Дролери (фр.шутка |
”, “шалость”, “чудачество”) — причудливые фигурки на полях средневековых манускриптов — можно по праву назвать самым абсурдным жанром средневекового искусства. Началом его принято считать XIII век: именно тогда у художников вошло в моду давать выход своей безудержной фантазии, обрушивая на читателя ворох шуточных сюжетов и нелепых зарисовок. Люди, животные и фантастические существа сходят с миниатюр на поля книжных страниц и начинают кувыркаться, плясать и разыгрывать целые сцены, смущая сбитого с толку читателя.
Такие иллюстрации (в англоязычной литературе их чаще называют “маргиналиями” — marginalia) были особенно широко распространены во французских, итальянских и английских манускриптах XIII-XIV веков. К началу XIV столетия они стали настолько популярны, что наряду с миниатюрами и буквицами превратились в неотъемлемую часть книжного декора. Чаще всего дролери рисовались в той же технике и с использованием тех же материалов, что и остальные элементы орнамента.
Похороны кролика – типичный пример дролери
Что особенно удивительно (хотя в истории дролери удивительно, в общем-то, все), так это стремление иллюстраторов украшать причудливыми рисунками манускрипты религиозного содержания. На полях книг, посвященных астрономии, медицине или юриспруденции дролери появлялись заметно реже.
Главная цель создания таких своеобразных иллюстраций — привлечь внимание читателя, сделать процесс чтения более увлекательным, а заодно продемонстрировать свое художественное мастерство. И, что немаловажно, помочь читателю ориентироваться в тексте. Ведь согласитесь, куда легче найти нужное место в книге, если помнишь, что на полях страницы нарисован осел, играющий на лире:
Смысл дролери нередко меняется от страницы к странице. Иногда кажется, что персонаж попросту “сбежал” из находящейся рядом миниатюры, иногда изображение соотносится с конкретным фразой или словом в тексте, а иногда и вовсе непонятно, какое отношение рисунок имеет к содержанию книги.
Тематика дролери очень обширна и разнообразна: это и сцены повседневной жизни, и царство животных, и фантастические существа, степень нелепости которых ограничивалась исключительно воображением художника. Также популярны были изображения сезонных работ (например, посев и сбор урожая) и развлечений (музыка, танцы, игры, охота). Что же касается животных, то чаще всего на страницах манускриптов можно было встретить обезьян, собак, кроликов и птиц; за ними следовали кошки, мыши, львы, медведи, лошади, а иногда и улитки. Особняком здесь стоит лисица — изображение этого животного почти всегда используется в качестве иллюстрации к рассказам о лисе Ренаре:
Хотя дролери и считается типично средневековым жанром искусства, справедливости ради стоит отметить, что с началом Ренессанса “маргинальные” изображения живых и не очень существ никуда не делись. Правда, их расположение на странице стало куда более формальным, а манера рисунка — более сдержанной и реалистичной.
После XV века дролери постепенно начали утрачивать свою популярность, но отголоски былой славы этого жанра слышны, точнее, видны до сих пор. И кстати, чтобы убедиться в этом, необязательно быть дизайнером или иллюстратором, достаточно просто вспомнить рисунки на полях своих школьных тетрадей.
Серия сообщений "интересно +":
Часть 1 - Блицконтроль скорости чтения и понимания текста
Часть 2 - ТАЙНАЯ СИЛА ....МИЗИНЦА. ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ
...
Часть 21 - National Geographic
Часть 22 - Как один побег изменил ход всей войны
Часть 23 - Дролери (фр.шутка
Часть 24 - древняя украина
Часть 25 - Интересно узнать? часть 1
...
Часть 46 - Удивительный мир медуз
Часть 47 - будут отрезать средний палец
Часть 48 - Самые интересные и необычные существа на планете Земля
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |