

Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений.

Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив — изобилие, происходящее от древнейших праздников урожая. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.

Ныне традиционная продолжительность карнавала (Масленицы) в разных странах бывает разной — от 3 дней в Норвегии до 2 месяцев в Аргентине (там продолжают праздновать карнавал и весь Великий пост, и после него), но в большинстве стран — 5-7 дней.

В Польше с ее превалирующим католическим вероисповеданием особо отмечается Жирный четверг — в этот день едят пончики с разнообразной начинкой. Наиболее характерные — это пончики с розовым вареньем, сахарной глазурью, иногда посыпанные засахаренной апельсиновой корочкой. С этого дня начинаются Остатки — дни, когда проходят нескончаемые балы и вечеринки (и так до Пепельной среды).

Последний день Масленицы называется Жирный вторник, в который, обычно, проводятся самые пышные празднества и царит самое большое обжорство, сопровождаемое обильными возлияниями. Во франкоязычных странах Жирный вторник называется Марди Гра (Mardi Gras, в дословном переводе с французского это звучное словосочетание означает «жирный вторник» или даже «скоромный вторник»), В Бельгии — Mardi-gras, в англоязычных — «блинный день» (Pancake Day), в США так же Жирный Вторник (Fat Tuesday).

Всё карнавальное веселье заканчивается с наступлением Пепельной среды — первого дня католического Великого поста.

Пожалуй, самое известное масленичное празднество в Европе — это знаменитый своими масками и костюмами 10-дневный Венецианский карнавал (ит. «carnelevare» — «убирать мясо»), продолжающийся, как и положено всем масленичным праздникам, до первого дня католического Великого поста, который у католиков начинается в "Пепельную среду". В прежние времена в ночь на "Пепельную среду" сжигали в очаге или на костре все остатки скоромной пищи, чтобы они во время поста не вводили в соблазн — отсюда и название. О Венецианском карнавале существует настолько много материалов, что здесь мы не будем останавливаться на его описании.
 

На карнавале в Венеции. Gian Domenico Tiepolo (1727–1804), Scene de carnaval
 

Ныне Венецианский масленичный карнавал популярен среди туристов всего мира.
Зачастую, люди по несколько лет готовят для него свои изумительные костюмы.
 
 
 
 

В Италии по размаху и пышности с Венецианским карнавалом с давних пор соперничает масленичный Римский карнавал, первые письменные упоминания о котором относятся к XI веку.
 

Карнавал в Риме. Viva carnevale. 1841 год.
 
 

Josй Benlliure y Gil (1855-1937), A Carnival In Rome, 1879
 

Wilhelm Wider (1818-1884), Carnival In Rome, 1852
 

Самый знаменитый вне Европы — 5-дневный масленичный карнавал в Рио-де-Жанейро, тоже продолжающийся до католической «Пепельной среды».
На это время город официально переходит во власть Карнавала.
Мэр Рио-де-Жанейро в присутствии сотен жителей Рио, туристов и прессы вручает ключи от города фольклорным «хозяевам» праздника — тучному шутовскому Королю Момо, королеве Карнавала и двум «принцессам».
Карнавал открывается выступлениями детских школ самбы, и уже весь город живет в круглосуточном веселом праздничном ритме.
Кульминацией праздника становятся соревнования 12-ти школ самбы так называемой "специальной группы" — своеобразной высшей лиги Карнавала, которые проходят красочной танцующей процессией по 700-метровой полосе знаменитого Самбодрома на виду у десятков тысяч зрителей — горожан и многочисленных туристов, съезжающихся на праздник со всей планеты.
 

Карнавальное шествие на знаменитом самбодроме в Рио-де-Жанейро
 
 
 

Масленичный карнавал в Аргентине радует всех местных участников и туристов особой языческой откровенностью. Начинаясь в срок, положенный католической Церковью, он непрерывно продолжается около двух месяцев – и весь католический Великий пост, и даже после него до полной усталости народа и всех приезжих от нескончаемого праздника:
 
 
 
 

Но карнавал в Рио-де-Жанейро не желает уступать аргентинскому карнавалу первенство в проявлениях славных языческих обычаев:
 

Элемент парада на Самбодроме в Рио-де-Жанейро.

Карнавал всегда начинают самые маленькие:
 

Карнавал — это праздник для всех!
 

На выставке карнавальных костюмов:
 









Масленичный карнавал в Виареджо, Италия:
 



Масленичный карнавал в Ницце, Франция:
 

















Масленичный карнавал «Llamadas» в Монтевидео, Уругвай:
 















Масленичный карнавал в Никарагуа:
 



Масленичный карнавал «Енкарнаcион» в Парагвае:
 







Блины с древнейших времен были любимым блюдом всех народов, занимавшихся земледелием.
Как символ солнца, их обязательно выпекают на Масленицу.
Этим увлеченно занимаются и герои зарубежных мультфильмов:

 
 

Из истории европейской Масленицы

Происхождение карнавала определенно языческое. Некоторые предполагают, что карнавальная традиция восходит к древнеримским сатурналиям, а кто-то даже связывает его с древнейшими халдейскими ритуалами. Мы определенно знаем только, что нравы карнавала, период массового безумства, когда естественный порядок вещей опрокидывается, являются дохристианскими. Христианская церковь так и не смогла сделать карнавал "своим": карнавал остается чем-то маргинальным, пограничным на ободе установленного порядка вещей, хотя некоторым образом церкви удается вписать его в свои установки.

В Европе шествия ряженых на масленичные празднества известны уже в течение многих веков, но лишь с середины XV века они приобрели определенные традиционные формы.
По улицам везли орудия земледелия – плуги и бороны, причем нередко для смеха в них впрягали незамужних женщин и девушек. Со временем эти шествия становились все сложнее и красочнее. Так возникло, например, шествие «Шембартлауф» в Нюрнберге. С годами уличная игра превратилась в праздничное шествие с множеством участников, ставшее одним из крупнейших городских праздников.
 

Bergaigne, A Carnival Parade With Masked Figures

Кроме танцев для средневековой Масленицы были характерны различные соревнования. В последний день Масленицы – жирный вторник – проводилось аллегорическое состязание: толстый мужчина, олицетворявший собой Масленицу, выходил на бой с тощей «постной» старухой. Разумеется, Пост одерживал верх над Масленицей.
 

Битва толстого мужика-Масленицы с тощей старухой-Постом.
BRUEGHEL, Pieter the Younger, Battle of Carnival and Lent.

В связи с расцветом средневековой городской культуры, ремесленных цехов и гильдий Масленица стала приобретать все более светский характер. В эти праздничные дни уже издавна выпивалось немало горячительных напитков, теперь же к празднику стали привлекать музыкантов и танцоров. Традиции обильного застолья, танцев и маскарада сохранились до нашего времени.
 

NAIVEU, Matthijs Carnival Scene, 1650 год.
 

Масленичный карнавальный бал при свечах. Bergaigne P.A. Carnival Ball.
 

Конечно, среди разгоряченной Масленицей публики случалось всякое.
Jean-Lйon Gйrфme (1824-1904) После маскарада. Duel After a Masquerade Ball, 1857

В городах XV века главными участниками масленичных игр были ремесленники. Во время Масленицы дозволялось нарушать многие запреты, появлялась возможность пародировать события повседневной жизни. Переодевшись врачом, монахом или даже надев женское платье, шутники позволяли себе разные выходки, оставаясь при этом неузнанными. Ряженые использовали также маски, которые на протяжении многих веков были атрибутом и символом религиозных представлений.

Примерно к 1450 году сложился относительно стабильный репертуар карнавальных масок. Чаще всего ряженые изображали чертей. Популярны были также фигуры ведьм и бестолковых деревенских мужиков, над которыми любили потешаться горожане. Часто встречались также костюмы разных животных, с каждым из которых средневековый человек связывал определенный смысл, ведь многие животные символизировали определенные прегрешения против христианской морали.

Из истории венецианского масленичного карнавала


В Венеции в XVII веке карнавал начинался 26 декабря, на следующий день после Рождества, и заканчивался в Пепельную среду, в день начала Великого поста. Карнавал включался в литургический календарь. Несмотря на это, согласно средневековым документам VIII-IX веков, карнавал был периодом полного безумства с использованием масок – для того, чтобы опрокинуть повседневную рутину, подорвать устои, смешать сословия, чтобы богач стал бедняком и наоборот, аристократ – плебеем. В Венеции эти нравы, эта философия обрушения устоев, были кодифицированы.

В те времена венецианская аристократия сама титуловала себя дворянскими званиями, поскольку в Венеции не было короля, который даровал бы эти титулы Божьим именем.

В Венеции сформировался олигархический класс особого рода: его представители не считали зазорным смешаться с толпой, стараясь подпитать иллюзию о том, что в Венеции социальные границы размыты. Карнавал, который сейчас проводится в промежутке между Рождеством и Великим постом, в средние века начинался в октябре и длился почти шесть месяцев! В этот период можно было расхаживать по городу в маске, выдавая себя за другое лицо. Это что-то вроде древнеримских цирковых представлений – дать возможность народу беспечно развлечься, но также в этой странной регулируемой распущенности нравов поддержать социальный порядок.

С давних времен костюмированный масочный венецианский карнавал был прекрасным способом смешения и обновления аристократической крови. В те времена аристократы могли заключать браки только с людьми своего круга, однако благородная женщина, выходящая ночью в маске из особняка, может делать все, что ей заблагорассудится! Она может вернуться домой с новой кровью в чреве, которая даст свой плод через девять месяцев. Это обстоятельство благотворно сказалось на том, что венецианский политический правящий класс был всегда свеж и весел и не сталкивался с проблемой увядания.

Лучший способ впитать в себя жизненную силу карнавала - надеть маску. К сожалению, в последнее время мало кто скрывает свою личность под маской, зато Венеция переполнена зрителями с фотоаппаратами. Но прелесть карнавала и его подлинный дух заключаются в том, чтобы превратиться в нечто отличное от того, чем ты являешься в реальной жизни, стать свободнее, чем в повседневной реальности. Общество постоянно навязывает нам маски - не те, которые закрывают лицо, а общественные маски, которые в действительности ограничивают рамки нашего бытия. Когда приходит карнавал, ты скрываешь свое лицо под маской; никто не знает, кто ты на самом деле. Только тогда и только так ты действительно можешь быть самим собой.

Некоторые старые венецианские маски дошли до наших дней. Возможно самая известная из них, белая - баута. Она похожа на лик призрака. Человек в бауте надевает треуголку и белые одежды. В маске проделано большое отверстие для рта, которое служило не только для приема пищи, но и для изменения голоса. Человека, носившего бауту, было особенно трудно опознать, поскольку его голос также изменялся. Этой маской, в основном, пользовались аристократы; она была самой распространенной в Венеции.

Другая древняя маска - маттаччино, ее надевал канатоходец, бросавший в толпу тухлые яйца. Сейчас эта маска встречается крайне редко.

Есть в Венеции маска, символизирующая свободу сексуальных нравов, она раскрепощала мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации. Эта маска называется ланьяга, она мужская, но к ней прилагались женские одежды. Эта маска изображает кошку или кота; человек, надевавший ее, вел себя буйно. Эта маска давала выход пульсациям, которые, используя современную терминологию, можно было бы назвать транссексуальностью.

Среди любопытных масок можно выделить «доктора чумы» - думаю, многие этот наряд помнят. Это широкая туника, к которой прилагается маска в большим изогнутым носом, похожим на клюв; маска делает человека похожим на ворона. Когда Венецию поражала чума, врачи действительно так одевались, потому что в клюв вставляли баночки с мазью или с благоухающими настоями, которые позволяли врачам дышать среди миазмов и зловония. Эта карнавальная маска выполняет функцию экзорциста, она отгоняет смерть.

Самые популярные маски известны вошли в обиход начиная с XVI века, вместе с художественной комедией – это Коломбина, Арлекино, Панталоне. Все эти куклы родились в Венеции, приобрели важную роль в театре благодаря плеяде драматургов, список которых завершил в XVIII столетии Карло Гольдони.

Еще одна особенная маска - ла моретта (негритянка) - была женской. Она состоит из черной личины, которую женщина прикрепляла на лицо, однако у нее не было завязок. Внутри маски укреплена деревянная пуговица, которую женщина сжимала зубами. Маска держалась на лице, но лишала женщину возможности разговаривать. Об этом знала и сама маска, и ее собеседники, и поэтому коммуникация с это маской строилась на игре глаз.

Отношение церкви к венецианскому карнавалу характеризовалось абсолютной терпимостью. Сейчас церкви нечего бояться подрыва устоев, поскольку теперь карнавал - это праздник довольно невинный и не создающий никакой дестабилизации. Но то, что происходило в Венеции в прошлом, предоставляло людям церкви любые запретные возможности. Имеются документальные свидетельства об участии в карнавалах монашек. В те времена девушек принуждали к постригу в монахини, это не было внутренним призванием. На карнавале желающие приключений монашки, облачившись в карнавальные маски и костюмы, тоже давали выход своим чувствам. В прошлом венецианский карнавал был весьма полезен церкви, поскольку являлся своего рода отдушиной для самих католических священнослужителей, страдавших от целибата (обета безбрачия). Потому на костюмированный карнавал в Венеции из разных мест съезжалось множество католических священников, монахов и монахинь.

С течением веков венецианцы разработали множество способов празднования карнавала. Это и состязания, и публичные выступления, театральные шутки, вроде, например, «Геркулесовой силы» - человеческой пирамиды.

Были «пунические войны» - жестокие сражения, разыгрывавшиеся на мостах, между двумя кланами, жившими по разные стороны от Большого канала. Кланы называли себя «кастеллани» и «николотти», бойцы жестоко колотили друг друга в попытке захватить чужую территорию или отстоять свою.

Практиковались бег с ручными тележками, корриды с быками и медведями. И, конечно, проводилось множество веселых пиров. Все это в совокупности и был карнавал, по определению являвшийся безумием и попранием правил приличия.

Среди симпатичных курьезов распутства, сохранившихся до сих пор, упомянем «казини» - значение этого слова претерпело изменения и в современном итальянском оно значит «публичный дом». Однако прежде "казини" были своего рода клубами венецианской аристократии, с которых играли в карты, чинно беседовали, слушали музыку и - почему бы и нет? - предавались сексуальным утехам.

Здание одного из этих «казини» сохранилось, там сейчас расположен французский культурный центр. Его еще называли «казино Вениер», поскольку дом был собственностью всемогущего прокурора Марко Вениер. Однако зданием пользовалась, в основном, жена прокурора Елена Приоли, которая, насколько известно, водила туда своих любовников именно в период карнавала.

Прокурорша не боялась, что муж застукает ее, поскольку дверь находилась под портиком, в котором было проделано отверстие, замаскированное напольной плитой, приподняв которую, можно было увидеть, кто стоит у входной двери. Согласно легенде, в «казино» вел потайной ход, ведший под ближайший мост, под которым всегда наготове стояла гондола, и посетитель, пожелавший остаться незамеченным, мог спокойно уплыть восвояси. Этот потайной ход не виден со стороны комнат, но его хорошо видно с моста деи Баретери, со стороны Сан Марко, и следовательно, этот потайной ход действительно существовал.

Фигура карнавального шута.


В XVI веке церковь стала все решительнее выступать против масленичных игр, хотя в предыдущие два века даже в монастырях этот праздник отмечали на широкую ногу. При этом протестантское духовенство было настроено еще непримиримее, чем католическая церковь. Начиная с 1540 года тема Масленицы и карнавала стала одним из основных спорных моментов во взаимоотношениях между обеими конфессиями. Эти разногласия привели к тому, что масленичные игры и карнавалы сохранились в Германии в католических местностях, исчезнув там, где преобладают протестанты. Примерно в это же время из карнавальных представлений исчезли фигуры чертей и бестолковых крестьян, им на смену пришли шуты.
 

DUYSTER, Willem Cornelisz. Carnival Clowns, 1620 год.
 

GRASSER, Erasmus Morris Dancer (Bridegroom), 1480 год.

Типичные атрибуты карнавального шута – это шутовская шапка с ослиными ушами как символ глупости, скипетр с фигуркой шута на вершине (намек на его самодовольство) и, наконец, бубенчик. Этот бубенчик обычно связывают с цитатой из Библии: «Если бы я разговаривал языком человеческим и ангельским и не был исполнен любви, то я был бы звонкой медью или гремучим бубенцом». То есть шуту не была свойственна добродетель христианской любви к ближнему. В средние века он олицетворял в первую очередь глупость и ребячество, шута считали существом злым и опасным. Глупость толковали как невежество по отношению к Богу, так что карнавальному шуту оставалось сделать всего один шаг, чтобы вступить в союз с дьяволом.
 

Короче говоря, шут презирал все то, что общество обычно считало хорошим и правильным. Таким образом, создание шутовского королевства, ставшее масленичной традицией в средние века, можно рассматривать как пародию на нормальное общественное устройство. Шутовским королевством управлял король-шут, у которого, разумеется, был свой шутовской двор. Эта традиция по сей день продолжается в форме «карнавальной гвардии»или «танцевальных союзов».

 

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку