Пальчиковые игры
Пальчиковые игры
http://www.ivanovomama.ru/kopilka-one?id=24#comments
В возрасте 1-2 лет все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.
При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т.п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок, а ребёнок с ДЦП, аутизмом или синдромом Дауна, порой и дольше.
Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.
Игры-подготовки
Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры. Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться. Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре. Не используйте для успокоения ребёнка в истерике – тогда может закрепиться устойчивое неприятие пальчиковых игр.
\"Пальчики здороваются\"
Утром встали пальчики - маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, здороваться начали:
- Здравствуй, пальчик!
- Здравствуй пальчик!
(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)
\"Мышки испугались\"
(берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)
Один, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.
\"Ерши\"
(упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку; на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно)
На реке камыши, расплескались там ерши:
Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке)
круг помладше, (рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке)
круг - совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке)
Первичные игры
Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом, мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка.
Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.
\"Шалун\"
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Наша Маша варила кашу,
Кашу сварила, малышей кормила.
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
\"Белочка\"
(поглаживаем руку, расправляя кулачок)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки:
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
\"Фрукты-овощи\"
Как у нашей Зинки
Овощи в корзинке:
(соответственно каждому фрукту по очереди загибать пальцы на руке)
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец,
Наша Зина-молодец.
Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине:
(соответственно каждому овощу по очереди разгибать пальцы на этой же руке)
Яблочко, груша,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы,
До чего ж красивы!
Посмотрите на ранет,
Вкуснее наших фруктов нет!
\"Транспорт\"
Будем пальчики сгибать, будем пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
\"Зверята\"
(с мизинца к большому пальцу)
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
\"Кто приехал?\"
- Кто приехал?
- Мы, мы, мы!
(хлопать кончиками пальцев)
- Мама, мама, это ты?
- Да, да, да!
(хлопать кончиками больших и указательных пальцев)
- Папа, папа, это ты?
- Да, да, да!
(большие и средние пальцы)
- Братец, братец, это ты?
- Да, да, да!
(большие и безымянные пальцы)
- Ах, сестричка, это ты?
- Да, да, да!
(большие пальцы и мизинцы)
\"Семья\"
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
Усложнённые игры
\"Дождик капает\"
Дождик капает, Дождик капает:
Кап -кап-кап, кап-кап-кап.
(пальчики обеих рук постукивают по столу)
\"Пожарники\" (игра-пробуждение)
Пожарники побежали (постучите кончиками пальцев по животу снизу вверх к лицу)
и на кнопочки нажали: «Пи-Пи!» (нажимаете дважды на кончик носа)
\"Домик\"
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок! (нажать на носик)
\"Замок\"
(ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»)
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,
(на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили,
(не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их)
Потянули
(тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)
И открыли!
(резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек)
\"Ягодки\"
(чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз)
С ветки ягодки снимаю
(пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку)
И в лукошко собираю.
(обе ладошки складываете перед собой чашечкой)
Будет полное лукошко,
(одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой)
Я попробую немножко,
Я поем еще чуть-чуть.
(одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот)
Легким будет к дому путь!
(имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше)
\"Паучок\"
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(руки скрещены; пальцы каждой руки \"бегут\" по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены,
качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(действия аналогичны первоначальным, \"паучки\" ползают на голове)
\"Поросята\"
(пальцы рук растопырены; поочередно \"идём\" по столику или коленочкам каждым из пальчиков).
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(мизинцы)
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(безымянные)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю,
(\"фонарики\")
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю!
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(средние)
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(указательные)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю!
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
(большие)
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь)
\"Два козленка\"
(на обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные)
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(держим кисти горизонтально, сближаем руки)
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
(на первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха)
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!
(На слово \"бух\" - хлопаем в ладоши)
И с моста в водичку - плюх!
(Роняем руки на колени)
\"Котята\"
(ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)
У кошечки нашей есть десять котят,
(покачиваем руками, не разъединяя их)
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).