-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Olgamell

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.08.2011
Записей: 631
Комментариев: 44
Написано: 755


Наказание и прощение: искусство баланса

Вторник, 16 Августа 2011 г. 02:33 + в цитатник

 “Я знаю, что бить детей нельзя, что телесные наказания – не дело.  Так я вот как с ним : он у меня темноты боится, так я его в темный подвал без света закрываю. На часик, не больше! Поорет там, и такой шелковый оттуда выходит, на несколько дней хватает.” – Это говорит папа 6-тилетнего мальчика, 

thumbnail.aspx (36)страдающего неврозом.

“Не верьте, обманщик он!  Я еще только  - медленно – отстегиваю ремень, а он уже орет, как резанный, маму на помощь  зовет! А я его и пальцем не трогал!”- говорит папа третьеклассника, огорченный его плохой успеваемостью.

“У меня есть принцип: никогда не хвалить сына, пока он не достигнет совершенства. А он не старается достичь. Но ведь нужно вырабатывать у него чувство ответственности!” – с такого заявления начинает свой рассказ третий отец, сильно озабоченный поведением 11-ти летнего сына. Он лентяй, врун, скрывает отметки.  Никакие наказания не помогают!”Но жестокость, непонимание, следование дурацким принципам, высказанные этими тремя отцами, бывают характерны и для мам, бабушек, дядюшек и прочих воспитателей.

Задумаемся над третьим случаем.  Отец,  действительно, никогда не поступается принципами, он хочет найти такое наказание, которое воздействует на сына.  Никаких поощрений и похвал, никакой помощи или совета. Отец всерьез считает, что мальчик обязан все уметь. Досконально контролируя  выполнение уроков и других заданий, отец не пропускает ни малейшей погрешности.  Ребенок  всеми возможными и невозможными способами избегает этого контроля, и в результате  уроки запускаются, оценки падают, а отец продолжает ужесточать контроль и наказания.   Из этого замкнутого круга нет выхода.  При этом абсолютно ясно, что отец любит сына и желает ему только самого лучшего.

Так что же такое   “наказание”?

Сразу же вспоминается пара подзатыльников за повторенное уличное слово, или за небрежно нацарапанное упражнение. А может, запрет пойти в кино из-за позднего возвращения из школы…  Но наверняка вы вспомните и приятелей, на которых затрещины сыпались, как конфетти, а тетрадки чище не становились, и уличные слова из лексикона не исчезали.  Значит, наказание – это не то, что мы получаем снаружи, а то, что происходит у нас внутри, то гнетущее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться, и, по возможности, никогда больше не испытывать.  Наказывать или не наказывать ребенка?

А  что же с поощрением?  Наградой может оказаться совсем не то, что нам кажется подходящим.  Конфеты, велосипед, поход в цирк…  Иногда  приятная удовлетворенность от хорошо выполненного дела,  радость от того, что любимые люди похвалили и оценили твои достижения,  могут быть в глазах ребенка куда важнее, ведь такие чувства хочется переживать и в будущем.

Так что  на вопрос  ” как правильно распределять наказание и поощрение”, какому ребенку чего и сколько – конкретный ответ дать невозможно.  Какое наказание  или поощрение эффективнее для ребенка?   Все зависит от отношения ребенка к наказывающему и поощряющему. Тут очень важно, на какой основе сформировались их отношения,  насколько они близки эмоционально.   Чтобы наказание возымело действие, необходимо, чтобы ребенок пережил чувство вины. Без этого чувства наказание останется для ребенка простым актом насилия или унижения,  в его представлении совершенно немотивированным.  К тому же тот, кто так хладнокровно наказывает, получает весь эмоциональный отрицательный заряд, вспыхнувший в ребенке,  а это не способствует улучшению отношений и взаимопонимания.

Наверное, наиболее важным элементом наказания является снятие вины, тем самым проявляется элемент “высшей справедливости”, которую ребенок принимает.  Значит, незаслуженное наказание не несет в себе ни чувства вины, ни облегчения, ни, соответственно,   урока на будущее.

Поощрение гораздо действеннее.  Наказание всего лишь прекращает дурные действия, а поощрение направляет на хорошие и укрепляет их. Поощрение не должно быть  материальным.  Лучшая награда – сознание радости, доставленной близким людям, а подарок – только символ, полученный впридачу. Превращение этого символа в самоцель, говорит нам о том, что в семье что-то не в порядке.

Если за любую ошибку ребенка ожидает только наказание, это не научит его правильному поведению. Страх и боязнь наказания  приведет к еще большей лжи.  Но если за каждый, даже маленький успех поощрять и хвалить, появится надежда, что ребенок начнет работать с  удовольствием и полной  отдачей.  Цель наказания  - не потопить провинившегося, а вытянуть его и спасти. И средство для этого - прощение.

Прощение – это не награда, а освобождение от чувства вины или ожидаемого наказания.  И как любое освобождение – оно рождает добрые чувства к освободителю.  Только тогда ребенок будет любить наказывающих отца или мать, и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться и  хорошо вести себя в будущем.

Но здесь важно не бросаться в крайности. Никогда ничего не прощать – бесчеловечно. Это углубит пропасть между ребенком и его воспитателем. Но всепрощение – способ потерять уважение ребенка и возможность влиять на его воспитание. Найти золотую середину – пожалуй,  одна из важнейших задач родителей.


Рубрики:  РОДИТЕЛЬСКАЯ АЗБУКА
Что родители хотели бы знать о воспитании своего малыша.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку