-Рубрики

  • (0)

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в olhanninen

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.11.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 2553




Дневник посвящен организации интересной и экономной жизни обычной русской провинциалки из Финляндии, философа по образованию: ее быта, путешествий, воспоминаний и размышлений.

МОЙ ПРОФИЛЬ В ГУГЛЕ


С прошедшим Вербным воскресеньем!..

Понедельник, 29 Марта 2010 г. 04:55 + в цитатник


Israel, Galilee, Kinneret, Tabgha, 2008
The Sea of Galilee, the Kinneret, Israel, 2008. Near Tabgha.

Привет из прозрачной Галилеи... и спокойной ночи!

Этикет в интернете: как правильно цитировать другого блоггера?

Суббота, 27 Марта 2010 г. 14:58 + в цитатник
СетеЁвина следующая: один блоггер цитирует другого. Он должен цитируемому об этом сказать?
Со ссылкой на свой пост, в котором ты его цитировал, или без ссылки?
Или вообще не сообщать, чтобы не пиариться лишний раз?

Последнее время я читаю много всякого сеошного фсего, и мне кажется, что там много ценной информации не только для продвиженцев сайтов, но и для обычных юзеров. Но я не могу понять, ЧТО ИМЕННО ценное-то и для кого именно!
обсуждаем в жж

Метки:  

Сегодня у нас день Новой Зеландии!

Пятница, 26 Марта 2010 г. 15:24 + в цитатник
Где? Здесь, в моем блоге, и потому что мне так хочется, и чтобы у вас, мои друзья, улучшилось настроение - тоже.
Путешествие 2008 года, о котором я непременно еще расскажу. Новая Зеландия, Роторуа, долина гейзеров - вот что это за чудо на моей фотографии.

 (648x486, 117Kb)

Ну, как?..

Метки:  

Прощание с зимой в Варкаусе, Финляндия

Четверг, 25 Марта 2010 г. 14:42 + в цитатник
выглядит так:

 (640x480, 119Kb)

трогательно...

Метки:  

Дуглас Рашкофф. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. - М.: Ультра. Культура, 2003, 368 с.

Суббота, 20 Марта 2010 г. 16:43 + в цитатник
Крокер считает, что наши медиа несут с собой что угодно, только не освобождение. Даже бытовая технология способна лишь превращать частных граждан в стражей порядка или «торговцев чувством вины», в то время как культура катится в сторону того, что он афористически определяет как «незыблемый практицизм сканеров». Используя наши медиа, чтобы сделать козлами отпущения тех, кто поступает вопреки социальным стандартам, мы создаем преходящее чувство сплоченности. Контркультурная ценность этих технологий таким образом приносится в жертву стадному инстинкту в опасном, угрожающем мире.

Крокеровская блестящая, но ошибочная критика характерна для философов его поколения; выросшие до нашествия масс-медиа, они владеют лишь средствами для наблюдения за ними, но не языком или навыками истолкования, необходимыми для соучастия в них. Его классификация медиа, может быть, даже верна, но выводы, к которым он приходит, совершенно игнорируют характер новых и развивающихся отношений между нашими жизнями и нашими медиа. До тех пор, пока мы воспринимаем медиа, или технологию, как нечто отдельное от нас, как нечто неестественное, мы будем считать их врагами естественной эволюцией нашей культуры.

Если молодые энтузиасты правы, и медиа действительно являются естественной эволюцией нашей культуры, тогда технологии соучастия предвещают беспрецедентные возможности для самовыражения. В худшем случае — если прав Крокер, и наши медиа «фекальны» — тогда мы производим великолепное удобрение для будущего роста. Но постмодернистские потроха, из которых состоит коллажное видео эпохи MTV и «видео бдительности», не сводимы к отходам производства.
http://mediavirus.narod.ru/09.html#02

статья Американский Левенгук
Литературный скандал под микроскопом массовой культуры
2003-10-16 / Лев Пирогов
http://exlibris.ng.ru/tendenc/2003-10-16/5_livenguk.html

Моя подборка про потреблятство:
http://olha-links.livejournal.com/14111.html

Метки:  

Без заголовка

Пятница, 19 Марта 2010 г. 03:56 + в цитатник
О. Уайльд: «Человек или сам должен быть произведением искусства, или быть одетым в произведение искусства»

Метки:  

ПЕЧАЛЬ АВСТРАЛОПИТЕКА

Вторник, 16 Марта 2010 г. 01:33 + в цитатник
Австралопитек смотрит на мобильник и не понимает, почему ему позвонили из турагентства и отказались в три дня за деньги поменять зарубежный русский паспорт австролапитековой дочери, и не понимает, почему паспорт, почему дочери, почему не поменять через тур агентство, где работают свои люди и за приемлемые деньги, а менять через ОВИР, где работают неизвестно кто, а еще менее известно, сколько они возьмут за обмен треклятого паспорта. Потому что австралопитек живет в Австралии давно и хочет жить там дальше, а не в России, где он жить давно не хочет.

Финн смотрит на австралопитека и думает, что все-таки напрасно австралопитек не читает его постов в ЖЖ, потому что хоть финн и не живет в России, но все там знает, а уж, что паспорт финну или австралопитеку в турагентстве за три дня не поменять – тем более, и об этом аж три поста написал. Хоть и ездит нечасто, а ведь все знает, потому что – философ.

Русский смотрит на мобильник и думает, где найти людей в ОВИРЕ, чтобы австралопитекской дочери поменяли паспорт не через год. Ведь год в России ни один австралопитек не вынесет. А русский – добрый.

Муж финна – тоже добрый, потому что он не может помочь ни австралопитеку, ни русскому, но очень их жалеет, потому что они - не финны. Он и так последние годы занимается преимущественно тем, что помогает своему финну. Поэтому он смотрит на всех и предлагает этим всем налить виски.

И сидя за стаканчиками с виски они все кропят натуральной слезой финского лосося только что выловленного друзьями мужа финна и только что закопченного им. И им становится чуть лучше. Потом они идут в финскую сауну, где им становится совсем хорошо. Ведь они вместе – здесь и сейчас. А завтра будет завтром, и они его победят. Именно по всем вышеуказанным причинам.

А также потому, что знают: завтрашний день прекрасен и обеспечен только в том случае, если работаешь с Блогуном! Если же кто не согласен, то пусть идет на 4146da9e925c2095acdecd8b4be4a1f8!



ИСТОЧНИК

Метки:  

Вчера в Варкаусе украли трехмесячного ребенка

Вторник, 09 Марта 2010 г. 12:00 + в цитатник
На сайте газеты Илта-Саномат сообщают , что около 11 утра из коляски в саду частного дома украли ребенка. На поиски был поднят военный вертолет, привлечены добровольцы и использована полицейская собака.



И только в 14.10 малыша нашли в сугробе под 20 см слоем снега в 7-8 метрах от места пропажи по плачу. Ребенок был одет в комбинезончик, варежки.
Читать далее
Наверное, подобное мог совершить только сумасшедший…

Конкурс «Любимое путешествие»

Четверг, 04 Марта 2010 г. 02:06 + в цитатник
Ура! Сообщество "Индивидуальный туризм" с 7 марта по 7 апреля (включительно) 2010 года проводит конкурс туристических отчетов Любимое путешествие.

ПРИЗЫ:
1-е место – платный аккаунт ЖЖ на год, 2 и 3 места – платный аккаунт ЖЖ на полгода.

УСЛОВИЯ:
У каждого из нас есть свой самый любимый пост про свое путешествие. Даже если он старый, то вполне сойдет, да хоть 2003 или любого лохматого года! Главное, чтобы он лично Вам был мил и дорог и соответствовал требованиям сообщества. Вступаете в сообщество и постите этот пост с меткой «конкурс «Любимое путешествие» и ссылкой на источник в своем жж.

Требования к конкурсному посту:
в заголовке название региона, страны или города, где путешествовали;
до ката – если имеется, но необязательно - одна картинка 640 на 480, и текст 500 знаков, после ката – сколько угодно текста и картинок;
непременно ссылка на неподзамочный пост в своем жж.

Сроки конкурса: подача постов на конкурс до 7 апреля включительно, т.е. по Москве до полуночи с 7 на 8.
8 апреля - последний день голосования среди членов сообщества (до полуночи с 8 на 9 апреля по Москве).
9-11 апреля подсчитываем голоса.
12 апреля сообщаем имена победителей и вручаем призы, т.е. оплачиваем аккаунты победителям.

Голосовать имеют право только члены сообщества. За себя участник конкурса голосовать может только в том случае, если еще раз проголосует за другого участника, пост которого ему понравился, дабы участники не стеснялись искренне хвалить друг друга.
В качестве голоса учитывается не просто положительный отзыв, а с темой комментария «ЗА»
Смотрители сообщества в конкурсе не участвуют и не голосуют.

Победители конкурса «Любимое путешествие» определяется подсчетом комментариев с темой комментария «за».
Конкурс состоится в том случае, если в срок будут представлены как минимум 20 отчетов.

Ждем ваши отчеты и желаем удачи!
 (699x530, 142Kb)

Метки:  

РАДОСТЬ АВСТРАЛОПИТЕКА

Воскресенье, 28 Февраля 2010 г. 22:03 + в цитатник
Встреча финна и австралопитека включала в себя поход по предрождественским распродажам г. Варкауса. Вообще-то это австралопитекская национальная традиция – шопиться в Варкаусе. Без этого – австралопитек – не австралопитек.
К тому же австралопитекам холодно в Суоми в длинном черном кожаном плаще до пят (они там все так в Австропитекии ходят, а то неприлично же короткое носить, если все время вниз головой-то стоишь). Хоть русский и купил австралопитеку канадскую шапочку, ему было еще нужно теплую куртку, перчатки и вообще всего.
У русского и финна все было. Но русскому нужно было чего-то эдакого и забытые трусы в аквапарк, а финну - потусоваться с друзьями.

Логика русского: «Я забыл трусы в аквапарк. Надо купить.» У финна логики нет, поэтому он не спросил: «Как можно купить забытые трусы?» А скромно промолчал, сознавая свое умственное превосходство.
Русский купил много чего австралопитеку, а себе много трусов и по неясной финну ассоциации – носков. И оформил на все дьюти-фри. Когда запаковывали синей ленточкой пакетик, финн, который уважает русского, все-таки слабо запротестовал: «Может, ты все-таки вытащишь эти замечательные оранжевые трусы до колен, а то - как же аквапарк?» Русский прореагировал по обыкновению агрессивно: «Вытаскивать, не повредив упаковку, будешь ты. Ты здесь давно живешь и все знаешь.»
Но они шопились столько долго, что финну так и не пришлось показать свои умения жить долго во всей красе, поддавшись тлетворному влиянию коллектива, решившего, что виски в домашней сауне теплее пива в аквапарке.

Финн старался не заговаривать относительно других магазинов, потому что боялся, что с этим шопучим австралопитеком русский дойдет до ручки по миру, не вернувшись на родину. Но товарищеский коллектив не поверил в наличие одного магазина, заявив, что подобного шоппинга по вторникам славный город Вракаус не видел давно, а, может, и никогда не переживал подобного подъема своей экономики. Пришлось посетить все. Магазины и даже (по-фински) кирпушники, где продают то, что на австралийском называется секонд-хенд; русские называют это тем же словом, что и продукты дефекации, но все равно с радостью туда бегут и все покупают: у них автомобили больше финских.

Австралопитеки страдают платкоманией – они помешаны на платках и везде скупают их мешками, а потом носят их каждый день разный, а иногда и по два сразу. Говорят, в природе встречаются автралопитеки и при трех платках одновременно, но ручаться не могу – своими глазами не видела. Некоторые страдают также курткоманией и перчаткоманией – но это нормально: у них такого богачества нету, а кто не хочет привезти на родину зарубежный артефакт, и даже несколько? Другие туфлеманией, сапогоманией, трусоманией и т.п.

Наш автралопитек был совсем больной – он страдал всем. Более того, он пытался заразить всем этим финна, образно рассказывая, как хорошо шопиться – и в частности, и в общем. Но финн не поддался, глядя на печальный пример уже давно зараженного русского, переводящего невосполнимые естественные ресурсы своей страны на всякое разное в других. Финн купил по половинной скидке в только один маленький бежевенький свитерок из натурального хлопка с воротником-стоечкой. Ну, такой хорошенький, что финн даже расчувствовался и немножко походил в нем дома, а потом положил на полочку, думая о завтрашнем дне светлого будущего.

Австралопитек пытался соблазнить финна самым святым – черепахой из дутого стекла, поворачивая ее и так и эдак и приговаривая: «Смотри, это же ручная работа! Ты же собираешь коллекцию…» Но финн и тут не поддался, с чувством глубокой национальной гордости сказав: «А я не сам покупаю, мне дарят!» Тогда австралопитек, причитая «Она нас разоряет, не ты посмотри, какая хитрая баба, это же сил нет никаких терпеть, она нас вынуждает, мы же не можем НЕ купить ей такую замечательную пашкачирю ручной работы», раскрутил на это русского. Австралопитек думал вызвать у финна чувство раскаянья и пробудить любовь к шопингу, но вместо этого пробудил благодарность, потому что любовь к австралопитеку у финна и так была. У русского тоже – иначе фиг бы он купил финну такую восхитительную и удивительно уместную в квартире финна вешшш.

Финну нравится наблюдать за волнующей радостью австралопитека, как он прижимает к груди покупки, с нетерпением ожидая, когда русский пригласит его в свой автомобиль. Хотя при этом он напряженно думает об экономике: «Все-таки если бы все это они покупали только в дорогих магазинах, а не во всех, находящихся на пути, стране бы больше выгоды было. И времени бы меньше потратили». Финн имел в виду свою страну. И свое время.


ИСТОЧНИК

Метки:  

ТАНЕЦ ФИННОВ

Среда, 24 Февраля 2010 г. 03:58 + в цитатник
Финны поют в ЖЖ и повсюду в интернете колышутся в поисках высоких смыслов, а как найдут смысл, ну… даже и не совсем высокий, а так себе – завалященький, потому что высоких смыслов на всех финнов не наберешься в этом самом лучшем из возможных миров, то сразу кричат во все воронье горло на весь ЖЖ: «Смысл, культура, философия и их основа - поп!» И очень переживают, если отклики, тем более сочувственные, малочисленны.



Мужья финнов! Как это вы позволяете финнам свободно разгуливать, петь и плясать, этим финнам, ничего, кроме философии всерьез не любящим, да и ту – весьма платонически, так как не все тексты асиливают, - да как они смеют!

Мужья финнов смотрят на все эти безобразия сквозь пальцы. Они знают имена всех философов, которые знают и сами финны, а также краткое содержание их концепций, финнам их мужьям изложенные, но молчат даже под пыткой разговора с женой. Потому что считают, что даже с женой обсуждать интимные вопросы неприлично. А нужно – деликатно намекать.
И намеки эти финнам ужасны: иногда муж финна может заснуть в изложении финном какой-либо архиинтересной философской концепции точно также, как засыпает перед телевизором. Даже в процессе просмотра порнухи. А на вопрос финна: «Как ты можешь смотреть эту гадость?», спросоня, восклицают: «Уж и порнуху у себя в доме посмотреть нельзя!», но, увидев, что она как-то сама собой в механизме переключилась на гомосексуальную, цедят «сатана-перкеле» и переключают на другой канал, после чего снова спокойно засыпают.
Что же это получается, дорогие товарищи, мужья финнов считают философские разговоры вариантом телевизионного прилюдного гомосексуализма? Задавшись подобным вопросом финны громко плачут, абсолютно уверившись в несовершенстве человеческого бытия. А мужья финнов их утешают, приговаривая: «Галковский, Секацкий, Жижек, Деррида ты моя, напиши в ЖЖ, например, про…» Финны, услышав знакомые слова, произносимые ласково, без «сатана-перкеле», успокаиваются, и мир-любовь в семье снова неколебимы.

Если бы, скажем австралопитеки постили в ЖЖ, то их можно было бы спровадить приветствием: «"Здрасте-мордасти, австралопитеки, австралопитеки!"
Но австралопитеки – умные, они в ЖЖ не пишут, потому что не во всех буквах уверены. И чисто логически правы: если в Австралии даже воспоминания и те - о будущем, а австралийский на английский хоть и похож, но… и очень большое «но», - то уж что говорить о кириллице – может, она там совсем другая?.. Ты захочешь одно написать, а смысл получится другой – ужос! Нет, австралопитеков, с детства уверенных, что фуй на ландыш не похож, не проведешь, они на графоманские провокации не поддадутся – хоть ты их с головы на ноги переверни и в Европы вывези…

Русские в ЖЖ и не пишут, и не читают. Они работают. Приехав в отпуск в Суоми, чтобы показать грамотность, смело берут первую попавшуюся книжку и укладываются на диван в гостиной финна.
Но иногда прокалываются – вместо «Пира» Платона, первым попавшимся может оказаться и аналогичное произведение Сорокина. Тогда русские строго вопрошают финнов: «И, ты хочешь сказать, это литература?» и стыдят: «И как ты, женщина с университетским образованием, можешь читать про гомосексуализм… тьфу… каннибализм?» Финны стесняются, обижаются и с вызовом отвечают: «И литература, и высокая!», но во избежание конфликта с большим соседом, со вздохом подсовывают русским Платона, приговаривая в сторону: «А, может, его и не было, а, может, его в средние века написали, а, может, и средних веков самих не было, но вот что Платон – гомосексуалист – неопровержимый факт…»
Русские, прикрыв лицо Платоном, сладко засыпают, похрапывая с мыслью: «Вот какие мы с Платоном интеллигентные, но эти финны! Каковы?! Совсем охамели, каннибалисты-каббалисты!..»
==========================

ИСТОЧНИК

Метки:  

НРАВЫ ФИННОВ

Пятница, 19 Февраля 2010 г. 14:43 + в цитатник
Однажды финн плясал как стояк, так и коровяк в магазине заправки немаленького финского городка Варкаус, поджидая в гости австралийца и русского. Не в пример финнам муж финна вышел из себя, ибо неусыпно следит за тем, чтобы финны не плясали стояк и тем более коровяк перед и внутри магазинов, а пользовались бы мобильниками, известными и австралийцам и русским. И, вычислив друг друга из всех покупателей и заправляющихся, которые в этот момент пользовались мобильниками, что было, конечно же, проще, потому что их было меньше, чем не пользовавшихся, они, наконец, пали друг другу в объятья со слезами и восклицаниями радости. И финн австралопитека понимал, и его одиночество было не таким горьким.
То есть если бы не мудрость мужа финна, то - всякое может быть.

Вот финны, они какие? Они – трепетные, маленькие и хорошие фитюльки. А австралийцы, они какие? Они – сцуко опасные. Потому что смотришь на австралийца, вроде и паспорт синий и по-австралийски в нем все написано, а приглядишься внимательно – вылитый австралопитек. Вот так, во избежание путаницы-психеи, мы и будем его называть в нашей истории.

Спросите, ну почему же эта истинно интеллигентная дама (интересно, а бывают не-?), образованная почти в той же мере, что блондинистая и красивая леди – австралопитек? Отвечаем: потому что за три дня выпить две бутылки виски и многочисленного прочего столь же крепкого и менее алкоголя - может только австралопитек. Не без помощи, конечно, русского, которые и возят на своих больших тачках средних размеров австралопитеков в Суоми через Питер с одной целью лишь – спаивать маленьких беленьких философских финнов-жжистов, практически пушистеньких трезвенников. Особенно зимой – такая у них историческая память, да, у этих русских, а у австралопитеков – так вообще лето, нет никакой исторической памяти, потому что они – антиподы и ходят вниз головой…

Общеизвестно, что толстых и красивых мужей финнов споить еще никому не удавалось, даже самой упорной на свете нации – исландцам, так австралопитеки с русскими, понимаешь, обходным маневром действуют, через их жен, террористы-сусаннины. Чтобы что-нибудь в Суоми подорвать – не иначе: то-то финские пограничники с нескрываемым интересном рассматривают австралопитекские паспорта и спрашивают: «Дую спик инглиш?»
А русский - на это: «Дайте две».
А австралопитек – им: «Еще две? Ты же сказал что можно всего две, и вообще магазин мы уже проехали, это же вроде – таможня»…
==========================

ИСТОЧНИК

Метки:  

ЗАЧЕМ делать социальные закладки?

Пятница, 22 Января 2010 г. 12:53 + в цитатник
Лично я, замужняя не голодающая домохозяйка с гуманитарным уклоном, обитаю в Интернете ради получения информации и общения. Это не синонимы, хотя почти: в общение кроме информации входит выражение приязни, а в получение информации – радость.

Поэтому я все время думаю о том, как более продуктивно наладить свою сетевую жизнь.

Для тех, кто НЕ знает, что такое социальные закладки, я расскажу о них на примере интересующей меня темы индивидуального туризма. А вы можете заменить ее интересующим вас в данный предметом: философией, кулинарией, красотками или чем хотите.

ПРИМЕР закладок для обмена:

В delicious:


olhanninen and Израиль Bookmarks

Кстати, в гугле - к сожалению, получается делать закладки только для себя. В Яндексе обмениваться посредством блога на я.ру, что тоже не оч. удобно.


Продолжение рассуждений о необходимости социальных закладок читайте здесь . Cпасибо.

Метки:  

Как со старенькой мамой съездить в Рим на неделю за 1300 евро (основные параметры подготовки)

Воскресенье, 22 Ноября 2009 г. 22:41 + в цитатник
РИМ… Какое страшное слово… В нем столько всего, что стремящемуся к культуре маленькому человеку боязно его произносить: как не впасть в ложную патетику, не показаться смешным и пошлым?..
Во избежание неловкости поступлю хитро: не упоминая лишний раз всуе, расскажу, как его оптимальнее посмотреть самому, будучи бедным. И не только – а вместе со старенькими интеллигентными родителями.

С одной стороны, мой рассказ рассчитан на достаточно узкую аудиторию тех немолодых людей, кто путешествиями скрашивает жизнь своих стариков. С другой, – на всех, кто путешествует индивидуально, мало ли что им пригодится. С третьей… что-то почерпнуть для себя может ведь кто угодно, поэтому… - да я всем вам рада, хорошие люди! Морально готовы? Поехали!
Читать далее
Источник: http://olhanninen.livejournal.com/89961.html

Метки:  

6. ИЕРУСАЛИМ - В ОТСУТСТВИЕ ХРАМА - ТРЕХ РЕЛИГИЙ

Пятница, 20 Ноября 2009 г. 21:24 + в цитатник

И через три дня после Воскресения Господня, по Литургии, пошли мы к ключнику Гроба Господня, и я сказал ему: "Я хотел бы взять свою лампаду". Он же с любовью принял меня, ввел в Гроб, и я увидел свою лампаду, стоящую на Святом Гробе и еще горящую Светом тем Святым. И я поклонился тому Святому Гробу и облобызал с любовью и слезами то святое место, где лежало пречистое Тело Господа нашего Иисуса Христа. И тогда я сам измерил Гроб в длину, ширину и высоту, каков он. При людях ведь невозможно измерить его никому. И я почтил Гроб Господень по силе моей, и тому ключнику подал кое-что немногое. а также худое благословение свое. Он же, видя мою любовь ко Гробу Господню, отодвинул тогда дощечку, находящуюся в головах Гроба Господня Святого, и отделил мне от того Святого Камня небольшое благословение, запретив мне с клятвой кому-либо говорить об этом в Иерусалиме. Я же поклонился Гробу Господню и ключнику и, взяв лампаду свою с маслом святым, вышел из Гроба Святого с радостью великою, обогатясь благодатью Божиею, неся в руке моей дар святого места и знамение Святого Гроба Господня. И шел, радуясь, как некой сокровище богатства неся. Шел в келью свою, радуясь великой радостью.

Игумен Даниил, русский паломник (1106-07 гг.)


Подходит ко мне в этом храме одна пожилая дама,
из той же экскурсионной группы, что и я:
" А что это Вы к Гробу Господню не идете?
Не стесняйтесь, милая, очередь стоять ни к чему:
дайте батюшке на воротах десяточку, да проходите с Богом"...
Хяннинен О.Н. Паломничество как 2008 философская категория. ПСС, т. 46

Посетить Иерусалим – это оч. странно, потому что это означает по большому счету – побывать там, где был Храм. И где теперь его уже почти что две тыщи лет нет – и нельзя даже камушек потрогать, поскольку видимый остаток - Стена плача - лишь ограда, граница. Но можно - прикоснуться к отсутствию. Чего-то большого. Что должно быть, а – нету.

Также это означает, что и каждую виденную ранее и увиденную после церковь, синагогу, костел, кирку, мечеть и т.п. культовое строение н.э. ты тем или иным боком проассоциируешь с Храмом. Которого в буквальном смысле не видел. А это - весьма загогулистый ход мыслей и чувств: ведь ты соотносишь вещи и сам соотносишься с тем, что при своем физическом существовании для огромной части человечества не имело того мирового и надмирного значения, которое возникло спустя длительное время после того, как это нечто физически исчезло…

Получается, что видеть ты Храм не видел, но присутствие его ощущал, и будешь ощущать дальше. О как! И для этого даже не обязательно приезжать в Иерусалим, а - достаточно хорошенько подумать. Но лучше все-таки собрать себя по частям и лично прочувствовать всем телом на месте.
Короче, мне кажется, что если б в Иерусалиме НЕ ехала крыша, то было б оч., оч. странно.

…Что такое Храм? Ни в коей мере не беру на себя… смелость, нет, лучше сказать, что не буду глупить и рассуждать с какой-либо социальной, национальной или религиозной т.зр...
Но почему бы не посмотреть на него чисто с бытовой? Это я вполне могу себе позволить – уж чего-чего, а быта я не чужда: оч. люблю его и понимаю (если правильно организованный, конечно, а не достоевщина).

Так вот: Храм – это НЕЧТО уникальное, с чем в быту обычный человек не сталкивался. Он пас скот, возделывал поля, растил детей – и вокруг видел такие обычные вещи и строения - близкие и понятные. Для практических нужд. Даже культовые, но - свои.
А в праздники он приходил в некое, абсолютно отличное от нормальных условий существования, место. В Храм.

Причем жители Иерусалима, хоть и гордились тем, что живут рядом с Храмом, ощущали себя в частности и поэтому особенными, отличными от всех прочих, но, тем не менее – чувства этих прочих разделяли. Они ведь тоже прекрасно знали, что вокруг поля, леса и пустыни, а ничего подобного Храму нигде больше нет. (Похожие чувства испытывает, например, петербуржец по поводу Эрмитажа или любой другой житель старой столицы, пусть он и был в главной местной достопримечательности всего один раз со школьной экскурсией).

А, во-вторых, и столичная жизнь обывателей обтекала Храм, не сводилась к нему и не была им – что такое быть служителем Храма, в массе своей они не знали. А те, кто знали, не могли объяснить, что это значит – в быту. (Даже если бы захотели. Они же этого вовсе не жаждали - по разным причинам, - книжники и фарисеи, билин, исплатиторы и кровопивцы, зажавшие истину)…

И еще один момент весьма важен: он отличает нас, сегодняшних, от людей предыдущих эпох, у которых не было иллюзии СМИ (т.е. то, к чему СМИ прикасаются, сразу приобретает иллюзорный характер). Они не «знали», какую зарплату получает директор Эрмитажа и не догадывались о размере взяток, которые он берет (или не берет, - ну, и дурак тогда); о хищениях, которые происходят в уникальном месте; о том, кто из элиты в нем справляет свои нужды, пардон, семейные торжества.

Да, о служителях Храма и их делах бытовали легенды, ходили сплетни, люди строили по их поводу догадки – но недостоверность подобной информации была очевидна даже глупцу. Люди жили себе и знали, что как именно живут их материальные и духовные властители, они не узнают никогда. И… вообще много чего не узнают. Тоже никогда. И не только они, но и их потомки.

С другой стороны, в истинности библейских историй и в действенности молитвы и правильного образа жизни тоже никто не сомневался, в отличие от нас с вами, живущих в не-тоталитарном обществе. Молиться только нужно было правильно… И жить – тоже.

Не открою Америки, если скажу, что не-тоталитарные общества стали в принципе возможным именно благодаря этим созданным СМИ иллюзиям личных вездесучности и всезнания. Все остальные общности, кроме нынешних, сознательно отказывающихся от владычества СМИ, были в этом смысле тоталитарны по необходимости, т.е. по невозможности не-тоталитарности.

Кстати, вот поэтому массовой веры в Бога в не-тоталитарном государстве быть не может. Вместо нее имеет место мозаика групповых модификаций веры во что-то, что не здесь. И иллюзия того, что здесь-то уж все давно известно, и что не открыто – откроется со временем, а что сейчас есть ложь – предстанет в истинном свете. Такой вот у нас пронизанный воссиявшими истинами мир, да. Без Божественного присутствия где-либо. В массе.
(Поэтому о том, что часть нынешних обществ не-тоталитарна можно говорить только с весомо-грубо-зримой долей условности: тоталитаризм-то СМЕй куда спрячешь? Даже, если и не хочешь найти ответ на тот или иной вопрос, - куда ж ты, Пятачок, денешься?)

…До появления СМИ быт был более сгущенным, определенным, материальным и структурированным – более конкретным, что ли. Не менее конкретным, чем Храм, но – совершенно иным. И кончался быт на пороге Храма.

Вернее, по определению должен был бы кончаться. И люди оч. старались, чтобы это случилось, т.е. стремились к коллективному действию и, одновременно, личному событию за счет сосредоточения (ну да… накручивали себя, можно и так сказать, можно и с большевистской или нацистской демонстрацией сравнить; только в данном случае – зачем?). И – регулярное праздничное ЧУДО вхождения в Храм возникало.
Если же нет, не чувствовали чуда, то считали себя недостойными, виноватыми, грешными. ЛИЧНО себя, а не кого-то другого в этом не-приобщении винили (если, конечно, кто-то специально их не отвлекал ради каких-то корыстных целей или от балды).

…Ранее все пыталась сформулировать наше, заеденное средой, отличие от неСМИшных предков в бытовом и телесном плане, но не вообще – по сложности быта или по количеству усилий для продолжения существования, а - по отношению к артефактам вроде Храма, - вот вроде и сподобилась. Критикуйте, плз, если не совсем глупо показалось, хорошо?

Не знаю только, как назвать Храм совместно с национальным отношением к нему – мифом, мечтой, парадигмой, архетипом, Золотым веком, национальной целью или идеей, гм… стержнем ли мировоззрения… Думается, что у каждой нации что-то подобное есть, глубоко запрятанное и слабо верифицируемое, но к чему, тем не менее, проявляется трепетное массовое отношение. У русских это, как мне кажется, земля как собственность, которую низя отнять. У англичан – материк, суша, море, - то, что не остров, но чтобы владеть. У французов – свобода, чтобы всюду. А у евреев вот есть Храм.

Нам, конечно, скажут: эти все идеи народам внушили всякие власти предержащие, чтоб кровь пить и иначе обманывать. Да уж, не самозародилось столь абстрактное подобное, понятно: запрещали, например, жертвы на местах приносить или популярно объясняли, что все нужное для полного кайфу – в земле, свободе или за морем. Капали, капали на мозг веками, а потом – показывали фокус-покус: радостно находили в народном самосознании нацидею и всем вокруг гордо предъявляли.

Ну… не всегда радостно и гордо, - возразим мы оппонентам: - времена-то и цели менялись, а она, – чудесным образом, - живее всех живых. Прижилось все-таки, вот ведь как: власти всяко-разно приходили и уходили, а национальная идея – оставалась.
И если властям эту идею удавалось актуализировать, то было им и народам счастье, а если нет – все выглядели по-дурацки в этой непрезентабельной всемирной истории. А, значит…

…значит это, что, если б я была не гуляка праздный, враг труда, а серьезный человек, то написала б книжку «Храмовое сознание евреев» (ТМ - нету в гугле ничего под таким названием, а потому забила название и жду платежей от исследователей, если они не совсем голодные).
И начала бы я ее так:
«А у кого еще?
Нет, Вы сначала скажите, у кого еще был Храм?
Вот и молчите тогда…»

Что же касается христианского Храма Гроба Господня – это понятийно совсем другое, ни в коем случае не кощунствую, но… если главной религиозной святыней христианства является Храм ГРОБА Господня, то имплицитно содержащаяся идея о смерти Бога не может не стать когда-нибудь мейнстримной (и не вылиться в конечном итоге в кладбище на Красной площади в Москве)…
Да-да, все верую насчет Воскресенья, но это же сложная идея, не для средних умов: все телесно умирают, а вот чтоб потом воскресли – случается с людьми, мягко говоря, нечасто: бытового массового опыта нет… В «Кредо» же написано «верую», - вот я и верую, - но по сторонам же при этом не могу не смотреть?!.

Экскурсия «Иерусалим трех религий»
День 6, среда, 02.04.08

…За окном был погожий день, яркое солнце, которое почему-то совсем не закрывали низко несущиеся с бешенной скоростью черные тучи.
А как только автобус тронулся из Тель-Авива, экскурсовод Алексей начал нам рассказывать о том, что вот мы едем, как баре с кондиционером, а в стародавние времена паломники шли пешком, дабы прочувствовать сам путь, и даже лошадями многие не пользовались. Смотрите-ка, они тоже пытались вжиться, телесно проникнуть в ту атмосферу в которой происходили исторические, а для них прежде всего религиозные события. И к вящему моему наслаждению гид начал цитировать из мемуаров Даниила-паломника и не тот отрывочек про подношение служителю, дабы отковырять кусочек от Гроба Господня, а - именно про сам паломнический труд в сложных походных и погодных условиях. И звучали почти что тысячелетней давности слова Даниила в устах талантливого экскурсовода весьма убедительно и… в высшей степени уместно: готовили к сложности восприятия.

- Зачем он нас пугает? Вот зачем? – во время остановки на кофе-сигарету в уже набившем оскомину баре им. Э. Пресли, который неминуем для всех экскурсий в иерумалимском направлении, обратилась ко мне одна милая дама с испуганно жавшейся к ней дочерью-подростком.
- Чем именно? – как-то растерялась я.
- Ну, как же: читает всякие ужасы, когда такая хорошая погода, замечательное настроение, мы на отдыхе, в отпуске, с детьми, а он - все портит!
- Возможно, экскурсовод пытается настроить группу на серьезный лад: ведь тема экскурсии - «Иерусалим трех религий», а религия - вообще дело непростое, к тому же, разве вам не интересно узнать, как именно верили ваши предки, ну, что они делали как религиозные люди…
- Хм, можно и не нагнетая страсти рассказывать…
Мне было тяжело дышать, невозможно затянуться сигаретой, кофе в такой ситуевине отпадал однозначно, и я извинилась за то, что не могу продолжать беседу.

Рассказала я этот эпизод не для того, чтобы продемонстрировать атрибутивно присущую мне белость, пушистость и серьезность, от которых, конечно же, никуда не денешься, чай не акциденция, но дабы сказать о тривиальном другом: экскурсий, которые бы понравились всем экскурсантам, не бывает – это невозможно даже в теории, несмотря на то, что туристы - люди взрослые, вменяемые и осознающие, на какую именно экскурсию они записались.

Бывают ли плохие экскурсии? Чисто теоретически, это – экскурсии с совсем уж некомпетентным гидом, но я таких не встречала и думаю, что подобный субъект в турбизнесе не удержится, хотя всякое может быть.
Зачем лично я ехала на эту экскурсию, пару дней тому назад побывав в Иерусалиме самостоятельно? Вкратце: чтобы меня ткнули носом в то, что обязательно надо увидеть. А до этого сама по себе я специально ходила по нетуристическим местам, чтобы прочувствовать атмосферу города. Туристическое время не бесконечно, поэтому, думается, нужно заранее продумать, что и под каким соусом тебе в поездке хочется посмотреть. Например, в эту экскурсию входят основные христианские, мусульманские и иудейские святыни.

1. ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ



На этой экскурсии от Яффских ворот Вас ведут к Храму Господню, рассказывая про императрицу-археолога Елену, маму нашего римского Константина, с тремя крестами и прочими аретфактами, а по дороге предварительно заводят в близлежащий сувенирный магазин (ничего не поделаешь – элемент бизнеса).
И вот тут я бы хотела поделиться своим ноу-хау. Размышляя, что привезти многочисленным родственникам и друзьям, при этом не сильно разорившись, я придумала накупить 30-40 ЧЁТОК и магнитиков на холодильник. Затем – освятить чётки (не перепутайте с магнитиками!) на Камне Помазания, при сем сфотографировав, дабы априори исключить сомнения – а то друзья, они тоже разные бывают, сами знаете, у некоторых – такооой характер...
А по возвращении – раздарить! И все счастливы – потому что нынче в подавляющем большинстве стали религиозные, а если и не совсем, то – на подходе.



Между прочим, недавно одна моя знакомая, получив подобный подарок и впрямь крестилась: говорит, ее процесс медитации с моими четками подвиг, или это она приятное мне сказать пожелала, - вот уж не знаю… Так что у меня теперь восемь с половиной крестных детей (историю с четками совсем-то уж полной считать низя, я ж с понятием).

ЗдОрово, правда?! Не подарок, а конфетка, т.е. настоящая христианская семейная реликвия – чётки, с любовью освященные в Иерусалиме в 2008 году рабой Божьей Ольгой!

Чтобы при том при всем еще и гордиться своей хитропопой экономностью, развлекитесь между делом: посмотрите на цены в туристическом магазине, куда вас завел гид-Сусанин, выясните, сколько времени у вас на то, на се (примерно минут 40-час), и быстренько бочком-бочком за угол в переулочек: там лавок до фига великого. Заходите в ту, где хозяин показался наиболее симпатичным да добродушным, делаете возмущенные круглые глаза (китайцев тоже касается, у них даже трогательнее получится, везет же людям) и с придыханием - продавцу:

- Здравствуйте, любезный! Представляете, какой ужас надувательский?! Вот мы туристы из (название страны), нас тут за людей не считают, а сплошная экономическая дискриминация, кругом обманывают, неполиткорректно за дураков держат: затащили в магазин, а там чётки по столько-то (внимание: называйте цену, которая у дяденьки, кстати, она – и так меньше магазинной). Это возмутительно! Уверена, у ВАС, в Вашей такой милой лавочке, где все по-честному – гораздо дешевле. А поэтому я решила купить оптом – целых 30 штук! На чем сойдемся?!.

Гарантирую: кУпите раза в два-три дешевле, чем где бы то ни было.
Вот – делюсь, цените…

...Храм Гроба Господня – явление весьма интересное, и столь многогранное, что о нем, предварительно почитав да послушав, думать и думать - хорошенько там все осмотрите поэтому. И сфотографируйте. Только поделикатнее, вероятно, надо, но что я вас учу – не маленькие: не смогла я делать пикчи вползающих в него на коленях, как-то мне оно неприятно даже видеть такое, вот и фотографировала толпы туристов да служителей. И интерьер.

Очередь к Гробу Господню мне б было не выстоять и в здоровом состоянии, а уж в больном – и подавно. Засылать же батюшке десяточку, чтоб без очереди пролезть, не хотелось: господа, это ж не совсем, чтобы музей, вы же понимаете... Своими глазами увидела, что Голгофы больше нет, и – слава Богу. Т.е. мне бы оч. хотелось, чтобы она была, чтобы на нее подняться и посмотреть окрест, постоять, подумать. В одиночестве. Но, увы…

Нет, я все понимаю: намоленные места пустыми не бывают – не забей императрица Елена храмовое пространство, не отстаивали б его веками христиане всеми возможными и невозможными способами, то - оккупировал бы кто другой, а хуже всего – иноверец. Так что по большому счету экзистенциальных претензий к ней и к ним быть не может даже и у людей мечтательных, скорее всего – особенно у них: уж они-то себе голгофу найдут, ой, не упустят возможности….

И все же не отпускало ощущение, что мне морально и физически не хватает воздуху под крышей дома сего, к тому же всерьез начался приступ астмы, и даже медленно подниматься по иерусалимским улочкам мне стало тяжко до невыносимости. Поэтому я попросила гида подсказать мне адрес ближайшей больницы, куда, извинившись и попрощавшись, уехала на такси…

2. СТЕНА ПЛАЧА (и другие раскопки периода первого и второго Храма).

…Конечно, жалко, что не удалось дослушать рассказ гида-Алексея, уверена, что меня бы он заинтересовал, но саму экскурсию я, тем не менее, визуально добрала по кусочкам: двумя днями раньше видела Аль-Аксу с черным куполом, Золотой купол и Стену плача.



А на следующий день уже к Стене плача подошла непосредственно: наблюдала бар-мицву, когда на мужской части, за заборчиком носили по кругу какой-то сосуд. На женской половине стены в этот момент родственные тетеньки стояли на стульчиках, подглядывали-переживали, а некоторые даже слезы радости утирали.

3. АЛЬ-АКСА И КУПОЛ СКАЛЫ (и по пути - армянский квартал).

…Мне нечего рассказать вам о мусульманстве – меня к нему не пустили: только для единоверцев…
Углядев золотой купол мечети из полутьмы Иерусалимского рынка имени «не счесть алмазов в каменных пещерах», где на прилавках мишура и золото самоварное, но на расстоянии или на фотографии они блестят как самые настоящие алладиновы сокровища, протиснулась я сквозь толпу почти что в симпатичный садик, где и была заловлена израильтянином с автоматом, который, кстати, весьма вежливо, рассыпался передо мной в извинениях за то, что не остановил раньше, а я – перед ним, ибо не знала, что нельзя заходить не только в мечеть, но и на прилегающую к ней территорию.
…А для всех остальных остается только неполиткорректно громкое созывание на молитву из усилителей по всей стране.



Когда будете присматриваться к мусульманским святыням, обратите внимание, что там все перепутано с куполами и содержимым: под золотым куполом находится черный камень, с которого Мухаммед вознесся на коне за Кораном, а под черным – где он молился до того, как.



Вот еще совсем маленький кусочек армянского квартала, но я там в свой первый иерусалимский день даже меньше часу погуляла, уже замерзшая и оголодавшая, так что – в следующий раз основательнее изучу. В настольный теннис, может, пустят меня сразиться… и - сюрприз, сюрприз… тока вы армянам не говорите, что я всех знакомых финнов обыгрываю…



…Всё пучком – не волнуйтесь: в больнице мне так удачно купировали приступ астмы, что на следующий день я уже огурцом шастала с другой экскурсией по подземному Иерусалиму, слава Богу, и врачам спасибо!

Но фотографировать мне в больнице запретили, даже охранницы фотоаппарат отобрали, ну и правильно: я бы тоже протестовала, если б меня в растрепанных чувствах кто ни попадя увековечивал. Но потом отдали, т.к. мне пришлось на ночь с трубочкой в носу задержаться, но – под честное слово, что я камеру - ни сном, ни духом. Поэтому вам придется мне тоже поверить, что больница как больница, во всех нормальных странах они ничего особенного: лежишь себе на чистых простынях, дуба даешь, а все о тебе заботятся, и даже иногда помогают.


_____________________________________________

Все мои посты про Израиль:

1. Израиль для безлошадных индивидуалов с хлипким здоровьем и обозримым бюджетом: Общие впечатления от самолета, отеля, экскурсий. Немножко рекомендаций.Таможня, экскурсия, еда, шаббат.
2. Израиль... Массада и Яффо: сверху видно наше фсё. Дни 1 и 2
3. Израиль... Кейсария, Хайфа, Акко. Время собирать камни. День 3
4. Израиль… в котором нет воды: дорога от Храма: Галилея иудейская и христианская. Дни 4 и 6
5. Израиль… Одинокий Иерусалим: зачем ехать, греки православные, правоверный мусульман, девушка с... День 5
6. Израиль… Иерусалим - вокруг отсутствия Храма - трех религий. День 7
7.1. Израиль… Тема для медитации: сталактитовая пещера Сорек, заповедник Авшалом - тока пикчи, ей-бо
7. 2. Израиль… Иерусалим подземный, монастыри вокруг и три с половиной мысли. Дни 8 и 10
8. Израиль: праздник мыльных пузырей и пустыня Негев. Дни 9,11 и 12
***
Вкратце об отношении Израиля к проблеме захвата террористами заложников: имидж страны:
Евреи как люди, нация и государство (заметки по ходу знакомства с еврейской историей)
Израиль: соблюдающие не похожи на нас с вами – у них обрядов больше
Как нам обустроить палестинскую проблему: о правилах приличнного поведения туриста в Израиле

__________________________________

Метки:  


Процитировано 1 раз

Царь-клюква, царь-писец и Вилле Хаапасало (в роли Г. Штадена, П.Лунгин «Царь»)

Четверг, 19 Ноября 2009 г. 10:26 + в цитатник
Когда Русская земля вместе с окрестными странами, у которых нет государей и которые лежат пустыми, будет взята, тогда границы [империи] сойдутся с границами персидского шаха.
Тогда только турецкий султан увидит, как бог вседержитель [77] ратует за тех, кто истинно верует в сына его — Иисуса Христа и надеется на него всем сердцем своим.
Затем через окрестные страны можно будет пройти до Америки и [проникнуть] внутрь нее.
И, наконец, с помощью персидского шаха можно будет совсем легко справиться с турецким султаном.
Г. Штаден. Записки о Московии.


Посмотрела я этот фильм, мейнстримная я женщина. Да я и вообще слежу-с – нонча при интернетах-то фиг отстанешь в культурном отношении даже в финской глубинке, чай, не конченная экофашистка, чтоб без техники жить. Так, балуюсь… К тому же, при наших погодах порой даже не погуляешь на свежем воздухе – дождь, слякоть да распутица, вот и смотришь в комп, выискиваешь, чтоб такого новенького из него выкушать.

Не пожалела и в этот раз о потраченном времени: интересно же посмотреть на то, как видится эпоха Грозного группе интеллигентных тусовщиков. Хороший режиссер, хорошие актеры талантливо и с удовольствием играли в ассоциации «как хорошо ты знаешь историю родины и кино», в результате чего организовался классный капустник на заданную в КВН тему.

Но, получая удовольствие от их работы, мне НЕ захотелось узнать, залезть в исторические материалы: с какой целью герои так поступают, почему ведут себя так странно, в силу каких причин их цели мне чужды и непонятны? Ведь тогда жили другие люди, у них был иной быт, они иначе думали, видели мир, иначе фантазировали, иного хотели, к другому стремились, по-другому веровали, - и поэтому относились к своей и чужой жизни не как мы, совсем не так.

В фильме я этого дыхания истории не почувствовала так, как, например, всегда ощущала в романах Умберто Эко или Д. Кутзее. (И – что забавно – во многих исторических романах прошлых веков: там современное авторам, но иное мне, накладывалось на их незнание исторических реалий и – иногда - получалось в общем-то ничего, похоже на то, как, скорее всего, было в действительности. Кстати, тоже тема для размышлений – простите за отступление, это я себе – чтобы не забыть).
Между прочим, над этой «другостью» прикалывался даже Л. Гайдай в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», - и правильно делал, хотя и топорно: но как иначе-то донести до советского зрителя?..

В творении Лунгина некоторая часть моих современников высказывала свое отношение к русскому 16 веку и власти в нем. Выразила она это свое представление в форме фильма - вот и молодцы. Но сам фильм не захватил меня, не заставил забыть о том, что сие – игра: не облилась я слезами над вымыслом. Капустник – и в этом, на мой непросвещенный, главный недостаток фильма.

Не режиссер я, не критик, не специалист в области кинобизнеса, и поэтому не знаю, что нужно сделать, чтобы я поверила и все же облилась. Пока не могу сама себе объяснить, почему фильм «Морфий» при всех его очевидных ляпах, несколько «похож» на глубинку начала 20 века, и не менее идеологический, пусть иначе, эйзенштейновский «Иван Грозный» похожее, чем «Царь» Лунгина. А уж «120 дней Содома» и вовсе шедевр: с историческими деталями, несмотря на недавность событий – полная задница, а ведь непонятно как взял Пазолини да и передал посредством порнухи исторический дух, стервец эдакий.

Может, Лунгин сам что-то такое чувствовал, и потому дал столь абстрактное название – царь вообще, просто царь, маккиавелевский государь… Так и снимал бы тогда в каких-то иных декорациях, что ли – как наши современники пытаются поставить фильм про Грозного и у них не получается, например. Но – советы давать легко, понимаю…

Вполне может статься, что сегодня исторический фильм, когда специалисты о «другости» имеют более точное представление, вообще невозможен, а возможен только костюмированный фильм для масс, не знаю.

Однако, с другой стороны, и ругать фильм за «неисторичность» как-то странно, когда выходят миллионы фильмов черте из какой жизни с такими несуразицами, что туши свет. Режут ухо, правда, современные бандитские интонации, порой даже страшно за актеров, вдруг какой-нибудь «братан» вылетит, но – эт мелочи. На фоне других «Царь» оч. даже и выигрышно смотрится: народ в меру грязный и заросший, мобильники не звонят, кровь льется – все путем.

Только не надо обзывать его чернухой: для того, чтобы почувствовать всю степень авторской деликатности передачи материала, достаточно включить телевизор.

И за непатриотичность порицать сие творение негоже: в фильме показаны вполне обычные страсти-мордасти, ведь в те времена Россия ничем, кроме размеров, - о которых, впрочем, сама точного представления не имела, - не выделялась среди соседних стран – ни кровавостью правлений, ни отсталостью жизни. А нехристями и дикарями за различие в привычках представителям разных национальностей тогда ругать друг друга было принято.
(Да еще Московия выделялась тем, что все время сопротивлялась приведению к однородности, но в данном случае это к делу, скорее всего, отношения не имеет. К тогдашнему будущему, которое нам прошлое и настоящее, разве что).

Не стОит, мне кажется, как атеистам, демократам и антиклерикалам, так и монархистам или сторонникам «сильной власти» обижаться на гуманистическую прямолинейность разделения в фильме на агнцев и козлищ: не мог митрополит Филипп призывать к милосердию вообще, не было тогда нынешних общечеловеческих ценностей. Т.е. призывать-то к чему-то абстрактно доброму он мог, но означало это «меньше крови» вполне конкретные вещи: не трогать церковников и их земли, а также не наносить вреда системе, которая обеспечивает их существование. Но все эти моменты связаны как раз с «неисторичностью» фильма, о которой я уже сказала выше: в нем наши современники играют в историю, не понимая «другости» тогдашних людей и их мотивов.

Никакой идеи власти вообще или монархической идеи фильм не подрывает, простите за занудство, ибо это для фильма невозможно, как и для любого произведения искусства, в т.ч. и более талантливого – кишка тонка.
И светлый образ И.В.Грозного никто не порочит, рисуя якобы сумасшедшим или сектантом: верил он вполне ортодоксально, фанатично и суеверно для нас, но не для современников, а сумасшедшим был ровно настолько, насколько любой творчески развитый человек в те времена. Ну, нервный еще, так все были тогда психами с нашей точки зрения, если почитать Хейзингу и прочих специалистов. Вполне обычный правитель своего времени, - царствование более мягких по характеру было короче, - просто время было такое стремное, потому и остался в истории пугалом и идеалом, - в зависимости от убеждений о ней рассуждающих.

Мне кажется, что подбор Мамонова на роль Грозного оправдан, другое дело, что совсем уж Сталина из него делать не надо было, это унизительно: да, мы грамотные, я тоже видела фотографию Сталина с девочками на разных местах и знаю легенды о том, что с этими крошками потом стало. Многого не прошу: чтобы уж совсем без посмодернизьму, не предлагаю, но меру-то дОлжно знать…

И все же: почему же такая буча в прессе? Ну, кроме экономических причин типа раскрутки посредственного фильма, это повод для оппонентов выяснить отношения, обозначить свою позицию, заявить о себе еще раз, т.е. вещи, к собственно фильму отношение имеющие весьма опосредованно. Вот и я тоже высказалась бы из тех же соображений, но – не только…

…Есть-таки один забавный персонаж, который «похож» и «другой», хотя, возможно, и в силу второстепенности или неразработанности образа. Но мне показалось, что это так и задумано актером. Неспроста.
И, как обычно в случае талантливого раскрытия образа, даже все капустнические ляпы фильма работают не против, а на создателя образа. Так гениально играла официантку Гурченко в «Вокзале для двоих», а Джоли – телеграфистку в «Подмене».
Этот образ - Генрих фон Штаден, Андрюша Володимирович, международный авантюрист при дворе Царя Мамонова, в исполнении Вилле Хаапасало.

Иноземец ведет себя адекватно: ничему не удивляется, в меру боится, ни от чего не отвращается, в нужном месте проявляет творческую фантазию, трудится добросовестно, под местного не косит, но и инородчество излишне не подчеркивает: все идут в опричнину, а он – что, рыжий?.. Взяли – вот и хорошо.

С митрополитом строит мельницу, для царя – смертоносные и одновременно развлекательные машины для пыточного потешного городка. Кстати, он в этом плане ничем, кроме практического воплощения и степени таланта, не отличается от не к месту помянутого Леонардо. Того тоже все интересовало. Ляп (один из многих) заключается в ином: Леонардо в свое время вовсе не был так уж популярен. А точнее – о нем вообще мало кто знал, а уж тем более не в России времен Грозного. Пиар случился, как известно, гораздо позже.
Но минус (ляп) на минус (карикатурный персонаж «безнравственный иностранец-авантюрист») дают плюс: ведь и действительному Штадену все равно, кого склюняют – Леонардо, так Леонардо, - а он лишь улыбается, соглашается, работает и зарабатывает. А иначе - зачем он вообще приехал?

Это потом он вернется в Европу и напишет план оккупации Московии для римского императора, - но в фильме об этом ни слова. Потому что исторический.
Многие скажут: какой подлец, оболгал кормившую его страну, да еще и нашпионил!
Простите, а русские, возвратившись на родину, поступали иначе по отношению к заграницам, в которых побывали?..

…Многие наши соотечественники любят Вилле за то, что он:
а) выучил наш язык,
б) квасил с нужными людьми, которые впоследствии стали «нашим всем», в нужное (и такое сложное для нашей страны) время,
в) снимается в наших фильмах больше, чем в финских и каких иных,
г) вообще обаятельный…
Я тоже.

А знаете, какие анекдоты Вилле рассказывает на финском телевидении? Слушайте:

Сидят два финна на рыбалке. Один читает газету. Вдруг говорит:
- Пишут…
Проходит полчаса.
- что русские…
Проходит полчаса.
- улетели…
Проходит полчаса.
- на Луну…
Проходит полчаса. Другой:
- Все?..

ЗЫ. Первый человек, с которым я вообще что-либо обсуждаю, - ессно, мой муж. Он фильма не смотрел, но на мои попытки объяснить возникшие чувства, отреагировал так:
- Послушай, прежние, они даже говорили иначе. Ты пробовала читать, например, Шекспира в оригинале? А что этот другой язык на мышление не влияет? Еще как! Даже то, что мы с тобой говорим на каком-то англо-бейсике, а не на родных языках, меняет отношения, - вот и прикинь, какие иные люди жили столетия назад…

ЗЫ.ЗЫ. И последнее: что за карнавализьм в РПЦ, скажите на милость? С чего такого нехорошего священники в актеры идут шутов играть, - не прокормиться с прихода, что ль, отцу Охлобыстину-то?

Метки:  

Израильский Афтомат Узиевич Калашникофф

Вторник, 17 Ноября 2009 г. 21:16 + в цитатник
…Из Иерусалима я возвращалась в Телль-Авив уже поздно вечером на рейсовом автобусе и всю дорогу мучилась соблазном. А потому что мне попалась удивительно симпатичная англоязычная соседка с…
Садится рядом, ОН встает между нами во всей своей строгой и неприступной красе, а она любезно интересуется:
- Вас не беспокоит?..
-Да нет, что Вы, что Вы, как Вы могли подумать, что… ОН может меня обеспокоить?! Отнюдь. Оч. даже и наоборот.

Едем домой.
А я к ней все поближе придвигаюсь. Ну, больно хочется ЕГО получше рассмотреть. Она (отстраняясь, с легким удивлением):
- Вы в порядке?
- Да окей я, окей, только вот…
- Что?
- Да так, ничего, музыка навеяла…

Уж Тель-Авив близится, а Германа все нет желание все нарастает, и нет мне покоя. А как высказать невыразимое?
- Милая девушка, Вы - такая милая… Нельзя ли Вас попросить?.. Мне так неловко…

Она (отшатываясь, с удивлением переходящим в брезгливость, ща с сидения спрыгнет… вместе с НИМ… нет, я не могу этого допустить, я преодолею свою нерешительность и…):
- О чем это?!.
- Ээээ… Ну… Будучи воспитанным человеком, я не могу настаивать… Ни в коей мере не рискнула бы Вас попросить… потрогать ЭТО… у нас в Европах фиг кто даст потрогать… да и не увидишь просто так, на улице, чтобы близко, если сам не того, понимаете, чего, да и не такие они… Я даже не знаю, какие они у нас!..
- ЧТО???!!!
- Ну… сами понимаете… ЭТИ… но право же, Вам это ничего не стоит, а мне будет так приятно… и… сфотографировать… на память…
- ЧТО. ВЫ. ХОТИТЕ???!!!
- Энта… ну… того… вот так: не Вас, без лица, что Вы, я все понимаю… но… вот Ваша нога рядом с моей ногой… а между нами… ОН… ЭТО… такой хорошенький… как будто, сам так и просится…

Облегченный молодой гогот:
- Ха-ха-ха, пожалуйста, снимайте!..

И… вот вам результат (Тель-Авив, двери открываются, моя нога - в клетчатом, ее - в хаки, - и прошу не путать! - а между нами… м-м-м, о! о! о!



Сами видите, что не чемодан, хоть и не совсем чтобы по-честному между нами, но ведь совсем почти, - правда? - как-то она все-таки ухитрилась перетянуть ЕГО на свою сторону, что даже мне стало всей из себя обидно от такого проявления незаслуженного недоверия, хоть я и промолчала, не подав виду, а покраснев и надувшись…



А все равно завидно? То-то…
Каков ОН-то - красавец, а?..
Представляю героя моих грез: Афтомат Узиевич Калашникофф…

Источник в слишком длинном рассказе о не менее длинном - и одном из самых интересных дней в моей израильской поездке 2007 года.

Метки:  

ЛЮБОВНИКИ* (Инструкция по эксплуатации)

Понедельник, 16 Ноября 2009 г. 01:20 + в цитатник
Делам давно минувших дней, нашим "Обрывкам желтой бульварной прессы" - 10 лет. Итак... в батискаф, - только надевайте на всякий случай противогаз, а то там матерная лексика и…
- Ась? Я?
Эхехе, охохонюшки… Я-то? Не… в этот раз сачкану… А то у меня что-то сегодня поясничку прихватило. К тому же я там уже была. Жила я там...

Открою по ходу пьесы одну маленькую тайну: недавно меня удивил один старый, но не оч. чтобы добрый, знакомый, мимоходом заметив, что в последние годы я стала дюже белая и пушистая, а вот раааньше... и поинтересовался, не забыла ли одну маааленькую книжечку, которую я выпустила со своими друзьями.

Так вот: я ее не забыла, более того - печатаю в своем жж, потому что сайт, на котором она хранилась, закрыли. И ни слова я в ней не исправила - те, у кого она есть в бумажном виде, могут засвидетельствовать. И не хер меня шантажировать.

Любовникам (всем и всех) посвящается…


Любовники. Инструкция по эксплуатации

Метки:  

Все мои рассказы про Израиль:

Пятница, 13 Ноября 2009 г. 13:37 + в цитатник
Список моих постов, в которых я рассказываю про Израиль:

1. Израиль для безлошадных индивидуалов с хлипким здоровьем и обозримым бюджетом: Общие впечатления от самолета, отеля, экскурсий. Немножко рекомендаций.Таможня, экскурсия, еда, шаббат.
2. Израиль... Массада и Яффо: сверху видно наше фсё. Дни 1 и 2
3. Израиль... Кейсария, Хайфа, Акко. Время собирать камни. День 3
4. Израиль… в котором нет воды: дорога от Храма: Галилея иудейская и христианская. Дни 4 и 6
5. Израиль… Одинокий Иерусалим: зачем ехать, греки православные, правоверный мусульман, девушка с... День 5
6. Израиль… Иерусалим - вокруг отсутствия Храма - трех религий. День 7
7.1. Израиль… Тема для медитации: сталактитовая пещера Сорек, заповедник Авшалом - тока пикчи, ей-бо
7. 2. Израиль… Иерусалим подземный, монастыри вокруг и три с половиной мысли. Дни 8 и 10
8. Израиль: праздник мыльных пузырей и пустыня Негев. Дни 9,11 и 12
***
Вкратце об отношении Израиля к проблеме захвата террористами заложников: имидж страны:
Евреи как люди, нация и государство (заметки по ходу знакомства с еврейской историей)
Израиль: соблюдающие не похожи на нас с вами – у них обрядов больше
Как нам обустроить палестинскую проблему: о правилах приличнного поведения туриста в Израиле

Полюбила я эту страну: оказалось, что чуть не целую книгу размышлений про Израиль написала. И это мне доставило не меньшее удовольствие, чем посещение этой страны.

Метки:  

Дневник olhanninen

Пятница, 13 Ноября 2009 г. 12:59 + в цитатник
Иногда письменно думаю о самых различных вещах, с которыми сталкиваюсь по жизни, в путешествиях или воспоминаниях.
И никогда не вру.

Мой основной журнал: http://olhanninen.livejournal.com/, если что - заходите, всегда рада. Спасибо!

 (52x64, 4Kb)


Поиск сообщений в olhanninen
Страницы: 48 ..
.. 3 2 [1] Календарь