-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в One_english_boy

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) КОРОЛЁВ The_Verve_and_Co Musical_point LiveFOREVER Spice-World Underoath
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Mad_Journalism

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.05.2007
Записей: 78
Комментариев: 335
Написано: 1221


Философия и религия, как два института, оказавших наибольшее влияние на развитие обще

Пятница, 20 Февраля 2009 г. 04:16 + в цитатник
ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ

Человек издревле задавался вопросами “Кто я есть?”, “Откуда я произошел?” и “Для чего я существую?”. Эти вопросы являются родственными как для религии, так и для философии – двух институтов, которые созрели на заре человечества. В этой работе я изучаю сходства и различия этих институтов, их цели, а главное, какую пользу они приносят обществу.

Почему поставленные вопросы являются общими для философии и религии? Чтобы ответить на это вопрос нужно обратиться к самому началу, истокам существования предметов нашего разговора.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ

Человек в начале своего эволюционного развития был всецело зависим от природы, она являлась его домом, его защитой и угрозой его жизни, от нее напрямую зависла его жизнь. Как и каждое живое существо, человек нуждался (как и нуждается до сих пор) в регулярной пище, крыше над головой и должен был уметь себя защитить. Сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что любое существо боится огня. Дикие животные спасаются бегством из горящего леса, комар или муха реагируют на близость огня и стремятся отдалиться от него на безопасное расстояние. Человеку тоже присущ этот страх. Что для первобытного человека были гроза, молния и извержения вулканов и т.д? Резкий звук, спонтанные вспышки света и обилие огня? Человек предавал этому гораздо большее значение. Он не просто опасался этих природных явлений а приписывал им мистическое и экстраординарное происхождение. Молния вспыхивает высоко в небе, гроза оглушительна и звук от нее доносится сверху, вулканы извергают лаву на большой высоте, куда не добраться первобытному человеку. Следовательно то что для него недоступно и непознано является самым большим страхом, поскольку со страхами наземными он можем так или иначе справиться, если не в одиночку, то по крайней мере группой. Пока человек занимался добычей пищи и благоустройством домашнего очага вышеописанные природные явления происходили, при чем не систематично, как скажем смена дня и ночи, а спонтанно, внезапно и нередко заставая человека врасплох.

Рано или поздно человек начал верить, что там, над его головой есть кто-то, кто управляет этими странными (по тем временам) событиями. Я считаю это вполне естественным, трактовать необъяснимые, устрашающие природные явления, как действия некоей живой силы ( для сравнения, вера в привидения и полтергейст жива и в наши дни).

Прошло некоторое время и человек начал поклоняться этим силам, создавая идолы и истуканы, совершая обряды и жертвоприношения. Так возникло язычество, которое являлось по сути первой религией в мире.


ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ


Наряду с выше описанными, внимание человека привлекали и другие природные явления. Они являлись регулярными и систематичными – движения звезд по небосводу, смена дня и ночи, смена времен года. Эти явления человек наблюдал изо дня в день и из года в год, они прочно укоренились в его жизни и в его сознании.
Солнце для первобытного человека – ослепительное пятно в небе, смотреть на которое долго нельзя. Он понял, что днем, когда солнце есть, ему теплее, а ночью – холодно. Следовательно, Солнце оказывало влияние на его жизнь, а значит человек начал задумываться о нем, потому что вещи, которые никак не влияли на его жизнь скорее всего ни коим образом не могли его заинтересовать. Первое открытие, связанное с Солнцем не заставило себя долго ждать – оно в определенное время поднимается из-за горизонта с одной стороны и в определенное время скрывается за ним с другой. То есть простые наблюдения, не требующие никаких инструментов позволили выявить в природе некоторые закономерности. Далее было замечено, что не только солнце, но и звезды движутся по небу. Звезды так же привлекали внимание человека, потому что до них нельзя было дотянуться рукой, “дойти” до них и прикоснуться к ним. Человек так же увидел среди звезд особые группы, которые вызывали у него ассоциации с живой природой. Так были придуманы созвездия и знаки Зодиака. Человек с этой поры начал познавать окружающую его природу – дом, в котором он живет, а самое главное – ему стало интересно, где же он действительно находится и существует, ибо кругозор человека постоянно расширялся, первопроходцами открывались новые наземные и морские территории. Видимо тогда у него сложились представления о времени и расстояниях (ночь и день сменяют друг друга через некоторые интервалы, звезды расположены далеко и их очень много на небе). Были изобретены первые измерительные приборы (солнечные часы). Возникла наука астрономия, а затем и другие науки. Мир вокруг становился все разнообразнее и шире и цивилизованный человек, постигая его тайны начал познавать и самого себя, как неотъемлемую часть этого мира.
Уже совсем скоро в Древней Греции появятся люди, мудрые и уважаемые учителя общества, которые войдут в историю как одни из первых философов (мыслителей).



РАЗВИТИЕ НАУКИ И ВЫДАЮЩИЕСЯ НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

В 340 году д. н. э. великий греческий ученый Аристотель считал что Земля неподвижна, а Солнце, Луна и звезды обращаются вокруг нее по круговым орбитам. Во II веке Птолемей развил эту идею в космологическую модель, которая настолько сильно укоренилась в умах людей, что просуществовала без существенных изменений более тысячи лет. Из этой модели выходило, что Земля – центр Вселенной и окружена она восемью сферами, несущими на себе Луну, Солнце, звезды и пять известных тогда планет.
Аристотель сделал ряд выдающихся открытий, в частности, в своей работе “О небе”, датированной 340 г. д. н. э он привел два веских довода в пользу того, что Земля круглая, а не плоская и дискообразная, как считалось в его время. Эти доводы основывались на логике и наблюдениях, никаких измерительных приборов для этого не потребовалось.
Примечательно, что Аристотелю и многим другим древнегреческим философам не нравилась идея создания Вселенной, поскольку они не хотели признавать божественное вмешательство. Поэтому они считали что Вселенная и человек существуют вечно. Разговоры о вечности, то есть о бесконечности времени привели к спорам о бесконечности Вселенной, но об этом позже.
Спустя примерно полтысячелетия после Аристотеля Рим принимает христианство, которому суждено было стать одной из мировых религий. На Никейском Соборе в 4 веке н. э. римский император Константин принимает доктрину христианства и тем самым предотвращает смуты и раздоры в государстве. Но сама Римская империя уже вскоре после этого была завоевана и разделена иноземными завоевателями, после чего христианство, как и многие культурные достижения великой цивилизации, была заимствована и со временем стала господствующей религией в Европе.
Религия в средние века в Европе имела чрезвычайно важное политическое значение. Правящие классы научились использовать ее в своих целях, религия была средством к достижению многих, подчас корыстных целей. Стоит вспомнить здесь крестовые походы, которые по своей сути являлись грабежом, но были оправданы с религиозной точки зрения как священные войны.

Христианство оказывало консервативное влияние на развитие науки и общества, поскольку было выгодно правящей элите. Птолемеевская модель Вселенной была подхвачена духовенством и считалась истиной, она нисколько не противоречила Библии, потому что за пределами сферы неподвижных звезд оставалось много места для рая и ада. Человека поместили в центр Вселенной и руководствуясь этим наделили его силой и властью над природой. К сожалению, сила эта нередко оказывалась разрушающей, а не созидательной. Стоит упомянуть инквизицию - гонения и жестокие расправы над еретиками, по сути неугодными и опасными для церкви людьми, среди которых были и выдающиеся исследователи и ученые.

Одними из таких людей, попавших в поле зрения инквизиции, были польский ученый Николай Коперник, который предложил в 1514 году гелиоцентрическую модель Вселенной, а позднее итальянец Галилео Галилей, подтвердивший ее экспериментально в 1609 году. Суть новой модели состояла в том, что не Земля является центром Вселенной, вокруг которой обращаются все космические тела (как считалось в геоцентрической модели), а Солнце стоит неподвижно в центре, в то время как Земля и другие планеты вращаются вокруг него по круговым орбитам. Теория была модифицирована Иоганном Кеплером и доказала несостоятельность предположений Аристотеля – Птолемея. Это нанесло большой урон Церкви, ведь теперь человек перестал быть центральной фигурой во Вселенной.

Чуть позднее великий английский ученый Исаак Ньютон в своем труде “Математические начала натуральной философии” постулировал физические законы, которые покончили со статичностью во Вселенной. Отныне мысль Аристотеля о неподвижности, о том, что покой является предпочтительным состоянием в мире, была признанная ошибочной, а на самом деле единого эталона покоя не существует.

ВЫВОДЫ

Благодаря научному прогрессу в средние века человек стал гораздо лучше ориентироваться в окружающем его мире и понял, что все вокруг него находится в постоянном движении и изменяется. Всего за несколько столетий человек перешел от консервативного взгляда на Вселенную, как не меняющуюся со временем структуру, в центре которой стоит он сам - к физическим законам, из которых непреложно следовало, что все во Вселенной пребывает в постоянном движении. Эти открытия вытолкнули человека из центра мира, отныне он и Земля не являются основой мира, поскольку было доказано, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Думаю, это были первые ощутимые удары по религии, консерватизм которой все более уходил в разрез со стремительно развивающейся наукой.


ФИЛОСОФИЯ В НАУКЕ, НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Во второй половине XIX века двое ученых - натуралистов Дарвин и Уоллес независимо друг от друга создают теорию эволюции, которая вызвала большой резонанс в ученом мире. В объемистом труде Дарвина “Происхождение видов” высказывается мысль, что все живое на Земле видоизменяется (сейчас принято говорить – эволюционирует) с ходом времени. Многочисленные наблюдения за живой природой, сравнения многих видов животных позволили ученому выявить определенные сходства между ними. Чуть позднее в книге “Происхождение человека” Дарвин набирается смелости высказать предположение, что эволюция распространяется и на человека, и что предком и ближайшим сородичем его является обезьяна. Это уже напрямую противоречило религиозной концепции божественного происхождения человека, как некогда созданного Богом и далее пребывающего неизменным на Земле существа.

За теорию Дарвина сразу же ухватились многие ученые, философы и политики. Карл Маркс в своих сочинениях писал, что труд сделал обезьяну человеком, Русскому политику и теоретику Ленину эта мысль пришлась по вкусу, основываясь на трудах Дарвина, Маркса и Энгельса он создает доктрину, так наз. марксизм-ленинизм, которая оставила огромный след в истории ХХ века.

Атеистические настроения в среде мыслителей нового времени многократно усилились после опубликования книг Дарвина. Скандально известный философ Ницше в ХХ веке дерзко возвещает: “Бог умер!”, основываясь на все той же теории, научных открытиях и отчасти благодаря особым чертам своего характера. Еще за век до него Шопенгаэуэр в многотомном философском труде “Мир как Воля и представление” пытается фактически заменить Бога понятием “Воля” – неким фундаментальным свойством Вселенной в целом, и человека в частности, которая является движущей силой в мире, благодаря которой все прогрессирует.

Нужно сказать, что атеизм вообще стал как никогда популярен в новое время, в особенности в ХХ веке. Именно тогда было создано первое в мире атеистическое государство (СССР), в котором вышеупомянутая доктрина марксизм-ленинизм попросту вытеснила религию, называя ее “опиумом для народа”.

Но вернемся к науке, а конкретно к астрофизике.

Как мы уже выяснили, законы движения Ньютона покончили с абсолютным положением в пространстве. После этих открытий астрономы обратили свое внимание на распространение света. Правильно сформулированная теория, согласующаяся с экспериментами, позволила бы лучше предсказывать орбиты и движения планет. Максвелл в 1865 году объединяет две частные теории, с помощью которых тогда описывались электрические и магнитные силы. По выводам Максвелла радиоволны и свет должны распространяться с некоторой фиксированной скоростью. Чуть позднее, в 1887 г. американские исследователи Майкельсон и Морли с помощью очень точного эксперимента обнаружили любопытный факт: они сравнили значения скорости света, измеренные в разных экспериментах, объектом которого была Земля. В одном случае свет шел по направлению движения Земли. Во втором – в перпендикулярном направлении. К великому удивлению этих ученых оба значения скорости света вышли абсолютно одинаковыми!
В дальнейшем выдающийся немецкий ученый Альберт Эйнштейн объяснит опыт Майкельсона - Морли и создаст так называемую теорию относительности, согласно которой ничто во Вселенной не является абсолютным, кроме скорости света. Модифицированная, эта теория стала носить название Общей Теории Относительности, в которой Эйнштейн покончил с абсолютным временем. (до него считалось что время течет само по себе, и никак не завист от процессов во Вселенной). Теперь время и пространство являются взаимосвязанными, а это значит, что не только с ходом времени изменяется пространство, но и пространство изменяет время. Модель гравитации Ньютона была пересмотрена. Общая Теория Относительности (сокращенно ОТО) является одним из крупнейших научных открытий XX века, а главное – она прекрасно согласуется с проводимыми экспериментами и наблюдаемыми явлениями.

Позднее модели Вселенной были модифицированы, и было доказано (Хабблом), что Вселенная расширяется. Удивительно, как такая мысль не пришла в голову ученым раньше, например Ньютону, ведь она следовала из открытых им законов движения!

Исследования Вселенной активно продолжаются и в настоящее время. Профессор кафедры математики в Кембридже, Стивен Хоукинг со своим другом Пенроузом отправляются искать ответ на знаменитый вопрос Эйнштейна о том, был ли у Бога выбор, когда он создавал Вселенную. Исследования дают неожиданный результат: Вселенная без края в пространстве, без начала и конца во времени, без каких-либо дел для Создателя.






ВЫВОДЫ

Человечество к настоящему времени открыло ряд фундаментальных законов, написало теории, согласующиеся с экспериментами. Сейчас идут упорные поиски так называемой Теории Великого Объединения, которая могла бы предсказывать события, как в микро - так и в макромире, в которой две великих теории ХХ века – ОТО и квантовая механика образовали бы единую. Но уже сейчас становится ясно, исходя из современных научных сведений, что Вселенная представляет собой крайне сложную, саморазвивающуюся структуру и главное, что развитие ее и процессы в ней происходят по некоторым законам, которые человечество продолжает открывать.

Было выяснено, что в мире ничто не пребывает в покое, даже время. Трудно представить себе нечто во Вселенной, которое не претерпевает никаких изменений, которое может повлиять на события в ней. Богу в современной Вселенной становится все более тесно.


ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ В НАШИ ДНИ

Пришло время подводить итоги этой работы. Я считаю, что религиозные концепции на протяжении времени демонстрируют свою несостоятельность. Философия, опираясь на научные достижения постепенно вытесняет религию с мировой арены. И я считаю это вполне закономерным явлением, ведь философия по сути своей противопоставляется религии – первая пытается понять человека и мир, исходя из рационализма, опыта и здравого смысла, в то время как вторая является консервативной доктриной, тормозящей развитие и прогресс.

Я считаю, что в человеке заложено главное свойство, которое отличает его от животных – любознательность или тяга к знаниям. Именно она питает и развивает в человеке ученого, исследователя, логистика, и как следствие – философа. Религия же происходит от страха человека, это противоположное вышеописанному свойство, которое блокирует рационализм и критическое мышление.
Закономерно то, что религия в целом, на сегодняшний день занимает гораздо меньше места в мире, чем столетия назад. Некогда существовавшее теократическое Папское Государство сузилось до пределов микрогосударства, именуемое сейчас Ватикан. Многие явления, которые еще не так давно считались сверхъестественными, сейчас могут быть объяснены научно. И собственно атеизм, господствовавший в умах философов последних столетий понятен и закономерен. Аристотель сказал: “Философия – это наука изучающая истину”. Два противоборствующих института, философия и религия в своих поисках должны прийти к истине. Но уже сейчас очевидно, что истина в религии отличается от истины в философии, а двух разных истин быть не может.

Аноним   обратиться по имени Пятница, 17 Декабря 2010 г. 21:43 (ссылка)
ха)) вы,видно очень скудно знакомы с философскими учениями древности.Те знания,которые оставили нам предкит,намного ценнее тех тараканьих бегов,которые мы осуществляем сейчас,называя ЭТО прогрессом)мы деградируем,и ваша статья,тому наглядное представление.Простите,просто если уж вы так категорично высказались,я посмею поступить аналогично;)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку